из них призывают бороться с монополистами посредством запретительных постановлений правительства, другие требуют расчленения МГТС и других 89 региональных монополистов на множество конкурирующих фирм. С первыми и говорить не хочется - они остановились в своем развитии где-то на уровне середины 80-х гг. А вот со вторыми можно поспорить.

Осознают ли эти господа тот факт, что если монополистов 90, то это уже совсем и не монополисты? Другими словами, расчленение уже произошло, но, как и в США (вспомним "деток" Бэлла), не принесло ожидаемого результата. Все дело в том, что у нас главенствует убеждение: каждая отрасль должна заниматься своим делом (телефонисты - телефонами, операторы КТВ - телевидением, энергетики - электричеством, железнодорожники - перевозками и т. д.).

Американский Телекоммуникационный акт 1996 г. и правила либерализации европейского рынка связи (установлены Европейской комиссией и в полном объеме вступили в силу с 1 января текущего года) свидетельствуют об ошибочности этого мнения. Если энергетики, железнодорожники или операторы КТВ, опираясь на свою разветвленную сеть каналов связи, смогут предоставлять услуги телефонии или передачи данных всем желающим, то они должны иметь возможность беспрепятственного получения лицензии на такой вид деятельности. Тем, кто до сих пор уверен, что связистов, не подчиненных непосредственно Госкомсвязи, нельзя допускать к предоставлению услуг на свободном рынке, рекомендуем изучить опыт компаний NORWEB, EnerTel и Otelo (телекоммуникационных операторов, учрежденных энергетическими компаниями в Великобритании, Нидерландах и Германии соответственно).

Для становления альтернативных поставщиков услуг связи необходимо законодательное регулирование расценок на доступ к каналам пресловутой "последней мили", поскольку эти каналы, как правило, находятся в безраздельном владении региональных (как в США и России) или национальных (как в большинстве европейских стран) телефонных монополистов. Если телефонные компании не смогут возносить до небес плату за прямые провода и за использование их абонентской сети для выхода в сети альтернативных поставщиков услуг, то, чтобы остаться конкурентоспособными, они должны будут снижать тарифы на все виды телефонной связи и в первую очередь - на междугородную и международную.

Что же касается повременной оплаты, то, например, в Германии (даже в той ее части, которая в 1949-1990 гг. называлась ГДР) она существовала испокон веку. С одной стороны, пенсионеры и другие слабо защищенные слои населения там не вымерли, а с другой, накануне 1 января 1998 г. руководство Deutsche Telekom начало усиленно размышлять над введением скидок для пользователей Internet.


Евгений Евдокименко - обозреватель журнала "Сети". С ним можно связаться по адресу eugen@osp.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями