С другой стороны, каждый специалист в области компьютерной связи должен ясно понимать и недостатки этого вида связи, а не обольщаться его пока еще не реализованными возможностями.

Сетевые архитекторы давно лелеют мечту о единой сети, годной на все случаи жизни. Действительно, с экономической точки зрения такое решение выглядит очень заманчиво. Поскольку все виды информации - голос, данные, видео и графику - можно представить в виде цифр, а компании уже вложили в свою сетевую инфраструктуру весьма значительные средства, то почему бы не передавать по сети как можно больше оцифрованной информации?

К сожалению, в реальной жизни, все не так просто. Интегрированные аудио-цифровые системы, которые, как ожидалось, должны были стать главным средством связи на предприятии еще в 80-е гг., не оправдали себя. Хотя передача голоса по сети в виде коммутируемых цифровых пакетов стала технически возможной, она оказалась экономически неоправданной.

Телефония в Internet передает по сети голос точно так же, как передается по ней цифровая информация: голос представляется в виде потока цифр. Некоторое время тому назад была поднята шумиха вокруг первых программ, сжимающих звуковую информацию, которые разработали компании VocalTech, Intel и Lucent Technologies. Утверждалось, что эти программы могут превратить персональный компьютер в телефон, подключенный к Internet. Такой подход, конечно, привлекателен, так как у пользователя уже имеется необходимая аппаратура и связь с вездесущей Сетью. Казалось, что для передачи голоса станет экономически выгоднее использовать более дешевую связь через Internet, чем быть абонентом телефонной компании.

Приложения, обеспечивающие электронное взаимодействие в рабочих группах (групповое ПО), рекламируются как сетевые программы, которые "затмят" все остальные приложения, если получат возможность одновременно посылать через Internet голос и данные. И все же я не думаю, что работа над документами в интерактивном режиме - достаточно распространенный вид деятельности, чтобы создать для телефонии в Internet широкий рынок. Да, люди работают над проектами совместно, но сложные вопросы решаются в основном при личной встрече.

Другое достоинство, о котором упоминают приверженцы телефонии в Internet, имеет чисто экономическую природу. Если степень сжатия звуковой информации будет высокой, а стоимость связи в Internet - достаточно низкой, то почему бы не подключить офисную АТС и не использовать Internet для междугородных звонков? Главным препятствием для реализации этой идеи служит качество передачи звука. Конечно, я могу показаться снобом, но я считаю, что сотовые телефоны обеспечивают едва ли приемлемое качество связи. Качество же телефонии в Internet просто никуда не годится: из-за компрессии передаваемый голос теряет те чистоту и живость, которые способен сохранить обычный телефон.

Нельзя забывать и о проблеме задержек. Для IP-сетей, к которым принадлежат локальные сети и Internet, характерна переменная по величине временная задержка сигнала, подобная той, какая бывает при телефонном разговоре, передаваемом через спутник. Наличие задержки - неотъемлемое свойство IP-сети, и с увеличением сетевого трафика величина задержки растет.

Когда появились беспроводные и сотовые телефоны, люди примирились со снижением качества передачи голоса, расценивая это как плату за мобильность связи. Но сомнительные экономические выгоды, которые сулит телефония в Internet, все же не оправдывают низкого качества обеспечиваемой ею связи.

Защитники телефонии в Internet заявляют, что она будет стоить дешевле, чем современная телефонная связь, однако по моим грубым прикидкам абонентам компании America Online связь обходится примерно в 10 центов за минуту - столько же платят и абоненты телефонной системы Sprint, правда в часы наименьшей загрузки линии. Я также полагаю, что те поставщики сетевых услуг в Internet, которые берут с абонента по 20 дол. в месяц за возможность неограниченного доступа к Сети, должны будут изменить способ оплаты - или они обанкротятся. Поставщики услуг должны будут взимать плату за предоставление этих услуг с учетом времени подключения к Сети, т. е. точно так же, как это делают телекоммуникационные компании. Так в чем же тогда будет состоять экономия?

Тем не менее интерес к Internet продолжает расти, и я заметил, что уже появилось несколько компаний, которые хотят использовать Ethernet и Internet в сочетании со своими офисными АТС. Они полагаются на повсеместную распространенность Internet - как в зонах своего действия, так и в других местах.

Учитывая все недостатки, присущие телефонии в Internet, не стоит раньше времени выбрасывать телефон и отказываться от услуг телефонной компании. При сомнительном качестве Internet-телефонии и довольно туманных экономических выгодах я бы сравнил призывы к ее использованию со сладкозвучной песней сирен, внимать которой слишком опрометчиво.


Кевин Фонг (Kevin Fong) - главный партнер компании Mayfield Fund, расположенной в г. Менло-Парк (шт. Калифорния). Его адрес в Internet kfong@mayfield.com.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями