По принуждению или добровольно?
А я ничего выписывать не буду...
Управление содержимым
Рекомендации по установке
Итоги испытаний серверов принудительной рассылки
Серверы принудительной рассылки: достоинства и недостатки
Клиентское ПО Incisa - лучшее средство просмотра информации
Другие виды принудительной рассылки

Если нужно быстро доставить важный корпоративный циркуляр на рабочие станции пользователей, то push-технология (или технология принудительной рассылки) позволит сделать это быстрее, чем электронная почта, и экономичнее, чем специально созданная прикладная программа. Нам удалось обнаружить три продукта для принудительной рассылки, снабженных практически всем необходимым для внедрения данной технологии в корпоративные сети.

Продукт Incisa 1.0 компании Wayfarer Communications - лучшее решение для корпоративных сетей. Он обеспечивает централизованное управление содержимым, распределенным по нескольким серверам, позволяет определять, каким образом эта информация должна распространяться в пределах организации, а также предоставляет развитые и простые в применении средства управления учетными данными пользователей.

Изделие Channel Server 2.0 компании BackWeb Technologies показало почти такие же результаты. Данный продукт чрезвычайно богат функциями, но больше приспособлен для оказания коммерческих услуг по рассылке информации через Internet. Его можно использовать и в корпоративных сетях, однако от большинства организаций это потребует чрезмерных затрат: продукт достаточно дорог, труден в установке и управлении.

Сильнее отстал от лидера I-Server 1.2 компании PointCast. Он без труда решает стоящие перед ним задачи, но не является полноценным решением для интрасети. Продукту не хватает функций управления для пользователей, и он поддерживает только ограниченное число типов содержимого.

Во время работы над обзором мы узнали, что компании Wayfarer и PointCast представили новые версии своих продуктов - Incisa 2.0 и PointCast Corporate Broadcast Solution. К сожалению, ни один из них не попал в нашу лабораторию к моменту сдачи материала в печать. На рынке имеются и другие продукты для принудительной рассылки, однако они не соответствуют сформулированным нами критериям отбора.

Все продукты, включенные в обзор, устанавливаются на сервере интрасети и поставляются вместе со средствами создания и доставки содержимого. При работе с ними можно пользоваться HTML-генераторами и средствами мультимедиа для создания рассылаемого содержимого. Все изделия позволяют создавать учетные записи и подписывать пользователей на те или иные каналы рассылки (последние представляют собой логические каналы связи, предназначенные для доставки данных определенного типа). Во время тестирования требовалось, чтобы у пользователей было установлено клиентское ПО того же производителя, который предоставил сервер; при этом разрешалось получать и просматривать потоки содержимого по умолчанию и подписываться на дополнительные каналы рассылки.

По принуждению или добровольно?

Устанавливая серверные компоненты, мы обнаружили, что в каждом из продуктов используется свой подход. Идеальному представлению о сервере принудительной рассылки в наибольшей степени соответствует продукт Incisa компании Wayfarer, поскольку он рассылает данные клиентским машинам, которые немедленно отображают их в маленьком окошке на экране. В отличие от двух других серверов, Incisa непосредственно рассчитан на создание содержимого для внутрикорпоративного применения и его рассылки через интрасеть. В новой версии увеличено число внешних источников новостей и внутренних баз данных, которые Incisa способен обслуживать и фильтровать.

Изделия Channel Server от BackWeb и I-Server от PointCast, в сущности, работают в архитектуре принудительной рассылки по запросу (pull-push architecture): клиентские программы активизируются через определенные промежутки времени и запрашивают у сервера доставку содержимого по тем каналам, на которые подписался данный клиент. При работе с обоими продуктами пользователи имеют возможность запрашивать информацию с Internet-серверов принудительной рассылки за пределами организации, в результате на пользователя может "высыпаться" смесь внешней и внутренней информации.

Во всех трех продуктах есть средства создания и конфигурирования канала интрасети, и эта задача решается ими достаточно легко и прямолинейно.

В Channel Server такой канал применяется для рассылки клиентам контейнеров сообщений InfoPaks, где могут находиться файлы различных типов и инструкции по их использованию. Например, в InfoPaks могут быть упакованы HTML-файлы, анимационные фрагменты (построенные с помощью продукта Shockwave от Macromedia, языка Java или какого-нибудь нестандартного средства), аудио- и видеофайлы, электронные таблицы, исполняемые программы, файлы документов, т.е. практически все что угодно. В InfoPaks размещаются и сценарии (скрипты), содержащие указания для клиентских программ, что следует делать с полученными файлами (например, информировать пользователя о доставке или прервать его работу, чтобы выдать на экран важные данные). В скрипте может быть также указано, как поступить с InfoPak после его использования, - записать файл для дальнейшего применения или стереть. В InfoPak даже встраивается диалоговая программа, подобная той, что выдает пользователю подсказки в ходе установки нового ПО.

За такую функциональную гибкость приходится платить: построить InfoPak не так просто, для этого требуется входящее в комплект поставки Channel Server специализированное средство BackWeb Authoring Language Interface (BALI). BALI похоже на средства разработки визуальных аплетов Java или построения анимационных фрагментов продукта ShockWave от Macromedia.

В продуктах Incisa (Wayfarer) и I-Server (PointCast) обеспечивается ограниченная поддержка файлов разных типов; в результате их можно использовать только для доставки простейшей информации. Однако Incisa все же поддерживает анимационные фрагменты Shockwave и объекты HeadLink, которые представляют собой заголовки, снабженные связью с полным текстом документа. Щелкнув на таком заголовке, пользователь получает нужный ему текст. Ни Incisa, ни

I-Server не помещают содержимое в контейнер - пересылаются лишь собственно файлы, а там уж клиентское ПО самостоятельно решает, что делать с полученными данными.

А я ничего выписывать не буду...

Клиентские программы Channel Server и Incisa позволяют без труда подписываться на каналы: надо только ввести адрес сервера принудительной рассылки, а при работе с Incisa - и дополнительную входную информацию о пользователе. В Channel Server поддерживается схема регистрации с персональной настройкой, для работы с которой администратор сети должен создать средства перехвата и управления регистрационной информацией на базе скриптов CGI или бланков HTML. Эта схема открывает доступ к развитым функциональным возможностям доставки информации Channel Server, благодаря чему можно отправлять контейнеры InfoPak определенным пользователям. В документации содержатся примеры регистрационных скриптов.

Недостатком клиентской программы PointCast является то, что ее приходится переадресовывать с центрального Web-узла рассылки компании PointCast на сервер в корпоративной сети, где установлен I-Server. Для этого необходимо вручную менять конфигурацию каждого из клиентов либо зарегистрировать корпоративный I-Server на центральном пункте рассылки PointCast, после чего процесс осуществляется в автоматическом режиме.

Сконфигурировав канал, администратор может создавать группы пользователей и пути для отправки содержимого по назначению. Наиболее гибкие средства для осуществления этой задачи имеются в административном модуле Reporter продукта Incisa от Wayfarer. Reporter позволяет устанавливать индивидуальные сценарии входа в систему для регистрации пользователей, диспетчеров содержимого и администраторов. С его помощью создаются индивидуальные учетные записи пользователей, определяются группы пользователей и разрабатываются модули HeadLink. Поскольку Incisa поддерживает разные сценарии входа в систему, он дает возможность реализовать одну учетную запись для нескольких пользователей. Отдельные сценарии входа в систему можно связывать с доступом к различным источникам содержимого или включать в любое число групп, с каждой из которых связан определенный источник содержимого.

В продукте Channel Server компании BackWeb обеспечиваются менее развитые средства управления подпиской на каналы. Тем не менее дополнительный набор функций регистрации является для администратора мощным средством задания способа доставки информации и круга получателей. Зарегистрировав всех пользователей, администратор может определить, следует ли рассылать данный InfoPak всем пользователям, подписчикам нескольких каналов или только одному человеку. Также устанавливается, насколько долго InfoPak будет храниться на пользовательской машине и каким образом пользователь должен с ним взаимодействовать. Администратор способен добиться, чтобы пользователи своевременно получали наиболее важные контейнеры InfoPak по всем каналам. Например, самые срочные пакеты помещают в специально организованные подканалы, после чего клиентским программам дается указание в первую очередь обслуживать поток информации, получаемый по этим подканалам.

Наименьшей гибкостью обладает I-Server от PointCast. Здесь отсутствуют средства управления учетными данными индивидуальных пользователей или доставкой содержимого. Административная программа I-Server позволяет создавать группы содержимого в пределах канала, например группировать информацию для отдела продаж или отдела кадров. Однако нет никакого способа ограничить доступ к этим группам и даже к каналу рассылки, а в результате, все пользователи получают неограниченный доступ к любым каналам и группам содержимого.

В BackWeb имеются превосходные средства мониторинга и учета пересылки контейнеров InfoPak. Так, можно выяснить, сколько контейнеров доставлено, сколько раз осуществлялось взаимодействие с тем или иным контейнером и сколько раз контейнер не был прочитан после доставки. Эти функции позволяют легко получать информацию об эффективности работы системы рассылки, предназначенной для большого числа пользователей. Продукты Wayfarer и PointCast не позволяют определять, как используется доставляемая ими информация.

Управление содержимым

Одно дело - доставить содержимое, совсем другое - обеспечить управление им. Распределив задачу управления содержимым по разным пользователям, можно облегчить управление каналом принудительной рассылки. Кроме того, в этом случае принимать решения о рассылке содержимого будут именно те, кто должен их принимать, т. е. создатели содержимого (например, отдел кадров).

Наилучшие средства управления содержимым - в продукте Incisa от Wayfarer. Модуль Reporter позволяет администраторам определять, какие пользователи системы имеют право создавать содержимое для определенных групп и распоряжаться этим содержимым. Диспетчеры содержимого, на рабочих станциях которых установлена программа Reporter, могут входить в систему и создавать содержимое, которое немедленно будет разослано всем адресатам.

Продукт I-Server от PointCast обладает некоторой гибкостью в распределении управления содержимым, однако предоставляет недостаточно средств управления. В подразделениях компании можно редактировать соответствующие файлы HTML, а также текстовый файл, определяющий состав той или иной группы получателей. Пользователи, которые могут редактировать состав групп и контролировать их работу, задаются с помощью средств ограничения доступа к файлам, поддерживаемых в системе I-Server. Чтобы сконфигурировать содержание "бегущей строки", передаваемой на пользовательские терминалы, надо использовать программу администрирования I-Server.

Схемы управления содержимым, встроенные в Channel Server от BackWeb, слишком сложны для корпоративной сети. Создание контейнеров InfoPak - занятие не для слабонервных, а их настройка на доставку средствами Channel Server должна осуществляться администратором сети. Можно создать и систему автоматического распространения информации, благодаря которой создавать содержимое смогут сами владельцы информации, однако для этого потребуются значительные программистские усилия.

Естественным расширением систем управления содержимым стало бы взаимодействие с корпоративными базами данных с целью рассылки важных сообщений. Модуль DataBridge продукта Incisa дает практически все необходимое для взаимодействия с внешними источниками (например, с ODBC-совместимыми базами данных и ПО для работы с ними, в частности SAP или PeopleSoft) и сбора данных из них. В Incisa 2.0 имеется также поддержка Java API и СУБД Oracle. Для организации взаимодействия Channel Server с внешними базами данных администратору придется создавать программные модули и фрагменты, описывающие, что должен делать Channel Server, когда меняются значения некоторых переменных в базе данных. При работе с I-Server можно выбирать информацию с сервера Domino от Lotus Development и рассылать ее пользователям.

* * *

Итак, три лидера доказали, что серверы принудительной рассылки способны обеспечить доставку информации. Однако стало очевидным и то, что эти продукты имеют недостаточно инструментальных средств.

В настоящее время Incisa от Wayfarer наилучшим образом удовлетворяет потребность в продукте, обеспечивающем управление доступом пользователей и позволяющем распределять управление содержимым. В большинстве случаев хорошо продуманный централизованный подход, использованный в этой программе, окажется весьма полезным. Но если вы хотите передать владельцам информации решение вопроса, кому и какие сведения посылать, стоит поинтересоваться продуктом PointCast. Только не забывайте, что при работе с PointCast пользователи могут перегрузить себя информацией из очень большого числа внешних источников и отвлечься от сообщений, доставляемых по корпоративному каналу. В любом случае не упускайте из виду возможность автоматизации рассылки и присмотрите хорошее средство управления содержимым. В противном случае придется нанимать дополнительный персонал для управления каналами рассылки.


Эндрю Эберли (Andrew Eberle) руководит разработкой технологий и приложений в компании Weber Public Relations Worldwide. С ним можно связаться по электронной почте: aeberle@highway1.com.

Рекомендации по установке

Все протестированные нами продукты имеют активный модуль, устанавливаемый в качестве сервиса Windows NT и автоматически загружаемый при загрузке сервера.

Channel Server компании BackWeb снабжен стандартными процедурами для установки, пользоваться которыми очень просто. Channel Server может работать и под Sun Solaris, однако на этой платформе мы его не испытывали.

Установка программы I-Server от PointCast, снабженной кратким руководством по вводу в эксплуатацию, также не вызвала затруднений. Однако административная программа I-Server на базе Java оказалась медленнее, чем средства на основе Windows, применяемые в двух других продуктах.

Incisa 1.0 от Wayfarer Communications потребовала несколько больших усилий по установке, чем другие программы. Надо было задавать входные потоки данных - по существу, вручную вводить адреса внешних серверов новостей, а потом задавать для каждого из них конкретные потоки, из которых следует брать информацию. Wayfarer обещала исправить эти недоработки в следующей версии, Incisa 2.0, которая появилась во время подготовки данного обзора, но с которой нам так и не удалось ознакомиться до сдачи материала в печать. Новая версия также может работать на платформе Sun Solaris.


Итоги испытаний серверов принудительной рассылки

Критерий Весовой коэфф., % Incisa 1.0 Channel Server 2.0 I-Server 1.2
Управление содержимым и распределение управления 25 9 7 6
Управление конфигурацией получателей информации 25 8 7 4
Поддержка типов содержимого 15 6 9 6
Возможности доставки содержимого клиентам 15 8 9 7
Средства настройки каналов 15 9 7 8
Простота инсталляции 5 6 8 7
Итоговая оценка 8 7,7 6
Примечания. Оценки выставлялись по 10-балльной шкале. Весовые коэффициенты (соответствуют относительной значимости каждого критерия) учитывались при вычислении итоговой оценки.

Серверы принудительной рассылки: достоинства и недостатки


Цена Достоинства Недостатки
Incisa 1.0
Wayfarer Communications, Inc., www.wayfarer.com
5000 дол. в расчете на 100 одновременно работающих пользователей Легко управлять созданием содержимого
Легко контролировать действия зарегистрированных пользователей и доставку содержимого
Поддерживает ограниченное число типов содержимого
Установка и конфигурирование требуют некоторых усилий
Channel Server 2.0
BackWeb Technologies, Inc., www.backweb.com
От 10 500 дол. Потрясающая гибкость в доставке больших объемов информации множеству пользователей
Поддержка многих типов содержимого
Трудно управлять учетными данными зарегистрированных пользователей
Процесс создания содержимого слишком труден для обычного пользователя
I-Server 1.2
PointCast, Inc., www.pointcast.com
Бесплатно (при условии размещения рекламных объявлений) Наличие бесплатного ПО
Прост в установке и обслуживании
Большое число имеющихся клиентов
Ограниченные возможности управления содержимым
Невозможно управлять доступом к информации отдельных пользователей
Поддержка ограниченного числа типов содержимого

Клиентское ПО Incisa - лучшее средство просмотра информации

Вся рассылаемая информация поступает к клиентскому ПО; именно от него зависит, будет ли она отображена в простой и понятной форме или в такой, которая лишь создаст дополнительную путаницу.

Хотя клиентское ПО продукта Incisa 1.0 от Wayfarer Communications имеет ограниченные функциональные возможности, оно обеспечивает доставку корпоративной информации в более сжатые сроки и в более ясной форме, чем клиентские части программ Channel Server от BackWeb Technologies и I-Server от PointCast. Клиентская часть Incisa получает только данные, рассылаемые через интрасеть; это позволяет администратору полностью контролировать то, что видит пользователь. Клиентские части BackWeb и PointCast способны получать информацию с серверов Internet и интрасетей, поэтому пользователи вынуждены разбираться, какие сведения являются внешними, а какие - внутренними, а кроме того, могут возникнуть информационные перегрузки.

Еще одно положительное качество клиентской части Incisa состоит в том, что она может оставаться постоянно открытой, поскольку для вывода информации в ней используется крохотное окошко размером 3 х 2,5 дюйма. Это позволяет просматривать короткие сообщения или небольшие анимационные фрагменты, не выходя из активного приложения. Если ввести в состав такого сообщения гиперсвязь, то, щелкнув на ней, пользователь получит дополнительную информацию. BackWeb и PointCast - полномасштабные клиентские приложения; получив сигнал о прибытии сообщения, пользователь должен переключиться на специальное окно просмотра.

С другой стороны, клиентское ПО Incisa не предоставляет практически никаких средств управления временем доставки или способом представления данных - это всецело определяется администратором сервера принудительной рассылки. Клиентские части BackWeb и PointCast позволяют пользователям управлять временем загрузки информации с сервера (например, один раз в час) и устанавливать свои собственные режимы отображения данных. Клиентская часть BackWeb обеспечивает наилучшие возможности для представления информации - в частности, можно запускать анимационные фрагменты, "бегающие" по экрану.

В BackWeb есть уникальная функция экономии полосы пропускания под названием "культурная загрузка": клиентские части приостанавливают загрузку файлов с сервера, если полоса пропускания нужна для каких-либо других целей. Дополнительные функции BackWeb, позволяющие экономно использовать полосу пропускания, - автоматическое сжатие/восстановление данных и выборочная загрузка (загружаются только те компоненты, которые изменились с момента предыдущей загрузки).

Все клиенты позволяют выбирать информацию из источников содержимого, к которым разрешен доступ данному пользователю. Однако PointCast разрешает пользователю получать всю информацию из канала, а в других программах можно блокировать доступ к части канала. Рассматриваемые клиенты способны работать и в режиме экранной заставки (информация из источника содержимого отображается в виде вращающегося кольца). Они обеспечивают возможность просмотра информации, полученной за время отсутствия пользователя на рабочем месте. Эта функция неплохо реализована в PointCast и Wayfarer, а вот в BackWeb требует много времени (программа довольно сложна, и запуск некоторых экранных объектов, например анимационных фрагментов, может происходить достаточно долго).

Наконец, ни один из клиентов нельзя использовать для получения информации с сервера, выпущенного другой компанией. В основном это объясняется отсутствием стандартов. Впрочем, Microsoft уже собирает производителей, поддерживающих его свежеразработанный Channel Definition Format. В свою очередь, Netscape Communications пытается убедить производителей в необходимости поддержки в клиентском ПО для принудительной рассылки существующих методов распространения HTML-файлов, аплетов Java и программных фрагментов JavaScript.


Другие виды принудительной рассылки

Одна из проблем, возникающих при выборе средства принудительной рассылки, состоит в том, что существует слишком много вариантов этой технологии. Мы сосредоточились на рассмотрении готовых продуктов, обеспечивающих создание каналов принудительной рассылки в интрасети, но изделия для принудительной рассылки могут быть самыми разными - от простых оффлайновых Web-загрузчиков до сложных широковещательных схем.

Возьмем, к примеру, продукт Castanet компании Marimba. В нем используется модель рассылки по запросу, причем серверы называются передатчиками, а клиенты - тюнерами. При работе с Castanet пользователи регистрируются на том или ином передатчике (в том числе - на сервере интрасети) и настраивают свои тюнеры на периодическое получение с этих передатчиков новых страниц HTML, аплетов Java и презентаций, написанных специально для них на разработанном Marimba языке Bongo. И все же Castanet не является готовым продуктом для установки каналов принудительной рассылки по интрасети. Его тюнер не обеспечивает немедленной доставки сообщений и обладает ограниченными возможностями отображения полученного содержимого. Кроме того, администратор передатчика не может потребовать, чтобы содержимое организованно доставлялось сегментированным группам пользователей.

В другом интересном продукте, Diffusion от IntraExpress, принудительная рассылка реализована на более высоком уровне. Серверный компонент продукта обеспечивает получение информации из целого ряда источников, затем создаются потоки содержимого с индивидуальной настройкой, которые доставляются по назначению с использованием самых разных технологий, в том числе World Wide Web, факса, электронной и обычной почты.

Некоторые продукты похожи на изделия для принудительной рассылки, но на самом деле они "снимают" информацию с сервера. К этой категории относятся Smart Bookmarks 3.0 от FirstFloor Software и Surfbot, приобретенный Oracle у Surflogic LLC, которые осуществляют полную (или частичную) загрузку данных с Web-узла. Далее информация хранится на локальном накопителе и может быть с него считана. Продукты периодически "наведываются" на Web-узлы и "смотрят", что там появилось нового, но все-таки они больше рассчитаны на оффлайновый просмотр Web-узлов.

Все рассмотренные продукты используют одноадресную рассылку, поэтому каждое сообщение в них обрабатывается отдельно. В наиболее чистом виде принудительная рассылка реализована в технологии IP Multicast, позволяющей разослать одно и то же сообщение некоторому подмножеству пользователей в IP-сети.

IP Multicast пока нельзя считать полноценным методом корпоративной рассылки информации, однако такие компании, как StarBurst Communications, предлагают инструментальные наборы для встраивания многоадресной рассылки в приложения для предприятий. Другие фирмы, например Progressive Networks, используют многоадресную рассылку для распределения потоков аудио- или видеоинформации через Web.

Microsoft встраивает клиентское ПО принудительной рассылки в новую операционную систему Windows 98, Internet Explorer 4.0 и пытается внедрить разработанный ею Channel Definition Format (CDF) в качестве стандартного средства для получения информации с серверов от одного производителя на клиентское ПО другого. Компания Netscape, которая встроила клиент принудительной рассылки Netcaster в программу Coomunicator, утверждает, что CDF не нужен, и предлагает поддерживать принудительную рассылку за счет использования существующих средств, таких как HTML, Java и JavaScript. Еще неясно, какой из вариантов победит. PointCast поддерживает CDF, а продукт Castanet от Marimba встраивается в Netcaster.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями