Что нужно для работы?
Инсталляция продукта
Octel Unified Messenger
Как проводилось тестирование

Представьте себе, что, находясь в аэропорту, вы проверяете свою голосовую почту и вдруг обнаруживаете: коллега послал вам по электронной почте данные, необходимые, чтобы придать вашей презентации законченный вид. Что делать? Вытащить портативный компьютер, броситься искать телефонную розетку, к которой можно подключиться, набрать номер, извлечь сообщение и мчаться на посадку, пока не поздно?

Всего этого можно избежать, если у вас есть новейший продукт Octel Unified Messenger (UM) подразделения Octel Messaging Division компании Lucent Technologies. Работая в тандеме с сервером Exchange корпорации Microsoft, UM предоставляет пользователю универсальный почтовый ящик, из которого голосовые сообщения и сообщения электронной почты извлекаются с помощью как телефона, так и ПК. Компания Octel сделала важное дело, решив трудную проблему объединения голосовых и текстовых сообщений. UM обладает базовыми функциями голосовой почты, дает возможность хранить и стирать сообщения голосовой и электронной почты, отвечать на них и переадресовывать их с помощью телефона или компьютера.

UM связывает офисную АТС (PBX) с сервером Exchange Server, который используется UM для хранения информации и управления ею. При инсталляции можно выбрать тип PBX из более чем десятка предлагаемых. Станции другого типа поддерживаются через общее соединение; в этом случае придется попотеть, настраивая конфигурацию. Используя клиент Exchange, Microsoft Outlook, Outlook Express или любой почтовый клиент POP3, вы можете получить доступ к унифицированному почтовому ящику с любого ПК. Чтобы прочитать электронную почту или прослушать голосовое сообщение, пользователю достаточно просто щелкнуть на заголовке сообщения. Воспроизводить сообщения можно при помощи мультимедиа-возможностей своего ПК или через назначенный пользователем телефон, управляемый PBX.

Телефонный доступ к сообщениям так же прост. UM извлекает голосовые сообщения из почтового ящика Exchange Server и для воспроизведения их через PBX использует запатентованную функцию преобразования текста в речь. Придется немного привыкнуть к генерируемому компьютером голосу, однако пользователи получают возможность сохранять, отправлять, стирать голосовые сообщения или сообщения электронной почты и отвечать на них, воспользовавшись любым телефоном.

Поскольку UM не поддерживает преобразование речи в текст, голосовое сообщение невозможно доставить адресату как электронную почту. Кроме того, хотелось бы, чтобы в продукт была интегрирована факс-служба (Octel обещает сделать это в следующей версии).

Что нужно для работы?

Необходимы несколько ключевых компонентов. Вы начинаете с инсталляции ПО компании Octel на сервер Windows NT, который затем действует в качестве сервера голосовой почты, обеспечивая связь между локальной сетью и PBX. Exchange Server может работать на той же машине, что и сервер голосовой почты.

При использовании восьми и более стандартных телефонных линий Octel рекомендует иметь трассировочный сервер на отдельной машине. Трассировочный сервер отслеживает активность голосовой почты и информацию регистрационных файлов, используемую соответствующим приложением этого продукта для составления отчетов и статистики. Регистрируется только активность серверов голосовой почты компании Octel; трассировочный сервер не выдает историю по электронной почте, обрабатываемой сервером Exchange.

Домены голосовой почты, подобно доменам NT, включают в себя иерархическую организацию атрибутов голосовой почты, что позволяет осуществлять администрирование в масштабах предприятия. Управлять компонентами голосовой почты и иерархией домена голосовой почты можно с помощью средства Voice Mail System Confi-guration продукта UM.

Все функции защиты реализованы как расширения нижележащего уровня защиты ОС NT. Администратор способен установить определенные права пользователя в зависимости от того, является ли сообщение голосовым или электронным. Например, право "только читать" может быть присвоено помощнику (которому необходимо реагировать на важные сообщения голосовой или электронной почты в то время, когда владелец почтового ящика находится в отъезде) или членам рабочей группы (чтобы облегчить совместное использование информации).

Доступ к голосовым сообщениям и электронной почте с помощью телефонного интерфейса пользователя защищен номером почтового ящика пользователя и паролем. Это обеспечивает дополнительный уровень управления доступом (для защиты доступа с телефона) и быстрый способ аутентификации пользователей (применяется ввод с клавиатуры цифр, а не символов).

Результаты испытаний Octel Unified Messenger
Показатель Весовой коэфф., % Оценка
Совместимость голос/текст 30 9 = 2,7
Администрирование 25 7 = 1,75
Интерфейсы клиента 15 8 = 1,6
Интеграция электронной    
и голосовой почты 15 9 = 1,35
Инсталляция 5 7 = 0,35
Документация 5 9 = 0,45
Итоговая оценка   8,2
Примечания. Оценки выставлялись по 10-балльной шкале. Весовые коэффициенты указывают на относительную значимость критериев, они учитывались при выведении итоговой оценки.

Почтовыми ящиками голосовой почты пользователей можно управлять с помощью административной утилиты сервера Exchange, так же как и почтовыми ящиками электронной почты. Пользователи могут изменять только некоторые функции, например пароли голосовой почты и голосовые приветствия, с помощью любого клиентского интерфейса.

Поскольку UM интегрирован с сервером Exchange, то когда пользователи меняют свое местонахождение, осуществить их перевод с одного сервера на другой довольно просто. Любое изменение в одном из каталогов Exchange Server тиражируется на все другие каталоги Exchange. Объекты сообщений (голосовые сообщения и электронная почта) также тиражируются через сервер Exchange. Объекты каталога пользователя, в том числе сообщения голосовой и электронной почты, тиражируются на удаленные серверы сообщений вместе с полным адресным списком всех пользователей.

Инсталляция продукта

Подразделение Lucent Computer Telephony Products (бывшая компания Rhetorex) выпускает для продукта UM поддерживающие его голосовые адаптеры только одного типа - VPS-4. Для их конфигурирования необходимо иметь кое-какие знания о телефонии, а также быть знакомым с основами ОС NT и сервера Exchange.

Частью этого процесса является "знакомство", или запись уникальных звуков, характеризующих различные виды телефонной активности, в специальный тоновый файл, который UM использует для инициализации своей работы. Данный файл должен быть создан для каждого адаптера на каждом голосовом сервере до инсталляции сервера голосовой почты Octel. Это связано с тем, что даже небольшие различия в тональных сигналах, не воспринимаемые человеческим ухом, могут привести к разному "восприятию" этих сигналов сервером голосовой почты, а соответственно, к ошибкам в работе ПО. Если указанный этап выполнен недостаточно тщательно, нормальные тональные сигналы, применяемые телефонной системой для связи и запуска работы голосовой почты, могут быть неправильно интерпретированы сервером голосовой почты.

В ПО сервера голосовой почты для конфигурирования компонентов и соответствующих каталогов используется модуль оперативной помощи. Это помогает администраторам вводить имена и пароли адресов входа в службу и их доменные имена. Затем они задают трассировочный сервер для Exchange Server, станции PBX, применяемые в домене голосовой почты, и количество голосовых портов на сервере.

Для работы системы необходимо также установить адаптеры Rhetorex VPS-4 или VPS-4i. Они обеспечивают поддержку от 4 до 24 портов на сервер для телефонного доступа и воспроизведения. Имеются клиенты только под Windows 95 и NT. Компания Octel утверждает, что UM поддерживает от 25 до 500 пользователей на сервер, хотя в действительности их количество зависит от объема сообщений, длительности соединений пользователей и частоты доступа к телефонному порту.

При планировании внедрения продукта UM определяющим фактором является оценка дискового пространства, необходимого для хранения голосовых сообщений, которые обычно намного больше текстовых. UM использует собственный алгоритм сжатия, так что для хранения голосового сообщения длительностью 1 с необходимы 4 Кбайта. Таким образом, при длительности сообщения, равной примерно 1 мин, и наличии 200 пользователей, каждый из которых хранит голосовые сообщения общей длительностью 30 мин, потребуется дисковое пространство емкостью 1,44 Гбайта. Exchange также может наложить ограничения на систему хранения, что препятствует расширению системы.

Документация на UM составлена великолепно. Она состоит из пяти томов и справочной карточки для телефонного доступа и хорошо раскрывает темы, которые могут вызвать затруднения. Документация способствует успешному внедрению продукта.


Первая реализация UM осуществлена на основе архитектуры клиент-сервер Microsoft Exchange, но компания Lucent утверждает, что последующие версии UM будут поддерживать и почтовую систему Lotus Notes Mail


Octel Unified Messenger

Производитель: Lucent Technologies, Octel Messaging Division (www.octel.com/unified.messenger)
Достоинства:

  • объединяет в одном почтовом ящике голосовую и электронную почту, делая их доступными с ПК или телефона;
  • работает с любым клиентом электронной почты для сервера Exchange, в том числе - с клиентами POP3;
  • функции преобразования текста в речь облегчают доступ и использование продукта;
  • используются архитектура и каталоги сервера Exchange Server;
  • пользователи, знакомые с сервером Exchange, смогут начать работу через несколько минут;
  • имеется превосходная документация
Недостатки:
  • не поддерживается факс-служба;
  • отсутствует встроенная поддержка баз данных;
  • требуется установка на сервер уникальных голосовых адаптеров;
  • необходимо наличие Exchange Server компании Microsoft
Цена: 20 910 дол. (в комплект входят одна плата Rhetorеx VPS-4 и лицензия на 100 пользователей)

Как проводилось тестирование

Мы установили компоненты системы на один Pentium-сервер производства Dell Computer, имеющий оперативную память 96 Мбайт и работающий под управлением ОС Windows NT Server 4.0. На сервере было также установлено ПО Service Pack 3 и Exchange Server корпорации Microsoft. Использовался четырехпортовый голосовой адаптер VPS-4 производства Lucent Computer Telephony Products вместе с гибридной телефонной системой Panasonic на 16 внутренних линий. Мультимедийные компоненты клиентских ПК: звуковая карта, совместимая с Sound Blaster компании Creative Labs, динамики и направленный микрофон. Для доступа к сообщениям применялось клиентское ПО Outlook 97 компании Microsoft.

Для тестирования системы мы посылали голосовые и документальные приложения к электронной и голосовой почте по телефону и через ПК. Мы извлекали сообщения вместе с приложениями к ним, пользуясь как телефоном, так и ПК.


Джефф Дункелбергер (Jeff Dunkelberger) - сертифицированный инженер (Microsoft Certified Systems Engineer) и преподаватель (Microsoft Certified Trainer), сотрудник фирмы Intelligent Information Systems, предоставляющей консультации и услуги, сязанные с корпоративными сетями. Ему можно написать по адресу i-quared@msn.com.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями