В результате изменений в законодательстве РФ, касающихся передачи и хранения данных, валютных колебаний и тенденции на импортозамещение, многие игроки, предлагающие услуги зарубежных ЦОДов, покинули российский рынок, не сумев перестроить свою модель работы с клиентами. Однако российские клиенты, в частности, те, кто работает на рынках ЕС, по-прежнему испытывают потребность в услугах европейских ЦОДов. И здесь несомненные преимущества — как в техническом, так и в экономическом плане, а также в силу близости менталитета — имеют предложения прибалтийских операторов ЦОДов. Например, Lattelecom, располагая сертифицированным ЦОДом уровня Tier III, готов предоставлять сервисы Lattelecom Cloud за рубли. Чем привлекательны услуги Lattelecom для российских клиентов, рассказывает Марис Сперга, директор по развитию международного бизнеса Lattelecom.

 

Журнал сетевых решений/LAN: Чем, по вашему мнению, услуги Lattelecom привлекательны для клиентов из России и, с другой стороны, чем интересен российский рынок для компании Lattelecom?

Марис Сперга: Бизнес, связанный с хранением и обработкой данных, безусловно, основан на доверии, так как в наши дни ценность информации очень велика. Если компании хранят свои коммерческие данные у поставщика услуг аутсорсинга, они должны быть полностью уверены как в технологических средствах обеспечения безопасности, так и в сохранении конфиденциальности.

Многие представители российского бизнеса для создания ИТ-инфраструктуры и консультирования по вопросам выхода на европейский рынок выбирают партнера в Латвии, учитывая географическое положение страны и ее членство в ЕС. Кроме того, важное значение имеет возможность коммуникации на русском языке, а также отсутствие необходимости преодолевать культурные и ментальные барьеры. Мы постоянно расширяем сотрудничество с российскими компаниями. Многие из них переводят свою инфраструктуру из Центральной Европы в Латвию, где можно получить более высокое качество обслуживания с меньшими затратами. Кроме того, управлять своим бизнесом, который находится в 90 минутах полета из Москвы, гораздо проще.

Что касается такого сотрудничества для Lattelecom, то наша компания, стремительно развивавшаяся в течение последних 10 лет, экспортирует свои услуги на рынки как Европы, так и СНГ, повышая доходы и накапливая опыт. Одно из наших несомненных достоинств — обширный опыт разработки различных решений, их внедрения, предоставления услуг и обеспечения их качества. Этот опыт мы готовы применить и при работе с российскими клиентами.

 

LAN: Какой инфраструктурой располагает Lattelecom для оказания услуг на российском рынке?

Сперга: Исторически сложилось так, что принадлежащая Lattelecom инфраструктура сети передачи данных всегда была связана с Россией. Lattelecom имеет несколько трансграничных оптических линий для связи с крупнейшими российскими телекоммуникационными компаниями («Ростелеком», «МегаФон», «TрансTелеKом»). Кроме того, в 2012 году в результате сотрудничества Lattelecom, Deutsche Telekom и «МегаФона» для передачи данных из России в Германию была проложена высокоемкая магистраль Baltic Highway, пропускная способность которой составляет 40 × 10 Гбит/с.

Для обеспечения передачи большого объема интернет-трафика из одной страны в другую инфраструктурa Lattelecom соединена с крупнейшими российскими точками обмена трафиком (MSK-IX и SPB-IX). Среди преимуществ, обеспечивающих конкурентоспособность этих решений, следует упомянуть качество каналов: задержка передачи данных (RTD) между ЦОДами Lattelecom и московской точкой обмена трафиком MSK-IX составляет от 16 до 19 мс — в зависимости от того, какой маршрут используется.

В Латвии Lattelecom оперирует четырьмя центрами обработки данных, поэтому может предложить решения, различные по цене и уровню сложности. При этом наш основной ЦОД Dattum признан самым надежным в Северной Европе и сертифицирован по стандартам Tier III и PCI DSS.

 

LAN: За счет чего удается конкурировать с российскими провайдерами аналогичных услуг?

Сперга: Наши клиенты ищут решения для выхода в Европу. Поэтому наши основные конкуренты не российские центры обработки данных, а ЦОДы Германии, Голландии и Великобритании.

 

LAN: Снизился ли интерес российских клиентов к вашим предложениям после введения ограничения на трансграничную передачу персональных данных? От каких еще факторов зависит спрос?

Сперга: В прошлом году объем нашего бизнеса в России возрос на 20%. По сравнению с предыдущим годом темпы прироста замедлились — не столько по причине законодательных изменений, сколько под влиянием текущей экономической ситуации.

Российское законодательство не запрещает передачу данных за пределы страны, но регулирует порядок этой передачи и определяет, какие данные могут подлежать обработке и хранению. Одним из основных сдерживающих факторов были колебания курсов валют, происходившие два года назад. Поэтому мы решили, что услуги Lattelecom Cloud (IaaS) можно будет получать у партнеров Lattelecom в России, способных предложить полностью автоматизированную платформу Lattelecom Cloud в Европе, но за рубли.

 

LAN: Какие риски работы на российском рынке вы видите?

Сперга: Наибольшие риски связаны с экономической стагнацией, сложившейся в последние годы. Ведь чем меньше денег у компании для управления ИТ, тем меньше у нее возможностей для внедрения решений, способных повысить уровень автоматизации и эффективности. Приятно отметить, что российский бизнес открывает представительства и производственные участки в Европе, то есть ищет пути развития.

 

LAN: Какие российские компании являются заказчиками услуг Lattelecom?

Сперга: У Lattelecom очень широкий круг клиентов. Что касается отраслей, которые они представляют, то прежде всего следует отметить транспорт и логистику, электронную коммерцию, розничную торговлю, финансовые транзакции и промышленное производство. У всех этих предприятий есть общие характеристики: географическая распределенность филиалов, генерирование больших объемов данных и ведение бизнеса в электронной среде.

 

LAN: Какие услуги Lattelecom пользуются у них спросом? Как меняется тенденция спроса?

Сперга: Перечень услуг достаточно широк — от аренды стоек до создания частных и публичных (IaaS) облаков, а также резервных центров обработки данных (DRS) и решений VDI. Но в последние годы наметились две тенденции. Одна из них — отказ от покупки основных средств (капитальных вложений) в пользу их долгосрочной аренды — на три и пять лет. Вторая особенность состоит в том, что клиенты все чаще отдают предпочтение публичным облакам (IaaS). Это объясняется значительным снижением уровня недоверия к ним и стремлением к наиболее эффективному использованию ИТ-ресурсов.

 

LAN: Какие требования предъявляют российские клиенты к безопасности, качеству и доступности услуг?

Сперга: Большое значение придается безопасности, поэтому компания предлагает решения как по хранению данных, так и по обслуживанию оборудования. Мы помогаем осуществить внедрение, а последующее администрирование операционной системы и базы данных клиенты выполняют собственными силами.

Если сравнивать с ситуацией в Латвии и других странах Европы, то следует отметить существенные различия. Безусловно, российские клиенты ждут от европейских центров обработки данных сервиса более высокого качества. Они обращают внимание на инфраструктуру ЦОДа и сети передачи данных, придают значение сертификатам персонала, интересуются предпринятыми мерами безопасности (например, наличием средств против DDoS-атак).

 

LAN: Какие вопросы вызывают у них беспокойство? Технические, экономические, политические?

Сперга: Клиенты, которые часть своей инфраструктуры вынесли за пределы офиса, обращаются к нам преимущественно по техническим вопросам, так как сомневаются, будут ли в состоянии полноценно контролировать процессы на удалении в 900 км. Вторая наиболее распространенная группа вопросов связана с миграцией данных из российских или европейских центров обработки данных в ЦОДы Lattelecom. Конкретно — с процессами и средствами, уменьшающими простои при миграции данных. Располагая свою инфраструктуру в странах ЕС, клиенты сознают, что теперь она будет находиться в юрисдикции ЕС.

 

LAN: Какие гарантии/QoS предоставляются клиентам?

Сперга: Что касается гарантий по SLA, то редкий российский коммерческий ЦОД компенсирует ущерб, если простой произошел в зоне ответственности оператора центра обработки данных. В договорах с российскими поставщиками услуг ЦОДов указывается высокая годовая доступность — до 99,99% (теоретический простой — 51 мин в год), при этом время реакции на сбой составляет, согласно обязательствам, до 4 ч. Что уж говорить об устранении отказов. Непонятна и схема компенсации ущерба, нанесенного клиенту. Lattelecom предлагает своим клиентам доступность услуг 99,9% (теоретический простой — 8,6 ч в год), реакцию на сбой — в течение 15 мин, его устранение — за 1,5 ч.

 

LAN: Что собой представляет облако Lattelecom Cloud и на кого оно ориентировано?

Сперга: Lattelecom Cloud — полностью автоматизированная платформа IaaS, на которой клиент самостоятельно, в соответствии с требованиями бизнеса может создать необходимые виртуальные серверы или полноценную инфраструктуру виртуальных центров обработки данных с виртуализированной передачей информации (маршрутизаторы, FW, распределители нагрузки, VPN-туннели). Портал самообслуживания платформы позволяет клиентам в течение 24 ч в сутки не только вести мониторинг и администрирование своей инфраструктуры, но и динамически менять ресурсы платформы и сети, используя для оплаты модель Pay As You Go. Что касается технологического строения платформы, то аппаратный комплекс полностью резервирован и создан на основе оборудования от производителей А-брендов (HPE и Cisco), а для виртуализации среды использовано программное обеспечение VMware. Эта платформа размещена в ЦОДе Lattelecom, имеющем сертификаты Tier III и PCI-DSS.

 

LAN: Каковы перспективы услуги виртуального ЦОДа применительно к российскому рынку?

Сперга: Для малых и средних российских предприятий, которые динамично развиваются и выводят на рынок новые продукты краткосрочного, среднесрочного или сезонного использования, такая услуга весьма полезна. Она позволяет обойтись без капиталовложений, быстро приступить к использованию услуг ЦОДа, динамично расширять их использование, не принимая на себя долгосрочных обязательств и оплачивая только потребленные ресурсы.

 

LAN: Как организована техническая поддержка?

Сперга: Служба поддержки работает в круглосуточном режиме. С клиентом, позвонившим из страны, куда экспортируются наши услуги, будет разговаривать (соответственно, на русском или английском языке) высококвалифицированный инженер, способный решить проблему. При необходимости он привлечет эксперта третьего уровня. Для каждого сервиса имеется свой SLA, поэтому проблема будет устранена при строгом соблюдении контрольного времени.

Опытные эксперты всегда готовы помочь справиться с возникшими затруднениями и спланировать дальнейшее развитие решения. В свою очередь, руководитель по отношениям с клиентами, хорошо знающий их потребности, находится в постоянном контакте с ними по вопросам внедрения решений, обеспечения их функционирования и развития.

Купить номер с этой статьей в PDF