Думаю, все хорошо помнят тогдашние ажиотажный спрос, колоссальное количество публикаций, восторженных и критических откликов. В нынешней ситуации волна, поднятая выпуском нового продукта, похоже, покатилась в сторону породившей его компании. Причем речь идет уже не столько о самом продукте, сколько о целях, которых Microsoft пытается достичь с его помощью, и об используемых при этом методах. (Не могу не отметить, что, на мой взгляд, IE 4 - действительно великолепный продукт, заслуживающий самой высокой оценки.)

Первой подняла шум компания Sun Microsystems. Она обвинила Microsoft в том, что та нарушила лицензионное соглашение по Java, изъяв из IЕ 4 некоторые стандартные компоненты и заменив их собственными. Sun утверждает, что это ограничивает межплатформенные возможности Java и служит лишь укреплению позиций Windows. Дело дошло до того, что Sun подала на Microsoft в суд и пытается приостановить поставки IE 4. Общественное мнение было настолько взбудоражено, что обеим компаниям пришлось опубликовать на своих Web-серверах текст лицензионного соглашения, а это уже само по себе является беспрецедентным фактом.

Через несколько дней в борьбу против Microsoft вступила еще одна могущественная сила: Министерство юстиции США обвинило Microsoft в нарушении антимонопольного постановления 1995 г. и использовании своего доминирующего положения на рынке настольных ОС для продвижения Internet Explorer. О масштабах события говорит уже то, что главным обвинителем стала сама Жанет Рено, министр юстиции США. Истец пытается доказать, что компания различными незаконными способами принуждала своих OEM-партнеров поставлять IЕ вместе с Windows 95. Если это будет подтверждено, Microsoft придется изъять IE из комплекта Windows 95 и заплатить штраф в размере 1 млн дол. за каждый день непослушания.

Естественно, компания отвергает обвинения, утверждая, что всегда действовала строго в рамках закона. Однако в первом же публичном выступлении, проходившем после предъявления обвинений в нечистоплотной конкуренции, представители Microsoft стали называть IE вовсе не отдельным продуктом, а лишь "функцией просмотра Web-страниц", являющейся интегрированной частью ОС Windows. Это заявление настолько сильно отличалось от предыдущих, что Компьютерное сообщество было буквально поражено. Большинство наблюдателей считают: Microsoft поняла, что над ней нависла серьезная угроза и пора сменить тактику.

Возникает естественный вопрос: как эти события могут повлиять на будущее информационных технологий? Конечно, о том, выживет ли Microsoft, речь не идет. Даже при самом неблагоприятном для компании раскладе она не сильно обеднеет и сохранит свои позиции на рынке. Интереснее, на мой взгляд, другое. Уцелеет ли еще какая-нибудь компания в тех областях, которые Microsoft объявила сферой своих приоритетных интересов? Не так давно подобный вопрос можно было бы счесть наивным, но сегодня многим очевидно: положение Microsoft на рынке и ее влияние на отрасль таковы, что компания способна выиграть практически любую войну, т.е. вытеснить с рынка любого своего конкурента.

В области настольных ОС и офисных пакетов это уже произошло. Ситуация с сетевыми ОС тоже быстро меняется в пользу Microsoft, и ее господство здесь, по оценкам многих аналитиков, - лишь вопрос времени. Теперь очередь дошла и до средств работы с Internet. Выпустив новую версию IE, Microsoft сделала огромный шаг вперед в данном направлении. Аналитики считают, что IE объективно более удачен, чем его ближайший конкурент Netscape Communicator, и что компании Netscape будет весьма сложно сохранить свои позиции на рынке. Если же Microsoft не прекратит навязывать собственные продукты и включит, как обещала, IE 4 в состав Windows 95 OSR 2.5 и Windows 98, то у Netscape практически не останется никаких шансов.

Выиграют ли от этого пользователи? Уверен, что нет. При отсутствии конкуренции и господстве одной, пусть даже самой передовой, технологии выиграть вряд ли возможно. Некоторые скажут, что я сгущаю краски и что все происходящее - не более чем рядовые военные действия на компьютерном фронте. Возможно, это так. Однако у меня почему-то возникает ассоциация с попыткой построения самого справедливого общества на основе самой передовой идеологии и самой однопартийной системы. Слава богу, эта попытка провалилась. Станет ли однопартийным наше Internet-сообщество?


Игорь Ковалерчик - научный редактор журнала "Сети"