Что сравнивается
Решение Exchange/RightFax/CallXpress3
Решение GroupWise/FaxServe/CallWare
Решение Notes/Intuity/TOS
Стратегия тестирования
Итоги тестирования
Пояснения к таблице
Результаты испытаний систем централизованной обработки сообщений
Стоимость систем централизованной обработки сообщений
Производители

Что сравнивается

Решение Exchange/RightFax/CallXpress3

  • Microsoft Exchange Server 4.0 компании Microsoft Corp.
  • RightFax NT, Version 4.5 компании RightFax Inc.
  • CallXpress3, Version 4.0 компании Applied Voice Technology Inc.
  • Решение GroupWise/FaxServe/CallWare

  • GroupWise 5.0 компании Novell Inc.
  • FaxServe 5.0 компании Cheyenne Software Inc.
  • CallWare 5.2 компании CallWare Technologies Inc.
  • Решение Notes/Intuity/TOS

  • Lotus Notes 4.12c Telephony OneStop 1.0 (TOS) компании Lotus Development Corp.
  • Intuity Multimedia Messaging Server компании Lucent Technologies
  • В современном объединенном мире все что связано с коммуникациями, получает быстрое развитие, а соответственно, постоянно возрастает необходимость в централизованной обработке сообщений. Интеграция между компьютерными и телефонными сетями (computer-telephony integration - CTI) была неизбежна. Уже появились мобильные телефоны, способные принимать сообщения электронной почты, но на сегодняшний день реальное объединение коммуникаций сетей передачи данных и голоса возможно лишь на платформе электронной почты. Имея интегрированную систему обработки сообщений, пользователи могут управлять практически всей своей деловой корреспонденцией (факсами, сообщениями речевой и электронной почты) с помощью единого хорошо знакомого интерфейса. А это ни что иное, как легендарный универсальный почтовый ящик (universal inbox).

    Как и для прочного брака, для успешной интеграции компьютера и телефонии необходимо затратить определенные усилия. CTI означает адаптацию к незнакомым правилам и изучение некого подобия иностранного языка. Даже понятие хранения данных имеет иной смысл и основывается на минутах, а не на мегабайтах. (Краткая справка: 10 Мбайт емкости диска равны 1 часу речевой информации.) Конечно, интегрированные средства факсимильной связи и речевой почты способны обеспечить дружественный графический интерфейс для общения пользователя с этим незнакомым миром. Однако не ожидайте, что окна и меню устранят всю ту суету, которой будут сопровождаться ваши попытки "поженить" сети передачи данных и голоса. При этом можно надеяться, что результатом станет нечто большее, чем сумма отдельных частей, - централизованное хранилище сообщений.

    Некоторая загвоздка при формировании универсального почтового ящика связана с выбором подходящей платформы, то есть базовой системы электронной почты.

    Для проведения сравнительного анализа мы создали три решения, добавив факсимильные услуги и возможности речевой почты к ведущим почтовым системам - Microsoft Exchange Server 4.0, Novell GroupWise 5.0 и Lotus Notes 4.12c. Наше исследование нельзя рассматривать как сравнение почтовых систем. Мы не оценивали возможности электронной почты каждого решения, предполагая, что вы уже используете конкретную почтовую систему и интересуетесь лишь тем, насколько просто или сложно было бы интегрировать с ней факсимильную связь и речевую почту. Кроме того, мы постарались не усложнять эти решения и ограничиться необходимым минимумом компонентов, поэтому преимущественно следовали рекомендациям производителей по комплектации готовых решений на базе их платформ. Поскольку большая часть рассмотренных в обзоре продуктов продается через VAR-реселлеров, которые обычно включают в контракт инсталляцию системы, мы попросили, чтобы они потратили пару дней и помогли нам наладить работу всех продуктов. Оценка их труда учитывалась при подведении итогов анализа (по критерию "реализация"). Для испытания всех описанных ниже решений мы использовали сервер NetWare 4.11 компании Novell и офисную АТС Enterprise Communications Server Model G3I компании Lucent Technologies.

    Сначала мы интегрировали систему RightFax NT 4.5 компании RightFax и CallXpress3 4.0 компании Applied Voice Technology (AVT) с Microsoft Exchange. Объединение систем RightFax и CallXpress3 является вполне логичным. В прошлом году компания AVT купила RightFax, и в настоящее время последняя является дочерней фирмой AVT. При подготовке этого обзора обе компании высказали желание работать вместе и интегрировать свои системы с Exchange. (Возможно, в ближайшем будущем это решение будет несколько изменено, поскольку AVT планирует выпустить новую версию CallXpress под названием CallXpressNT. RightFax будет предлагаться как факультативный модуль для CallXpressNT.)

    FaxServe 5.0 компании Cheyenne Software, CallWare 5.2 компании CallWare Technologies и GroupWise от Novell составили второе решение. Все три компании стремились работать вместе в наших испытаниях; кроме того, Cheyenne и Novell проводят хорошо организованную маркетинговую кампанию по продвижению продукта FaxServe for GroupWise.

    Третье решение было основано на продуктах компаний Lotus и Lucent, которые около года назад официально объявили о своих партнерских связях. К серверу Notes мы добавили Intuity Multimedia Messaging Server компании Lucent - комплекс программно-аппаратных средств для организации речевой почты, который может быть расширен факсимильной службой и другими функциями. Наиболее важным элементом решения стал Telephony OneStop 1.0 компании Lotus - модуль Notes, который действует как мост между Intuity и почтовым ящиком Notes. (Хотя в настоящее время Intuity может работать только с Notes, Lucent заявила, что вскоре добавит в него поддержку Exchange, а затем и GroupWise.)

    Несмотря на то что рынок средств для компьютерной телефонии может считаться новым и незнакомым, к нему по-прежнему применимы обычные методы оценки продуктов из области информационных технологий. Например, как и в последней, уменьшение точек администрирования в комбинированных решениях, подобных рассматриваемым в данном обзоре, является важным критерием.

    Решение Exchange/RightFax/CallXpress3

    Компоненты

    • Microsoft Exchange Server 4.0
    • RightFax NT, версия 4.5
    • CallXpress3, версия 4.0


    RightFax и CallXpress3 достаточно просты в управлении, но вы должны быть уверены в том, что хорошо разбираетесь в своей почтовой системе, - это решение требует довольно внушительной дополнительной работы. К сожалению, в данном случае усилия, затраченные на настройку серверной части, не окупаются на стороне клиента - почтовый ящик на основе Exchange оказался наименее универсальным из всех рассмотренных.

    Если вы на это решитесь...

    Изначально решение показалось нам многообещающим, поскольку имело самую простую и надежную сетевую структуру. Мы не стали осуществлять никаких совмещений, установив все серверы - сетевой, речевой почты, почтовый и факс-сервер - на отдельные машины. Отчасти это было вызвано рекомендациями производителей (RightFax предложила установить ее систему на выделенном сервере), а отчасти тем, что CallXpress3 представляет собой комбинацию аппаратных и программных средств, которая, на первый взгляд, очень похожа на традиционную систему речевой почты.

    Мы немного испугались, узнав, что ПО CallXpress3 работает под управлением OS/2 Warp Server 3.0 - далеко не лучшей ОС с точки зрения администрирования. Однако коробка с CallXpress3 содержала в себе все необходимое (в нашем случае это был сервер с процессором 486/33sx и 32 Мбайт ОЗУ), и нам ни разу не пришлось работать в OS/2. Конечно, если бы само ПО речевой почты было бы сложнее в управлении, мы чувствовали бы себя значительно менее комфортно. Видимо учитывая реальные и потенциальные проблемы работы под OS/2, компания Applied Voice Technology (AVT) вскоре собирается выпустить новую версию своего ПО, названную CallXpressNT. Как следует из названия, это новая версия будет работать только на Windows NT. Компания утверждает, что будет продолжать продавать и поддерживать CallXpress3 для OS/2, но мы предполагаем, что усилия по доработке этой версии постепенно сойдут на нет.

    Если AVT успешно перейдет на новую платформу, CallXpressNT несомненно станет победителем. CallXpress3 и сейчас является лидером. Добавление/удаление одного или нескольких почтовых ящиков выполняется очень просто, и нам удалось внести пакетные изменения для группы почтовых ящиков, используя один из них как шаблон. Возможности генерации отчетов системы CallXpress3 также сильны; отчеты можно сохранять, чтобы прочитать или напечатать их позже. Продукт имеет удобную функцию резервного копирования, а кроме того, позволяет добавлять в конфигурацию модем для выполнения удаленного администрирования. И наконец, функция диагностики коммутатора системы CallXpress3 позволяет сделать скачок в компьютерную телефонию немного менее страшным. Она перехватывает данные из порта и отображает операции офисной АТС в доступном удобочитаемом виде.

    Средства управления RightFax, включающие в себя модули Server, WorkServer и BoardServer, а также приложение FaxAdmin, сконцентрированы хуже, чем в CallXpress3, но так же хорошо организованы. RightFax имеет самые широкие факсимильные возможности изо всех рассматриваемых продуктов, а распределение этих возможностей между несколькими программами выполнено так, что мы ни разу в них не "заблудились". RightFax - единственный продукт, обеспечивающий полнофункциональные возможности файловой подписи, отслеживание кодов счетов и маршрутизацию по критерию наименьшей стоимости, которая позволяет администраторам назначать отправку факсов на то время, когда телефонные тарифы самые низкие. И наконец, импортирование списков пользователей NT и NetWare в RightFax оказалось безболезненным - важный фактор при формировании универсального почтового ящика.

    ...вы пожалеете об этом

    Испытывая универсальный почтовый ящик после всех наших трудов, мы почувствовали себя обманутыми. В отличие от GroupWise/Fax Serve/CallWare, это решение не имеет никаких специальных значков для различных типов сообщений. Мы не могли обращаться к сообщениям электронной почты и факсам с помощью телефона, что возможно в решении Notes/Intuity/TOS. Для этого пришлось бы использовать CallXpress3 вместе с Microsoft Mail, cc:Mail или с Notes, а не с Exchange.

    Мы также совершенно не были потрясены интеграцией CallXpress3 с Exchange. Самая большая проблема состоит в том, что CallXpress3 использует отдельное хранилище для своих сообщений в дереве Exchange. Это нарушает наше представление о том, каким должен быть универсальный почтовый ящик - единым окном, в котором пользователь управляет различными типами коммуникаций. AVT утверждает, что она исправит этот недостаток в будущем, но не в ближайшей версии CallXpressNT.

    После того как сообщение речевой почты извлекается с сервера CallXpress3, оно появляется в почтовом ящике Exchange просто как сообщение электронной почты с подсоединенным к нему WAV-файлом. Когда вы дважды щелкаете на этом сообщении мышью, на экране появляется панель управления, похожая на панель видеомагнитофона (она выводится на экран небольшим приложением Desktop Message Manager, входящим в комплект клиентского ПО CallXpress3), которая проигрывает звуковой файл. Вы можете воспроизводить сообщения через звуковую плату PC или телефонную трубку, так же как и в других решениях. Приложение Desktop Message Manager (версия 1.0) предоставляет пользователям такие возможности, как запись приветствия и изменение кода доступа.

    Интеграция RightFax с Exchange была намного лучше, чем у CallXpress3. Когда факс направляется на сервер RightFax с офисной АТС, RightFax посылает получателю уведомление в виде сообщения электронной почты, которое появляется в его почтовом ящике Exchange. Двойной щелчок мышью на этом уведомлении приводит к передаче факсимильного сообщения с сервера и открывает FaxUtil, клиентское приложение системы RightFax. С помощью FaxUtil можно просматривать и печатать факсы, а также, используя модуль оптического распознавания символов, преобразовывать их в пригодный для редактирования текст. И поскольку факс представляет собой сообщение электронной почты с присоединенным файлом, то средствами Exchange можно управлять так же, как другими сообщениями, - отвечать на него, пересылать другому адресату или складывать в папку.

    Мы использовали FaxUtil для отправки факсов, и в этом RightFax действительно превосходил факсимильные службы других решений. Из единого диалогового окна мы могли легко адресовать факсы, назначать коды счетов, устанавливать параметры передачи и приоритеты, а также добавлять к факсу титульный лист с комментариями. RightFax был настолько хорош, что несколько повысил итоговую оценку этого весьма среднего решения. Если бы мы хотели выявить в этом обзоре лучшее средство факсимильной связи и для администраторов, и для пользователей, мы без колебаний выбрали бы RightFax.

    Решение GroupWise/FaxServe/CallWare

    Компоненты

    • GroupWise 5.0
    • FaxServe 5.0
    • CallWare 5.2


    Решение GoupWise/FaxServe/CallWare позволяет достаточно просто создать универсальный почтовый ящик. Однако, в отличие от комбинации Exchange/RightFax/CallXpress3, ваша работа не пропадет даром. Это решение оставило у нас наиболее благоприятные впечатления от работы клиентского ПО.

    Оборудование - дешевая страховка

    В нашей тестовой сети, имеющей 10 клиентских машин, компания Cheyenne предпочла установить FaxServe на том же сервере, на котором работала система GroupWise. Если в вашей сети имеется большее количество клиентов, вы, видимо, предпочтете установить выделенный факс-сервер. Сервер электронной почты слишком важен для выполнения других функций, а оборудование, необходимое для создания выделенного сервера, стоит достаточно дешево, поэтому вы вряд ли откажетесь распределить ресурсы. CallWare предложила установить ее продукт на отдельном сервере.

    Несмотря на совмещение почтового и факс-сервера, это решение понравилось нам с самого начала - в особенности то, насколько тесно FaxServe интегрируется с системой NetWare. После инсталляции FaxServe он становится объектом служб каталога Novell (NDS), который помещается в корневую часть дерева NetWare, что дает возможность сетевому администратору использовать NWAdmin для централизованного управления. Во время нашего тестирования сервер CallWare мог существовать как объект NDS только в системе NetWare 4.10, однако компания утверждает, что соответствующие исправления для NetWare 4.11 появятся в версии 5.3, которая будет выпущена во II квартале текущего года. Добавление пользователей из базы данных NetWare было простым для обоих продуктов, как и изменение отдельных параметров после импортирования учетных данных пользователей. Система CallWare также позволяла управлять портами с консоли NetWare.

    Экран сообщений об ошибках сервера FaxServe предоставлял всю необходимую информацию, он позволял узнать о таких проблемах, как наличие недоставленных факсов и консольных ошибок. Его возможности по генерации отчетов вполне удовлетворительны, хотя и не столь широки, как у RightFax. Вероятнее всего, они смогут удовлетворить ваши потребности. А вот генератор отчетов системы CallWare, выполненный в виде отдельного загружаемого модуля NetWare (NLM) под названием CWRPT, имеет очень богатый набор функций. В комплекте CWRPT нашлись формы практически для всех видов отчетов, которые мы могли вообразить, однако при необходимости вы можете создавать свои собственные формы. Вы также можете запланировать генерацию отчета на определенное время и выполнять ее в фоновом режиме. Если вам необходима другая диагностическая возможность, вы можете воспользоваться специальной функцией слежения системы CallWare, которая отражает каждый шаг речевого сообщения на пути от офисной АТС к почтовому ящику.

    Хотя FaxServe и дает возможность использования файлов подписей, она далека от той, которую обеспечивает RightFax. FaxServe позволяет лишь немногим больше, чем возможность просто вставлять PCX-файл в нижнюю часть факса. Отсутствуют какие-либо средства для администратора, с помощью которых он мог бы управлять этими PCX-файлами и защищать их от несанкционированного доступа, за исключением возможности назначать права доступа в системе NetWare к отдельным файлам подписей.

    Как и в других решениях, FaxServe имеет возможность "печати на факс" (print-to-fax). Однако уникальной особенностью данного решения является то, что Cheyenne также включает в комплект FaxServe агента исполнения (rendering agent), который работает на одной или нескольких подключенных к сети рабочих станциях Windows. Хотя FaxServe поддерживает несколько распространенных форматов файлов, агент исполнения дает возможность пользователям посылать из своих почтовых ящиков факс-серверу для доставки адресату файлы любого другого типа (если на рабочей станции, на которой работает агент исполнения, загружено соответствующее приложение). Правда, это не такое уж большое преимущество: пользователь может всегда выполнять "печать на факс" из любого приложения, а для автономного агента исполнения требуются оборудование и дополнительные лицензии на ПО, загруженное на этом компьютере.

    Вы это заслужили

    После того как мы собрали все это вместе, универсальный почтовый ящик GroupWise/FaxServe/CallWare продемонстрировал нам реальные преимущества централизованной обработки сообщений - и это было не просто хорошей проверкой самой концепции. Благодаря наглядным пиктограммам и значкам GroupWise можно было легко просматривать любые виды сообщений и управлять ими. Речевые сообщения, доставленные через CallWare имеют свои собственные пиктограммы: телефон с лежащей трубкой (для новых сообщений) и телефон с поднятой трубкой (для тех сообщений, которые были прослушаны). К сожалению, для факсов не предусмотрены собственные пиктограммы; они поступают в почтовый ящик электронной почты как текстовые уведомления с присоединенными к ним PCX-файлами. Правда, можно сразу заметить, что данное сообщение является факсом, а не сообщением электронной почты, поскольку и в теме сообщения, и в поле отправителя имеется слово "факс". Однако хотелось бы пожелать, чтобы производители сделали еще один шаг и создали уникальную пиктограмму для факсимильных сообщений.

    Если вы думаете "я уже имею речевую почту, так зачем мне хранить телефонные сообщения на компьютере?", то взгляните на панель управления сообщениями системы CallWare, и вы получите ответ на свой вопрос. Обычно при выполнении даже базовых задач в системе речевой почты, таких как пересылка сообщения нескольким получателям или создание списка адресатов, приходится вводить длинные загадочные команды. Большинство людей предпочитают на заниматься этим. Однако "дружественное" лицо CallWare делает выполнение этих и многих других задач приятным занятием. Вы можете перенаправлять речевые сообщения, сопровождая их письменными комментариями, задавать график их доставки и посылать копии сообщения любому выбранному адресату. Нам особенно понравилась функция уведомления, которая дает возможность пользователю запланировать телефонный разговор или отправку пейджерного сообщения на определенное время.

    Хотя клиентская программа FaxServe - BitWare - не обеспечивает таких же богатых возможностей, как клиент RightFax, тем не менее она имеет достаточно средств, чтобы сделать работу пользователей хорошо организованной и эффективной. Основное окно и панель инструментов хорошо продуманы и дают возможность легко помечать, увеличивать, вращать, переворачивать и редактировать факсы. BitWare имеет функцию регистрации факсов и позволяет просматривать полученные и отправленные факсы в уменьшенном виде.

    Решение Notes/Intuity/TOS

    Компоненты

    • Lotus Notes 4.12c
    • Intuity Multimedia Messaging Server
    • Telephony OneStop 1.0 (TOS)

    Партнерство Lotus-Lucent можно сравнить с неудачным браком двух аристократических особ (по крайней мере, в нашем случае) - хорошие отзывы на страницах прессы и полнейшая неразбериха в особняке. Фактически, решение Notes/Intuity/TOS - это свидетельство того, насколько трудной задачей может оказаться объединение систем передачи данных и голоса. Мы почувствовали, что эти два компетентных производителя движутся в противоположных направлениях и поэтому никак не могут встретится где-то посередине.

    Партнерство с Lotus является очень мудрым решением для Lucent - главным образом, вследствие большого количества имеющихся пользователей системы Notes. Однако Lucent сама предпринимает шаги в области систем передачи сообщений и может предложить собственный универсальный почтовый ящик. Если вы наблюдаете за происходящими в этой сфере процессами, обратите внимание на Lucent. Большинство обозревателей считает, что компаниям проще переходить от телефонии к передаче данных, чем наоборот.

    Требуется сборка

    Тем не менее на данный момент универсальный почтовый ящик системы Notes/Intuity/TOS не может конкурировать с теми, которые мы получили при помощи двух других рассматриваемых решений. Стоимость данного комплекта для новых пользователей значительно превышает стоимость остальных -она более чем в два с половиной раза выше, чем у решения GroupWise/FaxServe/CallWare. Но если вы уже используете Intuity для речевой почты, ваши затраты не будут столь высоки.

    Не менее важно то, что эта система имеет слишком много точек администрирования. Если вы хотите добавлять, удалять или изменять учетные данные пользователей, вам придется использовать для этого офисную АТС, сервер NetWare, базы данных Intuity, Notes и TOS. (Вы можете объединять базы данных TOS и Notes, однако Lotus утверждает, что производительность Notes будет значительно выше, если эти базы данных будут храниться отдельно.) К сожалению, наличие отдельных баз данных означает, что добавлять пользователей в базу данных TOS приходится по одному, а не группами, зарегистрированными в Notes, - мучительная процедура.

    Кроме того, это решение требует самого глубокого погружения в незнакомые язык и логику мира телекоммуникаций, и надо сказать, что это - бодрящее погружение. Вы будете чувствовать себя немного более комфортно, если знакомы с системой Unix компании Santa Cruz Operation - ПО Intuity компании Lucent выполняется на этой ОС, однако использует свой собственный синтаксис командной строки для выполнения административных задач. Но даже если вы владеете этим языком, мы считаем, что для внесения любых серьезных изменений (добавления модулей или услуг, например преобразования текста в голос) требуются квалифицированные специалисты в области телекоммуникаций.

    К чести Lucent, надо сказать, что Intuity выполняет факсимильные услуги достаточно хорошо и дает возможность использовать один абонентский номер как для факсимильной, так и для речевой связи, что устраняет необходимость поддерживать два внутренних прямых номера.

    С голосом все в порядке

    Notes/Intuity/TOS является единственным из рассмотренных нами решений, которое имеет функцию преобразования текста в голос, - удобный способ получать сообщения, когда пользователи не могут подключиться к локальной сети. Позвонив на свой номер, вы можете по выбору прослушать только автора и тему сообщения или весь его текст. Если сообщение электронной почты имеет подсоединенный к нему файл (например, факсимильного сообщения), Intuity сообщает вам об этом, указывая тип присоединенного файла. Кроме того, функция преобразования текста в голос на удивление хорошо обрабатывает слова с орфографическими ошибками.

    Если рассматривать решение в целом, то можно сказать, что его клиентская часть сильно проигрывает клиенту GroupWise/FaxServe/CallWare. Например, подобно решению Exchange/RightFax/CallXpress3, оно не обеспечивает никакого визуального выделения разных типов сообщений - электронной почты, факсов и речевых сообщений. Это может показаться несущественным замечанием, однако когда вы просматриваете свой почтовый ящик со множеством сообщений, вам нужно быстро находить нужную информацию - и в этом вы можете довериться только своим глазам. К счастью, в отличие от Exchange, Notes может отображать все типы сообщений в едином окне почтового ящика.

    Больше всего нам понравилось приложение Lotus Notes:Document Imaging (LN:DI) Pro 4.5, которое предназначено для просмотра и редактирования факсов в среде Notes. В него встроен хороший модуль оптического распознавания символов, а также стандартные функции увеличения, вращения и аннотирования факсов. К сожалению, мы не смогли заставить работать функцию аннотирования из-за конфликта версий. Система TOS сертифицирована только для Notes 4.12c, а приложение LN:DI Pro 4.5 полностью совместимо только с Notes 4.5. Lotus утверждает, что TOS будет сертифицирован для Notes 4.5 к концу I квартала.

    Клиентская часть системы Intuity называется Message Manager 4.0 (не путайте с клиентом CallXpress3, Desktop Message Manager). Подобно модулям речевой почты из других рассмотренных решений, Message Manager представляет собой полнофункциональное средство для воспроизведения сообщений, записи приветствий, задания кодов доступа и настройки функции уведомления.


    В составлении обзора принимали участие: Чип Брукшоу (Chip Brookshaw) и Джули Данн (Julie Dunn) - ответственные редакторы, Дан Сеоан (Dan Seoane) и Ана Орубеондо (Ana Orubeondo) - технические аналитики. По всем вопросам, касающимся данного обзора, вы можете обратиться к Чипу Брукшоу по адресу chip_brookshaw@infoworld.com.

    Стратегия тестирования

    Вопрос. Пользователи хотят иметь возможность централизованного управления всеми деловыми коммуникациями, т.е. им необходим так называемый универсальный почтовый ящик (inbox). При этом они уже отдали предпочтение некоторой системе передачи сообщений. Перевешивают ли те выгоды, которые получают пользователи благодаря добавлению к их пакету электронной почты возможностей факсимильной связи и голосовой почты, затрачиваемые на это время и деньги?

    Критерии оценки:

  • простота перехода к новой телефонии;
  • степень централизации администрирования;
  • дополнительные возможности почтового ящика;
  • стоимость добавления услуг.
  • Варианты выбора

  • решение Exchange/RightFax/CallXpress3;
  • решение GroupWise/FaxServe/CallWare;
  • решение Notes/Intuity/TOS.
  • Ответ: Из всех рассмотренных систем только GroupWise/FaxServe/CallWare является экономически оправданным решением; универсальный почтовый ящик системы GroupWise оказался самым лучшим и наименее дорогим в реализации.


    Итоги тестирования

    Мы сформировали три универсальных почтовых ящика (на основе Microsoft Exchange, Novell GroupWise и Lotus Notes) и пришли к выводу, что лишь один из них стоил затраченных усилий. При создании решения Exchange/RightFax/CallXpress3 нас не слишком сильно утомила работа над серверной частью системы, которая была существенной по объему, но вполне выполнимой, - однако плодом этих трудов было разочарование. Напротив, универсальный почтовый ящик Notes/Intuity/TOS был довольно хорош и даже имел некоторые уникальные возможности, но его создание отняло слишком много времени и денег. Решение GroupWise/FaxServe/CallWare оказалось лучшим во всех отношениях: имело наиболее адекватное клиентское ПО, было простым в интеграции на стороне сервера и значительно менее дорогим, чем другие пакеты. Если вам необходима централизованная обработка сообщений, вы не ошибетесь, выбрав именно это сочетание.

    Решение GroupWise/FaxServe/CallWare

    Итоговая оценка 7,5

    При проведении подобных исследований победителем часто оказывается то решение, которое обеспечивает наиболее приемлемый компромисс между затратами и достоинствами. Однако комбинация GroupWise/FaxServe/CallWare превзошла остальные по всем показателям. Это решение имеет превосходные административные возможности, является лучшим универсальным почтовым ящиком и отличается самой низкой ценой. Как и в других случаях, для создания универсального почтового ящика надо было потрудиться, но FaxServe и CallWare сделали это занятие настолько приятным, насколько это возможно.

    Мы особенно оценили возможности управления системой FaxServe как объектом NDS в структуре каталога NetWare 4.11. И как только такую же возможность обеспечит CallWare (компания обещает это сделать во II квартале текущего года с выпуском версии 5.3), данное решение не будет иметь каких-либо существенных недостатков управления. А его универсальный почтовый ящик уже сейчас лишен каких-либо значительных недостатков. Наглядные пиктограммы и хорошо организованные клиентские средства факсимильной связи и речевой почты этого решения оправдывают его использование в качестве системы централизованной обработки сообщений. Управление речевой почтой с помощью графического интерфейса пользователя является особенно крупным достижением, а преимущества обработки речевых сообщений в системе Windows не затмеваются тем недостатками, которые сводят на нет достоинства других решений, - нечеткой интеграцией или большими затратами времени и денег. Например, в локальной сети, объединяющей 500 пользователей, вы можете добавлять возможности универсального почтового ящика, затрачивая менее 120 дол. на каждое рабочее место.

    Достоинства

  • Визуальное выделение различных типов сообщений.
  • Самая низкая цена.
  • Управление FaxServe с помощью NDS.
  • Простое администрирование учетных данных в FaxServe.
  • Хорошие средства диагностики в CallWare.
  • Сильный клиент CallWare.
  • Первоклассная документация по CallWare.
  • Недостатки

  • Отсутствует возможность управления CallWare с помощью NDS.
  • Шлюз API надо самостоятельно загружать с Web-узла.
  • Отсутствие средств слежения за кодами счетов в FaxServe.
  • Решение Exchange/RightFax/CallXpress3

    Итоговая оценка 6,3

    В целом решение Exchange/RightFax/CallXpress3 нас разочаровало, но мы нашли в нем один "неотшлифованный алмаз" (мы вернемся к этому вопросу позже, в отдельном разделе, посвященном рассматриваемому решению). Когда мы увидели созданный с большим трудом почтовый ящик, нам показалось, что он вряд ли того стоил. Главное недовольство было вызвано тем, что система CallXpress3 использовала отдельное хранилище сообщений в дереве Exchange, а это никак не соответствовало нашему определению универсального почтового ящика. Было ли какое-то "светлое пятно"? RightFax обеспечивал непревзойденные возможности управления и клиентскую утилиту, которая имеет все что только можно пожелать. Если бы мы проводили сравнение факс-серверов, то этот блестящий продукт оказался бы чистым победителем. Однако наш анализ был посвящен другому вопросу, и хотя RightFax несколько повысил итоговую оценку рассматриваемого решения, существенного влияния это не оказало.

    Достоинства

  • Лучшее средство факсимильной связи.
  • Простой импорт списка пользователей в RightFax.
  • Прекрасные средства управления и диагностики в CallXpress3.
  • Безболезненная инсталляция CallXpress3 в системе OS/2.
  • Недостатки

  • Отдельное хранилище сообщений CallXpress3 в Exchange.
  • Отсутствуют наглядные пиктограммы в почтовом ящике.
  • Решение Notes/Intuity/TOS

    Итоговая оценка 5,3

    Это решение имело проблему, противоположную той, которую мы выявили при тестировании Exchange/Right-Fax/CallXpress3. Нам понравился плод нашего труда, но не понравился сам этот труд. В данном решении был выявлен недостаток, который мы считаем одним из наиболее существенных: слишком много точек администрирования (сетевой сервер, Notes, Intuity, Telephony OneStop 1.0 (TOS) и офисная АТС - т. е. пять). Вас каждый раз будет бросать в дрожь при поступлении на работу нового сотрудника: конфигурирование TOS предусматривает добавление пользователей по-одному, а не группами, зарегистрированными в Notes. И наконец, если вы не имеете достаточных навыков в системах компьютерной телефонии, вам потребуется немало времени, чтобы привыкнуть к работе с Intuity компании Lucent. В качестве компенсации Intuity предлагает две особые возможности - опцию преобразования текстового сообщения в речевое, которая могла бы оказаться весьма полезной для мобильных пользователей, и возможность использования одного абонентского номера как для факсимильной связи, так и для речевой почты. Кроме того, универсальный почтовый ящик лучше интегрирован, чем в решении Exchange/RightFax/CallXpress3. К сожалению, эти преимущества не смогли перевесить кровь, пот, слезы и деньги, которые мы потеряли, пытаясь заставить все продукты работать вместе.

    Достоинства

  • Единое окно для универсального почтового ящика.
  • Речевая почта и факс на одном абонентском номере.
  • Возможность преобразования текстового сообщения в речевое.
  • Хорошее клиентское ПО обработки вызовов.
  • Недостатки

  • Слишком много точек администрирования.
  • Требует существенных знаний в области телефонии.
  • Отсутствуют наглядные пиктограммы в почтовом ящике.
  • Высокая относительная цена.
  • Добавление пользователей в TOS по-одному.
  • Конфликт версий в функции аннотирования.
  • Недостаточно полная документация по TOS.
  • Пояснения к таблице

    Еженедельник InfoWorld включает в свои обзоры только законченные коммерческие продукты; бета-версии не рассматриваются. Продуктам или решениям выставляются оценки по ряду критериев в диапазоне от "неудовлетворительно" до "отлично".

    Число баллов определяется умножением весового коэффициента каждого критерия (соответствующего средней относительной значимости этого критерия) на оценку, выставляемую по следующим правилам:

    Отлично (10) - выдающееся достижение по данному критерию;

    Очень хорошо (8) - удовлетворяет всем важнейшим требованиям и обеспечивает ряд важных дополнительных преимуществ;

    Хорошо (6) - удовлетворяет всем важнейшим требованиям и предоставляет ряд дополнительных возможностей;

    Удовлетворительно (4) - удовлетворяет основным требованиям;

    Плохо (2) - не удовлетворяет ряду важнейших требований;.

    Неудовлетворительно или отсутствует (0) - не удовлетворяет минимальным требованиям или вообще не обладает данной возможностью.

    Сумма набранных очков составляет итоговую оценку, максимальное значение которой равно 10. Продукты, оценки которых различаются не более чем на 0,2 балла, близки по своему уровню. При рассмотрении вопроса о приобретении или использовании продукта читатель может пересмотреть весовые коэффициенты в соответствии с политикой своей компании, получив, таким образом, другие итоговые оценки.

    Test Center HotPick - это почетное звание, присваиваемое еженедельником InfoWorld выдающимся продуктам и решениям. Чтобы получить награду Test Center HotPick, продукт или решение должны продемонстрировать некую неординарную, с точки зрения InfoWorld, технологию или набор функций, значительно превосходящий возможности конкурентов по своей ценности или новизне подхода. Кроме того, продукт должен получить по всем критериям оценки не ниже "удовлетворительно" и набрать в сумме не менее 7,0 баллов.


    Результаты испытаний систем централизованной обработки сообщений

    Критерий
    Весовой коэф. %
    Решение Exchange/RightFax/CallXpress3
    Решение GroupWise/FaxServe/CallWare
    Решение Notes/Intuity/TOS
    Компоненты
    Платформа электронной почты: Microsoft Exchange Server 4.0 на Windows NT
    Server 4.0
    Факсимильная служба: RightFax NT,
    версия 4.5
    Речевая почта: CallXpress3, версия 4.0
    Платформа электронной почты: GroupWise 5.0 на NetWare 4.11
    Факсимильная служба: FaxServe 5.0
    Речевая почта: CallWare 5.2
    Платформа электронной почты: Lotus Notes 4.12c на Windows NT Server 4.0
    Факсимильная служба и речевая почта: Intuity Multimedia Messaging Server, Telephony
    OneStop 1.0 (TOS)
    Реализация
    20
    Очень хорошо · 1,6
    CallXpress3 работает на выделенном сервере 486/33sx под OS/2 Warp Server 3.0 - явно не лучшей ОС в плане администрирования. К счастью, OS/2 уже была установлена, и инсталляция CallXpress3 прошла гладко. Компания Applied Voice Technology (AVT) рекомендует устанавливать RightFax на выделенном сервере, и мы присоединяемся к этому совету. Добавление пользовательских служб выполняется легко - из главного меню CallXpress3 и из модуля WorkServer системы RightFax, а импортирование в RightFax списков пользователей из Windows NT и NetWare осуществляется без особых проблем
    Хорошо · 1,2
    Инсталляция CallWare была наиболее простой, однако мы рекомендуем обязательно использовать таблицы планирования, чтобы избежать проблем в дальнейшем. Шлюз API, необходимый для организации связи между GroupWise и CallWare, не был предоставлен ни одной из компаний, и нам пришлось загружать его с Web-узла Novell. Для нашей тестовой сети с 10 клиентами компания Cheyenne предложила установить FaxServe на почтовый сервер (и мы действительно сделали это без особых проблем), однако в реальной сети мы рекомендуем, если это возможно, распределять ресурсы по разным серверам
    Удовлетворительно · 0,8
    Система Intuity поставляется в сконфигурированном виде, но для установки дополнительных модулей и услуг вам, вероятно, понадобится помощь специалиста по телекоммуникациям или реселлера. Решение Notes/Intuity/TOS погрузило нас в мир телефонии глубже, чем другие. Если у вас нет опыта работы с системами компьютерной телефонии, вы можете оказаться в затруднительном положении, хотя знакомство с Unix компании Santa Cruz Operation - Intuity работает под этой ОС - может немного помочь. Кошмарная установка TOS включила в себя добавление пользователей по одному, а не группами Lotus Notes
    Администрирование
    25
    Очень хорошо · 2,0
    RightFax и CallXpress3 предлагают потрясающие средства управления. RightFax имеет первоклассные возможности генерации отчетов. RightFax -единственный из рассмотренных продуктов - обеспечивает базу данных файлов подписей, отслеживание кодов счетов и маршрутизацию по критерию наименьшей стоимости. CallXpress3 облегчает администрирование групп почтовых ящиков и имеет режим диагностики коммутатора, который, подобно функции слежения системы CallWare, облегчает диагностику системы - даже если вы не очень разбираетесь в компьютерной телефонии
    Очень хорошо · 2,0
    Мы смогли легко добавлять, удалять и модифицировать учетные данные пользователей в FaxServe, а также делегировать пользователям административные функции, чтобы распределить выполнение административных задач. Функции генерации отчетов системы FaxServe достаточно хороши, но не такие мощные, как у RightFax. Кроме того, FaxServe не имеет функции слежения за кодами счетов. FaxServe может обслуживаться как объект службы каталога Novell (NDS), однако CallWare имеет такую возможность только в системе NetWare 4.10. Тем не менее CallWare имеет прекрасную функцию слежения и широкие возможности генерации отчетов
    Хорошо · 1,5
    Решение не обеспечивает централизованного администрирования; чтобы изменить учетные данные пользователя, мы были вынуждены вручную вносить изменения в базы данных серверов NetWare, Notes, Intuity, TOS и офисной АТС. Положительным моментом было то, что поскольку сервер Intuity обслуживает как факсимильную связь, так и речевую почту, он позволяет использовать один абонентский номер для факсимильной, и голосовой связи, исключая необходимость иметь два прямых внутренних номера для одного пользователя
    Клиентская часть
    25
    Удовлетворительно · 1,0
    Универсальный почтовый ящик этой системы имеет ряд существенных недостатков. Подобно решению на базе Notes, Exchange не обеспечивает никакого способа визуального различения сообщений электронной почты, факсов и речевых сообщений, а если нужна возможность преобразования текста в голос на платформе Microsoft, то придется применять систему Microsoft Mail вместо Exchange. Еще хуже то, что CallXpress3 использует отдельное хранилище для своих сообщений в дереве Exchange, а в результате пользователь не может управлять всеми сообщениями в одном окне. Положительный момент - хорошо интегрированная с Exchange система RightFax и ее очень мощная утилита FaxUtil. Если бы мы выбирали лучшую факсимильную службу, то без тени сомнения отдали бы предпочтение RightFax
    Очень хорошо · 2,0
    Данное решение предоставило нам именно такой универсальный почтовый ящик, на который мы рассчитывали. Благодаря уникальным пиктограммам можно легко различать сообщения речевой почты; факсы также легко обнаружить в списке сообщений по броским меткам в полях темы и отправителя. Клиентское приложение ViewPoint системы CallWare предоставляет нам такие возможности управления речевой почтой, которыми мы никогда и не пытались воспользоваться в обычных системах речевой почты, например пересылки сообщения по списку абонентов. Нам также очень понравилась функция уведомления, которая позволяет запланировать на определенное время телефонный звонок или отправку пейджерного сообщения. Клиентское приложение BitWare системы FaxServe хотя и уступает RightFax, но выполнено достаточно хорошо
    Хорошо · 1,5
    Универсальный почтовый ящик данной системы имеет хороший потенциал, который пока не реализован. Notes отображает все типы сообщений в одном окне, но не обеспечивает никакого способа их визуального различия. Мы столкнулись с конфликтом версией Notes и Lotus Notes:Document Imaging Pro 4.5 (LN:DI Pro), который не позволил нам воспользоваться функцией аннотирования полученных факсов. Для мобильных пользователей самой привлекательной возможностью является функция преобразования текста в голос, которая позволяет прослушивать сообщения электронной почты по телефону. Эта функция также дает пользователю возможность узнавать о наличии присоединенных файлов и обрабатывает слова с орфографическими ошибками. Подобно CallXpress3 и CallWare, программа Message Manager системы Intuity - более чем удовлетворительное средство для записи приветствий и настройки параметров уведомления
    Документация
    5
    Очень хорошо · 0,4
    Оба комплекта документации - RightFax и CallXpress3 - хорошо написаны и содержат примеры всей последовательности действий. В комплект документации по CallXpress входит краткий справочник функций речевой почты
    Отлично · 0,5
    Руководства по CallWare относятся к лучшим из тех, которые мы когда-либо встречали; примеры понятны с первого взгляда, но заслуживают и более внимательного изучения. Документация по FaxServe тоже написана очень хорошо
    Хорошо · 0,3
    После нескольких обращений к руководству пользователя TOS мы поняли, что оно бесполезно и не объясняет трудный материал, в котором мы хотели разобраться. Документация по Intuity была более полной и лучше организованной
    Политика поддержки
    10
    Удовлетворительно · 0,4
    RightFax предоставляет 60-дневную бесплатную техническую поддержку по телефону, факсу и через электронную почту. AVT обеспечивает техническую поддержку только через реселлеров. Один из реселлеров, к которому мы обращались, предоставляет бесплатную годовую поддержку, действующую в рабочее время
    Хорошо · 0,6
    Cheyenne предоставляет неограниченную по времени техническую поддержку семь дней в неделю, а также гарантию возврата денег в течение 90 дней. CallWare Technologies рекомендует обращаться за технической поддержкой к реселлерам. Один из дилеров, к которому мы обратились, обеспечивает неограниченную по времени поддержку по телефону и электронной почте, которая предоставляется в рабочее время
    Хорошо · 0,6
    Lotus предоставляет 30-дневную бесплатную поддержку для продуктов TOS и LN:DI Pro. Вы также можете обратиться к техническим специалистам компании по факсу, электронной почте и через World Wide Web. Lucent Technologies предоставляет годовую поддержку по телефону и факсу и 60-дневную гарантию возврата денег
    Стоимость
    15
    Хорошо · 0,9
    Для нашей гипотетической сети с 450 пользователями стоимость решения на базе Exchange составила около 100 тыс. дол. Расходы довольно равномерно распределились между факсимильной службой и системой речевой почты
    Очень хорошо · 1,2
    Имея расчетную цену менее 60 тыс. дол. для 500-пользовательской сети, данное решение является наименее дорогим из всех рассмотренных. Более третьей части цены приходится на факсимильные и речевые платы, необходимые для работы этих дополнительных служб
    Удовлетворительно · 0,6
    Имея расчетную стоимость примерно 150 тыс. дол., данная система стоит более чем в два с половиной раза дороже решения GroupWise/FaxServe/CallWare. Однако если вы уже используете Intuity в качестве системы голосовой почты, ваши затраты будут существенно ниже. Память для хранения речевых сообщений стоит около 4 тыс. дол. за 5 часов
    Итоговая оценка
    6,3
    7,5
    5,3

    Стоимость систем централизованной обработки сообщений

    Для расчета стоимости каждого решения мы приняли, что добавляем возможности универсального почтового ящика к существующей 450-пользовательской сети, имеющей магистраль 100 Мбит/c и четыре коммутируемых сегмента 10 Мбит/c. Мы также приняли, что в этой базовой сети1 уже имеются: сервер NetWare 4.11, обеспечивающий службы файловой системы и печати, офисная АТС Enterprise Communications Server Model G3I компании Lucent Technologies, обеспечивающая коммутацию телефонных звонков2; соответствующая платформа передачи сообщений для каждого решения.

    Показатель
    Exchange/RightFax/CallXpress3
    GroupWise/FaxServe/CallWare
    Notes/Intuity/TOS
    Платформа электронной почты
    Microsoft Exchange Server 4.0
    GroupWise 5.0
    Lotus Notes 4.12c
    Факсимильная служба, дол.
    RightFax NT, версия 4.5
    24 порта
    3 - 19 780
    Шлюз к системе электронной почты - 1295
    Модуль оптического распознавания символов - 295
    Шесть 4-портовых факс-плат Brooktrout TR114I4L - 19 770
    Pentium 166-МГц, 32 Мбайт ОЗУ - 1500
    Windows NT Server 4.0 - 810
    FaxServe 5.0 5 - 12 000
    Шесть 4-портовых факс-плат Brooktrout TR114I4L - 19 770
    Intuity Multimedia Messaging Server
    Сервер Intuity Audix - 15 000
    Модуль преобразования текста в голос - 1000
    Подключение к коммутатору - 1500
    Подключение к системе электронной почты - 5000
    Сетевая интерфейсная плата - 250
    Message Manager 4.1 - 22 500
    Память для хранения 60 часов голосовых данных6 - 46 300
    Telephony OneStop 1.0 (TOS)7 - 17 100
    Lotus Notes:Document Imaging Pro 4.5 - 40 050
    Речевая почта, дол.
    CallXpress3, версия 4.0
    Программно-аппаратный комплекс
    4 - 26 000
    Desktop Message Manager 1.0 - 22 500
    Новая кабельная система, распределительные колодки и трудозатраты - 3350
    CallWare 5.2 5 - 13 385
    VoiceBridge Series II - 3960
    Четыре 4-портовые платы Rhetorex RDSP432 - 3500
    Pentium 166-МГц, 32 Мбайт ОЗУ - 1500
    NetWare 4.11 - 1095
    Новая кабельная система, распределительные колодки и трудозатраты - 3350
    Новая кабельная система, распределительные колодки и трудозатраты - 3350
    Итого, дол.
    96 300
    58 560
    152 050
    На одного пользователя, дол.
    214
    117,12 5
    337,89
    Оценка
    Хорошо
    Очень хорошо
    Удовлетворительно
    Примечания.
    1 Хотя мы и не имели возможности проверить решения в сети с 450 пользователями, эта гипотетическая сеть аналогична нашей реальной тестовой сети. Мы предположили следующую нагрузку: прием 1100 факсов в день, отправка 550 факсов и среднее количество сообщений речевой почты.
    2 Мы тестировали и оценивали каждое решение для случаев маршрутизации через порты, а не для прямых звонков извне внутренним абонентам.
    3 Стоимость первого порта для RightFax составляет 1495 дол., а каждого дополнительного - 795 дол. При установленных нами условиях для достижения оптимальной производительности компании рекомендуется иметь 24 порта. Такое же предположение мы применили и к системе FaxServe.
    4 Включает в себя компьютер 486/33sx с 32 Мбайт ОЗУ с системой OS/2 Warp Server 3.0. Компания Applied Voice Technologies рекомендовала установить минимум 16 портов - то же предположение мы применили и к CallWare.
    5 Стоимость в расчете на 500 пользователей вместо 450.
    6 Память можно добавлять модулями, рассчитанными на 5 часов звуковых данных. Каждый такой модуль стоит примерно 4 тыс. дол.
    7 Для участников программы лицензирования Passport компании Lotus цена составляет 38 дол. на одно рабочее место. Обычная лицензия на одно рабочее место стоит 50 дол.

    Производители

    Applied Voice Technology Inc.

    Киркланд, шт. Вашингтон
    Тел.: (206) 820-6000
    http://www.appliedvoice.com

    Cheyenne Software Inc.

    Рослин-Хайтс, шт. Нью-Йорк
    Тел.: (516) 465-4000
    http://www.cheyenne.com

    Lucent Technologies

    Мюррей-Хилл, шт. Нью-Джерси
    Тел.: (908) 582-8500
    http://www.lucent.com

    Novell Inc.

    Прово, шт. Юта
    Тел.: (801) 222-6000
    http://www.novell.com

    CallWare Technologies Inc.

    Солт-Лэйк Сити, шт. Юта
    Тел.: (801) 486-9922
    http://www.callware.com

    Lotus Development Corp.

    Кэймбридж, шт. Массачусетс
    Тел.: (617) 577-8500
    http://www.lotus.com

    Microsoft Corp.

    Рэдмонд, шт. Вашингтон
    Тел.: (206) 882-8080
    http://www.microsoft.com

    RightFax Inc.

    Туксон, шт. Аризона
    Тел.: (520) 320-7000
    http://www.rightfax.com