Повторит ли "король маршрутизации" судьбу IBM?

Компания Cisco Systems в течение последних нескольких лет была для IBM настоящей костью в горле. Cisco удалось отнять у IBM доходы, на которые та рассчитывала, затевая переход от архитектуры SNA к локальным сетям. Шесть лет назад Cisco пыталась помешать IBM в деле внедрения развитой архитектуры одноуровневых сетей (Advanced Peer-to-Peer Networking), предложив свою технологию развитой архитектуры однорангового межсетевого взаимодействия (Advanced Peer-to-Peer Internetworking). Cisco заставила таких крупных пользователей, как MCI Communications и финансовая компания USAA, поверить, что установленный на линии связи маршрутизатор может заменить коммуникационный процессор.

В последнее время рынок межсетевых технологий был очень благоприятен для Cisco, а рынок средств обработки данных - для IBM. "Некоторые наши клиенты заявляют: еще никого не уволили за приобретение оборудования Cisco", - говорит Дэвид Пассмор, президент консультативной компании Decisys из г. Стерлинг (шт. Вирджиния). И тем не менее, как отмечают некоторые аналитики, в поведении Cisco начинают угадываться те же тенденции, которые уже на протяжении тридцати лет демонстрирует IBM с ее постепенно увядающей славой.

Так же как и IBM, Cisco достаточно могущественна и авторитетна, обладает удивительной ловкостью в вопросах рекламы и коммерции. Но, опять же подобно IBM, Cisco может пасть жертвой собственного успеха, если разрастется настолько, что утеряет способность оперативной разработки новой продукции и пропустит вперед старых и новых конкурентов. В довершение ко всему, как считают некоторые аналитики (хотя сама Cisco яростно отрицает это), компанию может сгубить склонность к нестандартным технологиям. Компания стремится обеспечить себе прибыль, обрекая своих клиентов на использование в дальнейшем только ее продукции и таким образом манипулируя спросом. Впрочем, среди аналитиков есть и такие, которые считают, что любые стандарты препятствуют движению вперед, а управление спросом - это один из рычагов экономики.

Как бы то ни было, но Cisco не любит, когда ее сравнивают с IBM. "Мы ни в коем случае не стремимся соперничать с IBM, - утверждает Селби Уэллман, вице-президент коммерческих подразделений Cisco, прежде проработавший 15 лет в IBM. - Политика развития IBM основывалась на разработке патентованных, нестандартных решений; мы не следуем такой схеме". Но дело в том, что сама схема может последовать за Cisco. Есть основания полагать, что руководство Cisco весьма огорчено задержкой выхода на рынок ее продуктов и технологий, предназначенных для повышения быстродействия маршрутизаторов (особенно в Internet) и внедрения маршрутизации на коммутаторах для локальных сетей.

За шесть недель (с 21 января по 4 марта) биржевая стоимость акций Cisco упала на 20 пунктов. Это можно отчасти объяснить общей вялостью сетевой отрасли, но аналитики считают, что падению акций способствовали и некоторые особенности политики компании. "Cisco придерживается такого стратегического взгляда: технология АТМ заставляет ее изменить модель ведения бизнеса, - говорит Джина Соколоу, аналитик компании Schroder Wertheim & Co. из Нью-Йорка. - Но скольким пользователям необходим большой маршрутизатор?" Задержки с выпуском новой продукции указывают: Cisco, как и IBM, разрослась настолько, что утратила способность быстро внедрять свою продукцию. Более мелкие компании оказываются проворнее и угрожают "подпилить ножки трона" Cisco точно так же, как в свое время это сделали в отношении IBM компании Microsoft, Cisco и производители клонированных ПК.

Маршрутизаторы для Internet, 80% которых произведены Cisco, исправно работают уже в течение трех лет. Однако Cisco так и не выпустила большой быстрый маршрутизатор (BFR), который разрабатывает уже в течение двух лет. Это устройство должно обладать быстродействием порядка нескольких гигабит в секунду и скоростью передачи несколько миллионов пакетов в секунду. Согласно некоторым сообщениям, создание BFR идет настолько медленными темпами, что Cisco была вынуждена поручить разработку части компонентов этого устройства молодым компаниям, таким как Juniper Networks, Avici Systems и Pluris. Уэллман утверждает, что маршрутизатор будет выпущен в текущем году.

Тем временем другая компания-новичок - Ipsilon Networks - привлекла внимание отрасли к технологии IP-коммутации, позволяющей повысить скорость IP-маршрутизации путем... сокращения операций маршрутизации. Почти год Ipsilon поставляет свои IP-маршрутизаторы, базирующиеся на коммутаторе АТМ, и по ее утверждению имеет более тридцати заказчиков. На этот выпад Cisco ответила, анонсировав технологию тег-коммутации, которая поддерживает большое число протоколов (а не только протокол IP, как предложенная Ipsilon технология) и позволяет работать с различными инфраструктурами пакетов и ячеек. Однако Cisco пока не реализовала эту технологию ни в одном из своих продуктов, и есть основания подозревать, что она намеренно затягивает принятие соответствующего стандарта, чтобы выиграть время для внедрения этой технологии.

Кроме того, Cisco еще не выпустила коммутатор уровня 3 для локальных сетей, хотя уже в течение двух лет усиленно рекламирует свой Catalyst 5000 в качестве многоуровневого коммутатора. Здесь Cisco обошли компании Digital Equipment и Madge Networks, за которыми, возможно, последует и Bay Networks, которая вскоре собирается выпустить устройство Switch Node.

Уэллман признает, что сейчас самыми серьезными проблемами для Cisco являются рост размеров компании и управление ею. Что же касается выпуска маршрутизатора BFR, внедрения технологии тег-коммутации и коммутатора уровня 3, то при решении этих проблем Cisco, в отличие от других компаний, должна улаживать еще и вопросы, связанные с внедренным ранее оборудованием. "Нам не только приходится создавать лучший в своем классе продукт, но и заботиться о том, чтобы он являлся эволюционным по отношению к уже внедренным устройствам, - говорит Уэллман. - Это подобно тому, как если бы нам приходилось внедрять новые технические решения в самолете, летящем со скоростью 600 миль в час, не замедляя при этом его полета". Уэллман утверждает, что в деле внедрения новых продуктов Cisco отстает от любой компании-новичка не более чем на 6 месяцев.

По мнению некоторых наблюдателей, Cisco запаздывает с внедрением новой продукции из-за того, что по-прежнему ставит маршрутизаторы во главу угла, подобно тому как IBM была недальновидна в отношении мэйнфреймов. Как считает Джон Мак-Коннелл, президент консалтинговой компании McConnell Consulting, Cisco запаздывает с выпуском коммутатора уровня 3, поскольку его появление может поставить под угрозу производство маршрутизаторов - основу бизнеса компании. "У Cisco есть все возможности для создания коммутатора уровня 3, но она их пока по-настоящему не использовала, - говорит Мак-Коннелл. - Мне кажется, это может повредить спросу на маршрутизаторы".

Другие аналитикисчитают, что хотя производство маршрутизаторов и важно для Cisco, но лишь отчасти. "Cisco продолжает представлять маршрутизатор центральным элементом сети, - говорит Тим Кармоди, технический директор компании IPC Information Systems, занимающейся системной интеграцией. - Но мне кажется, что выпуская коммутационную аппаратуру, компания старается не упустить и других возможностей". По мнению Уэллмана, те, кто считают, что Cisco делает главную ставку на маршрутизаторы, проявляют близорукость. Уэллман ожидает, что меньше чем за год доходы Cisco от продажи коммутаторов превысят ее доходы от реализации маршрутизаторов. "Я хотел бы, чтобы Cisco перестали называть производителем маршрутизаторов, - говорит он. - Наша компания - лидер в области производства коммутаторов для локальных сетей. После того как Cisco купила компанию StrataCom, она стала лидером и в области производства коммутаторов для территориально-распределенных сетей".

Некоторые аналитики утверждают, что единственный способ для Cisco остаться лидером в производстве как маршрутизаторов, так и коммутаторов - наполнить пользовательский рынок программным обеспечением, базирующимся на ее межсетевой операционной системе IOS (Internetworking Operating System,), которая составляет основу большого числа разнообразных продуктов компании. Подобно сетевой архитектуре SNA компании IBM, IOS изобилует решениями, основанными на патентованных технологиях, и потому может обречь покупателей на использование в дальнейшем продукции только этой компании. Ничего подобного, возражает на это Уэллман. IOS построена на стандартах, как общепринятых в компьютерной индустрии, так и на сформулированных Cisco. Cisco выдает даже своим конкурентам лицензию на использование IOS, что указывает на открытость этой операционной системы. Уэллман отмечает, что до тех пор пока IBM не разработала в 90-х гг. развитую архитектуру одноуровневых сетей (APPN), она не выдала другим фирмам ни одной лицензии на использование своей продукции.

Однако именно "сформулированные Cisco" стандарты и придают IOS оттенок нестандартности. "Здесь Cisco в точности повторяет заблуждение, свойственное некогда IBM: последняя думала, что если ей удалось создать нечто, ставшее стандартом де-факто, то это означает, что она придерживается стандартов", - говорит Фрэнк Дзубек, президент компании Network Architects из г. Вашингтон. Да и лицензирование IOS не означает открытости этой операционной системы. Контролируя выдачу лицензий, Cisco сохраняет контроль за разработкой IOS, что очень хорошо иллюстрирует случай, когда Cisco прекратила действие такой лицензии, выданной компании Cabletron Systems. "Компания просто внедряет IOS в состав других продуктов, и в результате получается нечто вроде общепринятой платформы с нестандартными элементами", - считает Тодд Григсби, специалист по сетевым операциям Американской ассоциации пенсионеров (American Association of Retired Persons) из г. Александрия (шт. Вирджиния).

Несмотря на нестандартность решений, принятых в IOS, некоторые крупные компании, использующие оборудование и Cisco, и IBM, считают, что их будущее - в отношении возможностей дальнейшей модернизации аппаратуры - по-прежнему находится в их руках. Например, крупная финансовая компания USAA затрачитила 100 млн дол., модернизируя свою сеть на базе оборудования Cisco. "Мне кажется, IBM занялась манипулированием спросом, поскольку клиенты ей это позволили, - говорит Салли Грант, помощник вице-президента одной из фирм в г. Сан-Антонио (шт. Техас), занимающейся вопросами развития и поддержки сетей. - Я считаю, что суть нашего бизнеса - это установление партнерских отношений; если Cisco считает партнерство выгодным, она вступает в игру, в других случаях - нет".

Большая или маленькая, расторопная или не очень, приверженная стандартам или нет, Cisco - так же как и IBM - проявляет все повадки растущей и удачливой компании с достаточно надежным кругом клиентов. И, опять же как IBM, она не лишена некоторых слабых мест. Иными словами, это обычная для любого бизнеса ситуация. "Ничего необычного, а тем более чрезвычайного, в этой ситуации нет, - считает Томас Нолл, президент консультативной компании CIMI из г. Вурхиз (шт. Нью-Джерси). - Все объясняется просто: бизнесмены пытаются заработать. И ожидая от рыночной экономики чего-то другого, мы просто витаем в облаках".