объявление в газете, гласившее: "торгуем модемами и Интернетом"), и потому конкуренция между провайдерами обостряется все сильнее.

Конечно, такие компании и ныне различаются - например, по легкости дозвона, стоимости услуг, качеству модемных окончаний, скорости работы сети и ряду других важных показателей. Однако, как правило, предлагается стандартный набор услуг: помимо доступа к информационным ресурсам Internet клиентам обычно предоставляются почтовый ящик, место на Web-сервере для размещения собственных страничек, иногда - набор средств для быстрой разработки таких страничек и др. Крупные провайдеры часто поддерживают собственные информационные ресурсы. Широко известным примером подобной службы является "Россия-Он-Лайн" компании "Совам Телепорт"; крупные базы данных коммерческого и новостного характера имеются у "Демоса", "Релкома" и ряда других крупных компаний.

Скорее всего, все это позволит более или менее успешно конкурировать только до тех пор, пока не будет удовлетворен первичный спрос на доступ в Internet. Потом придется задуматься о предоставлении более развитых информационных услуг.

Первые шаги в этом направлении уже делаются. В частности, в январе 1998 г. была создана компания "Бизнес-Интернет-Системы", или BIS (одним из ее учредителей стал "Анкей"). Компания намерена предоставлять своим клиентам Internet-услуги трех типов: хранение больших объемов информации, шифрование данных и электронная торговля. Кроме того, BIS собирается работать и как вторичный сервис-провайдер, делая основной упор на предоставление высококачественных услуг доступа. Компания будет взаимодействовать не только с московскими клиентами: используя региональные центры своего соучредителя корпорации "Российская информационная сеть делового сотрудничества", BIS станет продвигаться в регионы, которые испытывают "голод" доступа в Internet.

Компания не намечает строительства собственной сети передачи информации, а предполагает воспользоваться услугами какого-нибудь крупного оператора сети. Обязательным требованием к провайдерской сети является использование в ней технологии frame relay. В вычислительном центре BIS будут выполняться только интеллектуальные операции, непосредственно связанные с предоставлением услуг (общая структура сети показана на рисунке 1).

Picture_1(1х1)

Рисунок 1.
Примерная схема работы сети компании "Бизнес-Интернет-Системы"

Услуга по хранению больших объемов информации рассчитана в первую очередь на организации, которые либо не имеют должных условий для хранения данных (нет нужного персонала, трудно обеспечить требуемую степень защиты и т. д.), либо стремятся резервировать критически важные данные. Доступ к этой информации будет осуществляться как по постоянным виртуальным каналам, организованным в провайдерской сети frame relay (для организаций, имеющих постоянное подключение), так и через защищенные туннели в наложенной IP-сети.

Услуги по шифрованию информации, передаваемой через информационную сеть общего доступа, могут понадобиться в двух случаях, достаточно сильно отличающихся друг от друга. Во-первых, если организация строит собственную виртуальную частную сеть для обмена данными между главным офисом и филиалами. В этом случае число связываемых между собой точек и конфигурация сети известны заранее. Примером второго случая является электронный магазин - клиенты, число и местоположение которых заранее неизвестны, обмениваются информацией с сервером организации через Internet. Точно в таком же положении оказываются и мобильные сотрудники.

В первом случае управление ключами для шифрования данных способна выполнять сама организация, а BIS осуществляет только установку таких систем. Во втором случае сертификация пользователей и управление ключами будут производиться через установленный в офисе BIS специализированный сервер. Для шифрования информации предполагается использовать отечественную систему криптографической защиты информации "Верба-О". Услугами шифрования данных смогут воспользоваться все клиенты компании, каким бы способом доступа к сети они ни пользовались.

Что же касается систем электронной торговли, BIS собирается предоставлять своим клиентам достаточно широкий спектр услуг. В принципе, ситуацию можно представить следующим образом. Торгующая организация создает Web-сервер, физически размещаемый на оборудовании, установленном в офисе BIS. Зайдя на сервер, клиент знакомится с ассортиментом товаров, выбирает нужный и оставляет на него заявку. После этого товар резервируется за клиентом. (Правда, здесь есть одна проблема: как убедиться, что клиент действительно хочет купить выбранный товар, а не просто развлекается? Данная проблема решается многими способами; выбор конкретного пути обуславливается требованиями торгующей организации.)

Затем клиенту посылается счет. Платить пока придется по старинке, но тут уже ничего не поделаешь. Несмотря на шумиху, поднятую вокруг электронных платежей, эта технология делает лишь первые шаги, и на ее быстрое внедрение в России рассчитывать не приходится. Нам бы для начала хоть банковскими счетами обзавестись - не засунешь же наличные в канал связи!

Хотя развертывание системы еще далеко до завершения, уже прорабатывается ряд пилотных проектов. В частности, большой интерес к новой технологии проявила довольно крупная компания, торгующая подержанными автомобилями. Она собирается обзавестись электронным автомагазином, где каждая машина, помимо фотографии, будет снабжена подробным описанием ее технического состояния. Мало того, данная компания предполагает использовать Internet при проведении автомобильных аукционов. Благодаря этому в аукционе (в реальном времени) смогут принимать участие удаленные клиенты. Осталось только понять, каким образом фирма добьется, чтобы клиент, заявивший через Internet о своем решении купить машину, реально за нее заплатил (а вдруг какой-нибудь Мерседес "достанется" сбежавшему с уроков восьмикласснику?).

Впрочем, как говорится, проблемы надо решать в порядке их поступления. Нет сомнений, что появление BIS - один из признаков начинающегося отхода Internet-провайдеров от ориентации на торговлю стандартной "коробкой" услуг. И мы обязательно будем рассказывать вам обо всем новом в этой области.


Александр Крейнес - обозреватель журнала "Сети". С ним можно связаться при помощи электронной почты по адресу kreines@radio-msu.net.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями