По результатам тестирования Internet-совместимых систем группового ПО (groupware), проведенного еженедельником InfoWorld в апреле текущего года (см.: Решения intraware: на пути к совершенству, Сети, 1997, #7) лучшим было признано решение на базе сервера Lotus Domino 4.5 и клиента Lotus Notes 4.5. InfoWorld собирался включить в свой обзор решение на базе Netscape SuiteSpot 3.0 и Netscape Communicator, однако окончательные версии этих продуктов были выпущены слишком поздно и не смогли принять участия в испытаниях. Долгожданные продукты Netscape появились в июне и составили серьезную конкуренцию решениям Lotus и Microsoft.

К преимуществам решения Netscape относится то, что оно изначально было основано на протоколах Internet, которые будут использоваться для электронного взаимодействия между компаниями в обозримом будущем. Благодаря этой отличительной особенности решения Netscape менеджеры информационных систем могут применять SuiteSpot для организации взаимодействия между офисами компании через Internet. Несмотря на то, что SuiteSpot и Communicator имеют отдельные недоработки, данное решение произвело на нас сильное впечатление.

Пакет SuiteSpot содержит несколько серверов, которые мы установили на три разные машины. На один компьютер с Windows NT мы загрузили серверы защиты и доступа (Directory Server 1.02, Certificate Server 1.01 и Catalog Server 1.0). Сервер хранения документов (Enterprise Server 3.0) и дискуссионный сервер (Collabra Server 3.0) были установлены на втором компьютере с Windows NT. К моменту проведения испытаний почтовый сервер (Messaging Server 3.0) еще не был готов в версии для NT (выпущен только в августе), поэтому мы установили его на SPARC-машине с операционной системой Solaris 2.5.

В прошлом инсталляция пакета SuiteSpot оказывалась достаточно проблематичной, поскольку было трудно решить, как сгруппировать серверы на разных компьютерах и заставить их взаимодействовать друг с другом. Теперь в состав документации входит руководство по управлению серверами, однако пригодилась бы и схема или пояснение того, как серверы работают совместно и что для этого требуется.

Наиболее существенное усовершенствование данной версии - использование единого каталога. Все серверы обращаются к Directory Server за информацией о пользователях; это означает, что вы способны выполнять администрирование учетных данных пользователей и групп с одной консоли. Единственным недостатком является то, что информацию об электронной почте пользователей можно просматривать лишь на сервере, на котором работает Messaging Server. Система позволяет просматривать почтовые атрибуты пользователей только администратору системы электронной почты, что, на наш взгляд, приводит к менее гибкому администрированию.

Несколько серверов из комплекта SuiteSpot до сих пор не интегрируются в систему с общим каталогом. Это вызывает определенные проблемы, в первую очередь при использовании Calendar Server. Каждого пользователя вашего общего каталога вы должны отдельно определять как пользователя календарного сервера. Netscape даже не предоставляет никакой утилиты, обеспечивающей импорт учетных данных пользователей из каталога в базу данных пользователей календарного сервера.

Сердцем нового Enterprise Server является законченная система управления документами. Клиентский интерфейс полностью основан на Java и позволяет загружать и просматривать документы с помощью любого Java-совместимого браузера. Когда файл открывается для редактирования, он блокируется на сервере; когда закрывается после редактирования, его версия обновляется и блокировка снимается.

Messaging Server допускает хранение почтовых сообщений и управление ими на стороне сервера с применением протокола IMAP4, что избавляет пользователей от необходимости хранить на своих компьютерах локальные копии всех сообщений. Можно запрашивать подтверждение доставки сообщения, устанавливать приоритеты и сохранять черновики отправляемых сообщений. Новая адресная книга позволяет хранить больше информации об адресатах и экспортировать адреса в формат vCard - Inernet-стандарт для визитных карточек. Вы также имеете возможность шифровать и подписывать свои сообщения цифровой подписью.

Большое впечатление на нас произвело обилие функций системы ведения календарей. Она позволяет просматривать личный календарь и проверять расписание своего коллеги; фиксировать время проведения какого-либо мероприятия (например, конференции, длящейся целую неделю), а затем назначать встречи в этом интервале времени; сохранять элементы своего календаря в качестве файлов в формате vCalendar и присоединять их к почтовым сообщениям.

Communicator дает возможность с помощью одной команды меню выборочно загружать почту и сообщения из дискуссионных групп для чтения их в автономном режиме. Однако репликация элементов календаря является отдельной операцией, которую, на наш взгляд, не помешало бы интегрировать с системой.

SuiteSpot является системой с высокой степенью программируемости, хотя в настоящее время Netscape не предоставляет никаких средств создания простых форм для автоматизации деловых процессов (workflow). По мере проникновения SuiteSpot и Communicator в сферу корпоративных сетей у них возникают некоторые трудности. Однако теперь, когда Netscape удалось интегрировать службы каталога во всю линию продуктов, интеграция новых функций ведения календарей и расписаний, а также обеспечение средств создания форм могут превратить это решение в грандиозную корпоративную систему.


Краткие результаты (обновленный вариант)

Решение Netscape состоит из нескольких серверов, однако не все они интегрируются с помощью общего каталога. Netscape SuiteSpot 3.0 обеспечивает основанную на Java законченную систему управления документами, которая позволяет безопасно блокировать файлы. Функции ведения календаря и планирования производят сильное впечатление. Есть возможность загружать сообщения электронной почты для чтения в автономном режиме. Отсутствуют средства создания форм для автоматизации деловых процессов.

Решение Lotus интегрируется с Windows NT, и вы можете администрировать программное обеспечение из любой точки. Lotus интегрировала с приложением функции ведения календарей и планирования, но упустила функцию блокировки документов. Приложение имеет высокий уровень персонализации, однако в нем очень мало "мастеров", способных облегчить процесс разработки приложений.

Решение Microsoft функционирует только на сервере Windows NT, и для его работы требуется Internet Information Server. Администраторы способны легко импортировать в систему учетные данные пользователей Windows NT и NetWare. Клиентское ПО Outlook 97 обеспечивает автоматический ответ на поступающие сообщения, функции ведения календаря и управления заданиями, но работает только на 32-разрядной платформе. Пользователи могут совместно использовать файлы и создавать электронные формы с помощью средства Outlook Forms.

Решение Novell не имеет интегрированных средств автоматизации деловых процессов, но предоставляет функции ведения календаря и планирования, а также сильные средства управления документами. Серверное ПО интегрируется с NetWare и обеспечивает возможности централизованного администрирования, однако не существует удобного способа импортирования учетных данных пользователей Windows NT.


Решения intraware

Критерий оценки
Весовой коэффициент, %
Решение Lotus: сервер Lotus Domino 4.5; клиент Lotus Notes 4.5
Lotus Development Corp. Кембридж, шт. Массачусетс http://www.lotus.com
Решение Microsoft: Microsoft Exchange Server 5.0; Netscape Communicator
Microsoft Corp. Редмонд, шт. Вашингтон http://www.microsoft.com
Решение Netscape: Netscape SuiteSpot 3.0; InForms 4.1
Netscape Communications Corp. Маунтин-Вью, шт. Калифорния http://www.netscape.com
Решение Novell: GroupWise 5
Novell, Inc. Орем, шт. Юта http://www.novell.com
Реализация
10
Хорошо · 0,6
Очень хорошо · 0,8
Хорошо · 0,6
Хорошо · 0,6
Администрирование
15
Очень хорошо · 1,2
Очень хорошо · 1,2
Удовлетворительно · 0,6
Очень хорошо · 1,2
Сотрудничество
20
Очень хорошо · 1,6
Хорошо · 1,2
Очень хорошо · 1,6
Очень хорошо · 1,6
Доступность
15
Очень хорошо · 1,2
Хорошо · 0,9
Очень хорошо · 1,2
Очень хорошо · 1,2
Автоматизация
15
Очень хорошо · 1,2
Очень хорошо · 1,2
Очень хорошо · 1,2
Плохо · 0,3
Документация
5
Удовлетворительно · 0,2
Очень хорошо · 0,4
Очень хорошо · 0,4
Хорошо · 0,3
Техническая поддержка
5
Очень хорошо · 0,4
Хорошо · 0,3
Хорошо · 0,3
Очень хорошо · 0,4
Политика поддержки
5
Хорошо · 0,3
Удовлетворительно · 0,2
Отлично · 0,5
Очень хорошо · 0,4
Стоимость содержания
10
Хорошо · 0,6
Хорошо · 0,6
Удовлетворительно · 0,4
Хорошо · 0,6
Итоговая оценка
7,3
6,8
6,8
6,6