Internet, а теперь, после приобретения фирмы Strata Com, компания пробивается на рынок провайдеров сетевых услуг.

Главный редактор еженедельника Network World Джон Галлант задал несколько вопросов, касающихся Internet, Кристине Хемрик - вице-президенту по маркетингу продразделения Internet Business Unit корпорации Cisco. Хемрик хорошо знает ситуацию, так как она была директором по маркетингу программного обеспечения Cisco Internetwork Operating System и региональным менеджером по обслуживанию широкополосных линий компании Bellcore.

Как получилось, что Cisco стала intranet-компанией?

Cisco была одной из первых компаний, которая поняла потенциальные возможности интрасетей и начала их интенсивное внедрение. Мы пошли дальше предоставления информации для чтения с помощью браузера. Сегодня мы используем Web-технологию практически для всего: управления разработкой продуктов, контроля за обслуживанием клиентов и ведения бухгалтерского учета. Мы разрабатываем онлайновую систему составления и хранения отчетов по расходам. Мы связали нашу внутреннюю сеть с системами Internet, к которым наши клиенты имеют доступ. Таким образом, клиенты могут, например, проверять, на какой стадии находятся их заказы на поставку продуктов, подавать новые заявки и получать справки по возникающим вопросам.

Степень развития нашей интрасети отражает тот факт, что организация работы в компании и ее персонал соответствуют высочайшей скорости роста нашего бизнеса. Активно используя приложения для intranet и Internet, мы имеем возможность изучать интересные свойства различных продуктов. Идеи многих продуктов Internet Business Unit появились именно благодаря такому опыту. Системы Cisco Local Director, Cisco Private Internet Exchange firewall, IPeXchange NetWare-to-IP gateways решают вопросы, которые возникают при серьезном подходе к Internet и intranet.

Как должна поменяться структура сети обычной компании, для того чтобы "принять" intranet?

Первая часть ответа очевидна: покупайте как можно больше широкополосных каналов как для связи между внутренними сегментами сети, так и для внешних подключений к Internet. Используйте коммутацию в локальных сетях, инвестируйте технологию Fast Ethernet, планируйте приобретение устройств Gigabit Ethernet или ATM - в соответствии с возможностями вашего бюджета и стратегией технического развития.

Вам придется сделать это, поскольку документация по вашей продукции, материалы по маркетингу, отчеты по расходам, планы командировок будет помещаться в интрасети или Internet, или в той и другой одновременно. Все данные будут представлены в графическом виде, и каждый сотрудник станет вашим пользователем - не только высококвалифицированный персонал, но каждый, кому нужно оформить страховое заявление, зарегистрироваться на курсах повышения квалификации или заполнить ведомость учета времени.

Вторая часть ответа - "архитектурная". Когда вы планируете, какие программные продукты покупать и как организовать информацию, то не думайте, что ваша интрасеть и ваше присутствие в Internet - две отдельные вещи. Естественно, что у вас всегда будет информация, которую вы бы хотели не выпускать за стены вашего предприятия. Но если вы, создав правильную архитектуру и установив надежную защиту вашего программного обеспечения и сети, откроете доступ к необходимой информации вашим клиентам, поставщикам и партнерам, то у вас появится гораздо больше возможностей увеличить продуктивность своей работы.

Для того чтобы разрешить нашим клиентам получать информацию по доставке заказанного продукта, а также размещать новые заказы, мы должны обеспечить в нашей интрасети безопасное "окно" для доступа к некоторой внутренней информации. При наличии необходимой системы идентификации и контроля доступа можно разрешить клиенту самому получать ту информацию, которую обычно сообщают агенты по работе с клиентами, только стоит это дешевле. Кроме того, клиент обычно испытывает чувство удовлетворения, если он имеет возможность самостоятельно проследить за выполнением заказа.

Если бы я был клиентом Cisco, мне было бы интересно узнать, действительно ли вы можете эффективно объединить все технологии и компании, которые вы приобрели?

Нет сомнения в том, что эта задача весьма амбициозна. Однако наши клиенты хотят, чтобы мы обеспечивали их всеми технологиями, необходимыми для принятия обоснованного оперативного решения. Сеть фактически является стратегической платформой, и клиенты не могут позволить себе принимать промежуточные решения относительно ее дизайна и установки.

Cisco далеко продвинулась в области интеграции технологий. Например, мы гармонично сочетаем технологии ISDN, VLAN и ATM в наших продуктах. Мы очень быстро получили положительные результаты, приобретя компанию StrataCom, о чем свидетельствуют наши анонсы технологии Tag Switching и набора микросхем Stratm для ATM.

Управлять интрасетями стало делом почти героическим. Как вы добиваетесь того, чтобы ваши инструменты управления не подводили?

Использование браузера в качестве независимого от платформы графического пользовательского интерфейса, подходящего для любого программного обеспечения, меняет картину, и традиционное управление сетью сегодня "загоняется" в эту парадигму. Клиенты хотят иметь инструменты управления, базирующиеся на Web-технологии, и мы сосредоточимся на том, чтобы удовлетворить этот спрос. Они также хотят иметь больше средств сетевого проектирования и планирования. Мы совсем недавно объявили о нашем плановом приобретении Netsys Technologies - компании, которая за два года партнерства с Cisco разработала продукты, являющие собой образцы искусства в области проектирования и анализа интрасетей.

Какие существуют расхожие заблуждения относительно построения инфраструктуры для поддержки интрасетей?"

Самые серьезные заблуждения - неадекватно низко оценивать ту скорость, с которой, может разрастаться программное обеспечение, основанное на браузере, и считать, что этот рост можно контролировать централизованно.

Помните, как рапространились локальные сети? Стоимость оборудования упала так низко, что даже бюджет отдела позволял приобрести кабель, сетевые адаптеры и многое другое. Никто из менеджеров информационных сетей тогда не остался в стороне, и все прекрасно помнят это время. И сейчас может повториться та же ситуация с программным обеспечением, основанным на Web-технологии, поскольку оно имеет низкие цены и легко устанавливается в офисе. Всегда лучше предусматривать распространение "взрывной волны" заранее.

Давайте теперь перейдем к самой Internet. Достаточно ли она "крепка", чтобы выдержать intranet и другие бизнес-приложения?

TCP/IP оказалась удивительно гибкой технологией. Одним из главных принципов ее дизайна была адаптация к межсетевому обмену оборудования с различной полосой пропускания. Гибкость и простота расширения протокола впоследствии породили культовые предубеждения к его дальнейшему развитию. Мы повысили способность к расширению архитектуры IP благодаря ее совместному использованию с ATM. Новую технологию мы назвали тэг-коммутацией (Tag Switching). Эта технология позволяет ATM-коммутаторам передавать пакеты данных со скоростью второго уровня, обеспечивая при этом их обработку с помощью интеллектуальных функций третьего уровня. Теперь ATM-коммутатор может помечать передаваемую информацию ("навешивать ярлычки") и одновременно осуществлять нормальную ATM-коммутацию. Это очень легко совместить. Трафик Internet и другие виды ATM-сервиса могут по желанию провайдера поддерживаться с помощью одной сетевой инфраструктуры. Существует и другой аспект расширяемости, которому мы должны уделить внимание. Подумайте о тех сложностях, с которыми сталкиваются сервис-провайдеры. Вот уже несколько лет трафик в Internet растет на 14% в месяц. В месяц! Никакие другие сети, утилиты или виды сервиса не имели такого быстрорастущего спроса. Весьма тяжело покупать оборудование, обучать персонал, определять необходимые границы проектирования, устанавливать оборудование, подключать его, поддерживать в рабочем состоянии - и все это с такой скоростью, которая соответствует чрезвычайно быстро растущим требованиям. Не удивляйтесь, если однажды мы попытаемся поздравить наших знакомых с праздником через Internet и столкнемся с тем, что не можем до них дозвониться из-за загруженности линий.

Нам необходимо поставлять не только такие продукты, которые работают в больших и быстрорастущих сетях, но и такие, которые можно быстрее установить, легче реконфигурировать и которыми проще управлять - в общем, нам нужно сфокусировать наше внимание на расширении спектра предоставляемых возможностей не в меньшей степени, чем на расширении базовой технологии.

Взрывной рост использования Web-технологии, появление новых видео-, голосовых и других приложений Internet - позволит ли все это Internet когда-нибудь стать стабильной средой или она всегда будет бороться за то, чтобы успевать за собственным ростом?

Всегда должно быть здоровое напряжение, баланс между стабильностью и преимуществами немедленного использования новых технологий и новых возможностей. Пока рынок "зреет", а клиенты попадают в зависимость от базового сервиса Internet, сервис-провайдеры и компании, предлагающие приложения для Internet, изобретут что-нибудь такое, что поможет оградить пользователя от экспериментирования. Продвигаясь вперед, мы не должны рассматривать Internet как монолит. Сервис-провайдеры будут усиленно дифференцировать то, что они продвигают на рынок, как это делают сейчас телефонные компании.

Что вы посоветуете фирмам, которые пытаются связать свои интрасети c Internet?

Здесь могут сложиться две ситуации. Одна - это использование Internet в качестве менее дорогостоящей альтернативной замены частных линий, службы ретрансляции кадров или какой-либо другой службы территориальной сети. Это сценарий виртуальной частной сети (VPN). Другая ситуация открывает приложения в интрасети внешним пользователям - поставщикам, партнерам и клиентам. VPN вызывают у большинства клиентов опасения по двум главным поводам: каковы гарантии безопасности и сервиса. Безопасность обеспечивается использованием брандмауэров (firewall) и шифрования. Гарантии сервиса - более сложный вопрос.Пока сервис провайдеры не получат архитектуру, которая позволит обеспечивать действительно высокое качество обслуживания на местах, клиенты будут неохотно использовать в сети приложения, важные для работы предприятия, которые могут зависнуть как раз в момент предъявления пароля. Сервис-провайдеры видят здесь реальные возможности и серьезно работают над тем, чтобы предложить такие виды сервиса. Даже сегодня вполне возможно использовать Internet в качестве виртуальной частной сети с некоторыми не слишком критичными приложениями, в частности для передачи электронной почты в удаленные офисы.

О том, что можно открыть доступ к приложениям в интрасетях для внешних деловых клиентов, я начала говорить уже давно, еще при появлении первых интрасетей, и я советую планировать приобретение таких приложений. По моему мнению, именно здесь и заложен огромный потенциал использования Internet.