Как и всякая достойная технология, инфраструктура виртуальных рабочих столов (Virtual Desktop Infrastructure, VDI) пережила свой момент славы, или, как теперь принято говорить, хайпа. В 2014 году аналитическая компания Gartner предсказывала, что более трети всех настольных систем будет переведено на VDI. Однако, после того как волна популярности спала, Gartner пришлось скорректировать свои прогнозы в меньшую сторону — до 8%. Как бы то ни было, это достаточно серьезный кусок рынка, и эксперты IDC прогнозируют его ежегодный рост на 21%.

VDI часто продвигается как экономичная замена традиционных настольных систем. Так, по оценке аналитиков Technavio, средняя общая стоимость владения офисным ПК составляет 1150 долларов, тогда как инфраструктура виртуальных рабочих столов обойдется в 950 долларов в расчете на один тонкий клиент. Выигрыш достигается не столько за счет меньшей закупочной цены и более низкого уровня энергопотребления, сколько в результате сокращения затрат на эксплуатацию. Однако на практике это оказывается верно далеко не всегда, и решающим доводом в пользу внедрения становятся другие аргументы — повышение уровня безопасности, ускорение развертывания новых систем и др. (см. примеры проектов VDI в статье автора «Три проекта VDI»).

Несмотря на некоторое оживление интереса к проектам VDI в последнее время, внедрение данной технологии в нашей стране идет весьма медленными темпами. Контраст особенно бросается в глаза, если сравнить уровень проникновения серверной виртуализации и степень распространения виртуализации рабочих столов. Отчасти это связано с меньшей экономической эффективностью развертывания VDI в российских условиях по сравнению с экономически развитыми странами. Повысить эффективность внед-рения VDI можно за счет использования гиперконвергентной инфраструктуры (см. статью Владимира Виленкина «Новые решения снижают ценовую планку внедрения VDI»).

(хотя он и требует индивидуальной настройки). Если сравнивать с тем, что было десять и даже пять лет назад, то можно говорить о существенных изменениях: протоколы доступа для VDI были значительно усовершенствованы. Они стали гораздо более гибкими благодаря поддержке адаптивного режима: ранее параметры фиксировались на время сессии, теперь же они могут подстраиваться под особенности канала в реальном времени, что позволило снизить требования к характеристикам канала при удаленной работе.

VDI обычно ассоциируется с тонкими клиентами, во всяком случае, данное решение часто предполагает установку аппаратного или программного клиента для приема и отображения данных от сервера. Между тем все более широкое распространение получают HTML5-клиенты на базе браузера, поскольку они позволяют получить дистанционный доступ к удаленным рабочим столам, приложениям и данным с любого устройства без установки клиента и при этом сохранить такие преимущества VDI, как отсутствие локально хранимых данных.

К тому же HTML5-клиенты позволяют сделать решение VDI более привлекательным для непосредственных пользователей, поскольку дают возможность реализовать множество функций, которых нет в локальных клиентах. В результате работа с виртуальными рабочими столами воспринимается совершенно по-другому. И хотя мнение пользователей при внедрении VDI нередко учитывается в последнюю очередь, дополнительные функциональные бантики помогут снизить возможный негатив от утраты «собственного» рабочего места.