Первые системы пейджинга, или персонального радиовызова, появились в середине 50-х гг. Уже в начале 60-х они получили достаточно широкое распространение в Европе и Америке.

Первые пейджеры были довольно тяжелыми и неуклюжими устройствами и отличались от современных аппаратов примерно так же сильно, как паровоз отличается от "крутого" спортивного автомобиля. Это были простые приемники частотно-модулированного сигнала, которые назывались сигнальными, или тональными, пейджерами. Звуковым, световым или вибрационным сигналом они лишь уведомляли своего владельца о необходимости связаться с некоторым, заранее известным, абонентом.

Позже появились модификации пейджеров с наборами различных оповещающих сигналов. Однако владелец подобного устройства по-прежнему напоминал "собаку Павлова", когда сломя голову бросался на поиски телефонного аппарата при возникновении определенного звука.

Хозяин современного устройства может степенно и с достоинством достать из кармана небольшую элегантную коробочку и, ткнув пальцем в одну-две кнопки, получить на жидкокристаллическом экране текстовое сообщение (зачастую - на родном языке).

По данным статистики, в 1996 г. в мире насчитывалось более 100 млн пользователей пейджеров, и их ежегодный прирост составляет около 30%. В соответствии с оценками экспертов из Госкомсвязи абонентами пейджинговых сетей являются примерно 190 тыс. россиян, а в целом по странам СНГ - порядка 300 тыс. Если учесть, что в некоторых европейских странах подобной услугой охвачены 30-35% населения, то понятно: возможности для роста числа клиентов пейджинговой связи в России поистине грандиозны.

Достоинства пейджинговой связи

Классическая пейджинговая связь - односторонняя. Закономерно возникает вопрос: что позволяет этой услуге не только выживать, но и быстро увеличивать число своих абонентов в эпоху развития других видов персональной связи (например, сотовой), предоставляющих возможность двусторонней связи? По-видимому, здесь играют роль несколько факторов.

Во-первых, невысокая стоимость услуги. Во-вторых, компактность и легкость аппаратов, что особенно заботит действительно "мобильных" абонентов. В-третьих, отсутствие необходимости в немедленной реакции на вызов (как это происходит при обладании сотовым телефоном). Например, пользователь находится за рулем автомашины на участке с напряженным движением. Звонок сотового телефона способен привести к возникновению аварийной ситуации, тихий же сигнал пейджера лишь напомнит, что нужно просмотреть собщения. Это можно сделать, в частности, остановившись у ближайшего светофора. Более того, получив информацию делового характера, пользователь избавлен от необходимости срочно на нее реагировать. У него есть время взвесить все "за" и "против" и спокойно сообщить свое решение партнерам.

Кроме того, с точки зрения безопасности для здоровья, немаловажным достоинством пейджеров является отсутствие передающего устройства. Что бы там не говорили современные эскулапы, постоянно держать возле головы активно работающий и совсем не слабый передатчик - не очень-то приятно. Серьезный плюс - и эффективное использование частотных ресурсов. Пейджинговая связь дает возможность обслужить большое число клиентов, используя радиоканал с узкой полосой, что весьма важно для провайдеров. Все это и позволяет пейджинговым сетям успешно соседствовать с сотовыми.

Россия - страна достаточно специфическая, в том числе по местам концентрации финансовых средств. Наибольшее развитие пейджинговая связь получила в Москве. Всего в столице работают 24 оператора пейджинговых сетей, например "Мобил Телеком", "Вессо-Линк - Единая пейджинговая", "Радио Пейдж", "Таском", "Информ Экском" и др. Число абонентов таких крупных компаний, как "Мобил Телеком" и "Вессо-Линк", только за 1997 г. увеличилось более чем на 40% (у первой из них оно превысило 55 тыс. человек). При этом около 80% абонентов этих компаний - москвичи.

Предоставляемые услуги

Помимо передачи личных сообщений компании-операторы предлагают клиентам широкий диапазон информационных сообщений. К стандартному набору относятся курсы основных мировых валют, сводки погоды и описание ситуации на дорогах. Кроме того, ряд компаний предлагает дополнительную информацию о наиболее выгодных курсах обмена валюты, состоянии рынка ценных бумаг, результатах спортивных соревнований и т.д. Некоторые операторы очень активно используют информационные каналы для рекламы.

Пейджер также применяют в качестве электронного секретаря, который по заданию пользователя разбудит, напомнит о намеченных делах и т.п. Ранее просмотренные и стертые сообщения, присланные на пейджер, могут быть восстановлены. Некоторые компании (в частности, "Вессо-Линк", "Мобил Телеком" и "Вессо-Тел") предлагают сквозную нумерацию сообщений. Весьма полезную услугу - блокировку пейджера - обеспечивают компании "Радио-Пейдж", "Мобил Телеком", "Вессо-Линк", "Вессо-Тел". В случае отъезда абонента для снижения стоимости абонентной платы он способен временно заблокировать прием сообщений.

Пейджинговые компании расширяют услуги в сфере роуминга. Уже сейчас клиенты крупных московских операторов могут принимать информацию по пейджинговым сетям в более чем 40 российских городах.

Аппаратное обеспечение

Отечественный рынок пейджеров предлагает более 15 моделей крупных мировых производителей, в том числе Ericsson, Nokia, Panasonic, Nec, Philips. Однако лидирующее положение, пожалуй, принадлежит устройствам от компании Motorola.

В октябре 1997 г. Motorola объявила о начале поставок в Россию своей последней разработки - четырехстрочного пейджера Scriptor LX4. Этот аппарат, по мнению экспертов, должен удовлетворить растущий спрос на высококачественные пейджеры с большим объемом памяти. Scriptor LX4, недавно поступивший в продажу в странах Центральной и Восточной Европы, должен со временем заменить Motorola Advisor, один из наиболее широко используемых на российском рынке пейджеров.

Scriptor LX4 отличается широким набором возможностей. Пейджер оснащен большим экраном "OptimaxTM" и способен принимать длинные сложные сообщения, которые могут быть вызваны на экран одним нажатием кнопки. Он имеет 32 Кбайт памяти - больше, чем у первых компьютеров, занимавших целую комнату, - что позволяет ему сохранять и воспроизводить более 200 сообщений. Устройство предоставляет возможность выбора любого из восьми предлагаемых вариантов оповещения о поступившем сообщении. Срок службы батареи пейджера достигает двух месяцев (при использовании стандартной батареи размером АА). Кроме того, содержащиеся в памяти сообщения сохраняются во время замены батареи.

На базе Scriptor LX4 компания "Вессо-Линк - Единая пейджинговая" и ряд крупных операторов пейджинговых сетей начали предлагать клиентам новую услугу - "Пейджер для молодежи и подростков". По словам генерального директора "Вессо-Линк - Единая пейджинговая" Анатолия Копылова, "Пейджер для молодежи и подростков" - это не только уникальный информационный канал, превращающий приемник в мини-справочник (на который 8 раз в день поступает самая свежая и интересная информация из мира музыки и кино, моды и жизни "звезд", сведения образовательного характера и многое другое), но и коммутационная функция, позволяющая подростку 24 часа в сутки оставаться на связи с родителями и друзьями. Кроме того, характерная особенность этого проекта - льготная цена.

Интересным событием на рынке пейджинговых услуг обещает стать появление русифицированного пейджера InfoAdvisor 4400, предлагаемого компанией Motorola. Новый пейджер обладает памятью, объем которой в несколько раз выше, чем в предыдущих моделях InfoAdvisor. Сопряженный с пейджером информационный пакет предлагает около 128 различных информационных каналов.

Стандарты связи

Большинство отечественных провайдеров пейджерных сетей работают в асинхронном стандарте POCSAC. Первоначальный вариант POCSAC был утвержден Почтовым ведомством Великобритании в 1974 г. в качестве единого стандарта на территории страны. Международным POCSAC стал в 1982 г., после принятия соответствующего решения Международным консультативным комитетом по радио (МККР). В документах МККР стандарт назывался Radiopaging Code # 1 (RPC1). Он предусматривает три скорости передачи информации - 512, 1200 и 2400 бит/с.

Передача информации в стандарте POCSAG начинается с синхронизирующего послания - "преамбулы", которая состоит из 576 бит и служит для вывода пейджера из "спящего" режима и синхронизации его работы. Далее передаются информационные пакеты, состоящие из семнадцати 32-разрядных кодовых слов. Первое из них служит для синхронизации, остальные разбиваются на 8 блоков сообщений, каждый из которых содержит адрес (первое кодовое слово) и информацию (второе кодовое слово). При этом 11 последних бит каждого кодового слова предназначены для организации контроля за правильностью приема сообщения и исправления возможных ошибок, т. е. выполняют функции контроля четности.

Номер блока сообщения является частью адреса пейджера, который принимает лишь блоки, находящиеся на соответствующем месте во всех информационных пакетах. Таким образом, пейджер пребывает в активном режиме во время передачи 3 из 17 кодовых слов в каждом информационном пакете. Это приводит к довольно быстрой разрядке его батарей.

Получив свой адрес в адресной части соответствующего блока сообщения, пейджер считывает информацию до тех пор, пока не получит другой адрес или пустое кодовое слово. Таким образом, симметричная картина сохраняется лишь до получения первого информационного сообщения. Затем последовательность блоков нарушается (вплоть до завершения передачи сообщения). Из-за этого, а также по причине отсутствия временной привязки начала передачи "преамбулы" стандарт POCSAG носит название асинхронного.

Безусловно, POCSAG несколько устарел и уже не в полной мере удовлетворяет современным требованиям (таблица). Сейчас ведется активная работа по внедрению в России более эффективных и экономичных стандартов:

  • ERMES (European Radio Messaging Service) - утвержден Европейским институтом стандартизации в области телекоммуникаций (ETSI) в 1992 г.;
  • APOC (Advanced Paging Operators Code) - создан компанией Philips в 1993 г.;
  • FLEX (Flexible) - разработан компанией Motorola в 1993 г.
  • Перспективы российского рынка

    Недавно на российском рынке пейджинговой связи начались крупномасштабные структурные перестройки компаний-провайдеров. В основе их объединений лежит концепция развития сетей персонального радиовызова общего пользования в России на федеральном и региональном уровне, принятая Госкомитетом по связи и информации.

    Именно в данном контексте следует вспомнить о недавнем объединении двух крупных российских пейджинговых компаний - "Вессо-Линк" и "Крипт". По мнению экспертов, основой этого события стали как чисто технические факторы (объединение развитой абонентской московской сети "Вессо-Линка" и региональной сети "Крипта"), так и экономические (объединение капиталов двух ведущих компаний). Результатами создания альянса стали интенсивный рост числа абонентов компаний, существенное расширение спектра предлагаемых услуг и возможностей доступа на территории России (т. е. расширение роуминга). В настоящее время клиенты "Вессо-Линк - Единая пейджинговая" могут принимать информацию по пейджинговым сетям в 74 российских городах. В течение 1998 г. объединенная компания намерена распространить роуминг еще на 20 российских городов.

    Качественно новым шагом на рынке пейджинговой связи стали заявления руководителей ряда российских крупных операторов о намерении создать Федеральную сеть персонального радиовызова. Такая информация поступила от "Мобил Телеком", "Единой пейджинговой системы России", "Интерантенны АМК". Известно, что концепция развития систем пейджинговой связи в России предусматривает для Федеральной сети персонального радиовызова выполнение следующих требований:

  • наличие научно обоснованной и официально утвержденной схемы перехода на Федеральную сеть;
  • использование для всех обслуживаемых зон единого номинала радиочастот;
  • обеспечение пейджинговой связью всех городов - центров субъектов РФ;
  • осуществление роуминга на территории России;
  • организацию пейджинговой связи в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • применение единого принципа кодирования сигнала;
  • наличие единого плана нумерации абонентов и расчетов за предоставляемые услуги;
  • применение современного перспективного стандарта.
  • Сейчас решены далеко не все вопросы данного перечня, однако в этом направлении ведется активная работа. В соответствии с указанной концепцией федеральными органами приняты два стандарта - FLEX и ERMES. Российские предприятия пейджинговой связи уже имеют определенный опыт перехода на высокоскоростной стандарт пейджинговой связи FLEX (скорости передачи информации 1600, 3200 и 6400 бит/с). Кроме того, по мнению президента Ассоциации "Единая пейджинговая система России" новый стандарт позволит не только обслужить большее число абонентов, но и расширить спектр предлагаемых услуг.

    В отличие от POCSAG, FLEX - синхронный стандарт, т. е. в начале каждого цикла (длительность которого составляет 4 мин) передается специальный синхронизирующий импульс. Далее следует передача 128 информационных кадров (фреймов). В режиме минимального энергопотребления пейджер привязывается к одному из этих кадров. Для самых нетерпеливых клиентов может быть осуществлено программирование аппарата на прием нескольких таких кадров, что, конечно, обойдется дороже. Длительность каждого кадра - чуть меньше 2 с. При скорости передачи 6400 бит/с пейджер успевает прочесть в одном кадре более 10 тыс. бит информации, чего с лихвой хватает для приема даже очень длинного сообщения.

    Поскольку пейджер, осуществляющий прием в стандарте FLEX, выходит из "спящего" режима лишь на одном кадре из 128 (или кратное число раз), заряда батарейки хватает на гораздо большее время, чем у аппарата POCSAG. Кроме того, операторам предоставляется возможность использования в сети пейджера с двусторонней передачей, что станет новинкой для российского рынка пейджинговых услуг. Речь может идти о модифицированном стандарте ReFLEX.

    По мнению экспертов, при существующем уровне развития российской системы пейджинговой связи наиболее приемлем вариант создания Федеральной сети с помощью перевода пейджинговых сетей именно на стандарт FLEX. Операторы, работающие в POCSAG, сумеют осуществить этот переход постепенно (их сети смогут работать сразу на двух стандартах, временно используя минимальную скорость FLEX).

    Так, "Мобил Телеком" предполагает на начальном этапе объединить своих пользователей, принимающих сообщения в стандартах POCSAG и FLEX. С данной целью будет осуществляться частичная передача информации в синхронном режиме (например, первый десяток кадров или каждый шестнадцатый кадр), а в интервалах между такой передачей - асинхронная передача в стандарте POCSAG. Имеющееся оборудование позволяет это сделать.

    Построение Федеральной сети на базе стандарта ERMES потребует кардинальных изменений, для чего необходимы существенные капитальные вложения. Тем не менее на российском рынке уже есть примеры успешного внедрения стандарта ERMES - в первую очередь, на предприятиях специальной и правительственной связи.

    В настоящее время научно-технический центр Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ) начал монтаж оборудования шведской компании Ericsson для создания высокоскоростной системы персонального радиовызова в пейджинговом стандарте ER-MES. Сетью радиопоиска НТЦ ФАПСИ будут обеспечены 15 городов России, включая Москву и Санкт-Петербург. Любой из пейджинговых центров сможет поддерживать до 40 000 абонентов в каждом городе; впоследствии возможно увеличение их числа.

    Скорость передачи информации по системам стандарта ERMES составляет 6250 бит/с, что выше скорости передачи наиболее используемого сегодня в России пейджингового стандарта POCSAG. Несмотря на сложность внедрения этого стандарта на российской территории, аналитики считают технологию ERMES перспективной и эффективной с точки зрения использования спектра радиочастот.

    Решение вопроса о создании единой Федеральной сети пока "за горами". Перевод существующих сетей на федеральный принцип построения является сложным, дорогостоящим и долгосрочным процессом. Аналитики не разделяют оптимизма пейджинговых операторов, намеренных в весьма короткие сроки перевести существующие системы на новый принцип построения.

    Помимо чисто технических проблем (таких как новое программное обеспечение, перевод сетей на новый стандарт и т. д.) перед операторами стоит проблема "выживания" в условиях динамичного роста рынка альтернативных услуг связи (в частности, сотовой) и координации своей деятельности - причем не только при предоставлении роуминга, но и при определении перечня и структуры услуг. Тем не менее намерение компаний - операторов пейджинговой связи создать сеть общероссийского масштаба является очень важным. Его реализация позволит приблизить отечественные пейджинговые сети к международному уровню предоставляемых услуг.