Компания Computer Associates процветает на рынке управления системами клиент-сервер, однако многие аналитики пытаются оспорить заявление компании, что CA-Unicenter является стандартом де-факто.

Разработки в области систем клиент-сервер уже принесли немалую прибыль компании Computer Associates (CA). Эта компания, имеющая многомиллиардный оборот на рынке систем управления для мэйнфреймов и центров хранения данных, заняла одну из ведущих позиций в управлении распределенными сетями клиент-сервер. По оценкам специалистов, в 1997 финансовом году доход от продажи ее флагманского продукта для управления системами клиент-сервер CA-Unicenter достигнет 900 млн дол. (в 1994 г., когда этот продукт дебютировал на рынке, он принес CA 90 млн дол.).

Представители CA утверждают, что перспективы будущего роста компании неразрывно связаны с удовлетворением потребностей пользователей в управлении системами клиент-сервер. Эти амбициозные заявления подкреплены приобретением компаний Legent и Cheyenne Software, а также сотрудничеством с компаниями Microsoft, Intel, Hewlett-Packard, Sun Microsystems, Digital Equipment и другими. Президент и исполнительный директор CA Чарльз Ванг безапелляционно заявляет, что CA-Unicenter "является стандартом де-факто в управлении сетевой инфраструктурой предприятий". Возникает ощущение, что для всех поставщиков и заказчиков, делающих что-либо в области управления системами, партнерство с CA является святым долгом.

Однако далеко не все аналитики принимают самооценку CA как аксиому. Несмотря на успех, достигнутый компанией к настоящему времени, присвоение ей CA-Unicenter "звания" стандарта де-факто приписывается своеобразному нарциссизму компании.

По данным компании IDC, CA сохраняет лидерство на рынке управления распределенными системами. Но эта позиция ни в коей мере не может сравниться с лидирующим положением компаний Microsoft и Cisco Systems соответственно на рынках программного обеспечения для ПК и сетевого оборудования. Кроме того, за CA неотрывно следует IBM со своей дочерней компанией Tivoli Systems. "Они (CA) - пионеры в этой области и на сегодняшний день являются доминирующей силой на рынке. Но, как и в других областях, всегда существует альтернатива", - подчеркивает пользователь CA-Unicenter Рендер Свайгерт, системный специалист Chase Manhattan Mortgage.

"Мы не считаем, что отсутствие партнерства с CA на уровне их продукта CA-Unicenter было бы критичным для успеха поставщиков средств управления распределенными системами", - говорит Кристиан Бернс, вице-президент по стратегии в области управления системами компании META Group. "Они лишь часть большого сообщества, - отмечает Брендон Муслер, аналитик компании Illuminata. - Я не думаю, что им удастся добиться в этой области такого же успеха, как когда-то в области мэйнфреймов".

Picture 1

Растущий Unicenter: доходы от продаж системы управления CA-Unicenter, млн дол.

Рассмотрим конкретный случай: управление настольными системами. Это одно из тех ключевых направлений, в котором, согласно Муслеру, CA следует за конкурентами, вместо того чтобы возглавлять гонку. Ряд крупных компаний, включая Microsoft и IBM, согласовывал стандарты управления настольными системами через рабочую группу Desktop Management Task Force (DMTF) в течение, по меньшей мере, четырех лет. CA же присоединилась к DMTF только в сентябре прошлого года в рамках инициативы Open Desktop Management Initiative. Компания также представила свой API-интерфейс для продукта CA-Unicenter, предназначенный для сбора данных от различных агентов настольных систем.

Picture 2

CA и IBM: борьба за превенство на мировом рынке систем управления (по итогам 1995 г.)

CA не хочет допустить, чтобы ее обошли другие компании на рынке управления настольными системами. Один из основателей и вице-президент компании Рассел Артцт заявляет: "Наша цель - предоставить возможность полного управления вычислительными ресурсами предприятия для настольных систем, серверов, мэйнфреймов, коммутаторов, т.е. на всех уровнях. В тех случаях, когда мы не можем предоставить какие-либо возможности управления (например, функции управления настольными системами), мы готовы сотрудничать со сторонней компанией".

Сотрудничество с другими компаниями играет значительную роль в работе над CA-Unicenter, однако на сегодняшний день только один из совместных проектов - договор с Microsoft о разработке версии CA-Unicenter для Windows NT - приносит компании реальную прибыль. Артцт отметил высокий уровень продаж версии CA-Unicenter для NT. В августе прошлого года рамки этого сотрудничества были расширены соглашением между CA и Microsoft о включении разработанных Microsoft объектов и Internet-технологий в новое поколение продукта CA-Unicenter/The Next Generation (TNG).

CA также объявила о заключении договоров с компаниями Intel и Tandem Computers. Это связано с желанием CA надежно связать CA-Unicenter/TNG с сервисами аппаратного обеспечения Intel и программным обеспечением LANDesk, а также разработать версии CA-Unicenter/TNG для обеспечения отказоустойчивой работы с серверами Tandem, Windows NT и Unix. Пока еще слишком рано говорить об успехе этих сделок, поскольку новый продукт CA-Unicenter/TNG еще не появился на рынке.

Соглашения компании с Hewlett-Packard и Sun Microsystems, заключенные в 1995 г., оказались в значительной степени бесплодными. В рамках этих договоров предполагалось, что CA разработает отдельные пакеты программного обеспечения для адаптации CA-Unicenter к системам HP OpenView и SunNet Manager. Продажи Unicenter-OpenView ведутся с марта 1995 г., однако CA так и не создала пакет программного обеспечения для системы фирмы Sun, хотя реселлеры компании CA и предлагают конечным пользователям продукт, основанный на интеграционной работе, проделанной компанией. "Сделки с HP и Sun принесли незначительные плоды, - считает Пол Мейсон, менеджер по исследованиям в области систем управления компании IDC. - Для CA это не основной источник доходов". Однако Артцт не согласен с этим утверждением. "Не совсем так, - говорит он. - Многие наши клиенты покупают комплекты продуктов, созданные в результате сотрудничества с этими фирмами". При этом Артцт добавляет: "Я не могу назвать точных цифр".

Если верить предоставляемой CA инофрмации, то вне зависимости от результатов этого сотрдуничества CA-Unicenter продолжает завоевывать рынок и приносит компании весьма неплохие доходы. Однако точность предоставляемых компанией сведений вызывает большие сомнения. Кроме того, аналитики утвреждают, что CA практикует жесткий метод продаж, при котором CA-Unicenter поставляется в комплекте с другими продуктами компании. Таким образом, CA-Unicenter продается независимо от желания пользователя, а объем поставок таких комплектов учитывается в общем объеме продаж CA-Unicenter.

Артцт не оспаривает этого утверждения, но отмечает, что CA-Unicenter поставляется и отдельно. "При этом достаточно трудно оценить доходы только от продаж CA-Unicenter в отдельности, - отмечает он. - Мы имеем большой оборот от продаж Unicenter, продуктов для мэйнфреймов и других систем. Имеется много соглашений, по которым мы поставляем наши базы данных, Unicenter и еще много всего (вместе с Unicenter)".

Что же в итоге? Бесспорно, CA является мощной силой на рынке средств управления распределенными системами клиент-сервер. По мнению аналитиков, в прогнозируемом будущем CA останется одним из двух (наряду с IBM/Tivoli) ведущих поставщиков средств управления, наиболее сильными сторонами которых являются возможности планирования, защиты, тиражирования программного обеспечения и управления базами данных. Вместе с тем обозреватели отмечают, что компании необходимо значительно расширить свои возможности в области управления настольными системами, что и реализуется сейчас с помощью соглашений с Intel и Microsoft, а также благодаря инициативе Open Desktop Management Initiative.

Что же касается притязаний CA на свой стандарт де-факто в средствах управления распределенными системами, то аналитики сходятся во мнении, что это не более чем стремление выдать желаемое за действительное.


Unicenter и программное обеспечение

Рассел Артцт, один из основателей и вице-президент по исследованиям и разработкам компании Computer Associates International, изложил свое мнение о роли CA-Unicenter в управлении распределенными системами редактору Network World Джиму Даффи.

Как Unicenter взаимодействует с вашими продуктами для мэйнфреймов?

Создав CA-Unicenter/The Next Generation (TNG), мы получили очень мощную связку с нашим программным обеспечением для мейнфреймов. Хорошим примером этого является разработанный нами планировщик. Мы предоставляем три типа планирования для клиентов мэйнфреймов. Мы заложили такую тесную интеграцию между ними и планировщиком рабочей нагрузки Unicenter, что на одном экране в режиме анализа рабочей нагрузки можно показать задачи мэйнфрейма, выполняющиеся под управлением одного из планировщиков мэйнфрейма, и все задачи, выполняющиеся под Unix или NT. При этом можно даже контролировать взаимную зависимость этих задач.

Считаете ли Вы, что компания продвинулась дальше, чем IBM и Tivoli, в интеграции средств управления распределенными системами и центрами хранения данных?

Мы ушли вперед на несколько лет по важным технологическим вопросам. Мы создали первый полностью интегрированный продукт, первый продукт с полным набором встроенных функций управления. Мы впервые реализовали полномасштабное сквозное управление корпоративными сетями, полное управление приложениями, базами данных и операционными системами. Кроме того, в TNG предусмотрена новая возможность, называемая Обзором делового процесса (Business Process View). С его помощью клиент может выбрать для контроля любой объект. Это может быть приложение для расчета зарплаты, выполняющееся на нескольких центральных процессорах. Может быть, клиентам необходимо контролировать работу сети в чикагском офисе или все маршрутизаторы в сети, или специальные расчетные программы. Все это они смогут делать.

Какое место в развитии CA-Unicenter отведено управлению настольными системами?

Несомненно, это отдельный большой сегмент в Unicenter и TNG. Область управления настольными системами развивается очень быстро. Наша компания выступила с инициативой, названной Open Desktop Management Initiative. Этим мы подчеркиваем свою открытость. На сегодняшний день мы готовы поддержать любое количество популярных средств управления настольными системами. Поскольку они используют DMI 2.0, их поддержка непосредственно встроена в наши продукты. Поддерживая эти стандарты, можно сделать очень многое.