ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ

Все больше сетей Wi-Fi проектируются и строятся как сети высокой плотности. Такие сети востребованы сегодня не только на стадионах, выставочных комплексах, в аэропортах и на других объектах массового скопления народа, но уже и в «продвинутых» офисах. Конечно, есть объекты, например склады, где обеспечение высокой плотности абонентов ни к чему, но они постепенно «остаются в меньшинстве».

Показательный пример инсталляций высокой плотности — оборудование выставочных комплексов, где проводят свои конференции сами производители систем Wi-Fi. Юлия Андрианова из компании Cisco поделилась данными о сетях Wi-Fi, организованных в прошлом и этом годах на конференции Cisco Live в Берлине (выставочный комплекс Berlin Messe). В прошлом году на площади 35 тыс. м2 была установлена 621 точка доступа, что позволило обслужить чуть больше 11 тыс. посетителей. В этом году масштаб мероприятия увеличился, выросла и сеть Wi-Fi: площадь 42 тыс. м2, 1003 точки доступа, 12 611 зарегистрированных в сети посетителей. В пиковые моменты сеть обслуживала 14 100 клиентов, а общий объем переданного через нее трафика составил 29,5 Тбайт.

Cisco представила весь спектр своей продукции для сетей Wi-Fi, большая часть которой производится в России
Cisco представила весь спектр своей продукции для сетей Wi-Fi, большая часть которой производится в России 

 

Статистика использования сетей Wi-Fi на Cisco Live позволяет выявить ряд важных тенденций. Так, за год существенно выросла доля клиентов, чьи устройства поддерживают стандарт 802.11ac: их стало 76,5% против 31% в прошлом году. Более того, в 2017 году 20% клиентов использовали стандарт 802.11ac Wave 2, тогда как в 2016 году таковых не было вовсе.

Напомним, что решения 802.11ас «первой волны» поддерживают до трех пространственных потоков и каналы шириной до 80 МГц. Потенциальная скорость передачи достигает при этом 1,3 Гбит/с (при использовании всех трех пространственных потоков), что достижимо в основном при работе с ноутбуков. При использовании одного потока (смартфоны) и двух потоков (планшеты) максимальные скорости пропорционально ниже — 430 и 870 Мбит/с соответственно.

Отличительные особенности «второй волны» — поддержка многопользовательских (MU) схем MIMO, до восьми пространственных потоков, каналов шириной 160 МГц и возможность агрегации несмежных каналов. Такие усовершенствования позволят увеличить скорости передачи в сети Wi-Fi до 6,9 Гбит/с. Однако надо четко понимать, что компактные мобильные устройства не смогут поддерживать восемь пространственных потоков (именно по причине своего небольшого размера). Технология MU MIMO позволяет обеспечить одновременную передачу данных сразу нескольким пользователям. Другими словами, точка доступа сможет в одно и то же время и в одном и том же частотном диапазоне пересылать пакеты нескольким клиентским устройствам, что увеличивает общую производительность сети.

Еще один вывод, следующий из собранной на Cisco Live статистики, таков: все больше пользователей конечных устройств Wi-Fi выбирают более свободный диапазон 5 ГГц. Если в 2016 году его использовали 50% клиентов, то в 2017 году — 92,5%. По словам Юлии Андриановой, сеть на Cisco Live 2017 была спроектирована именно в расчете на преимущественную работу в диапазоне 5 ГГц.

Логично, что производители развивают свои решения в направлении более эффективной работы в диапазоне 5 ГГц. Например, та же Cisco разработала технологию программно определяемого радио — Flexible Radio Assignment. Поддерживающее данную технологию оборудование может само решать, как использовать два имеющихся радиоинтерфейса: один в диапазоне 2,4 ГГц, а другой — 5 ГГц, либо же оба интерфейса переключить на 5 ГГц для повышения емкости сети в этом диапазоне. Однако система полностью перейдет на 5 ГГц только в том случае, если выяснит, что все устройства в сети поддерживают этот диапазон.

Wi-Fi НА СТАДИОНАХ

В преддверии чемпионата мира по футболу в России большой интерес вызывают проекты по построению сетей высокой плотности на стадионах. Одной из первых такая сеть (на базе Wi-Fi-оборудования Cisco) была построена на стадионе «Краснодар» вместимостью 34 тыс. человек. Согласно техническому заданию, система беспроводной связи должна была обеспечивать стабильное соединение для 35% зрителей, что и было достигнуто. На данный момент наибольшее количество подключений было зафиксировано во время матча «Краснодара» с «Зенитом» — 9,5 тыс. (около 28% вместимости стадиона), средняя скорость соединения при этом составила 3,5 Мбит/с. Внутри стадиона смонтировано 120 точек доступа, которые обеспечивают 100-процентное покрытие его чаши.

В чаше стадиона «Краснодар» смонтировано 120 точек доступа Wi-Fi, которые обеспечивают полное покрытие трибун
В чаше стадиона «Краснодар» смонтировано 120 точек доступа Wi-Fi, которые обеспечивают полное покрытие трибун 

 

«Казань Арена» вместимостью чуть более 45 тыс. зрителей — один из трех крупнейших стадионов России. Его решено было оборудовать сетью Wi-Fi, которая обеспечивала бы уверенное покрытие трибун и внутренних помещений стадиона. Кроме того, она должна была гарантировать скорость передачи не менее 2 Мбит/с на пользователя и одновременное обслуживание подключенных устройств в количестве не менее 15% от общего числа зрителей стадиона и персонала.

БЕСЕДА о трендах и проектах
В чаше стадиона «Казань Арена» установлены 123 точки доступа Wi-Fi и еще 45 во внутренних помещениях 

 

Задача была решена с помощью технических решений компании Ruckus. В чаше были установлены 123 точки доступа, и еще 45 — во внутренних помещениях. В сети используется виртуализированный контроллер в отказоустойчивой конфигурации (Virtual SmartZone — High Scale, vSZ-H). Кроме того, в проекте была установлена аналитическая система Ruckus SC.

АНАЛИТИКА ОТ WI-FI

Сети Wi-Fi становятся не только средством подключения пользователей, но и инструментом для навигации и сбора различных данных. Такие данные позволяют определить, насколько эффективно используются площади объекта (офиса, магазина, транспортного узла и пр.), осуществлять персонифицированный маркетинг, контролировать работу сотрудников и т. д.

Один из проектов, где осуществляется сбор данных в сети Wi-Fi для последующей аналитики, реализован в салонах мебельной фабрики «Мария». Внедренная система решает несколько задач, в том числе учет времени присутствия сотрудников на рабочих местах. Эта задача реализуется посредством отслеживания активности MAC-адреса корпоративного смартфона с SMS-уведомлениями руководства об опоздании его владельца. Кроме того, система фиксирует факт обнаружения смартфона клиента при его появлении на территории салона на основании его MAC-адреса. Это позволяет реализовать более эффективную, проактивную работу с клиентом, когда на компьютер сотрудника сразу выводится вся история взаимоотношений с ним и другая полезная информация.

Функции аналитики реализованы и в сети Wi-Fi, развернутой в Музее русского импрессионизма. Установленная там система Cisco СМХ с гиперлокацией обеспечивает навигацию посетителей, а также функцию аудиогида в мобильном приложении музея. Сотрудникам музея предоставляется информация по перемещениям посетителей.

Установленная в Музее русского импрессионизма система Cisco СМХ с гиперлокацией обеспечивает навигацию посетителей и функции аудиогида, а также предоставляет сотрудникам музея информацию о перемещениях посетителей
Установленная в Музее русского импрессионизма система Cisco СМХ с гиперлокацией обеспечивает навигацию посетителей и функции аудиогида, а также предоставляет сотрудникам музея информацию о перемещениях посетителей 

 

ГИБКОСТЬ АРХИТЕКТУРЫ

Решения Wi-Fi развиваются также в направлении расширения многообразия архитектур таких сетей, благодаря чему повышается гибкость реализации сети для заказчиков разного масштаба. Базовый вариант, выгодный для небольших инсталляций, — использование контроллера, встроенного в ТД. Такие решения имеются в портфеле продуктов всех основных игроков рынка Wi-Fi, включая участвующие в конференции «БЕСЕДА» компании Cisco и Ruckus. О разработке такого решения на конференции объявила и компания Cambium Networks.

Эта компания, наследница знаменитых систем Motorola Canopy, существенно расширила продуктовый портфель и функциональность своей платформы Wi-Fi-доступа cnPilot. Выпуск решений cnPilot 2.0 знаменует появление продуктов с чипсетом 802.11ac Wave 2 (до этого все Wi-Fi-продукты компании базировались на чипсете 802.11ac Wave 1) с соответствующим расширением функциональности. Важным новшеством cnPilot 2.0 стала, в частности, возможность использовать одну из точек доступа в качестве контроллера (функция AutoPilot). Такое решение, обеспечивающее поддержку сети из 32 точек доступа, позволяет получить полный функционал контроллера и может оказаться очень привлекательным для небольших инсталляций.

Наряду с интегрированными решениями активно развиваются и контроллеры, реализованные как отдельные элементы в виде программно-аппаратных комплексов или ПО (виртуальных машин). Масштабируемость имеющихся сейчас на рынке контроллеров впечатляет. Например, кластер контроллеров vSZ-H компании Ruckus способен обеспечить работу до 30 тыс. точек доступа. Как отмечает Алексей Зайцев, старший менеджер по продуктам этой компании, столь высокая масштабируемость особенно важна для операторских сетей. Кроме того, по его словам, для крупных сетей важно обеспечить возможность использования распределенной архитектуры с единой центральной точкой управления и агрегацией трафика на местах.

Среди других важных для операторов характеристик эксперт Ruckus называет гибкость в развертывании, хорошую управляемость, простоту ежедневного использования и, конечно, надежность. В решении этой компании отказоустойчивость изначально заложена в архитектуру системного решения: контроллеры могут объединяться в кластеры по схеме «активный-активный». В начале ноября 2017 года в портфеле Ruckus должно появиться и катастрофоустойчивое решение с географическим резервированием кластеров.

Ruckus не скрывает «начинку» своих точек доступа, способных динамичес- ки формировать уникальные диаграммы направленности для каждого отдельного клиента в соответствии с особенностями радиосреды в данный момент времени в данном месте
Ruckus не скрывает «начинку» своих точек доступа, способных динамичес-
ки формировать уникальные диаграммы направленности для каждого отдельного клиента в соответствии с особенностями радиосреды в данный момент времени в данном месте 

 

WI-FI В МЕТРО

Лидером по уровню дохода на российском рынке операторов сетей Wi-Fi является компания «МаксимаТелеком», известная своим проектом в московском метро. По данным «TMT Консалтинг», ее доля в пироге доходов (38%) более чем в два раза превосходит доли компаний, находящихся на втором («ВымпелКом», 15%) и третьем («ЭР-Телеком», 14%) местах. Интересно отметить, что по числу хотспотов «МаксимаТелеком» (12%) уступает тому же «ВымпелКому» (14%) и находится на равных с «ЭР-Телекомом» (12%). Это показывает, насколько более эффективными с экономической точки зрения являются ее хотспоты.

Услуги доступа по Wi-Fi «МаксимаТелеком» предоставляет в 5,2 тыс. вагонов метро в Москве. Кроме того, сервис MT_FREE доступен в 8 тыс. единиц наземного транспорта и 1,1 тыс. вагонов железнодорожного транспорта (включая поезда МЦК, пригородные электрички и поезда «Аэроэкспресс»). Всего к сети MT_FREE совершается более 3 млн подключений ежедневно.

Как рассказал, выступая на форуме «БЕСЕДА», Илья Черкасов, заместитель генерального директора по инфраструктурному бизнесу «МаксимаТелеком», компания начала работать и в Санкт-Петербурге. Сеть Wi-Fi уже запущена на четырех из пяти линий метрополитена, продолжается проект в наземном транспорте.

«МаксимаТелеком» активно развивает различные технологические сервисы, в том числе по обработке Больших Данных. В частности, готовится система отслеживания пассажиропотоков: если сейчас учет пассажиров производится только по факту входа и выхода через турникеты, то собираемая в сети Wi-Fi информация позволит выяснить, как они перемещаются в самом метро. Кроме того, реализуются проекты по сбору телеметрических данных и СМС-информированию пассажиров с учетом их местонахождения.

Проект Wi-Fi в метро — коммерческий проект, который, по предварительным расчетам, должен окупиться за семь лет. По словам Ильи Черкасова, в настоящий момент компания работает с опережением графика плана окупаемости. Значит, несмотря на стереотипы, (условно) бесплатный Wi-Fi может быть вполне рентабельным, хотя, конечно, и с немалым сроком окупаемости.

Александр Барсков, ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN»