На предыдущей встрече профессионалов компьютерной телефонии, которая состоялась примерно полтора года назад, присутствовали представители 12 компаний - в основном, разработчиков приложений. В теперешней конференции приняли участие почти полтораста человек из 24 городов России и стран ближнего зарубежья (в частности, Грузии, Казахстана, Латвии); правда, большинство из них все же представляли московские компании. Кроме разработчиков приложений, на конференции присутствовали преимущественно сотрудники операторов сетей связи (в том числе сотовых), телекоммуникационных компаний (например, "РосТелеком" или "ММТ") и крупных предприятий. Банки и системные интеграторы проявили на удивление слабый интерес к этому событию.

Г-н Волож отметил, что наблюдаются не только очень быстрый рост, но и качественные изменения российского рынка. Во-первых, растет доля профессиональных систем относительно большой емкости (напомним, что на конференции речь шла о системах компьютерной телефонии на базе плат расширения для персонального компьютера, поэтому здесь "большая емкость" означает систему на несколько десятков, в крайнем случае - сотен, каналов), а во-вторых, компьютерной телефонией заинтересовались российские регионы, о чем свидетельствует устойчивое увеличение доли немосковских организаций в общем объеме продаж. По словам г-на Воложа, в настоящее время 24% продаж аппаратных средств приходятся на разработчиков компьютерно-телефонных систем, 47% - на разработчиков, встраивающих компьютерно-телефонные подсистемы в свои изделия, 23% - на провайдеров услуг, 6% - на реселлеров. Последнее, как считает г-н Волож, говорит о том, что аппаратные средства компьютерной телефонии стали привычным товаром: "Это просто еще одна строка в прейскуранте - принтеры, модемы, факсы, платы для компьютерной телефонии".

На конференции присутствовали представители компании Dialogic Corporation, крупнейшего в мире производителя аппаратных средств компьютерной телефонии на базе открытых стандартов. Джон Амейн, директор продаж Dialogic по Европе, Ближнему Востоку и Африке, заявил, что его компания придает очень большое значение развитию российского рынка. Аксель Филипс, инженер по экспорту, отметил, что в настоящее время во всем мире наблюдается значительный рост рынка изделий компьютерной телефонии, в особенности изделий на базе открытых стандартов. По словам г-на Филипса, если в 80-е гг. компьютерный и телефонный миры существовали как бы отдельно друг от друга, то сейчас совершенно четко прослеживается тенденция к их взаимопроникновению. Так, в 1996 г. объем мирового рынка компьютерной телефонии составил 6 млрд дол.; ожидается, что к 2000 г. эта цифра примерно удвоится. На долю открытых систем компьютерной телефонии приходится примерно 75% установленных портов - при том, что несколько лет этот показатель составлял лишь 39%. Как утверждает г-н Филипс, на долю Dialogic в настоящее время приходится до 60% рынка аппаратных средств на базе открытых стандартов.

Секционные заседания конференции были в основном посвящены различным приложениям, разрабатываемым российскими компаниями.

Секция информационно-справочных систем большую часть времени обсуждала банковские системы. Были представлены продукты компаний "Ланит" и "Светец", которые уже установлены в ряде крупных банков, в частности Промстройбанке, Московском муниципальном банке, Элексбанке. Подобные системы позволяют клиентам получать в автоматическом режиме информацию общего и индивидуального характера (например, справки о состоянии счетов), а кроме того, выполнять операции со счетом (переводить деньги со счета на счет, оплачивать услуги и др.).

На заседании секции автоматизации офисной телефонии выступили представители компаний "Артикс-Лайн", "Ланит", "Светец" и "ФОРТЕ'94". Предназначенные для этой цели системы позволяют автоматически обрабатывать большой поток входных звонков. В зависимости от потребностей абонента, он получает соединение либо с сотрудником компании, либо с автоматической информационной системой. Обычно предоставляются также услуги голосовой почты. В состав автоматизированного офиса могут входить и службы рассылки факсов - широковещательной и в режиме Fax-on-demand. Компания "ФОРТЕ'94" разработала систему голосовой почты общего доступа и весной текущего года приступила к коммерческой эксплуатации.

Разработчики систем безопасности были представлены фирмами "Империя-МВ", "Зенит" и "Светец". Данные системы обеспечивают протоколирование и запись телефонных переговоров, что оказывается полезным на опасных производствах и в компаниях, принимающих важные решения в ходе телефонных переговоров.

В работе секции компьютерной телефонии в телекоммуникациях приняли участие компании "ОраСофт" и "Мобил Телеком". "ОраСофт" разработала систему, предназначенную для поддержки бизнеса в области услуг связи, рассчитанную, в первую очередь, на операторов сотовых сетей. В нее входит компьютерно-телефонная подсистема, реализующая ряд дополнительных услуг для пользователей (например, голосовую почту) и полезных оператору функций (таких как автоматическое информирование о задолженностях).

Компании "Артикс-Лайн" и "Форкоп" представили центры телефонного обслуживания. Такие системы обеспечивают оптимальное распределение входящих звонков между операторами и помогают сотрудникам компании общаться с клиентами.

О коммутационных системах на базе компьютерной телефонии рассказали представители компаний "Светец" (совместно с ММТ) и "МорСвязьСпутник". ММТ уже в течение двух лет предлагает своим абонентам систему дебетных карточек, владельцы которых могут осуществлять междугородные звонки с любого телефона. В настоящее время ММТ вместе со "Светец" планируют расширить эту систему. "МорСвязьСпутник" предлагает системы интеллектуальной коммутации, позволяющие компаниям использовать принадлежащие им выделенные каналы связи при звонке с любого телефона, а не только с находящимися в офисе.

Многие российские фирмы самостоятельно создают системы разработки приложений. Об этом рассказывали представители компаний "Артикс-Лайн", "Светец" и "Ланит".

Всеобщий интерес вызвало заседание, на котором рассказывалось о недавно появившейся технологии Internet-телефонии, обеспечивающей соединение между телефонными аппаратами с передачей трафика через Internet. По словам Алексея Амилющенко, технического эксперта по компьютерной телефонии CompTek International, Internet-телефонию часто путают с компьютерной телефонией вообще; между тем это лишь одно из приложений открытых компьютерно-телефонных систем. Технология основана на использовании устройства VocalTec Telephony Gateway (VTG), выпущенного в конце прошлого года израильской компанией VocalTec. Это изделие представляет собой шлюз между телефонной сетью общего доступа и Internet. Технология реализуется следующим образом. Абонент звонит на ближайший к нему шлюз и, после установки соединения, осуществляет донабор необходимого ему номера. VTG соединяется через Internet с таким же устройством, расположенным ближе всего к адресату вызова, которое снова выходит в телефонную сеть и соединяется с данным адресатом. Таким образом, телефонная сеть общего доступа используется только на небольших участках; основная часть соединения осуществляется через Internet. Ясно, что при этом удается значительно сэкономить средства.

Для того чтобы указанная технология стала общедоступной, необходимо развернуть достаточно широкую сеть компьютерно-телефонных шлюзов. По словам г-на Воложа, в настоящее время во всем мире насчитывается около десяти подобных сетей. В России имеются два провайдера услуг Internet-телефонии - компании AMT Link и Tario Trading. Шлюзы Tario Trading установлены в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Хабаровске, а также в Нью-Йорке, Лондоне и на Кипре. AMT Link в большей степени ориентирована на международную связь, ее шлюзы стоят в США, Канаде, Германии, Италии, Чехии, Словакии, Эквадоре; через сети, принадлежащие сторонним компаниям, обеспечивается связь и с рядом других стран.

AMT Link и Tario Trading предполагают объединить свои сети. Представители обеих компаний отмечали, что, во-первых, внутренний рынок Internet-телефонии не менее (если не более) перспективен, чем международный, а во-вторых, обеспечиваемое этой технологией качество связи недостаточно для бизнес-применений, а соответственно, услуги должны быть ориентированы в первую очередь на частных лиц. По словам технического директора Tario Trading Валерия Костюнина, при использовании Internet-телефонии стоимость переговоров на внутрироссийских линиях составит примерно 20 центов в минуту, а на международных - 50 центов. Правда, в России широкому распространению обсуждаемой технологии мешает нехватка широкополосных каналов передачи данных.

Участники конференции отмечали, что качество связи, осуществляемой с помощью Internet-телефонии остается одной из главных проблем. Полностью решить эту проблему позволит повсеместное внедрение протокола резервирования ресурсов RSVP, что потребует значительных материальных вложений со стороны операторов сетей. Тем не менее, как сказал г-н Амилющенко, оборудование для компьютерной телефонии обеспечивает соответствующий формат заголовков пакетов. По утверждению г-на Воложа, несмотря на относительно невысокое качество передачи речи предполагаемый объем рынка услуг Internet-телефонии в США измеряется миллионами минут в месяц.

Последнее заседание конференции было посвящено техническим проблемам, связанным с внедрением систем компьютерной телефонии в России. По словам технического эксперта CompTek International Владимира Иванова, основные проблемы локализации технологии обусловлены значительным разнобоем применяемого здесь оборудования и использованием импульсного набора, не распознаваемого базовыми изделиями Dialogic. Владимир Иванов рассказал о существующих подходах к решению этих проблем, в частности о системе сбора статистики, имеющей отношение к работе телефонной линии, и способах распознавания сигнала BUSY.


Александр Крейнес - обозреватель журнала "Сети". С ним можно связаться через Internet по адресу kreines@radio-msu.net.