Немного о мини-АТС
Маленький народец

Советы покупателю мини-АТС

Мини-АТС как маркетинговый продукт

Проблемы, возникающие при эксплуатации мини-АТС


Хорошие рябята, как на подбор, и сердца у них правильные,
но нет в них подлинной живости...
К. Саймак. Заповедник гоблинов

Наверное, вы очень удивились, прочитав такой эпиграф. Но - не торопитесь. В конце статьи вы поймете что к чему. А пока - несколько вступительных слов. По мере развития телекоммуникаций то, что раньше было подвластно только специалистам или "рукастым технарям", становится бытовой техникой. Продажа телефонного аппарата в местной галантерее давно уже никого не удивляет. Может быть, там скоро появятся и мини-АТС?

Как известно, АТС - это коммутационная техника, позволяющая осуществлять автоматические проключения по маршруту, который определяется цифровым номером абонента. Можно выделить следующие типы АТС:

  • формирующие телефонную емкость,
  • учрежденческо-производственные (УПАТС),
  • мини-УПАТС (мини-АТС).
  • Кроме того, существуют телефонные коммутаторы и селекторы, которые работают с иным способом задания маршрута.

    Телефонные узлы комплектуются АТС первого типа. Основная особенность таких АТС - легкая наращиваемость.

    В свою очередь, УПАТС имеют ограничения по наращиванию. Для них характерно использование сокращенного номера для внутренних абонентов. Городской номер абонента состоит из двух частей - основной (количество цифр определяется типом узла) и внутристанционной. УПАТС обеспечивают входящую связь по городскому номеру, а исходящую - через "индекс выхода в город" (обычно "9"). Сокращенный внутристанционный номер не является добавочным и совпадает с последними цифрами городского.

    УПАТС должны быть оборудованы аппаратурой АОН для предоставления междугородних соединений. С узловой станцией УПАТС соединяется аналоговыми соединительными линиями с сигнализацией. При установке таких АТС совместимость сигнализаций узловой и учрежденческо-производственной станций - один из основных вопросов.

    В мини-АТС применяется расширенный номер абонента, который состоит из основного (городского) и добавочного (Intercom), в общем случае никак не связанного с городским. Такие АТС включаются в окончание абонентского шлейфа (телефонную розетку) и позволяют нескольким абонентам использовать один городской телефонный номер. Поскольку мини-АТС можно отнести к абонентским устройствам, создающим повышенную нагрузку, то их установка должна быть согласована с телефонным узлом, который предоставляет услуги местной телефонной связи.

    Немного о мини-АТС

    Мини-АТС (в России их еще называют учрежденческими или офисными, а на Западе - частными (PBX) станциями) предназначены для сферы малого и среднего бизнеса. Они очень популярны в этой сфере; для их установки не требуется прокладка специального кабеля, и при смене офиса систему можно взять с собой (в отличие от УПАТС).

    Современные мини-АТС способны работать в трех режимах:

  • концентратора (Key System);
  • концентратора с функциями УПАТС (если есть возможность поддержки узловой сигнализации);
  • нагрузки к УПАТС (Behind Switch).
  • Функционально мини-АТС характеризуются следующими показателями.

    1. Типы системных телефонных аппаратов и способ работы через обычный телефон.
    2. Способ приема входящего звонка - проключение на добавочный номер осуществляется вручную через абонента вызываемой станции или донабор проводит вызывающий абонент.
    3. Способ программирования станции (через дополнительный ПК, системный телефонный аппарат, приставку к системному аппарату, специальный программный центр).
    4. Существуют ли возможности наращивания базовой конфигурации, и если существуют, то за счет чего реализуются (соединения тел АТС, модернизации тела АТС, добавления портов, как в УПАТС).
    5. Варианты адаптации под нужды клиента: жесткая с формальным программированием, программируемая пользователем (с возможностью перепрограммирования), фирменная под схему организации бизнеса.
    6. Возможность поддержки узловых сигнализаций.
    7. Тип мини-АТС (цифровая или аналоговая).

    При продаже обычно декларируются от 20 до 100 функций, которые обеспечивает данная мини-АТС, которые можно систематизировать следующим образом:

    • телефонная связь через системный или обычный телефонный аппарат;
    • всевозможные схемы переключений вызова внутри области intercom;
    • подключение факса, базы радиотелефона, домофона и других аналоговых устройств;
    • подключение компьютера, устройств голосовой почты (чаще всего производители мини-АТС сами выпускают модули голосовой почты);
    • наличие автоответчика, всевозможных будильников и радио;
    • громкая связь - как внешняя (по офису), так и через системный телефон;
    • импульсный и тоновый набор (по выбору);
    • режим конференции;
    • удержание вызова.

    Эти функции могут быть сконфигурированы различными способами.

    Вопрос о ценах на мини-АТС довольно сложен. Очень часто станцию оценивают из расчета стоимости одного условного порта. Однако таким показателем скорее можно характеризовать станции, формирующие телефонную емкость; для мини-АТС важнее цена телефонного аппарата, входящего в комплектацию. На сегодня она колеблется от 20 дол. (для отечественных дисковых аппаратов) до 300 дол. (для фирменных системных). Стоимость очень сложных системных аппаратов доходит даже до 500 дол. Для программирования АТС может понадобиться отдельный компьютер (как правило, IBM-совместимый). Цена консолей и шкафов в среднем соответствует стоимости хорошего компьютера (но, в отличие от ПК, они не дешевеют).

    Очень маленькую АТС (до 10 абонентов) вместе с телефонными аппаратами можно купить менее чем за 1000 дол. За систему со средними возможностями придется выложить от 4 тыс. до 15 тыс. дол. Самая "навороченная" мини-АТС вряд ли обойдется дороже, чем в 20 тыс. дол.

    Для того чтобы вы могли составить представление о рынке мини-АТС, кратко расскажем о станциях, выпускаемых некоторыми зарубежными и отечественными производителями. Подчеркнем, что в описаниях по возможности сохранен "фирменный" стиль представления продуктов, что, по мнению автора, позволяет более объективно "подать" материал.

    Маленький народец

    Panasonic KX-TD1232. Цифровая гибридная суперсистема. Имеет возможность расширения с 8 внешних линий и 16 добавочных номеров до 12 внешних линий и 32 добавочных номеров. При работе с портом дополнительного устройства (ExtraDevicePort) обеспечивается возможность расширения до 24 внешних линий и 128 добавочных номеров (64 аппарата и 64 однолинейных (SLT) устройства). Допускается совместное использование системных и обычных телефонов (режим двойного порта).

    Программирование осуществляется через отдельный IBM-совместимый компьютер. Программное обеспечение покупается отдельно. Возможно дистанционное программирование через спецмодем.

    Прямой внутренний системный доступ позволяет набрать добавочный номер без участия оператора. Система внешнего пейджинга (использован "фирменный" термин) обеспечивает подключение к вызываемой внешней линии с любого добавочного номера. Имеются 4 типа системных телефонов серии KX-T72, различающихся набором встроенных функций, и консоль DSS. Функция спикерфона (громкой связи) реализована только в модели системного аппарата KX-T7220. Встроенное программное обеспечение дает возможность подключения к системе обработки голосовой информации Panasonic KX-TVP100B. При полной комплектации поддерживаются 75 неперекрывающихся сервисных функций.

    Возможна стыковка двух систем с наращиванием до 24 внешних линий и 64 добавочных номеров.

    Panasonic KX-T336. Цифровая гибридная система. Допускает наращивание от 8 телефонов и 8 линий до 288 телефонов и 144 линий. Системные телефоны серий KX-T71 и KX-T70. Станция может быть установлена в одно-, двух- и трехкорпусной конфигурации, что обеспечивает экономичное расширение от 96 портов (один корпус - основной блок) до 216 (два корпуса) или 336 (три корпуса) портов. Система предназначена для офисов малого бизнеса и позволяет подсоединять различное телекоммуникационное оборудование - радиотелефоны, идентификаторы кредитных карт, автоответчики, факсы и т. д. Дополнительно можно приобрести абонентские платы: однолинейных телефонов (SLT), системные и гибридные (для подсоединения либо SLT, либо системных телефонов). Консоль диспетчера также приобретается дополнительно и позволяет проводить оперативный контроль входящих и исходящих звонков.

    Имеется схема ограничения платных звонков (по количеству набираемых цифр). Могут быть запрограммированы максимум 16 уровней ограничений на связь - как по абонентам, так и по группам внешних линий. Функция однородного распределения звонков (UCD) между принимающими абонентами обеспечивает последовательный поиск свободного абонента. Возможно одновременное использование системы двумя компаниями (при установке разных системных параметров для каждой из них).

    Станция позволяет усовершенствовать обработку интенсивного входящего трафика с помощью многоканальной системы ответа, которая обеспечивает "прием прямой линии" ("фирменный" стиль) и группировку внешних линий. Для каждой внутренней линии может быть задан свой класс сервиса (всего 32 класса). Существует возможность организации приоритетной внутренней линии (например, для руководства компании) и переназначения класса сервиса для других внутренних пользователей.

    Телефонные аппараты обеих описанных систем отличаются хорошими эргономическими показателями, особенно удобны клавиши с цифрами. Кроме того, аппараты надежны и удобны в работе (что важно при интенсивном исходящем трафике). К недостаткам можно отнести низкую посадку аппарата на столе.

    Panasonic KX-T206SB. Система называется даже не АТС, а электронным модульным коммутационным устройством и относится к бытовой технике. Обеспечивает работу 2 телефонных линий и 6 добавочных номеров. Имеет однолинейный и системный телефоны. Позволяет подключать платы KX-T20691 (внешнего доступа к сервису АТС - DISA), домофона и внешних устройств. Программируется даже неподготовленным пользователем.

    Samsung Electronics Hybrid Key System NX 308, 820, 1232. Обеспечивают расширение соответственно 3/8 (максимум 11), 4/12 (максимум 28) и 8/16 (максимум 48). Используют системные телефонные аппараты серии NX, в которых реализован режим hands-free. Работают с произвольной системой голосовой почты. Позволяют пользоваться системными телефонными аппаратами от станций SKP-308H, SKP-36HX, SKP-816H. Отличаются очень маленькими габаритными размерами тела АТС: самая большая из станций, NX-1232, имеет размеры 530x412x140 мм при весе 8,9 кг. Сведения о возможностях наращивания не приводятся.

    Серия Samsung SKP. SKP-308H - это очень маленькая Key System, обеспечивающая расширение 3/8 через системные телефонные аппараты. Существует возможность расширения с использованием SLT-аппаратов.

    SKP-36H серьезней, тело системы находится в металлическом корпусе. Базовая конфигурация обеспечивает расширение 6/18. Имеет карты расширения и несколько типов системных аппаратов, обеспечивающих 15 типов конфигураций - от 6/8 до 6/30. Позволяет подключать два домофона.

    Специалисты Samsung Electronics считают лучшей моделью SKP 56/120HX, которая обладает самым большим набором функций и возможность расширения до 120 портов. Из перечисленных выше это первая УПАТС, заявленная как мини-АТС (она поддерживает узловую сигнализацию).

    Станции Lucent Technologies PARTNER ( Partner, Partner Plus и Partner II) являются классическим примером Key System. Станция наращивается до 16 внешних абонентских линий на 48 абонентов. Работает через системные телефонные аппараты трех типов: MLS-6 (6-кнопочный), MLS-12 (12-кнопочный с дисплеем), MLS -34D (34-кнопочный с дисплеем). Есть 24-кнопочная приставка Call Assistant для безнаборных вызовов (как по intercom, так и по внешним линиям). Из нетрадиционных возможностей можно отметить функцию экстренного группового вызова всех внутренних абонентов. Все системные телефоны обеспечены функцией громкой связи.

    Lucent Technologies Merlin Legend. Станция наращивается до 80 внешних линий и 144 внутренних абонентов, что соответствует 224 портам и обеспечивает 108 одновременных неблокируемых разговоров. Позволяет подключаться к сети как по абонентским линиям, так и через интерфейсы аналоговых соединительных линий с сигнализацией E&M.

    NORTEL предлагает три модели мини-АТС - Meridian Norstar 3/8, Norstar Compact 6/16, Norstar Modular 8/24. Спикерфон имеется на всех системных телефонных аппаратах. Адаптер для подключения внешней аналоговой оргтехники - факса, автоответчика, идентификатора пластиковых карт, - а также домофон и будильник (ночной звонок) приобретаются как дополнительное оборудование. Голосовая почта систем Star Talk (стандарт обмена голосовыми сообщениями Amis) производства NORTEL приобретается дополнительно и имеет несколько разновидностей с разными степенями сложности. Наращивание может быть обеспечено не за счет физического или логического соединения двух и более станций, а на основе модернизации аппаратуры и программного обеспечения АТС.

    Последняя модификация Norstar Modular 8/24 расширяется при помощи модулей внешних и внутренних линий до 128 портов (при любом сочетании внутренних и внешних линий). Имеет четыре типа системных телефонных аппаратов серии М7. Аппарат М7310 может быть оснащен функцией контроля за трафиком. К аппарату М7324 подключаются один или два дополнительных модуля САР (консоли) соответственно с 48 или 96 программируемыми клавишами. Этот аппарат используется и как консоль управления. Система позволяет программировать аппараты, не затрагивая программы тела АТС, благодаря чему при переносе телефонного аппарата на новое место сохраняется программа пользователя. Кроме того, аппарат М7100 обеспечивает подключение наушников.

    Станция располагает богатыми возможностями переадресации звонков внутри всей области intercom и позволяет посылать сообщения на ЖК-дисплей другого телефонного аппарата внутри этой области. Максимальная длина выноса аппарата - 790 м. Можно подключать модули DISA (Direct Inward System Access) и DID (Direct Inward Dialling).

    АТС Norstar являются одним из элементов серии маркетинговых продуктов класса MERIDIAN. Они ориентированы на обеспечение всех технологически осуществимых коммутационных возможностей в единой стилистике. Для всех продуктов данной компании характерно мощное программное обеспечение. Мини-АТС NORTEL могут соединяться друг с другом по выделенным соединительным линиям с Е&М-сигнализацией, что позволяет создать мощную выделенную сеть. Эти АТС имеют достаточно большое число внешних подключаемых устройств, включая устройство Norlink для связи с персональным компьютером, с помощью которого программируется станция Norstar. Программное обеспечение может входить и в дополнительную комплектацию.

    Ericsson не предлагает Key System в классическом понимании, однако в этом качестве можно использовать АТС типа Business Phone Select, Business Phone50 и Business Phone250 на 48, 50 и 250 абонентов соответственно. Эти станции можно включать как в абонентскую соединительную линию, так и в аналоговые соединительные линии с целым набором сигнализаций, что значительно расширяет сервисные возможности.

    Business Phone50 обеспечивает расширение от 4 до 16 аналоговых телефонных линий на 8-32 телефонных аппарата и возможность конференции для 6 участников.

    Для Ericsson Business Phone250 возможно расширение от 4 телефонных линий на 20 абонентов до 20 линий на 200 абонентов. Имеются до трех консолей оператора. АТС интегрирована со специально разработанным оборудованием стандарта DECT. Фиксированный и подвижный телефоны работают "в тандеме" (по одному номеру). Станция может наращиваться: от одного до трех настенных шкафов.

    Все АТС серии Business Phone работают с четырьмя типами системных телефонных аппаратов: Basic (три функциональные клавиши помимо тастатуры), Economyplus (пять функциональных клавиш помимо тастатуры плюс громкая связь), Standard (все функции Economyplus плюс ЖК-дисплей), Executive (29 функциональных клавиш не считая тастатуры и ЖК-дисплей на 120 символов). С помощью приставки аппарат можно нарастить до 48 функциональных клавиш. Аппараты позволяют программировать некоторые конфигурации системы.

    Подключается любая аналоговая техника. Имеется встроенная система голосовой почты MD-D или VMU-MD. Функции компьютерной телефонии осуществляются двумя пакетами: Desktop Manager обеспечивает такие средства, как телефонные справочники и набор номера через ПК, а Business Link - компьютерный мониторинг трафика и технического обслуживания.

    Отличительной особенностью станций Ericsson можно считать фирменную адаптацию под схему организации бизнеса. Основная ориентация при конфигурации "на заказ" связана с организацией центра управления вызовами (центра обслуживания вызовов - ЦОВ). ЦОВ объединяет автоматическое распределение вызовов с возможностями информационных систем управления. Благодаря этому улучшаются обслуживание и контроль над ресурсами управления - как в режиме реального времени, так и при отсроченном анализе. Фактически, ЦОВ выполняет функции администратора, осуществляющего информационное обслуживание персонала. Он позволяет регулировать очереди и максимально использовать человеческий ресурс компании, а соединенная с ним система управленческой информации обеспечивает практически все деловые операции.

    Siemens Profiset master. Самая маленькая абонентская "приспособа" с расширением 1/3. К телефонной линии подключается специальный телефонный аппарат, а к нему - еще три любых несистемных. К первому устройству можно подключить факс и домофон. Станция поддерживает более двадцати сервисных функций, включая аварийный режим (падение напряжения в сети). Чрезвычайно милая вещь, и уже имеется в массовой продаже (1,5 млн руб. за системный телефон в магазине бытовой техники).

    Siemens euroset line 8 обеспечивает расширение 2/8 и использует любые телефонные аппараты. Может работать и по одной телефонной линии. В базовой конфигурации поставляется только тело станции. Размеры 280x240x40 мм, масса 700 г. Вынос линии до оконечных устройств - до 1000 м.

    Euroset line 16 разработана по аналоговой технологии и имеет возможность расширения. Базовая конфигурация 2/8. Расширение осуществляется с помощью двух установочных мест для модулей внешних линий/абонентских устройств, подсоединяемых по каскадной схеме: 1/0, 0/4, 1/4. Возможно подключение штатных внешних устройств: домофона, проигрывателя музыкальных заставок, принтера для распечатки данных мониторинга трафика, приставок с дополнительными клавишами. Работает с обычными телефонными аппаратами.

    Семейство АТС Siemens Hicom. К мини-АТС относятся Hicom 100, 100E, 150Е.

    Hicom 100 сертифицирована как мини-АТС и обеспечивает расширение от 1/2 до 24/128. Работает с системными телефонными аппаратами трех типов (Ultraset memory, ultraset comfort, ultraset standart) и расширяющей приставкой ultraset expansion.

    Hicom 100E обеспечивает такое же расширение, как и Hicom 100, а кроме того, поддерживает стандарт DSS-1 и может быть укомплектована модулями аналоговых соединительных линий. Работает с тремя типами системных телефонных аппаратов - Standard 100E, Comfort 100E и Memory 100E. В Comfort 100E и Memory100E использована новая концепция адаптеров, которые устанавливаются в основание телефонных аппаратов и позволяют подключить к системе другой телефонный аппарат без помощи дополнительного кабеля.

    Благодаря акустическому адаптеру к системе подключаются дополнительные принадлежности для телефонной связи, в частности колонка активного громкоговорителя, вторые наушники или дополнительный микрофон. На базе системного аппарата и соответствующего адаптера может быть организован домофон.

    По способу подключения система Hicom150E - это УПАТС на 150 терминалов, однако о ней стоит упомянуть в связи со следующими обстоятельствами. Она может работать с адаптерами и системными телефонными аппаратами пяти типов (Entry 150E, Basic 150, Standard 150E, Comfort150E, Memory150E), а с учетом возможностей расширения этих аппаратов - до девяти типов. На основе станции можно построить многостанционную сеть c помощью протокола CorNet. Однако самая важная особенность состоит в том, что к этой станции не имеет смысла подключать мини-АТС в режиме нагрузки (а это довольно распространено для других типов УПАТС).

    Telrad JINNI - младшая из АТС семейства Digital Key BX (S-128; S-400 - УПАТС на 128 и 400 портов соответственно). Официальный представитель и дистрибутор фирмы Telrad - московская фирма Лауд-Линк. Станция обеспечивает расширение от 4/9 до 12/25, что соответствует 37 портам. Работает как с системными, так и с аналоговыми аппаратами.

    Единственная из рассмотренных, станция является моделью 1997 г. Имеет полностью цифровую инфраструктуру, включая оцифровку речевого сигнала для скорости передачи 64 кбит/с (по соответствующей рекомендации). Это позволяет организовать ISDN по каналу 2В+D по всей области intercom (внутреннее облако ISDN). Поддерживает конференцию (до 5 участников). Может комплектоваться системными телефонными аппаратами 7 типов, правда не все аппараты поддерживают громкую связь.

    Станция имеет возможность программирования с любого системного аппарата. Общее программирование осуществляется администратором также с системного аппарата, а не через отдельный компьютер. Наращивается по портам и совместима по оконечному оборудованию со старшими станциями семейства.

    В подобного рода обзорах отечественная техника часто оказывается в числе аутсайдеров. Аналитики объясняют это тяжелым наследием прошедших лет, что отчасти верно, поскольку в России маркетинговые продукты долго были не в чести. "Не ладно скроен, но крепко сшит и каждый стул у него говорил... и я, ... и я Собакевич" - наверное, так можно было бы охарактеризовать отечественные устройства. Такой стиль находит своих покупателей и сейчас. Типов мини-АТС было очень мало (всего два). Станции использовали дисковые телефонные аппараты (иногда с гербом) в качестве основных и оригинальный безнаборный аппарат в качестве "системного".

    Сейчас разработчики часто предлагают создание устройства оперативной и диспетчерской связи под конкретный заказ. Таким образом производители облегчают себе жизнь, поскольку "станция для малого и среднего бизнеса" имеет достаточно расплывчатый целевой адрес. Нужно отметить: поскольку российские мини-АТС создаются не как маркетинговые продукты, то бывает трудно сразу распознать используемые в них оригинальные решения.

    Прежде в качестве аппаратуры диспетчерской связи на отечественных предприятиях в основном использовались автоматические, полуавтоматические и ручные коммутаторы. Современные версии такой аппаратуры разрабатываются и сейчас; они могут составить конкуренцию мини-АТС при частичном техническом перевооружении предприятия.

    Станция оперативной телефонной связи "Регион-120" выпускается московским АО "АМ Телеком" и обеспечивает расширение от 4 до 10 телефонных линий на 108 стандартных телефонных аппаратов. В системе предусмотрены два центральных пульта с двумя дополнительными приставками по 48 клавиш. Особенностями станции являются использование в качестве центрального пульта аппаратов фирмы LG Electronics и наличие режима полной конференции.

    Московское объединение АО "Лотес" предлагает пять мини-АТС типа EMS с очень гибкими возможностями расширения (от 1/5 до 24/180), комплектующихся системными телефонными аппаратами "Фетап" (отечественные кнопочные аппараты).

    Это объединение выпускает также четыре типа специализированных телефонных систем TEAMSET с возможностями расширения от 3/6 до 36/24. Они комплектуются специальными системными телефонными аппаратами отечественного производства. Серия TEAMSET разрабатывалась специально для справочных служб.

    Санкт-Петербургская фирма "Мультиком Спб" предлагает мини-АТС Multicom серий А, В, С, Е. Станции Multicom A416/A632 имеют возможности расширения до 4/16 и 6/32 соответственно. Обе станции совместимы и могут наращиваться. Станции Multicom E208/E632 расширяются до 2/8 и 3/12, а Multicom C824/C248/C1472 - с 8/12/16 до 24/48/72 соответственно. Позволяют поддерживать до 14 одновременных телефонных разговоров. Надо отметить, что хотя Multicom B14100 и B24100 сертифицированы как мини-АТС, по способу подключения они все же являются УПАТС.

    Все станции Multicom программируются с внешнего IBM-совместимого компьютера и работают с любыми телефонными аппаратами, включая дисковые. Планируется возможность сопряжения с системными телефонными аппаратами импортного производства. Это означает, что через станцию можно нагрузить любую клавиатуру. Станции специально разрабатывались как "бизнес-АТС" и имеют встроенную громкоговорящую связь, внешнюю сигнализацию и домофон. Они обладают уникальной функцией работы в режиме нагрузки к УПАТС любого типа, включая квазиэлектронный "Квант" и декадно-шаговые АТС.

    * * *

    Мини-АТС в той форме, в которой они представлены сегодня на рынке, - это результат столетнего развития телекоммуникационной области (как соответствующей аппаратуры, так и услуг). Такие АТС - хорошо продаваемые продукты, отвечающие современным потребностям рынка. При разработке новых продуктов распорядители маркетинга стремятся быть на гребне последних технических и технологических достижений. Именно это порождает некоторые аналитические проблемы.

    Уже сегодня не совсем ясно, что подразумевается под "цифровой мини-АТС". Если речь идет только о цифровой или аналоговой коммутации, то их различия интересны лишь специалистам, да и то в схемотехническом плане. Если внутри системы существуют цифровые каналы, то, как минимум, надо говорить об оцифровке речевого сигнала, о чем многие производители молчат. Судя по всему, под цифровыми подразумеваются мини-АТС с вариабельным управлением коммутационными схемами, для чего в управляющей схеме вместо мультиплексора с дешифратором должен стоять процессор. А это уже очень близко к компьютеру.

    Пока еще первую скрипку играют производители коммуникационной техники. Но уже сейчас обычному пользователю сложно отличить аппаратуру управления местной телефонной сетью от аппаратуры, организующей ЛВС между компьютерами. Да и фирмы-производители в ряде случаев одни и те же. Видимо, скоро вместо двух аппаратов (ПК и телефона) на офисном столе появится один гибридный аппарат - либо телефон со множеством клавиш и дисплеем SVGA, либо компьютер с трубкой и дисковым номеронабирателем под кнопкой RESET. В связи с появлением таких устройств неминуемо ужесточится конкуренция между компьютерными и телекоммуникационными компаниями.

    Для телефонистов наступают тяжелые времена, ибо, как говорится в том же "Заповеднике гоблинов", цитатой из которого мы начали свою статью: "Планета изменилась. Все мы, весь маленький народец, и те, кто не так уж мал, спускаемся в долину, где тени густы и непроницаемы, мы уходим от всего живого, и нам настает конец. И содрогаешься, как это горько, ибо мы были доблестным племенем, несмотря на многие наши недостатки".


    С к.т.н. Ольгой Варламовой можно связаться через редакцию журнала "Сети"

    Советы покупателю мини-АТС

    У продавца мини-АТС в первую очередь нужно попросить сертификат на продукт, который должен содержать примерно следующий текст: "Настоящим сертификатом МС РФ удостоверяет соответствие малой цифровой УАТС (имя АТС) техническим требованиям к малым УАТС, включаемым в абонентские комплекты городских АТС." В сертификате должны быть указаны нормативно-технические документы, на соответствие которым проверялась продукция ("Общие технические требования к малым УАТС, включаемым в абонентские комплекты городских АТС" от 14.04.94; "Руководящий документ по общегосударственной системе автоматизированной телефонной сети (ОГСТфС)"; ГОСТ 7153-85).

    В некоторых случаях допускается и такой текст: "Настоящим сертификатом МС РФ удостоверяет соответствие малой АТС (имя АТС) требованиям ОГСТфС и ТУ и дает право предприятию-изготовителю на реализацию данной продукции потребителям, имеющим выход на телефонную сеть общего пользования, в качестве УАТС емкостью NN номеров". Однако в этом случае нужно оговаривать возможность работы через абонентские комплекты.


    Мини-АТС как маркетинговый продукт

    Первые маркетинговые продукты, которыми были товары повседневного спроса в мелкой расфасовке, появились во второй четверти XX в. Сбыт маркетинговых продуктов максимально автоматизирован, что облегчает работу продавцам (особенно коммивояжерам).

    Идеологически подготавливая выпуск маркетингового продукта, компания работает с "маркетинговой средой" - не поддающейся контролю совокупностью сил, существующих на рынке. Таким образом, во время этой подготовки распорядители маркетинга лишены непосредственных контактов со своими клиентами (прежде деятели рынка учились понимать потребности клиента в ходе прямого торгового общения). Известный принцип "не обманешь - не продашь" не работает, поскольку для компании очень важна послепродажная судьба товара. Более того, в соответствии с концепцией социально-этического маркетинга основными задачами являются установление потребностей и интересов целевых рынков и наиболее эффективное удовлетворение таких потребностей. Реализация этих задач должна обеспечивать как конкурентоспособность производителя, так и укрепление благополучия потребителя и общества в целом.

    Мини-АТС - пример маркетингового продукта. На рынке представлены несколько типов компаний, выпускающих мини-АТС:

  • компании, которые не являются крупными производителями коммутационного оборудования, но имеют богатый опыт изготовления бытовой техники - магнитофонов, телевизоров, кухонных комбайнов и др. (например, Panasonic, Samsung). Для них создание мини-АТС - способ расширения ассортимента с торговой маркой компании;
  • компании- производители телекоммуникационной техники (Ericsson, Nortel, AT&T). Для них выпуск мини-АТС является частью общих программ по развитию телекоммуникаций;
  • электротехнические гиганты (Siemens, Phillips), которые производят почти все, что связано с электричеством.
  • Зная, к какой из этих групп относится конкретный производитель мини-АТС, можно понять, что за продукт он способен предложить.

    Маркетинговый продукт разрабатывается на основе анализа целевых рынков. Мини-АТС создаются (тоже на базе такого анализа) специально для малого и среднего бизнеса. Малый и средний бизнес - это нормативное понятие, по-разному определяемое в разных странах. Мини-АТС может быть предназначена исключительно для работы в офисах компаний, относящихся к сфере малого и среднего бизнеса страны - производителя оборудования, и обеспечивать соответствующий набор функций. Однако большинство станций выпускаются мощными транснациональными корпорациями, поэтому их функции отвечают требованиям некоего усредненного целевого рынка.

    Кратко расскажем о нормах на малый и средний бизнес в разных странах.

    В Германии официальных норм не существует. Конкретные показатели используются в разных схемах поддержки.

    В США нормативным документом является Small Business Act, согласно которому к данному сегменту относятся компании, не занимающие доминирующего положения на рынке и удовлетворяющие определенным количественным критериям (по численности наемных работников или годовому обороту). Конкретные цифры устанавливаются для каждой отрасли в соответствии со стандартом промышленной классификации (зависят от особенностей производства и других факторов). В сельском хозяйстве критерием является оборот до 3,5 млн дол., в строительстве - от 7 до 17 млн дол. (по видам деятельности), в добывающей отрасли, промышленности и на транспорте - численность персонала до 500 человек, в оптовой торговле - до 100 человек.

    Во Франции к сфере малого и среднего бизнеса относятся предприятия, на которых работают не более 100 наемных работников и не более пяти членов семьи собственника предприятия, в Швеции - фирмы с численностью персонала до 200 человек.

    В России одним из критериев является финансовый показатель. Доля несобственника и юридического лица, не являющегося субъектом малого предпринимательства, должна составлять менее 25% уставного капитала. Кроме того, число сотрудников фирмы не должно превышать в строительстве и на транспорте 100 человек, в сельском хозяйстве и науке - 60 человек, в торговле и других областях - 30 человек.

    В Японии соответствующие нормы для обрабатывающей промышленности и транспорта - 300 человек, для оптовой торговли - 100 человек, а для розничной торговли и сферы услуг - 50 человек. Кроме того, существует понятие "маломасштабное предприятие", численность персонала на котором не превышает 20 (в торговле и сфере услуг - пяти).

    Вот почему максимальная емкость мини-АТС никогда не характеризуется четырехзначным числом.


    Проблемы, возникающие при эксплуатации мини-АТС

    При наращивании посредством соединения тел АТС возможны проблемы с пересылкой входящего звонка с тела одной АТС на область intercom другой. При наращивании аппаратным способом эта неприятность отсутствует.

    Самостоятельный донабор вызывающим абонентом добавочного номера провоцирует неприятности при междугородном звонке. Дело в том, что отсчет времени начинается, как только включается автоответчик (функция сообщения об отсутствии). Поэтому при программировании станции необходимо учитывать, что тон перед набором добавочного номера должен быть выраженным, иначе вызывающий абонент не поймет, что ему делать дальше. По сути, эта функция требует инструктажа для вызывающего абонента, что отчасти лишает ее заявляемых преимуществ.

    Поделитесь материалом с коллегами и друзьями