В нашем динамичном мире запросы потребителей услуг связи быстро меняются. Поэтому, как полагает Оливье Брундокс, директор подразделения приложений и аналитики Nokia в Европе, операторам связи крайне важно предлагать именно то, что нужно потребителям «здесь и сейчас». Скажем, на время футбольного матча, когда болельщики хотят активно делиться видео голевых моментов с друзьями, желательно существенно увеличить пропускную способность обслуживающих эту территорию систем беспроводной связи.

Для этого сами сети и работающие поверх них сервисные платформы, включая системы биллинга, должны быть адаптивными. Однако на деле это далеко не так. «Программные средства, используемые многими операторами, устарели. За последние 10 лет они в основном лишь модернизировали ПО, но сами программные инструменты остались прежними, — описывает текущую ситуацию эксперт Nokia. — Более того, добавление различных «заплат» и новых блоков кода лишь усложнило системы, что мешает добиться необходимой сегодня гибкости». В результате при использовании традиционных систем на внедрение новой услуги сегодня уходят месяцы, тогда как отделы маркетинга требуют делать это за считанные дни, ну а пользователи вообще хотят практически мгновенного обновлений сервисов».

Оливье Брундокс: «Программные средства, используемые многими операторами, устарели. И если их не заменить, то неизбежно наступит момент, когда оператор будет вынужден уйти с рынка, не выдержав конкурентной борьбы, в том числе с новыми игроками»
Оливье Брундокс: «Программные средства, используемые многими операторами, устарели. И если их не заменить, то неизбежно наступит момент, когда оператор будет вынужден уйти с рынка, не выдержав конкурентной борьбы, в том числе с новыми игроками»

 

Оливье Брундокс рекомендует операторам кардинально пересмотреть используемое ПО. Если этого не сделать, то наступит момент, когда оператор будет вынужден уйти с рынка, не выдержав конкурентной борьбы, в том числе с новыми игроками. При этом очевидно, что сменить все системы одним махом вряд ли получится. По его словам, многие передовые операторы на Западе, сохраняя имеющиеся системы, параллельно развертывают стек новых. «Мы рекомендуем сконцентрироваться на реализации отдельных быстро окупаемых проектов, а затем реинвестировать полученные средства в новые, что позволит осуществить поэтапную «цифровую трансформацию»», — говорит он. Начинать же, по мнению специалиста Nokia, лучше со сбора данных из сети. Их анализ позволит оптимизировать работу сети, персонифицировать сервисы и повысить эффективность бизнеса в целом.

В портфеле подразделения приложений и аналитики Nokia — более 130 продуктов. В компании подразделяют их на три слоя (группы): внизу — ПО для цифровой сетевой инфраструктуры, посередине — ПО для управления этой инфраструктурой, а вверху — ПО для управления пользовательским опытом. Между этими программными слоями организован постоянный обмен данными — например, информация, собранная с элементов самой сети, используется для управления ею и улучшения качества обслуживание пользователей.

Одним из важных принципов реализации программных решений в Nokia считают их независимость от аппаратного обеспечения. «Конечно, наше ПО будет великолепно работать на оборудовании Nokia, но необходимо, чтобы оно эффективно функционировало и на «железе» конкурентов», — считает Оливье Брундокс. По его словам, есть примеры, когда программные системы Nokia успешно работают на небрендованных устройствах bare-metal. Более того, реализуемые этими системами сервисы могут размещаться в публичных облаках, например Amazon, и в этом случае заказчику вообще не придется заботиться об аппаратном обеспечении.

Возможность мгновенного развертывания новых услуг в больших операторских инфраструктурах, по-видимому, пока остается лишь перспективой. Но у Nokia уже есть реализованные проекты, когда благодаря упрощению сети и оптимизации управления время на развертывание новых услуг было сокращено до 17 мин. Предлагаемые компанией продукты, в частности Smart Plan Suite, позволяют клиенту в режиме онлайн, например, не отрываясь от просмотра фильма, пополнить счет или поменять тариф, чтобы, скажем, повысить доступный лимит трафика. В арсенале Nokia имеются и решения, где используются технологии машинного обучения и ботов, что позволяет существенно снизить затраты на обслуживание клиентов.

В России компания активно работает со всеми основными операторами, причем не только над модернизацией их сетей, но и над повышением монетизации сервисов и формированием новых источников дохода, в том числе в области Интернета вещей. В частности, в компании Tele2 развернуто решение по самооптимизации сети (SON), которое позволяет, например, нарастить ее емкость на определенное время на требуемой территории. Есть и другие интересные проекты, но они пока являются непубличными.

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF