операторов сетей и служб, поставщиков оборудования и пользователей услуг документальной связи. Как заявил г-н Крупнов, до назначения на министерский пост возглавлявший АДЭ, Ассоциация предоставляет возможность открытого обмена мнениями, обсуждения и получения достоверной информации по различным аспектам электронного обмена данными. Она призвана содействовать совместимости сетей и услуг, справедливой конкуренции поставщиков, нахождению наилучших решений для пользователей, т. е. решению всего комплекса вопросов, связанных с развитием документальной электросвязи в нашей стране.

Однако АДЭ намерена заниматься и более серьезными делами, чем различные обсуждения и сбор информации, в частности разработкой нормативных документов по регулированию деятельности в сфере предоставления услуг электронного обмена данными, лицензирования, сертификации, нормирования и контроля. Подтверждением правомерности этих намерений служит аккредитация АДЭ (правда, через два года после ее основания) в качестве лицензионного центра защиты информации и аттестационного центра в области криптографической защиты.

В послужном списке АДЭ числится разработка двух важных документов:

  • "Руководящего документа по системе передачи данных России" (26 апреля 1995 г. он утвержден Государственной комиссией по электросвязи);
  • "Концепции развития документальной электросвязи" (6 июня 1995 г. одобрена коллегией Минсвязи).
  • В настоящее время по заданию Минсвязи разрабатывается нормативная база для сертификации услуг документальной электросвязи. Кроме того, по словам Аркадия Кремера, председателя исполкома АДЭ, совместно с европейскими, японскими и американскими партнерами создаются методики для тестирования оборудования. "Очень важно, - сказал Аркадий Кремер, - чтобы к процессу разработки нормативной базы подключилось как можно больше представителей научно-технической общественности. Чем больше их будет участвовать на этом этапе, тем выше окажется качество заключительного документа".

    Руководство АДЭ считает, что прямой обязанностью Ассоциации является обучение специалистов в области электронного обмена данными. Для решения этой задачи с сентября в МТУСИ начнет функционировать кафедра АДЭ.

    Читатель, вероятно, уже заметил очень высокую степень ангажированности госструктур в деятельности АДЭ. Александр Кремер не скрывает, что вся работа Ассоциации осуществляется под эгидой государственных органов - Министерства связи, Гостехкомиссии, ФАПСИ. Российское государство настойчиво стремится не только утверждать стандарты и другую нормативную базу (что является общемировой практикой), но и руководить их разработкой, а также жестко контролировать их соблюдение. Как это у него получается, все мы видим, например, по широкому распространению неизвестно откуда взявшихся лекарств и продуктов питания. А уж в областях, связанных со здоровьем и - в прямом смысле слова - жизнью граждан, вряд ли кто-нибудь выступил бы против жесткого государственного контроля.

    Трудно приводить примеры из зарубежной практики - еще два века тому назад Дени Дидро писал, что "идеи, перенесенные из Парижа в Петербург, принимают совсем другой цвет". Тем не менее контраст российского подхода к разработке стандартов с тем, который используют так называемые цивилизоваванные страны, просто поражает.

    Возьмем, к примеру, MCNS (Multimedia Cable Network System Partners) - некоммерческую организацию, основанную ведущими в США операторами кабельного телевидения (КТВ) и консорциумом CableLabs, ассоциацией производителей оборудования для сетей КТВ. К концу 1995 г. операторы КТВ в США осознали громадную перспективу использования их сетей для передачи данных и телефонии.

    В США норма прибыли в 10-15% считается очень хорошей, если не высокой, поэтому солидные доходы в абсолютном исчислении можно получить только за счет массового внедрения оборудования, а не получения разовых крупных контрактов на его поставку госструктурам, крупным банкам, нефтяным компаниям или естественным монополиям (тем более что последних в США почему-то нет).

    Для развертывания массового производства необходимо решить две взаимозависимые задачи.

    1. Цена готового продукта должна быть доступна массовому потребителю.

    2. Сфера применения продукта не должна ограничиваться ни географическими, ни техническими рамками, т. е. он должен быть стандартным, что обеспечит возможность применять его во всех регионах (штатах), в любых сетях КТВ, а также совместно с оборудованием других производителей.

    В то время указанные требования не выполнялись. Цена кабельных модемов превышала 1 тыс. дол., а устройства различных производителей (Motorola, HP, LANcity, Com21, Hybrid Networks, Intel, Zenith Electronics и др.) не могли работать не только друг с другом, но даже в одной сети. Поскольку правительство США считает, что оно в первую очередь должно заниматься проблемами своевременной выплаты зарплаты бюджетникам и военным, сбором налогов, конверсией военного производства, борьбой с приступностью и наркоманией, то вопросами стандартизации кабельных модемов, соответствующего оборудования и ПО для приемо-передающих центров (ППЦ) сетей КТВ пришлось заниматься самим операторам и производителям.

    С этой целью они в декабре 1995 г. основали организацию партнеров в области систем для мультимедийных сетей КТВ, сокращенно MCNS. В работе этой структуры активное участие приняли производители, поскольку еще раньше ведущие операторы предупредили, что ни за что не станут покупать нестандартизированное оборудование. В работу активно включились такие известные фирмы, как 3Com, Adaptec, Alcatel, Cirrus Logic, Cisco, DEC, FORE, Fujitsu, IBM, Intel, Lucent, Mitsubishi, Motorola, Nortel, Panasonic, RAD, Sharp, Sony, Texas Instrument, U.S. Robotics. Всего вместе с операторами КТВ в ассоциацию вошли представители 98 компаний.

    В распространяемых MCNS официальных документах я ни разу не нашел каких-либо ссылок на организации, подобные российским Минсвязи, Гостехкомиссии или ФАПСИ. Особенно меня удивила беспечность американских госструктур, отвечающих за безопасность, поскольку в рамках MCNS разрабатываются стандарты на средства и методы криптозащиты, так как считается, что среди основных применений кабельных модемов будут доступ к личным счетам в банках и электронные платежи. В этих случаях необходимо создавать в банках и электронных магазинах базы данных, содержащие личные данные клиентов. А представители Гостехкомиссии и ФАПСИ почти убедили меня на конференции АДЭ и прошедшем следом круглом столе в фирме "Инфосистемы Джет", что охрану персональной информации граждан могут обеспечить только государственные структуры, аналогичные вышеназванным.

    Предварительная работа над спецификациями заняла целый год. Они включали в себя методы доступа к каналу и физической среде передачи, протокол передачи по сети КТВ и интерфейс подключения кабельного модема к компьютеру, а также методы модуляции сигнала в нисходящем и восходящем каналах передачи данных. В начале 1997 г. спецификации были разосланы всем заинтересованым сторонам для комментариев, а на состоявшейся в марте конференции ассоциации операторов КТВ (она проводится ежегодно) был представлен их окончательный вариант. Сразу же шесть производителей микросхем - Broadcom, ComStream, Libit Signal Processing (Израиль), Stanford Telecom, Ultracom и VLSI Technology - объявили о готовности приступить к выпуску MCNS-совместимых кристаллов. Более того, спустя некоторое время VLSI представила такую микросхему, названную FireGard. В нее встроены механизмы шифрования по алгоритму DES/tripple DES и аутентификации сменных ключей RSA. О сертификации или хотя бы намерении сертифицировать эту микросхему в органах, подобных нашим Гостехкомиссии и ФАПСИ, а также о том, имеет ли VLSI лицензию на производство средств криптозащиты, ничего не сообщалось.

    Желание производить MCNS-совместимое оборудование выразили 17 компаний, среди которых такие известные, как 3Com, Bay Networks, Cisco, HP, Intel, Motorola, Panasonic, Scientific-Atlanta, Sharp Electronics, Toshiba и U.S. Robotics.

    Примерно по такому же сценарию в настоящее время осуществляется разработка стандарта на 56-Кбит/с модемы. С этой целью их производители и поставщики микросхем объединились в консорциум Open 56 Forum.

    Преимуществ такого подхода, при котором конкуренты договариваются друг с другом, а не с чиновниками, не видят только госслужащие и депутаты в странах с государственной и переходной экономикой. Впрочем, может быть, они видят, поэтому и против. Я бы не рискнул это предположить, если бы не услышал нечто подобное из уст главы фирмы, которая, на мой взгляд, пытается вывести процесс стандартизации на цивилизованные рельсы. Так вот, президент АО "Информсвязь" Марк Куперман сказал буквально следующее: "Наверное, ни для кого не является секретом, что государственные институты и структуры ангажированы определенными фирмами. Если проект идет в какую-нибудь структуру на рецензирование, то очень часто, к сожалению, можно заранее сказать, каким будет результат. А вот общественная организация, подобная АДЭ, в большей степени защищена от такой ангажированности. В ее комитетах сидят конкуренты, и они должны между собой договориться. В этой ситуации, - считает Марк Куперман, - больше шансов прийти к объективному решению, к истине".

    Абсолютным большинством в Ассоциации (на момент открытия конференции она насчитывала 38 членов) являются операторы, преимущественно телефонные и телеграфные. "Информсвязь" и "Комптек Интернэшнл", представляющие в АДЭ "производителей", похоже, являются теми компаниями, которые пытаются внедрить на нашей почве описанные выше методы выработки стандартов. Они вступили в Ассоциацию только в текущем году, но уже по праву считаются "локомотивами" двух новых комитетов - "Технологии Frame Relay и АТМ" и "Беспроводные сети передачи данных". Марк Куперман, президент АО "Информсвязь", возглавил первый комитет, руководителем второго стал Ливон Мартынов, являющийся начальником научно-технического управления и охраны труда Администрации связи России.

    Несмотря на то что Марк Куперман отводит своему комитету роль просветительского и совещательного органа, он не оставляет надежды, что уже в ближайшее время этот комитет сможет способствовать утверждению требований к поступающему на наш рынок оборудованию frame relay. Судя по выступлению сотрудника "Информсвязи" Сергея Белова, в первую очередь комитет попробует утвердить в нормативных документах обязательность поддержки оборудованием frame relay рекомендации Х.36 комитета Т Международного союза электросвязи, а также займется разработкой пока несуществующих стандартов для аппаратуры доступа по низкоскоростным каналам frame relay в высокоскоростные магистрали АТМ и к их услугам.

    Компания "Комптек Интернэшнл" вошла в АДЭ вместе с другими членами Ассоциации беспроводных сетей передачи данных (БЕСЕДА), на базе которой, собственно, и возник комитет "Беспроводные сети передачи данных". Полагаю, что комитет будет преследовать ту же цель, что и Ассоциация БЕСЕДА, - разработки единых стандартов и политики в области беспроводных сетей передачи данных. По-видимому, главные усилия будут направлены на внедрение в России стандарта IEEE 802.11 для так называемых сетей Radio-Ethernet и упрощение процедуры выделения частот и лицензирования оборудования.

    Все это предполагается осуществлять не путем закулисных переговоров с представителями властных структур, а с помощью открытых обсуждений в комитетах и на конференциях. Профессионалы из различных фирм сами решат в откровенной дискуссии, какими будут стандарты и методики сертификационных испытаний в России.

    Самое интересное: несмотря на, казалось бы, стройную структуру органов сертификации и то, что сертификация уже вовсю проводится, у нас нет свода конкретных сертификационных требований. Как сказал на конференции Сергей Белов, сертификация проводится, исходя из общих требований к аппаратуре передачи данных. Приблизительно то же самое говорил представитель Гостехкомиссии Сергей Вихорев на круглом столе по вопросам информационной безопасности, организованном компанией "Инфосистемы Джет". По его словам, несмотря на обязанность поставщиков средств защиты информации сертифицировать свои продукты для применения в России, еще не существует документов, определяющих требования, по которым должна проводиться эта процедура.

    Эти признания свидетельствуют о том, что ниву нормативной базы документальной электросвязи только-только начали распахивать. И поставщикам телекоммуникационных услуг и оборудования пора понять, что лучше них самих эту работу никто не сделает.