Она казалась весьма привлекательной, да и потребность в подобных решениях была неоспоримой. Однако затем продвижение мета-каталогов превратилось в вялотекущий процесс. Что же произошло? Точнее, почему сторонники идеи мета-каталога столкнулись с такими серьезными препятствиями, что замедлилась ее реализация в крупных корпоративных сетях?

"Никто не просыпается утром с мыслью: "Вот здорово! Сегодня я наконец-то установлю мета-каталог". - Не так-то это просто сделать", - утверждает Ларри Гатье, аналитик компании The Burton Group. Network Applica-tions Consortium (NAC) - ассоциация пользователей корпоративных сетей, которую в прошлом возглавлял Гатье, работая директором по информационным технологиям Университета штата Мичиган - и Burton Group приняли непосредственное участие в формировании термина "мета-каталог" и определении его функций.

В соответствии с этим определением, мета-каталог собирает информацию об учетных данных пользователей из любого количества каталогов, основанных на сетевых ОС или связанных с конкретными приложениями (например, с системой электронной почты, средствами автоматизации деловых процессов или базами данных сотрудников компании), и синхронизирует ее между не связанными между собой службами. Программное обеспечение мета-каталога содержит программируемую логику, называемую "соединением" (join), с помощью которой определяются взаимосвязи между информацией о пользователях, хранящейся в разных каталогах.

По словам Гатье, мета-каталоги могут принести ощутимую пользу только очень крупным корпорациям, которые в течение нескольких лет реализовали разобщенные стратегии внедрения служб каталогов. Ограниченность числа таких компаний и является главной причиной медленного распространения служб мета-каталогов. Наибольший интерес мета-каталоги вызывают у компаний из списка Fortune 1000, и отраслевые аналитики ожидают в данном сегменте рынка медленный, но стабильный подъем. "Эти компании обычно отстаивают то, что уже имеют, и редко с готовностью идут на внедрение чего-то нового", - утверждает Гатье.

Возьмем, к примеру, компанию Compaq Computer. Этот компьютерный гигант из Хьюстона уже давно принял решение использовать мета-каталог Via компании Zoomit для управления своими 30 тыс. элементами каталогов. Для их хранения используются продукты компаний Banyan Systems, Microsoft и Lotus Development, а также другие почтовые каталоги на базе протокола SMTP (Simple Mail Transfer Protocol).

Хотя проект и получил "зеленый свет", его реализация была отложена, поскольку для продукта Zoomit требовалось применение во всех каталогах единого идентификатора пользователей. Наиболее подходящим для этих целей оказался идентификатор, хранящийся в базе данных отдела кадров компании (на основе SAP AG) в виде уникального номера каждого сотрудника. Поскольку в используемых каталогах не было общего атрибута, соответствующего данному идентификатору, сотрудникам отдела ИТ пришлось потратить восемь месяцев на то, чтобы вставить этот атрибут в каждый каталог. "Неожиданное возникновение подобных крупных проблем стало причиной того, почему мы не получаем тех объемов продаж, которые изначально ожидались", - комментирует ситуацию Гатье.

Внедрение, мета-каталогов еще больше замедлилось из-за растущей сегментации рынка. Шилпа Агарвал, аналитик из Giga Information Group, говорит, что обилие вариантов выбора заставляет пользователей задумываться о том, каким путем следовать. Существует ряд продуктов, четко соответствующих определению мета-каталога, например Via от Zoomit, NetJunction и NetTalk от WorldTalk. Но наряду с ними в качестве средств, обеспечивающих синхронизацию каталогов, сейчас продвигают Unix-продукты, основанные на стандарте X.500.

Продукты младшего класса, такие как Synchronicity от NetVision, просто расширяют возможности имеющихся служб каталогов, добавляя к ним средства синхронизации. С помощью Synchronicity, к примеру, возможности службы каталога NDS (Novell Directory Services) компании Novell расширяются так, чтобы она могла воспринимать учетные данные пользователей из служб NT 4.0, Exchange и Lotus Notes. Кроме того, администратор может управлять этими учетными данными из единой точки.

Президент NetVision Тодд Лоусон не согласен с тем, чтобы продукт его компании относили к категории мета-каталогов. Другие производители, имеющие аналогичные продукты, заявляют, что не отказались бы проникнуть в этот сегмент рынка.

Продукт Novell Administrator for NT переносит учетные данные пользователей из системы NT Server в NDS, а служба Active Directory, разрабатываемая Mic-rosoft для NT 5.0, сможет подключаться к множеству существующих служб каталогов, обеспечивая для них единую точку управления. Однако и Novell, и Micro-soft избегают использования термина "мета-каталог". "Приклеивать ярлык мета на наш продукт - значит, ограничивать представление пользователей о том, на что действительно способна NDS", - говорит Майкл Симпсон, директор по маркетингу продуктов подразделения Network Services Division компании Novell.

Чем богат рынок мета-каталогов?
Компания Продукт Охватываемые каталоги Применение
Control Data Systems Rialto Global Directory X.500, LDAP Синхронизация каталогов
ICL i500 Information Gateway X.500, LDAP Синхронизация каталогов
Isocore Global Directory Server X.500, LDAP Синхронизация каталогов
NetVision Synchronicity NDS, домены NT, Notes, Exchange Синхронизация каталогов
Novell Novell Administrator for NT NDS, домены NT, Notes*, Exchange* Синхронизация каталогов
SoftSwitch SoftSwitch Directory Service X.500, LDAP, IMAP, Notes, cc:Mail Синхронизация учетных данных в почтовых системах
WorldTalk NetJunction, NetTalk, WorldSecure cc:Mail, Notes, IBM PROFS и SNADS, HP OpenMail, DaVinci Mail, Banyan Intelligent Messaging, Microsoft Mail и Exchange, Novell NDS и GroupWise, POP3, IMAP, LDAP Синхронизация учетных данных в почтовых системах и обеспечение общей защиты
Zoomit Via cc:Mail, Notes, Exchange, домены NT, базы данных bindery NetWare 3.x, NDS, GroupWise, StreetTalk, LDAP, X.500, SMTP*, POP3*, IMAP Единая регистрация пользователей во всех каталогах, некоторая интеграция с системой безопасности
* В текущей версии продукта не поддерживается.

Несмотря на подобную размытость границ рынка мета-каталогов и обилие разнообразных проблем, связанных с их внедрением, производители мета-каталогов продолжают поступательное движение в сторону крупных корпораций. Президент компании Zoomit Ким Камерон утверждает, что продукт Via 1.0 приобрели более 10 компаний, число пользователей в которых колеблется от 30 до 80 тыс.

Как утверждает Саймон Халаф, вице-президент по маркетингу компании WorldTalk, в ближайшем будущем производителям мета-каталогов будет легче продвигать свои продукты, поскольку на рынке должны появиться приложения, использующие их возможности. Таким неотразимым приложением для мета-каталога компании WorldTalk является система WorldSecure, применяющая мета-каталог для установления единой политики безопасности для разных почтовых систем организации. Компания Zoomit надеется, что разработанная ею новая функция, позволяющая любому пользователю после однократной регистрации в мета-каталоге получать доступ ко всем имеющимся сетевым службам, поможет увеличить объемы продаж Via. Эта функция вошла в версию Via 2.0.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями