Современные компьютерные и телекоммуникационные сети, как правило, оснащены многократной защитой от сбоев различного вида, особенно в банках или других жизненно важных организациях. Не будь ее, они давно были бы отставлены за ненадобностью. Системный инженер, роль которого прежде была подобна роли жреца в языческом храме или мастера, "от которого все зависит", теперь скорее похож на автомеханика или работника сервисной службы. Причем его функции также надо дублировать, как аппаратное и программное обеспечение. Организации, которые вовремя не приняли необходимые меры, рано или поздно столкнулись (или столкнутся) с проблемами, разрешить которые гораздо дороже, чем создать систему обеспечения бесперебойной работы. В корпоративных сетях обычно стоимость хранящейся и передаваемой информации намного превышает цену используемого при этом оборудования. К тому же далеко не всегда стоимость данных или последствий их утраты поддается оценке. Иногда конкретные записи или сообщения могут быть просто уникальными и неповторимыми по своему содержанию.

Развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий в отличие от других областей техники или фундаментальных научных исследований практически полностью определяется потребностями бизнеса. Так как в начале 80-х гг. персональные компьютеры были весьма ненадежны в работе и довольно дороги, только отдельные энтузиасты и достаточно богатые фирмы могли позволить себе их по сути "экспериментальную" эксплуатацию. Сетевая и телекоммуникационная индустрия в конечном счете - еще одна сфера обслуживания потребностей человека, (конкретного заказчика, какой-то группы людей или фирмы). Рано или поздно она займет (а в ряде промышленно развитых стран уже заняла) свое место, причем не лучшее или худшее, а именно свое, в одном ряду с транспортом, медициной и другими отраслями обеспечения жизнедеятельности человека. В своем последнем выступлении на встрече с журналистами в Монте-Карло глава одной из крупнейших сетевых компаний Bay Networks Дэвид Хаус подтвердил это, провозгласив девизом своей компании на ближайшее будущее "Революционным образом изменить традиционные способы Работы, Обучения и Развлечения человечества с помощью удаления препятствий, которые создают Пространство и Время" (естественно, с помощью телекоммуникационных технологий - прим. ред.), и поставив во главе треугольника "customer-innovation-people" именно потребности конкретного клиента-заказчика, а не технические достижения.

Сетевая индустрия станет очередным "кирпичиком" во всеобщей сфере обслуживания, призванной удовлетворять самые разнообразные потребности человечества. И главными действующими лицами в ней будут те фирмы, которые смогут понять нужды самых различных клиентов и найдут разумный компромисс между своими ресурсами и тем, что необходимо потребителю их продуктов и услуг. Или более того, предложат такие новые решения и возможности, о которых клиент пока и не задумывается, но попробовав и привыкнув к которым, вряд ли сможет от них отказаться.

Закончились те времена, когда нормой было снисходительное отношение к сфере обслуживания (впрочем, возможно, такое положение было характерно только для нашего общества "развитого социализма", в котором главным был труд на ударных стройках, а об удовлетворении "все возрастающих потребностей" больше говорилось, чем что-либо реально для этого делалось), и в нормальном здоровом обществе любой труд будет одинаково почетным и нормально оплачиваемым, главное, чтобы он выполнялся квалифицированно и при этом максимально учитывались пожелания и интересы того, кому его результаты предназначаются.

Успехов вам, и до встречи в следующем номере!


Ростислав Сергеев, главный редактор, rsergeev@osp.ru