Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) и «Крок» подвели итог комплексного ИТ-проекта, целью которого было повышение управляемости бизнеса, финансовой эффективности, а также качества сервиса пассажирских железнодорожных перевозок. В общей сложности специалистами «Крок» внедрено свыше 10 системных решений, причем часть из них разработана специально для проекта.

ЦППК — крупнейший перевозчик пассажиров среди пригородных пассажирских компаний России. Компания работает в 11 субъектах РФ, и на ее долю приходится 63,7% всех пригородных перевозок страны. Доля же компании в пригородных пассажирских перевозках в Московском железнодорожном узле составляет более 90%. ЦППК ежедневно перевозит более 1,6 млн пассажиров, имеет более 500 действующих поездов и обслуживает около 1,6 тыс. остановочных пунктов в Московском регионе.

Состояние ее ИТ-систем на момент начала проекта не отвечало масштабам деятельности. Как рассказывает Игорь Евдокимов, заместитель начальника по ИТ ЦППК, четыре года назад в компании не было единой корпоративной электронной почты, а билетные кассы не были объединены в единую сеть. Для сбора данных по проданным билетам приходилось объезжать кассы и сохранять информацию на «флешках». Время сбора информации составляло в среднем 10 дней, поэтому ни о какой оперативной аналитике в принципе не могло быть и речи.

Игорь Евдокимов: «Для того чтобы добиться лидирующих позиций в сфере пригородных пассажирских железнодорожных перевозок, необходимо вывести компанию на новый управленческий уровень, усилив контроль за обслуживанием сложной инфраструктуры и технологических процессов, а также повысив качество бизнес-аналитики для принятия более взвешенных административных решений. Внедренные технологии приблизили нас к желаемой цели»
Игорь Евдокимов: «Для того чтобы добиться лидирующих позиций в сфере пригородных пассажирских железнодорожных перевозок, необходимо вывести компанию на новый управленческий уровень, усилив контроль за обслуживанием сложной инфраструктуры и технологических процессов, а также повысив качество бизнес-аналитики для принятия более взвешенных административных решений. Внедренные технологии приблизили нас к желаемой цели»

Теперь в единое хранилище данных ежедневно загружается 3 млн записей по проданным проездным документам и проходам через турникеты. Как отмечают в ЦППК, это ключевая система для формирования отчетности о доходах, анализа тенденций продаж и прогнозирования пассажиропотока, что позволяет оптимальным образом менять расписание. Для полноценной поддержки хранилища внедрены корпоративная сервисная шина и единый для всего ИТ-пространства источник нормативных записей (включая общероссийские классификаторы, справочники ОАО «РЖД» и ЦППК).

Гордостью проекта Алексей Смирнов, руководитель направления интеграционных решений «Крок», называет созданный в ЦППК ситуационно-аналитический центр (САЦ), который обеспечивает проактивное управление процессами обслуживания пассажиров и реагирования на внештатные ситуации. В него стекаются данные из различных источников — в частности, от систем видеонаблюдения с функциями видеоаналитики, которые способны фиксировать пересечение периметра станции «зайцами», забытые вещи, различные нетипичные события (например, движение отдельных людей навстречу потоку). Пассажиры могут передавать информацию в САЦ со станций благодаря колоннам «Пассажир-диспетчер» и системе IP-телефонии.

Как отмечает Алексей Смирнов, все, что можно было автоматизировать, в САЦ автоматизировано, так что сотрудникам ЦППК приходится предпринимать какие-либо действия лишь в тех редких случаях, когда автоматика бессильна. В результате для работы в САЦ оказалось достаточно трех диспетчеров, несмотря на то что за год в системе фиксируется порядка 377 тыс. инцидентов. Значительно повысилась эффективность устранения неполадок. Так, отслеживание поломок билетопечатающих автоматов позволило в 12 раз сократить срок их ремонта и снизить издержки ЦППК на 120 млн рублей в год (за счет сокращения числа безбилетных проездов).

Инфраструктурной основой новой ИТ-системы ЦППК стала высокоскоростная сеть передачи данных, которая объединила около 100 станций, обеспечивающих основную часть пассажиропотока (включая ТОП-20, на которые приходится более 40% выручки ЦППК). На станциях внедрены системы IP-телефонии и шифрования каналов связи. А установка систем оптимизации трафика позволила в среднем на 69% сократить загрузку каналов связи и в результате более чем вдвое снизить расходы на их аренду.

Основное ИТ-оборудование ЦППК размещено в двух ЦОДах: основном и резервном. Основной, на шесть стоек, развернут в коммерческом центре обработки данных «Крок»; резервный, на семь стоек, размещен на площадке ЦППК. «Крок» не только выступила в роли интегратора проекта и поставщика площадки для основного ЦОДа, но и оказывает услуги круглосуточной техподдержки и сопровождения всей ИКТ-инфраструктуры ЦППК.

Компания «Крок» накопила большой опыт решений по автоматизации транспортной отрасли. Помимо проекта в ЦППК, реализован и ряд других проектов в данной области. В частности, «Крок» модернизировала сеть передачи данных и развернула комплексную систему защиты ИКТ-инфраструктуры для «Аэроэкспресса», а для компании DPD в России решила задачу общего повышения уровня внутрикорпоративной информационной безопасности.

Говоря о новых ИТ-тенденциях, которые в ближайшее время будут актуальны в транспортной отрасли, Дмитрий Васильев, первый заместитель генерального директора компании «Крок», выделил три. Это использование информационного моделирования BIM, технологий Интернета вещей (IoT) и блокчейна. Внедрение BIM должно упростить проектирование станционных и других объектов железнодорожной инфраструктуры. IoT позволит лучше коррелировать события, автоматически запускать различные действия и уведомления, а блокчейн — контролировать исполнение договоров и заказа запчастей, отслеживать партнерские действия в рамках программ лояльности и пр.

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF