Традиционный проектный бизнес постепенно меняется вследствие распространения таких подходов как предложение инфраструктуры в виде сервиса. В тоже время конкуренция на рынке системной интеграции ужесточается в результате стремления крупных вендоров работать с заказчиками напрямую, предложения ИТ-услуг на базе собственных ЦОД со стороны телекоммуникационных операторов и других факторов. На это накладываются нерадостные перспективы стагнации российского проектного рынка. Все это заставляет системных интеграторов меняться самим и искать новые источники роста.

Все заказчики, как отмечает Борис Бобровников, генеральный директор «Крок», хотят говорить о цифровой трансформации, но мало кто представляет, что это в действительности такое. Чтобы удовлетворить запрос со стороны заказчиков на перемены и самим соответствовать требованиям рынка, системный интегратор «Крок» осуществил цифровую трансформацию собственного бизнеса. Первыми ее результатами руководство Крок поделилось на пресс-конференции 3 сентября. По итогам преобразований в компании появилось два новых бизнес-подразделения – консалтинга в области цифровой трансформации и облачных сервисов.

Для осуществления трансформации Крок пригласили экс-партнера Boston Consulting Group (BCG), который около года проработал на должности топ-менеджера. «Получилось очень интересно. С одной стороны мы сохраняем, поддерживаем, и плавно видоизменяем текущий бизнес, – подчеркнул Борис Бобровников. – С другой стороны с помощью института трансформации мы подвергли ревизии практически все аспекты нашей жизни.» По его словам, смысл транформации заключается в том, что при помощи простых методик удалось высвободить интеллектуальный потенциал сотрудников.

В результате корпоративного мозгового роста удалось выявить 96 потенциальных роста. Одним из следствий стало появление продуктового направления, чем раньше «Крок» не занимался. Прежде всего под продуктами в данном контексте понимаются различные виды сервисов и готовых решений, которые могут быть тиражированы. Это позволяет увеличить клиентскую базу за счет тех компаний, кто не готов платить за полностью кастомизированное решение.

Многие клиенты заинтересованы в опыте цифровой трансформации, который приобрел «Крок». В ответ на спрос был сформировано консалтинговое подразделение CROC Digital. «В отличие от традиционных консалтинговых компаний мы предлагаем решения под ключ, – объясняет Борис Бобровников. – Мы не просто говорим: Давайте вместе придумаем, как модернизировать ваш бизнес. Мы тут же предоставляем им цифровые инструменты, с помощью которых они могли бы зарабатывать больше денег.»

Инфраструктурные облачные сервисы, управляемые сервисы в области инфраструктуры и экспертиза по построению частных облаков были объединены в подразделении «Крок Облачные Сервисы». Как отметил Максим Березин, его директор по развитию бизнеса, для продуктового бизнеса характерны другие правила игры и процессы, нежели те, что присущи проектной деятельности. Если по завершении проекта общение с заказчиком сводится к минимуму, то при предоставлении сервисов с заказчиком приходится общаться каждый день.

Выделение в отдельный бизнес дало кроме того большую свободу действий и позволило ускорить принятие решений. Предпринятый редизайн внутренних процессов позволил оптимизировать работу и, как утверждается, «положительно сказался на ценовой политике».

Облачные сервисы позволяют привлекать новых заказчиков, с кем «Крок» до того никогда не работал – по внутренней статистики компании 70% это именно новые заказчики. При этом более 80% заказчиков размещают в облаке «Крок» бизнес-критичные сервисы. Для обеспечения необходимой степени надежности облако размещается в собственном ЦОД «Крок», сертифицированном на соответствие требованиям и Tier 3.

Для поиска перспективных тиражируемых решений в «Крок» создана группа продуктовых инноваций. «Почему мы этим занялись именно сейчас? Мы осознали, что умеем это делать. Примерами могут служить как подразделение облачных сервисов, так и подразделение коммуникаций, где успешно развиваются управляемые сервисы, – объясняет Валентин Губарев, директор группы продуктовых инноваций, – Однако, чтобы процесс вывода новых продуктовых направлений ускорился, его надо выделить.»

За прошедший год группа провела два внутрикорпоративных акселератора. На первом были обкатаны новые методики. Ко второму акселератору были привлечены внешние команды. Из 98 просмотренных проектов в конечном итоге осталось только 5, которым удалось «подтвердить свои продуктовые гипотезы». Среди них голосовой робот для автоматизации звонков в операторские центры, платформа для управления полетами дронов, платформа онлайн-обучения и др.

Как рассчитывают в «Крок», благодаря трансформации и новым направлениям удастся увеличить выручку на 20%, однако основной доход (90% оборота) принести – и еще видимо долго будет приносить – проектный бизнес.