Согласно данным исследования, объем анализируемого рынка в России в 2017 году составит 20,8 млрд рублей, а к 2020 году ожидается его увеличение до 30 млрд при среднегодовых темпах роста около 12%. Следует сразу заметить, что исследование охватывало только шесть отраслей: транспорт, финансы, сельское хозяйство, розничную торговлю, строительство («умные» здания) и промышленность. По мнению экспертов, именно эти отрасли наиболее готовы технологически к внедрению решений IoT. Исследование не затрагивало направления и проекты, финансируемые государством, такие как «Безопасный город», «Платон», «ЭРА-ГЛОНАСС» и пр. Поэтому общий объем российского рынка IoT, по-видимому, существенно больше.

Эксперты констатируют заметное увеличение интереса заказчиков и числа проектов, в которых используются технологии IoT. Одним из свидетельств этого, по словам Владимира Ласовского, менеджера по развитию бизнеса в области Интернета вещей Orange Business Services, является существенный рост продаж ИТ-услуг. Так, за первую половину текущего года у этого провайдера он составил 117% (по сравнению с первой половиной 2016 года), тогда как продажи традиционных телекоммуникационных услуг выросли всего лишь на 15%. Orange Business Services делает большую ставку на IoT-проекты: по всему миру компания управляет уже 14 млн подключенных устройств, предоставляя комплексные (end-to-end) решения для крупных организаций из разных отраслей.

IoT: рост неизбежен

Согласно данным исследования, по объему рынка IoT на данный момент в России лидирует транспортная отрасль: 13,1 млрд рублей (2,3 млн подключений) в 2017 году с прогнозируемым увеличением к 2020 году до 19,8 млрд (3,2 млн подключений) — без учета государственных проектов «Платон» и «ЭРА-ГЛОНАСС». Основной драйвер развития здесь — активное внедрение M2M-систем и набирающих популярность систем мониторинга контейнерного транспорта с помощью геолокации и радиочастотных меток RFID. Как заметил Сергей Езык, генеральный директор компании «Центр 2М», если раньше информация с подключенного автомобиля предоставлялась только одной стороне, то сейчас число сторон, осуществляющих мониторинг подключенных объектов, постоянно растет: лизингодатели, муниципалитеты, страховщики, автопроизводители, автосервисы и пр. Увеличение числа участников рынка, очевидно, способствует его развитию.

Наибольшего роста числа внедрений IoT-решений в период до 2020 года аналитики ожидают в ретейле. Сегодня в этой отрасли насчитывается 1,4 млн подключенных IoT-устройств, к 2020 году их количество должно вырасти до 4 млн единиц. Среди драйверов внедрения IoT-решений в этой отрасли — высокая конкуренция, стимулирующая внедрение таких технологий, как отслеживание товара с помощью радиочастотных меток RFID, мониторинг движения покупателей с мобильными устройствами, распознавание лиц и пр.

Как отмечается в исследовании, основными игроками рынка Интернета вещей в России являются производители платформ и ПО, а также системные интеграторы; эксперты оценивают их суммарную долю почти в 80% рынка. Оставшуюся часть рынка делят между собой операторы связи и производители датчиков и устройств.

IoT: рост неизбежен

Среди стандартов связи, используемых на рынке Интернета вещей, лидируют традиционные технологии сотовой связи (2G/3G/4G): на конец 2017 года ожидается около 13,8 млн IoT-подключений на базе этих технологий, к 2020 году их количество вырастет на 63%. На технологию LPWAN на конец текущего года будет приходиться лишь 300 тыс. подключений. Такой сравнительно небольшой объем эксперты связывают с необходимостью развертывания специализированной инфраструктуры. К 2020 году число подключений по стандарту LPWAN, по прогнозу, вырастет более чем в 10 раз.

Новейший стандарт связи на рынке Интернета вещей — NB-IoT — может быть развернут на базе существующей инфраструктуры мобильных сетей при ее незначительной модернизации. Эксперты предсказывают высокий интерес к этому стандарту со стороны сотовых операторов — 1,9 млн подключений в 2020 году. Но основной рост прогнозируется на период после 2020 года, что связано с необходимостью реализации программы инвестиций в развитие сетей.

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF