Евдокименко встретился с представителями одной из "старейших" сотовых компаний России, чтобы узнать, как живется "аналоговому" оператору на пороге XXI века, в период "всеобщей дигитализации". На его вопросы ответили заместитель генерального директора по развитию Александр Есиков и директор отдела развития Кирилл Баров.

В самом начале нашего разговора хотелось бы выяснить, какое место на современном российском рынке сотовой связи занимает компания МСС.

PhotoАлександр Есиков (А. Е.): МСС является крупнейшим российским сотовым оператором федерального стандарта NMT-450. Среди столичных операторов сотовой связи МСС имеет самую большую зону обслуживания в Московском регионе. Компания предоставляет современные услуги связи не только 46 тыс. "родных" абонентов, но и, ежедневно, 1,5 тыс. гостей из других российских регионов, прибегающих к услугам роуминга. В прошлом году по инициативе нашей компании региональные сотовые сети стандарта NMT-450 объединились в федеральную сеть "СОТЕЛ", и их абоненты получили уникальную возможность пользоваться своим мобильным телефоном и личным номером при поездках практически по всей стране (более чем в 60 регионах).

Мы видим одно из наших главных преимуществ перед конкурентами в осуществлении самого широкого национального роуминга. Наше дочернее предприятие АОЗТ "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) строит "роуминговые мосты" между всеми региональными сетями, работающими в федеральных стандартах NMT-450 и GSM, на базе восьми цифровых транзитных коммутаторов (в городах Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Хабаровске). Большинство из этих узлов уже находятся на стадии полномасштабной эксплуатации. Мы постоянно расширяем не только национальный, но и международный роуминг. Для всех абонентов, пользующихся услугой международного доступа, возможен роуминг во всех Скандинавских странах и Прибалтике, Дании, Польше, Болгарии, на Украине и практически во всех странах бывшего социалистического лагеря. На очереди - соглашения по роумингу с Белоруссией, Румынией и Молдавией.

Ваш стандарт является аналоговым, в то время как общемировая тенденция - переход на цифровую связь. Не существуют ли подобные планы и у вашей компании? Есть ли перспективы у NMT-450?

А. Е.: Наши планы во многом определяются федеральным стандартом. Мы не вольны модифицировать его по своему усмотрению. Теоретически можно было бы заменить все имеющееся оборудование на что-нибудь типа CDMA-450, но в этом случае пострадали бы более 70 тыс. жителей нашей страны, сделавших выбор в пользу NMT-450. Например, купленный в Новосибирске телефон не стал бы работать в Москве. С другой стороны, мы активно участвуем в развитии стандарта NMT-450 - в первую очередь, работаем над тем, чтобы он обеспечивал повышение емкости сети. Мы считаем, что одна из наших основных задач - создать в Москве сеть высокой емкости, не выходя при этом за рамки стандарта. Сегодня такая задача решается в рамках программы внедрения технологии перемежающихся каналов, о которой мы объявили на выставке "Связь-Экспокомм '97" и в результате реализации которой к маю следующего года емкость нашей сети увеличится фактически вдвое. Я хочу подчеркнуть, что модернизация осуществляется в рамках выделенного нам частотного спектра и без внесения изменений в базовую NMT-технологию. Другими словами, все наши телефоны будут по-прежнему работать в других сетях, а их аппараты - в нашей.

За счет чего же будет достигнут двукратный выигрыш?

PhotoКирилл Баров (К. Б.): До сих пор нарезка частот в стандарте NMT-450 осуществлялась с интервалом 25 кГц. Суть технологии перемежающихся каналов заключается в сокращении этого интервала вдвое, т. е. в нарезке рабочих каналов через каждые 12,5 кГц. Работа по новой технологии требует более тщательного частотного планирования в целях предотвращения межканальных помех. С другой стороны, число радиоканалов увеличивается, поэтому частотное планирование в чем-то упрощается за счет возможности применения регулярного частотного плана и трехсекторных базовых станций (БС). Иначе говоря, с увеличением числа каналов уменьшается их повторное использование, и с точки зрения межканальных помех ситуация в эфире улучшается.

А. Е.: Перемежающиеся каналы - это часть новой спецификации международного стандарта NMT-450+, которая была недавно утверждена консорциумом операторов NMT Group. В ее разработке принимала активное участие и наша компания. Для реализации этой технологии производителям оборудования пришлось частично модернизировать коммутаторы, базовые станции (БС) и телефонные аппараты.

Ну а как все-таки быть с тем, что цифровая телефония имеет несомненные преимущества перед аналоговой?

К. Б.: Давайте разделим понятия "аналоговый стандарт радиосвязи" и "цифровая телефония". Последняя, безо всякого сомнения, повышает качество телефонной связи. Дает ли тот же эффект цифровая сотовая связь - спорный вопрос. Что же касается абонента сотовой сети, то ему совершенно безразлично, цифровая у него связь или аналоговая.

А. Е.: Необходимо четко понимать, что сеть МСС является полностью цифровой - за исключением радиоинтерфейса.

К. Б.: Да, оборудование БС имеет аналоговые линейные окончания, но центр коммутации подвижной службы (ЦК) - это полностью цифровая станция. Для того чтобы не "тащить" аналоговый сигнал десятки километров до ЦК, мы развернули собственную систему цифровой радиорелейной связи. Аналоговые сигналы, поступающие по радиоканалам от абонентских терминалов, трансформируются на БС в цифровые с помощью аналого-цифрового преобразователя, а затем мультиплексируются в потоки 2-34 Мбит/с и передаются на ЦК по радиорелейным линиям связи (РРЛС) стандарта PDH.

А. Е.: В отличие от операторов сотовых сетей цифрового стандарта, мы можем разместить на одной несущей участка "последней мили" не 3-8 радиоканалов, а всего лишь один, поэтому нам приходится повышать эффективность использования диапазона. Чтобы достичь той же плотности абонентов на определенной территории, мы используем большее количество радиоканалов. Технология перемежающихся каналов способна помочь в решении этой проблемы. Если операторы сотовых сетей цифровых стандартов прибегают к временному разделению каналов (ВРК), то мы применяем частотное разделение (ЧРК). С помощью данной технологии мы собираемся к маю следующего года довести емкость своей сети до 80 тыс. абонентов. Следовательно, в этом отношении мы не отстаем от общих темпов роста сотовой связи в нашей стране.

Но вы же не можете бесконечно сокращать интервал между несущими?

А. Е.: В 1991 г., когда мы начинали строить свою сеть, все расчеты показывали: в Москве емкость сотовой сети стандарта NMT составит 25-30 тыс. абонентов. Еще 1,5 года назад мы считали физическим пределом 36-39 тыс. Сегодня же мы перешагнули отметку 43 тыс. и уже не видим никакого физического предела, который помешал бы нам двигаться дальше. Думаю, когда у нас будет 80 тыс. абонентов, мы с удовольствием расскажем вам о своих возможностях дальнейшего увеличения емкости сети. Некоторые из них, впрочем, известны многим специалистам - это динамическое регулирование мощности излучения и пространственное уплотнение.

Давайте несколько подробнее расскажем читателям, не являющимся специалистами в области сотовой связи, о только что упомянутых вами перспективных методах увеличения емкости сети.

А. Е.: Что касается первого способа, то, в отличие от "цифровых" операторов, мы способны регулировать мощность не только абонентского терминала, но и БС. Дело в том, что в сетях цифровых стандартов, где в одном радиоканале одновременно осуществляются от трех до восьми разговоров, мощность БС не может быть адаптирована под конкретного абонента, поскольку каждый из них находится в специфических условиях приема. В нашем же случае в канале работает всего один абонент, поэтому возможно так изменить мощность излучения БС, чтобы она обеспечивала качественный прием одному абоненту и создавала минимум помех другим, использующим эту же частоту на других участках системы. Таким образом, увеличивается число повторно используемых частот, а следовательно, и общее число абонентов.

Под пространственным уплотнением понимается дробление сот на более мелкие ячейки. Благодаря этому методу обеспечивается увеличение плотности каналов на единицу площади.

Сейчас мы не являемся сторонниками увеличения числа абонентов за счет освоения все более высоких частотных диапазонов. На наш взгляд, в ближайшие годы приоритетным направлением развития будет повышение эффективности использования старых диапазонов на базе новейших технологий. Когда мы и операторы AMPS и GSM приступали к развертыванию своих сетей, выделенные нам диапазоны были уже заняты. У нас - военными, у других - гражданскими службами. Фактически, мы провели конверсию радиоспектра. И что же - теперь бросать его, бежать дальше, захватывать новый диапазон (опять кем-то занятый) и снова расчищать? Это - негосударственный подход. Мы должны эффективно использовать каждый кусочек национального ресурса под названием эфир. А вот применение перемежающихся каналов - один из приемлемых подходов. Я думаю, что в скором времени появятся новые технологические решения, пусть даже изначально предназначенные для GSM или AMPS. Возможно, они дадут более значительный эффект в диапазоне NMT - например, в плане увеличения емкости сети.

К. Б.: Кстати, технология перемежающихся каналов сначала была внедрена в сетях более нового стандарта NMT-900. Там она прошла проверку на прочность и теперь благополучно переносится в диапазон 450 МГц.

Дежурный вопрос. Хотелось бы услышать о технических аспектах обеспечения в стандарте NMT-450 таких параметров сотовой связи, как защита от двойников и сохранение конфиденциальности телефонных переговоров, скорость передачи данных.

К. Б.: Проблема двойников решена в нашей сети полностью и бесповоротно еще в 1994 г. Для этого нам понадобилось установить специальное ПО на ЦК и заменить все телефоны.

А. Е.: За счет иерархического построения сетей сотовой связи они защищены от случайного или малопрофессионального прослушивания. Надо учитывать и такой фактор: благодаря постоянному переназначению радиоканалов для перехвата всего разговора мобильного пользователя нашего телефона (даже при медленном его перемещении) надо располагать достаточно сложным комплексом оборудования, который ничем не отличается от необходимого для прослушивания реализованных в России сетей стандартов GSM и D-AMPS.

К. Б.: Меня всегда удивляют разговоры об обеспечении конфиденциальности в стране, где доступ к телефонной коробке в подъезде дома ничем не ограничен, а ваши два провода еще и помечены номером квартиры. Хотя для обнаружения и перехвата разговора в нашей сети требуется специальное оборудование высокого класса, каждый нормальный человек должен строго придерживаться правила: о серьезных, а тем более связанных с коммерцией, делах по телефону (в любой сети) не говорят.

А. Е.: Речь может идти скорее не о конфиденциальности, а о том, что я назвал бы приватностью. Люди чувствуют себя незащищенными, разговаривая по сотовому телефону, хотя дома половина из них пользуется безшнуровыми аппаратами, которые прослушиваются с расстояния 1-2 км. Тем не менее мы рассматриваем возможность применения системных скремблеров и ведем переговоры со всеми разработчиками оборудования для стандарта NMT. Мы полагаем, что функция скремблирования должна быть включена в спецификации NMT, а в телефоне необходимо подготовить место для установки специальной микросхемы.

Как у вас обстоят дела с передачей данных, и могут ли абоненты МСС пользоваться электронной почтой? Если да, то что им для этого требуется? Взимается ли дополнительная плата за эти услуги?

А. Е.: Как вам известно, на выставке "Связь-Экспокомм '97" мы вместе с нашим партнером, фирмой "МакЦентр", представили комплект "Мобильный офис", базирующийся на нашем телефоне и карманном компьютере Newton Message PAD, который позволяет обмениваться файлами, факсами и электронной почтой, а также пользоваться ресурсами Internet. Конечно, для решения этих задач подходит и аппарат другого стандарта сотовой связи, но только аналоговый стандарт NMT-450i (improved) не требует применения дорогостоящих специальных факс-модемов. Можно использовать любой обычный модем, подключив его через адаптер к телефону. Никакой дополнительной платы за компьютерную связь мы не берем.

К. Б.: Теоретически, скорость передачи данных в нашей сети ограничивается только модемным протоколом. Так, в идеальных условиях владельцы модемов V.34 могут работать на скорости 28,8 кбит/с. Лично мне удавалось достигать быстродействия 19,2 кбит/с, но обычно скорость все-таки ниже, где-то в пределах 4,8-14,4 кбит/с.

Надо полагать, управление сотовой сетью невозможно без системы управления сетями связи. Какую систему применяете вы и какие задачи она позволяет решать?

К. Б.: Топология нашей сети очень простая - ЦК и радиооборудование. Вся информация о состоянии радиооборудования собирается на ЦК, который размещен на международной телефонной станции. Затем эти данные поступают в центр технической эксплуатации, находящийся в главном офисе (мы осуществляем управление ЦК дистанционно). Пока сеть имеет небольшие размеры, проблем с отслеживанием ее состояния не возникает. Однако с ростом сети информационный поток увеличивается лавинообразно и без визуализации этих данных управлять сетью становится очень сложно. Мы приняли решение создать систему визуализации аварийных состояний, которая обеспечит реализацию двух основных задач:

  • получение центром технической эксплуатации в режиме реального времени всей информации об аварийных или опасных состояниях в сети;
  • визуализация этой информации, которая позволит техническому персоналу легко и правильно ее воспринимать, обрабатывать и предпринимать соответствующие действия.
  • По нашему заказу и при непосредственном участии наших специалистов московская фирма AL Soft создала систему визуализации, которая получила название Alarms. Благодаря этой системе на центральной консоли управления, установленной в центре технической эксплуатации, отображаются (в виде графики, текстовых и речевых сообщений, звуковых сигналов) текущее состояние и конфигурация нашей сети. В частности, основные структурные модули сети отображаются в графическом виде, причем неисправности того или иного блока выделяются цветом. С помощью графического интерфейса можно обратиться к конкретному структурному блоку и получить исчерпывающую информацию о его состоянии.

    Система Alarms самостоятельно анализирует каждую аварийную ситуацию. Если она обусловлена не повреждением оборудования, а какими-то сиюминутными внешними обстоятельствами, то после соответствующего анализа система автоматически выдает сигнал на перезапуск того канального блока, который сгенерировал сигнал аварии.

    А. Е.: Мы можем дистанционно локализовать и полностью продиагностировать состояние любого аварийного блока (вплоть до транзистора) на каждой БС. Доступ к радиооборудованию осуществляется по отдельным (outband) каналам управления с помощью модемов. Они позволяют подключаться с терминала администратора непосредственно к радиооборудованию и проводить его диагностику.

    К. Б.: Кроме того, мы используем программу BS Configuration, также созданную компанией AL Soft. Она предназначена для дистанционного конфигурирования параметров БС и применяется, когда возникает необходимость в перепланировании сети, т. е. в изменении частотного плана и добавлении новых канальных блоков. В декабре прошлого года с помощью программы BS Configuration реконфигурация БС была выполнена за 4 часа. Трудно даже представить, сколько на это потребовалось бы времени при ручном конфигурировании каждой БС.

    И наконец, что новое ожидает абонентов МСС (как настоящих, так и будущих) в ближайшее время?

    А. Е.: Мы осуществляем переход на третье поколение нашей системы. Начинали мы с оригинального стандарта NMT-450, затем эксплуатировали NMT-450i (тогда были внедрены в сети портативные телефоны и аутентификация), а теперь осваиваем NMT-450+. Он обеспечивает все абонентские функции, доступные пользователям цифровых сетей (в том числе - определение номера входящего звонка). Необходимые мероприятия будут осуществляться поэтапно, и на них потребуется около года.

    Интеллектуальные абонентские функции нового поколения мы введем в последнюю очередь: их нужно как следует протестировать, более того - правильно позиционировать. Надо четко себе представлять, насколько готовы наши клиенты к их использованию и намерены ли они поменять аппараты на более современные. В первую очередь это сделают люди, знающие, что такое электронная почта, и имеющие электронные почтовые ящики. Например, чтобы получать на свой телефон электронные письма, требуется такой аппарат, который поддерживает эту услугу.


    Финансовый отчет МСС за 1996 г.

    Показатель1995 г., тыс. дол.1996 г., тыс. дол.Рост, %
    Всего доходов536396787126,5
    Всего прямых расходов23713243642,7
    Валовая прибыль299264350745,38
    Эксплуатационные расходы211763094546,1
    Прибыль до налогообложения108071321322,26
    Налоги4686534113,98
    Прибыль после налогообложения6121787228,6