Общие характеристики
Организация обслуживания
Управление оборудованием различных производителей

Каждая компания, предоставляющая услуги связи, сталкивается с необходимостью управления и обслуживания своей сети для обеспечения ее высокого качества и надежности. По мере увеличения количества оборудования и усложнения топологии коммуникационной сети задача управления становится одной из важнейших для развития компании. Недостаточное внимание к системам управления может привести к тому, что вы не будете знать о происходящем у вас в сети и о том, куда надо выезжать для устранения неисправностей. В конечном итоге это станет причиной отказа клиентов от услуг вашей компании.

Одной из главных проблем при организации системы управления сетью является то, что в сети часто используется оборудование различных производителей. Обычно каждый из них предлагает достаточно мощную и многофункциональную систему управления только своим оборудованием. C другой стороны, существуют платформы сетевого управления, построенные на принципах взаимодействия открытых систем, такие как HP OpenView или SunNet Manager, которые позволяют управлять широким спектром различного оборудования, но являются лишь основой для сетевого управления. Развитие современных телекоммуникаций вынуждает производителей разрабатывать собственные системы управления, которые могут использоваться в сочетании со стандартными платформами сетевого управления, построенными на принципах взаимодействия открытых систем.

Так какие же требования предъявлять к системам управления и какие прикладные функции они должны выполнять? Готовых решений нет; даже с учетом разработанных стандартов для систем управления, таких как общий протокол управления информацией (CMIP) и простой протокол сетевого управления (SNMP), нельзя дать гарантии, что конкретная система управления будет полностью соответствовать вашим требованиям. Скорее всего, ее придется дорабатывать с учетом особенностей сети вашей компании.

Прежде всего надо определить задачи, которые необходимо решить при организации системы управления, и сделать вывод о том, какие из них вы можете реализовать средствами программного обеспечения фирмы-производителя, а какие потребуют разработки дополнительных инструментов.

В качестве примера рассмотрим, как организована система управления и обслуживания московской цифровой сети компании "Голден Лайн" и каковы ее функциональные возможности. Целью создания такой системы управления является обеспечение высокого качества и надежности предоставляемых каналов связи, оперативное решение возникающих при обслуживании проблем, получение и обработка информации о состоянии сети. Систему управления сетью в дальнейшем будем называть сетевым менеджером (СМ).

Общие характеристики

Платформа и основная часть СМ базируется на программном обеспечении канадской фирмы Newbridge. Выбор именно такой платформы обусловлен преобладанием в сети оборудования этой компании. СМ поддерживает управление большими комплексными сетями, в том числе контроль локальных вычислительных сетей и цифровых глобальных сетей. Сети могут содержать оборудование различных производителей. СМ обеспечивает высокоэффективное управление сетью с коммутацией каналов и коммутацией пакетов (frame relay и Х.25), а также пригоден для контроля и обслуживания высокоскоростных сетей АТМ и SDH.

Для обмена управляющей информацией и данными о состоянии сети между СМ и оборудованием используется специальный канал управления, называемый CPSS (Control Packet Switching System). Каждому коммуникационному узлу в сети присваивается два идентификатора - номера подсети (домена) и узла в этой подсети, поэтому в данной системе управления исключена возможность неверного определения сетевых узлов. К недостаткам СМ можно отнести отсутствие автоматического определения и нанесения на карту физических соединений между сетевым оборудованием. Все сетевые элементы, постороенные на оборудовании Newbridge - от мощных узловых мультиплексоров до устройств абонентского доступа, - могут управляться из единого центра управления. СМ может быть использован для решения следующих задач:

  • конфигурации удаленных узлов, модулей, портов, каналов с помощью графического интерфейса;
  • управления до 5 тыс. мультиплексоров и до 100 тыс. каналов пользователей;
  • создания любых соединений типа "точка-точка";
  • организации контроля за состоянием сети в режиме реального времени;
  • отображения синхронизации сети;
  • отображения использования сетевых ресурсов;
  • проведения диагностики для локализации и устранения неисправностей.

Кроме того, в программном обеспечении реализованы два типа просмотра сети: объектно-ориентированный и логически ориентированный.

Объектно-ориентированный просмотр позволяет осуществлять представление физических компонентов сети, таких как мультиплексоры, модули, порты, устройства доступа, каналы. Коммуникационные узлы могут быть объединены в группы, или подсети, по любому принципу группирования, выбранному оператором сети для удобства работы.

Логически ориентированный просмотр дает возможность показать путь, по которому организованы соединения "точка-точка", каналы frame relay и низкоскоростных наложенных сетей.

Последняя версия программного обеспечения поддерживает стандартные протоколы управления сетями связи - SNMP и CMIP - и обеспечивает интеграцию c системой управления HP OpenView NNM 4.0.

Организация обслуживания

Чтобы обеспечить надежные и высококачественные (BER не хуже 10-8) каналы связи, СМ предоставляет мощное средство для организации обслуживания сети и взаимодействия технических, расчетных и маркетинговых служб компании. Основой стабильной работы телекоммуникационной сети является распределение оперативной, статистической и другой информации между всеми службами, обеспечение тесного взаимодействия всех подразделений.

Рассмотрим возможности СМ и организационную структуру обслуживания цифровой сети передачи данных.

Центр технического обслуживания компании "Голден Лайн" состоит из трех служб - управления и контроля цифровой сети (операторы), устранения неисправностей и обработки информации. Главный оператор осуществляет координацию взаимодействия технических служб, контролируя работу операторов, определяя задачи по обработке статистической информации и необходимость выезда для устранения неисправностей.

СМ предоставляет широкий спектр возможностей для операторов и администраторов, управляющих конфигурацией оборудования и наблюдающих за состоянием сети.

  • Контроль состояния сети в режиме реального времени. В случае возникновения неисправности система автоматически оповещает об этом оператора с помощью звукового сигнала и изменения цвета объекта. Зеленый или серый цвет показывает, что оборудование функционирует нормально, красный - что возникла неисправность. СМ автоматически выдает текстовое описание проблемы (trouble ticket) с точным указанием оборудования, в котором возникла неисправность.
  • Управление каналами пользователей. Автоматическое определение оптимального маршрута при создании соединений "точка-точка". Автоматическое нахождение альтернативного маршрута при аварии на групповых линиях связи (2 или 34 Мбит/с) с учетом 16 уровней установления приоритетов для каналов.
  • Диагностика. Эта функция включает в себя графическое отображение синхронизации мультиплексоров и линий связи, а также автоматическое распределение синхронизации по сети. Она позволяет устанавливать шлейфы (loop) на любом участке пути и портах оборудования для локализации участка, на котором возникла неисправность, и тестирования качества соединений с помощью специальной измерительной техники.
  • Средства программного обеспечения фирмы Newbridge не позволяют оператору реализовать все необходимые операции по обслуживанию сети. Поэтому силами службы обработки информации компании "Голден Лайн" была разработана специальная программа, которая при возникновении неисправности в сети обеспечивает:

  • распределение и сортировку в режиме реального времени аварийных сообщений по группам узлового оборудования, линий связи и абонентских окончаний;
  • получение одновременно с аварийными сообщениями подробной информации, необходимой для оперативного решения возникших проблем;
  • регистрацию информации о результатах предпринятых действий, о причине неисправности, а также фамилии оператора или инженера аварийной службы, занимавшегося данной проблемой;
  • сбор, накопление и считывание статистической информации о количестве и продолжительности сбоев по каждому сетевому элементу, в том числе узлу, модулю, порту или каналу пользователя. Эта информация используется для анализа работоспособности сети и взаиморасчетов с клиентами.
  • В дополнение к основной системе управления разработана программа для контроля качества групповых линий связи - цифровых трактов 2,048 и 34 Мбит/с. Как было отмечено выше, компания "Голден Лайн" предоставляет каналы связи с качеством не хуже 10-8 (BER). Однако реальная ситуация такова, что в сети могут использоваться линии связи с качеством

    10-7/10-6 (BER), при этом система управления не регистрирует никаких нарушений. В этом случае CM не обеспечивает перемаршрутизации трафика пользователей, и он продолжает передаваться по каналам с пониженным качеством. Для выявления таких линий связи и создана дополнительная программа. Она в полуавтоматическом режиме обнаруживает линии связи с пониженным качеством, сортирует их по степени ухудшения качества и выдает указания операторам о необходимости изменения маршрутов трафика пользователей.

    Перечисленные возможности СМ позволяют организовать надежное, эффективное и мобильное обслуживание московской цифровой сети. Кроме того, система управления Newbridge содержит большое количество инструментов по сбору и обработке статистической информации, которые могут быть использованы как для проектирования и развития сети, так и для ведения расчетов с пользователями.

    Рассмотрим еще одну важную особенность СМ - возможность управления оборудованием разных поставщиков.

    Управление оборудованием различных производителей

    Последняя версия программного обеспечения Newbridge поддерживает большое количество дополнительных программных модулей для управления коммуникационными устройствами и их обслуживания. Все эти программы поддерживают графическое представление и конфигурирование объектов, которые могут либо располагаться на единой карте сети, либо быть вынесены в отдельные группы. Перечислим основные из них.

  • Управление и контроль цифровых коммутаторов (Digital Cross-connect System) фирмы Tadiran.
  • Управление и контроль цифровых коммутаторов (Digital Access Cross-connect System) фирмы AT&T.
  • Управление и контроль устройств "дочерних" фирм Newbridge - ACC, Westend, Vivid и т.д.
  • Поддержка SNMP-устройств посредством организации интерфейса между базами данных СМ и HP OpenVeiw NNM 4.0. Это взаимодействие позволяет операторам использовать в единой системе управления широкий диапазон поддерживающих SNMP приложений "третьих" фирм.
  • Таким образом, все рассмотренные характеристики СМ, используемого "Голден Лайн", позволяют получить достаточно мощное средство для управления и обслуживания сети.

    Важно понимать, что организация сетевого управления является сложной комплексной задачей, в которую входят как выбор платформы и организация структуры обслуживания, так и создание собственных программ, позволяющих устранить неисправность, прежде чем пользователь заметит, что снизилась работоспособность каналов связи. Мы рассмотрели лишь частный пример организации управления и обслуживания телекоммуникационной сети, однако, надеемся, он может оказаться полезным для компаний, предоставляющих услуги связи.


    Сергей Ларюшкин является главным специалистом ЗАО "Голден Лайн". С ним можно связаться по адресу adm@gl.ru.

    Поделитесь материалом с коллегами и друзьями