На очередную конференцию, затрагивающую модную ныне тему Интернета вещей, из своего родного подмосковного городка я выехал заранее. Но небольшой снежок, как всегда «неожиданно» выпавший в конце ноября, сильно осложнил и без того непростую ситуацию на Щелковском шоссе. Три часа дороги до Москвы (при нормальной ситуации она заняла бы 25 мин) привели к тому, что я не успел к началу форума «Умный город будущего» и вошел в зал на словах спикера о Москве как об «умном городе для комфортной жизни». Следующий выступающий, чиновник из Подмосковья, вообще заявил о том, что «Москва — это умнейший город». Ну-ну, подумал я и переключился на чтение электронной почты, которую так и не смог загрузить в «единственной в мире сети Wi-Fi в метро».

Если суммировать многочисленные определения «умного города», звучавшие на форуме, то, пожалуй, основными характеристиками такого города являются удобство и безопасность для горожан, а также максимально эффективное использование имеющихся ресурсов. Безусловно, достижению этих целей способствуют современные технологии, такие как Интернет вещей, цифровизация, машинное обучение и пр.

Непросто донести до людей, зачем им нужен цифровой умный город: с такой важной составляющей умного города, как «умные люди», в России, похоже, действительно проблемы.

Острейшей проблемой, возникающей при подключении к Интернету все большего числа вещей (датчиков, приводов и других устройств), является проблема безопасности. Далеко не на любую подключенную «вещь» возможно поставить ПО обеспечения безопасности, но она всегда онлайн, часто — на хорошем канале, а доступ к ней возможен по установленному еще на фабрике паролю (например, 1234) — почти идеальная среда, чтобы через такую «вещь» организовать, скажем, DDoS-атаку на другие системы. К сожалению, мы еще не научились монетизировать Интернет вещей, а злоумышленники уже активно делают деньги на изъянах его безопасности.

Если говорить об удобстве для горожан, то важной его составляющей является «умная мобильность». Однако зачастую обеспечить ее очень сложно. Взять то же Щелковское шоссе, которое физически просто некуда больше расширять. Какие бы современные технологии регулирования движения ни вводились, какие бы датчики и другие решения IoT ни внедрялись, при быстром увеличении парка автомобилей кардинально решить проблему с пробками без расширения проезжей части нереально. Поэтому надо по возможности минимизировать число поездок жителей, особенно между городами. Власти стараются добиться этого с помощью ИТ-систем, позволяющих дистанционно решать многие задачи, например по предоставлению различных госуслуг. Другим важным направлением является создание условий, когда граждане могут комфортно «жить, работать и отдыхать в одном месте».

Мы еще не научились монетизировать Интернет вещей, а злоумышленники уже активно делают деньги на изъянах его безопасности.

К сожалению (и на это жалуются многие городские чиновники), непросто донести до людей, зачем им нужен цифровой умный город. Да, с такой важной составляющей умного города, как «умные люди», в России, похоже, действительно проблемы. «Большинство горожан привыкли к тому, что зимой батарея горяченная и окно открыто настежь. О какой энергоэффективности тогда можно говорить?» — сокрушается один из подмосковных чиновников. Показательный пример: после внедрения автоматизированной системы получения разрешения на строительство долгое время заявок в ней не было. Для психологического спокойствия многим важно поговорить с человеком, принимающим решение, а не просто заполнить формы в безликой системе.

И все же, хочется надеяться, люди оценят преимущества использования цифровых технологий при взаимодействии с государством, как они уже оценили их плюсы в обычной жизни. Технологии готовы, осталось подтянуть процессы и психологию…

Посмотрев на красную от пробок карту «Яндекса», обратно решил добираться на электричке. Свою ждать было долго, махнул на ближайшей до районного центра… Наивный. 10 км на маршрутке от станции до дома заняли почти час — центр Щелково стоял. Наконец, подхожу к дому. Маленькая радость: в подъезде есть свет. До этого четыре вечера в подъезде было темным-темно: после того как подъезд «поумнел» — в нем были установлены датчики освещенности для автоматического включения лампочек, — проблемы возникают регулярно. Но вот я и дома. Батареи — горяченные. Душно. Груз десятков написанных статей про энергоэффективность и не выветрившиеся еще из памяти сетования чиновников замедлили мои шаги к окну. Но решение не изменил — окно настежь…

Александр Барсков, ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN»