отрасли происходит на фоне ужесточения во всем мире требований к качеству связи. Очень важно, чтобы миллионы долларов, инвестируемых в российские сети связи, позволили повысить качество услуг. В противном случае все инвестиции могут стать потерянными деньгами. В соответствии с действующими законами за качество средств и услуг связи непосредственно отвечают производители и операторы связи. Чтобы стимулировать их к повышению качества, необходимо, чтобы государственные органы способствовали популяризации международных принципов управления качеством, распространению знаний в области управления качеством, внедрению современных систем обеспечения качества (основанных на стандартах ИСО серии 9000). Как показывает международная практика, одним из механизмов воздействия является премия в области качества.

По инициативе Госкомсвязи России и НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" учреждена премия Госкомсвязи, которой будут поощряться организации, предоставляющие качественные продукцию и услуги. Реализовать эту инициативу оказалось весьма непросто. И дело здесь - не только в необходимости разработки концепции премии, в которой должен был учитываться как зарубежный, так и отечественный опыт. Трудности были связаны прежде всего с тем, что далеко не все руководители считают повышение качества одним из основных направлений развития рынка связи. Коллегия Госкомсвязи России поручила НИИ "Интерэкомс" разработать Положение о премии и создать рабочую группу (членами которой стали сотрудники Управления сертификации, Научно-технического управления, отраслевых управлений, компаний - операторов связи) для рассмотрения Положения.

Конкурс позволит лучшим производителям и операторам связи на деле, документально подтвердить свою репутацию, качество продукции. Победители получат право использовать в рекламных материалах символ премии, а дипломированные участники - указывать, что являются лауреатами отраслевого Конкурса Госкомсвязи России. Они также смогут принять участие в конкурсе на присуждение Российской и Европейской премий за качество. Кроме того, к этому конкурсу должны проявить интерес предприятия, желающие повысить эффективность работы, а соответственно, конкурентоспособность. Дело в том, что участники получат от квалифицированных экспертов оценку их деятельности в области качества и рекомендации по ее совершенствованию. Информация будет носить конфиденциальный характер и не подлежать распространению.

Определение лауреатов и победителей конкурса состоится в апреле 1998 г., церемония награждения - 7 мая. Чем быстрее претенденты ознакомятся с условиями конкурса, тем лучше смогут к нему подготовиться. Вся необходимая информация опубликована в Руководстве для участников конкурса. (Его можно приобрести по адресу 123423, г. Москва, ул. Народного Ополчения, 32, НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс"; тел.: (095) 192-8545, 192-8564.)

В соответствии с Положением конкурс Госкомсвязи России проводится по четырем номинациям:

  • операторы электросвязи;
  • операторы почтовой связи;
  • операторы радиосвязи, радиовещания и телевидения;
  • производители оборудования связи (отечественные и зарубежные).
  • В каждой из номинаций определяются победители и лауреаты конкурса. Процесс принятия решений представлен на рис. 1. Конкурсант подготавливает отчет по самооценке и направляет его в Экспертный совет, который проводит анализ документов, дает рекомендации по улучшению качества и разрешение на участие в следующем этапе конкурса. Затем эксперты оценивают на местах практические результаты деятельности предприятия. Участники конкурса будут оцениваться в баллах по модели, включающей в себя две группы критериев (рис. 2):

  • как используются принципы управления качеством;
  • каков результат деятельности предприятия, связанной с повышением качества продукции (услуг).
  • Picture

    Рисунок 1.
    Как проходит конкурс Госкомсвязи России в области качества.

    Критерии, определяющие, как используются принципы управления качеством (600)

    Критерии, свидетельствующие о практических результатах (400)

    Рациональное использование ресурсов (60) Удовлетворенность сотрудников организации своей работой (100)
    Использование потенциала работников, обучение персонала и распростанение знаний (80) Результаты работы организации (120)
    Роль руководства в организации работ по повышению качества (90) Удовлетворенность потребителей качеством продукции (180)
    Политика и стратегия организации в области качества (90)
    Управление технологическими процессами и процессами выполнения (90)
    Контроль за качеством обслуживания потребителей (90)
    Комплексность подхода к решению проблем качества (100)

    Рисунок 2.
    Критерии оценки деятельности предприятий в области качества
    (в скобках указано число баллов, присуждаемых по данному критерию)

    Международная практика показывает, что фирмы прилагают все усилия для получения столь престижной премии. Однако порой отмечается использование некорректных приемов, в том числе "декоративных" мероприятий. Именно поэтому Экспертный совет будет принимать окончательное решение лишь после анализа практических результатов деятельности предприятия. Заключение Экспертного совета будет передаваться на рассмотрение Совету по присуждению премии (его возглавляет Председатель Госкомсвязи России А. Е. Крупнов). Премии в области качества являются частью программ, призванных стимулировать повышение предприятиями качества товаров и услуг. Использование в отечественной практике мирового опыта управления качеством свидетельствует о приоритетности вопросов повышения качества в реформируемой экономике.


    Юрий Мхитарян - начальник центра сертификации, генеральный директор НИИ экономики и информатики "Интерэкомс", академик, доктор экономических наук.