Internet в зеркале Форума
Доклады и секции
Будет ли в России доступ к TurboInternet?
Коротко о РОЦИТ
"Internet-коммунизм" в одной, отдельно взятой столице
Прогнозы IDC

Риф - поперечный ряд подвязок на парусах,
предназначенный для регулирования скорости и
направления судна

В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка


Главная тема Второго Российского Интернет Форума (РИФ), состоявшегося 11-14 марта, была определена его организаторами (РОЦИТ, Издательский дом "Открытые системы" и компания "ВИ-6") как "Интернет для российского бизнеса". Поэтому основным направлением дискуссий стало развитие Internet как технологии, обеспечивающей решение многих общественных и хозяйственных проблем в условиях экономических реформ.

Internet в зеркале Форума

Попробуем оценить, что же изменилось в российском секторе Internet с прошлого года, вернее - со времени проведения Первого Форума, где обсуждалось использование Internet в корпоративных сетях.

Пожалуй, главное достижение России - увеличение количества Internet-пользователей. По разным оценкам, их число составляет от 600 тыс. до 1 млн. О расширении Сети свидетельствуют и другие цифры: официально зарегистрировано более 300 россиийских Internet-провайдеров. Общий оборот в сфере услуг доступа к Internet, по данным РОЦИТ, составил в 1997 г. около 50 млн дол.

Следует также отметить значительное увеличение объема информационного наполнения Web-узлов: аналитики РОЦИТ отмечают, что количество ресурсов в Internet, доступных на русском языке, возросло в 10 раз. Создаются отечественные Web-серверы, обеспечивающие новые для России виды интерактивных услуг, таких как информационно-справочные, биржевые и финансовые операции, дистанционное обслуживание корпоративных клиентов, в том числе электронная коммерция. Появляется все больше справочно-поисковых систем, учитывающих морфологию русского языка. Все это, по мнению аналитиков РОЦИТ, свидетельствует о достижении определенной "критической массы", способной интенсифицировать дальнейший рост бизнес-применений Internet в России.

Однако вернемся к статистике. "РИФ'97" собрал более 300 участников из 30 регионов России, а нынешний Форум - 400 человек. В списке зарегистрированных фирм насчитывалось 175 компаний, в том числе - ряд зарубежных поставщиков телекоммуникационного оборудования и Internet-провайдеров. Следует отметить, что состав участников явно указывал на интерес к российскому Internet-рынку весьма "серьезных" зарубежных производителей ПО и оборудования, среди которых - Bay Networks, Cisco Systems, Digital, Intel, Hewlett-Packard, Lucent, Microsoft, Novell, Sun Microsystems и др.

Форум оказался интересен и крупнейшим российским поставщикам услуг связи, а также руководителям ведущих государственных и частных предприятий, банков, финансовых и страховых компаний, определяющих политику своих организаций в области автоматизации. В списке фирм-участников присутствовали такие громкие имена, как РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", ЦБ РФ. В работе секций и "круглых столов" участвовали представители Госдумы, правительства РФ и Москвы, ФАПСИ и ФСБ, т. е. именно тех структур, которые способны повлиять на принятие государственных решений, связанных с развитием Internet в России.

Мысли вслух. Неподдельная заинтересованность госструктур не всегда бывает бескорыстной, что подтверждается печальным жизненным опытом россиян ("Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь"). В деловых кругах известно: как только оборот какой-либо организации превышает некую цифру (обычно около 100 млн руб.), чиновники различных рангов начинают проявлять повышенное внимание к ее делам. Они стараются если не внедриться в штат данной фирмы, то хотя бы получить возможность воздействия на ее бизнес.

Это в полной мере относится и к Internet. Желание госструктур по-своему регламентировать распределение адресного пространства вызывает озабоченность корпоративных пользователей и провайдеров, справедливо считающих, что основные принципы построения Internet должны оставаться незыблемыми. Стремление чиновников к "суверенизации" отечественной части Сети может существенно замедлить развитие Internet в нашей стране. (Тема саморегулирования российской части сети обсуждалась "за круглым столом" второго дня Форума.)

Доклады и секции

Главная тема Форума - "Интернет для российского бизнеса" - объединила в себе целый ряд вопросов: от специфики новых технологических решений Internet до их бизнес-приложений. Содержание докладов не ограничивалось рамками простого описания решений, реализованных той или иной фирмой для подключения к Internet, например, корпоративных пользователей (что было типичным для докладов "РИФ'97"). Многие компании обосновывали применение конкретных технологий в определенных сферах бизнеса с помощью сравнительных характеристик продуктов и статистических данных.

Названия всех 10 секций, на которых обсуждались разнообразные проблемы Internet-бизнеса, звучали достаточно актуально для России: "Подключение корпоративных сетей к Internet", "Защищенные сети", "Поставка информации для бизнеса", "Internet для массового потребителя" и др. Следует отметить, что зачастую речь шла не только о разработках, выполненных на базе технологических решений зарубежных компаний (продукты Comptek, "Ви-6", "Элвис+" и др.), но и о чисто российских проектах, которые подчас превосходят свои западные аналоги (например, продукты "АйТи", MediaLingua, Baikonur). С полным перечнем докладов и их содержанием можно ознакомиться по адресу www.rocit.ru; хотелось бы лишь кратко остановиться на наиболее ярких, по мнению автора, выступлениях и дискуссиях.

Курт Бертон изложил концептуальный подход компании Bay Networks в докладе "Новое определение конвергенции". Под конвергенцией компания подразумевает не просто сближение локальных и глобальных сетей, но их взаимопроникновение. По идеологии Bay это означает объединение на уровне протокола IP как передачи информации разного типа (голоса, видео, данных), так и трафика приложений.

Bay пообещала создать общие IP-службы, которые будут выполнять все необходимые для такой конвергенции функции - поддержку приложений, передачу факсимильных сообщений и голосового трафика, защиту данных и шифрование, обеспечение надежности функционирования сети и доступа к ресурсам из различных сред (IP и "не IP"). В ближайшее время компания планирует реализовать новую технологию Interworking Gateway Technоlogy, способную обеспечить плавную интеграцию со средой IP сетей SNA и традиционных ЛС. По мнению Курта Бертона, конвергенция не только обеспечит защиту внутренних сетей, но и позволит значительно снизить цены на доступ к ресурсам (поскольку открытый стандарт IP поддерживают многие достаточно дешевые приложения).

Обратило на себя внимание и выступление представителя компании Internet Puch Channal. Он рассказал о преимуществах и уникальных возможностях предоставляемых сервером BackWeb push-приложений и услуг рассылки. К сожалению, докладчик не привел конкретные цифры, характеризующие оперативность поставки (т. е. разработки) уникального push-приложения клиенту, - они позволили бы оценить трудоемкость создания такой программы.

Было бы полезно сравнить по данному критерию технологии, применяемые в серверах BackWeb и Baikonur (последние разработаны российской компанией Epsilon Technology; доклад о них также состоялся на Форуме). Дело в том, что сервер Baikonur (см.: Сети, #2, 1998, с. 126) тоже позволяет реализовать push-каналы и персонифицированную рассылку информации. Baikonur вспомнился автору и во время доклада представителя Sun Microsystems, когда был назван "тонким" клиент Sun, который должен поддерживать загрузку аплета 500 Кбайт. Известно, что клиент Baikonur требует загрузчика объемом не более 40 Кбайт. Заранее прошу простить нелестное для Sun сравнение: если принять 10 Кбайт равными 1 кг, то клиент Baikonur "тянет" на очень худенькую кошку, а клиент Sun - на леопарда хорошей упитанности.

Полный аншлаг был на секции "Электронная коммерция в Internet" - просто яблоку негде упасть. Состоялись и яркие доклады, и бурные дискуссии. Здесь обсуждались не только тенденции развития электронной коммерции в России и мире, но и применение новых технологий (доклад представителей банка "Платина"), в том числе решений для брокерского обслуживания клиентов в режиме реального времени (сообщение агентства "Финмаркет"). Автору показалась наиболее цельным продуктом система "ЭлитКарт+", обеспечивающая защиту сделок с помощью средств, сертифицированных ФАПСИ. Однако заслуживают внимания и решения компании "АйТи" для обслуживания через Internet клиентов банка, реализованные в продукте "Декарт+И".

Многие банки уже сегодня используют для передачи финансовой информации в режиме реального времени интеграцию технологий - спутниковые каналы и реализованные в информационной системе "Дикси+" push-каналы. Последние организованы на базе спутникового вещания и могут ежедневно транслировать информацию, ориентированную на разные группы потребителей (совместный проект МФД и НТВ+).

Об огромном внимании к защите информации свидетельствуют дискуссии на эту тему, возникавшие практически на любой секции. Преимущества применения в России тех или иных механизмов обеспечения безопасности сети и защиты данных обсуждались поставщиками услуг электронной коммерции, провайдерами и представителями банков. На специализированной секции "Защищенные сети" были представлены готовые решения UNI и "Анкей". Также состоялся доклад компании "Элвис+", в котором не только рассказывалось о внедрении разработанной этой фирмой системы информационной безопасности, но и теоретически (концептуально) обосновывался подход к построению таких систем.

На секции "СМИ в Internet" безусловный интерес вызвало обсуждение проекта распространения печатных изданий через Internet. Оговоримся сразу: в этом уникальном для России проекте речь идет только о распространении тиражей СМИ по подписке и в розницу, а не о размещении содержимого изданий на Web-страницах. Проект представляла компания "Агентство подписки и розницы" (АПР).

Система АПР, работающая как в ЛС, так и в Internet, предназначена для оперативного делового общения с клиентами агентства - издателями, распространителями печати и транспортными компаниями. Сегодня ее услугами пользуются около 30% СМИ России. Кроме того, АПР - единственное российское агентство, в котором можно подписать, находясь в Москве, друга, например, из Владивостока на любое печатное издание. О масштабах системы говорит объем базы данных документов, которые доступны всем клиентам агентства на страницах его сервера (с учетом конфиденциальности данных и прав на просмотр данного документа): в настоящее время он составляет более 2,5 Гбайт.

Представители АПР с гордостью заявляли о себе как о реальной "альтернативе Роспечати", но не скрывали своих трудностей. АПР - коммерческая структура, которая должна приносить доход, поэтому компания считает основной проблемой практическое отсутствие российской концепции ведения маркетинга через Internet. Немало горьких слов было сказано о том, как сложно при отсутствии финансовой поддержки конкурировать с аналогичными агентствами США и Европы.

Алесандр Галицкий ("Элвис+") в докладе "Время виртуальных частных и одновременно интеллигентных сетей" в качестве основной движущей силы развития бизнеса в России указал на создание Virtual Private Network (VPN). Он привел собственные оценки эффективности их применения и подключения к корпоративным сетям через Internet, подчеркнув, что при использовании нестандартных подключений, в том числе для мобильных и удаленных пользователей, затраты могут сокращаться на 60-80%. Важным аспектом реализации связей через VPN является правильный выбор технологического решения, учитывающего вопросы безопасности, производительности, удобства и гибкости применения, стоимости услуг и управления.

Все эти проблемы, по мнению г-на Галицкого, должны решать Internet-провайдеры. Им нужно взять на себя выполнение ряда нетрадиционных функций и обеспечивать более широкий спектр услуг (включая создание сетей VPN), а не просто предоставлять каналы.

Итак, Второй Российский Интернет Форум завершился. Подведем черту. Основная часть докладов и обсуждений (как это водится в нашем Отечестве) начиналась "за здравие", а заканчивалась живописанием трудностей и опасностей, подстерегающих пользователей и провайдеров при использовании Internet в коммерческих операциях и бизнесе. К сожалению, не была выработана стратегия РОЦИТ по ряду сугубо российских проблем (например, относительно принципов распределения адресного пространства или грядущего введения повременной оплаты телефонных переговоров). Выполнил ли РИФ свою главную функцию (правильно поставить паруса корабля с именем "Россия" для успешного рейда в информационном океане Internet) - покажет время.


Будет ли в России доступ к TurboInternet?

Hughes Network Systems была первой компанией, сделавшей технологии спутниковой связи доступными для пользователей Internet за счет объединения в терминале DirecPC оборудования для персонального доступа к спутниковой сети и ПК.

В архитектуру сети TurboInternet входят наземные магистрали и высокоскоростные каналы спутниковой связи. Запрос пользователя поступает по каналам местного провайдера в региональный операционный центр, из которого по высокоскоростным линиям связи (DS1, 12 Мбит/c) передается в главный сетевой операционный центр на базе телепорта, соединенного магистральным каналом (DS3, 45 Мбит/c) c Internet. После обработки запроса информация возвращается по тому же маршруту в региональный центр, который осуществляет передачу данных на спутник связи. Пользователь получает информацию непосредственно со спутника (в терминал встроены антенна и приемник). Эта сеть также осуществляет высокоскоростную пакетную рассылку (3 Мбит/с) и передачу мультимедиа в режиме реального времени.

Сеть реализована в США, однако существует вероятность ее развертывания и на территории России. Российский пользователь может воспользоваться услугами двух региональных центров: европейского (спутник HotBird3) с зоной обслуживания до Урала и северо-азиатского (КА PAS2) для Дальнего Востока. Однако чтобы реализовать такую возможность, потребуются определенные инвестиции. А это, как известно, - очень сложный вопрос.


Коротко о РОЦИТ

РОЦИТ (Региональный (Российский) общественный центр Интернет-технологий) - созданная в 1996 г. некоммерческая организация. Ее цель - содействовать распространению в России Всемирной сети, что должно ускорить интеграцию нашей страны с мировым информационным пространством. Основная деятельность организации заключается в проведении массовых мероприятий, семинаров и конференций, посвященных различным аспектам использования Сети.

Задачи таких встреч: создание неформальных связей между поставщиками и потребителями информации и условий для их эффективного взаимодействия, организация консультаций, обсуждение новейших информационных технологий и способов их применения в России. В рамках РОЦИТ работает аналитическая группа, осуществляющая мониторинг российского сектора Internet, что позволяет оперативно оценивать динамику развития технологий и уровень их использования в России (по сравнению с другими частями информационного пространства).


"Internet-коммунизм" в одной, отдельно взятой столице

Компания "Инфодом" закончила работу над эскизным проектом ОИС (Общегородской информационной системы) г. Москвы, который предусматривает создание единого информационного пространства, объединяющего все городские информационные и телекоммуникационные ресурсы. Проект выполнялся по заказу Московской телекоммуникационной корпорации ("КОМКОР").

В системе ОИС будет реализована двухуровневая структура - ядро системы и сеть доступа. Согласно проекту, в архитектуру ОИС войдут:

  • центральный узел ОИС - единый информационный и телекоммуникационный центр для организации информационных служб муниципальных организаций, мониторинга и управления ресурсами системы;
  • региональные узлы, обеспечивающие подключение департаментов и муниципальных структур, а также доступ к информационным ресурсам различных категорий пользователей;
  • справочная служба города;
  • муниципальные Internet-павильоны, предоставляющие отдельным гражданам доступ к Internet;
  • траспортная магистраль ОИС, построенная на базе сети ВОЛС (волоконно-оптических линий связи).

На первом этапе проекта, который намечено завершить в 2000 г., будет создано ядро системы на базе высокоскоростной магистрали (скорость передачи данных - около 600 Мбит/c), к которой подключат информационные серверы, центральный и региональный узлы. Подключение пользователей будет реализовано средствами сети доступа при скоростях от 28,8 кбит/c до 2 Мбит/c. По оценкам разработчиков, на первом этапе ОИС обеспечит постоянным доступом к сети более 40 тыс. человек (с учетом пользователей Internet). Второй этап предусматривает применение технологии АТМ и увеличение пропускной способности магистрали ядра до 2,4 Гбит/c, а скорости доступа - до 155 Мбит/с.

В перечень услуг сети ОИС кроме доступа к информационным ресурсам города и создания суперкорпоративной сети муниципалитета г. Москвы будет входить доступ к Internet (включая все Internet-услуги), доступ в специализированные и глобальные сети, создание виртуальных и корпоративных сетей. Основной протокол сети доступа - TCP/IP.


Прогнозы IDC

International Data Corporation (IDC) предсказывает, что в 1998 г. число пользователей Internet достигнет 100 млн (к 2005 г. - 1 млрд чел.) и в каждом четвертом доме США появится доступ к Internet. Объем продаж через сети электронной коммерции составит 20 млрд дол. Ключевую роль в этом бизнесе будут играть телефонные компании, провайдеры и производители электронного оборудования.

Сети ISDN потеряют свою популярность в связи с распространением каналов DSL (Digital Subscriber Line), и к 2002 г. 15% зданий в США получат мегабитный доступ к Internet по каналам DSL. Технологии передачи голоса будут интегрированы с электронной почтой и базами знаний. А поскольку 42% пользователей Internet находятся за пределами США, то возрастет необходимость в применении Web-переводчиков, которые станут неотъемлемой частью сетевого сообщества.


Галина Большова - обозреватель журнала "Сети". С ней можно связаться по адресу nets@osp.ru.