Совместно используемая полоса пропускания
Используя стек
Используя шлюзы
Как работает конференцсвязь по стандарту Н.323

Принятие стандарта Н.323 на средства проведения телеконференций открывает двери для беспрепятственной интеграции мультимедийной настольной конференцсвязи с существующими корпоративными сетями, в том числе локальными, интрасетями, и даже с Internet.

До появления этого стандарта, разработанного отделением телекоммуникационных стандартов союза International Telecommunications Union (ITU-T), компании, которые хотели иметь конференцсвязь, базирующуюся на стандартах, использовали H.320. Хотя стандарт Н.320 во многом способствовал распространению телеконференций, поскольку обеспечивал стыкуемость продуктов различных производителей, он налагал и некоторые ограничения. Это связано с тем, что большинство систем, совместимых с Н.320, работает только на линиях ISDN Basic Rate Interface, давая возможность проводить телеконференции со скоростями передачи 64 или 128 Кбит/с. Поэтому компаниям приходилось дополнять существующую у них сетевую инфраструктуру соединениями ISDN.

Являясь более надежным стандартом, Н.323 позволяет возлагать исполнение приложений телеконференций на существующие сетевые соединения. Одним из преимуществ этого является возможность расширения сети за счет Internet; не менее существенно и то, что эта жизненно важная технология допускает создание мультимедийной сети на основе существующей инфраструктуры.

Совместно используемая полоса пропускания

Стандарт Н.320 использует линии ISDN так, что полоса пропускания может быть целиком занята пользователями на время проведения конференции. Однако в сетях на основе протокола IP из-за совместного использования полосы пропускания согласование конференций во времени иногда оказывается проблематичным, поскольку часть пакетов может передаваться с задержками.

Разработанный отделением ITU-T стандарт Н.323 определяет, как должны функционировать мультимедийные терминалы в сетях с передачей пакетов, не гарантирующих качества сервиса, - другими словами, как проводить телеконференции по локальным и внутрикорпоративным сетям или сети Internet. Комплект стандартов Н.323 охватывает такие области, как передача аудио, информационные телеконференции, мультиплексирование и реверсивное мультиплексирование, управление. Стандарты Н.323 не связаны с протоколом IP, однако, по-видимому, большинство реализаций Н.323 будет основано на этом протоколе ввиду его широкого применения в средах корпоративных сетей.

Продукты на базе стандартов Н.323 скоро поступят на рынок. Ожидается, что они быстро заменят собственные технологии других фирм для проведения телеконференций по локальным сетям и Internet. Многие производители, в том числе корпорации Intel (в семействе продуктов ProShare) и Microsoft (в продукте NetMeeting), согласились поддерживать стандарт Н.323. Подразделение ITU-T организовало ряд тестирований, чтобы убедиться в стыкуемости разнородных продуктов, совместимых с Н.323.

Используя стек

В стандарте Н.323 в качестве аудиовизуальной среды используется протокол User Datagram Protocol (UDP), а в качестве информационной - протокол TCP. Протокол UDP менее надежен, чем ТСР, однако вносит меньшие задержки, что делает его более подходящим для передачи аудио- и видеопотоков. Временная синхронизация и управление дрожанием - именно те факторы, которые определяют возможность или невозможность проведения видеоконференций. При отсутствии, например, временной синхронизации возможны усиление дрожания и увеличение интервала между кадрами во время конференции. Потери некоторых пакетов не так уж разрушительны до тех пор, пока может быть восстановлена синхронизация.

Проведение конференций по стандарту Н.323 основано на протоколе Real Time Protocol (RTP), функционирующем поверх UDP, который обеспечивает синхронизацию аудио и видео. Действие протокола RTP сводится к присваиванию каждому исходящему пакету временных меток. На приемной стороне синхронизирующие соотношения восстанавливаются. Имеет место некоторая задержка - длительностью до одной четвертой секунды, - однако временные метки пакетов указывают на то, в какой последовательности их необходимо воспроизводить. Это позволяет восстановить пакеты даже при наличии дрожания или рассогласовании синхронизации, вызываемых сетью.

Используя шлюзы

Компании могут использовать в соответствующих системах оба стандарта - H.323 и Н.320. Например, возможно применение стандарта Н.320 для систем, расположенных в специальных помещениях, а стандарта Н.323 - в настольных системах. Поэтому некоторые производители собираются выпускать шлюзы, позволяющие взаимодействовать системам на базе Н.320 и Н.323. Так, компания Cisco Systems объявила, что намерена включить в свои маршрутизаторы технологию конференцсвязи компании VideoServer. Будут выпускаться и автономные шлюзы.

Разработку стандарта Н.323 можно считать первым шагом на пути к широкому распространению мультимедийной настольной конференцсвязи. Этот стандарт будет способствовать удовлетворению растущего спроса на разнообразные, гибкие и надежные методы совместной работы.


Джек О'Нейл (Jack O'Neil) - вице-президент по маркетингу компании VideoServer, производящей серверы для мультимедийной конференцсвязи. Адрес его электронной почты joneil@videoserver.com.

Как работает конференцсвязь по стандарту Н.323

Комплект стандартов Н.323 отделения ITU-T дает возможность проводить мультимедийные конференции по существующим корпоративным сетям или сети Internet. В показанной ниже системе конференцсвязи стандарт Н.323 основывается на протоколах User Datagram Protocol (UDP), осуществляющем транспортные функции, и Real Time Protocol (RTP), выполняющем обработку аудио- и видеоданных.

Picture

1 - пользователь А подсоединяется к интрасети, переходит на страницу расписания конференции и выбирает ее участников, время и продолжительность;

2 - в назначенное время сервер мультимедийной конференцсвязи устанавливает соединения между участниками конференции;

3 - участники, например пользователь В, начинают конференцию. ПО проведения конференций, функционирующее на ПК каждого пользователя, сжимает аудио- и видеопотоки и передает их на сервер;

4 - получив четкие аудио- и видеопотоки, сервер смешивает их и посылает синхронизованную смесь аудио и видео каждому участнику конференции;

5 - ПО проведения конференций каждого пользователя воспринимает входящий поток, декомпрессирует его и воспроизводит аудио и видео.