При развертывании системы «1С» в офисе пользователи часто жалуются на низкую производительность, нестабильную работу и потерю данных, что происходит вследствие невысокого уровня безопасности и технического обслуживания. В то же время нередко требуется организовать доступ к системе из разных мест и с различных устройств, а также обеспечить для территориально распределенных компаний возможность работы с большими объемами данных. Благодаря развитию информационных технологий эти задачи легко и эффективно решаются с помощью облачных сервисов.

Создание необходимой ИТ-инфраструк-туры для развертывания системы «1С» в офисе требует больших капитальных затрат, расходов на аренду помещений, оплаты ресурсов и высококвалифицированного персонала. Кроме того, для удовлетворения требований бизнеса необходимо обеспечить высокие уровни отказоустойчивости, безопасности, гибкости и масштабирования. Благодаря развитию информационных технологий эти задачи легко и эффективно решаются с помощью облачных сервисов.

В зависимости от количества пользователей, размера баз данных и ограничений бюджета (с учетом стоимости дополнительных лицензий на сервер «1С:Предприятие 8» и лицензий на СУБД) платформа «1С» может работать в файловом и клиент-серверном вариантах (на основе трехуровневой архитектуры «клиент-сервер» (см. рис. 1): клиентское приложение, кластер серверов «1С:Предприятия 8», СУБД). Если пользователей более десяти, рекомендуется выбирать клиент-серверный вариант.

Рис. 1. Трехуровневая архитектура решения «1С: Предприятие 8»
Рис. 1. Трехуровневая архитектура решения «1С: Предприятие 8»

 

В файловом варианте все пользователи могут работать на одной виртуальной машине в облаке, например на терминальном сервере. Для клиент-серверного варианта лучше выбрать не менее двух виртуальных машин (см. рис. 2):

  • сервер с клиентским приложением, например терминальный сервер с клиентской частью «1С» (толстый клиент);
  • сервер «1С» и СУБД (MS SQL или PostgreSQL).
Рис. 2. Схема развертывания решения  «1С: Предприятие 8» в облаке
Рис. 2. Схема развертывания решения «1С: Предприятие 8» в облаке

 

Лицензии на продукцию «1С» поставляются с программной или аппаратной (USB-ключи) защитой от несанкционированного копирования. В облачной среде наиболее предпочтительным является использование программной защиты, поскольку это исключает единую точку отказа, каковую представляет собой аппаратный ключ, облегчает задачу обеспечения необходимой отказоустойчивости благодаря отсутствию привязки к физическому серверу и избавляет от дополнительных затрат и проблем с размещением USB-ключей у провайдера.

Активация программной лицензии осуществляется с помощью PIN-кода. С лицензией предоставляются не только активные, но и резервные PIN-коды, которые могут потребоваться для повторной активации лицензии в случае изменения ключевых параметров виртуальной машины. Поскольку анализируется только удаление, а не добавление устройств и объема оперативной памяти, активировать лицензию рекомендуется при минимальном наборе устройств и минимальном объеме оперативной памяти. В случае исчерпания резервных PIN-кодов компания «1С» предоставляет по запросу дополнительные.

Наиболее важными и непростыми задачами являются повышение продуктивности использования платформы «1С» в облаке и настройка СУБД. Типичные проблемы при развертывании и эксплуатации облачной инфраструктуры для «1С» следующие:

  • неправильный выбор мощностей;
  • неквалифицированная настройка сервисов виртуальной инфраструктуры;
  • недостаточное внимание к тестированию производительности платформы «1С».

Для достижения максимальной производительности рекомендуется проверить и выполнить ряд настроек. Прежде всего необходимо исключить свопинг, для чего с помощью системы мониторинга следует обязательно удостовериться в том, что объем оперативной памяти достаточен для работы ВМ. Кроме того, файл подкачки ОС, профили пользователей, файлы баз данных, файлы логов транзакций (SQL) и tempDB (SQL) лучше разместить на дополнительных SSD-дисках, а для файла подкачки установить фиксированный размер.

На SQL-сервере необходимо выключить все ненужные службы, например FullText Search и Integration Services, установить максимально возможный объем оперативной памяти, максимальное количество потоков (Maximum Worker Threads) и повышенный приоритет сервера (Boost Priority), задать ежедневную дефрагментацию индексов и обновление статистики, настроить автоматическое увеличение файла базы данных (не менее 200 Мбайт) и файла лога (не менее 50 Мбайт), а также полную реиндексацию не реже одного раза в неделю. При размещении серверов SQL и «1С:Предприятие» на одной ВМ следует включить протокол Shared Memory.

При расчете требуемых мощностей в облаке лучше выбрать минимальные первоначальные значения без запаса, поскольку биллинг почасовой, а мощности в любой момент можно увеличить или уменьшить. Такой подход позволяет существенно экономить ресурсы и средства. Вместе с тем надо обязательно протестировать и оценить быстродействие системы, для чего можно использовать, например, бесплатные нагрузочные тесты Гилева (http://www.gilev.ru/tpc1cgilv/) и «1С:Корпоративный инструментальный пакет» (http://v8.1c.ru/expert/etp.htm).

С помощью тестов Гилева можно быстро и достаточно легко понять, насколько эффективно работает платформа «1С», как влияют на ее производительность те или иные настройки, а также найти и устранить узкие места инфраструктуры. Для более детального анализа нагрузки и поиска узких мест рекомендуется использовать утилиту Process Explorer Марка Русиновича (https://technet.microsoft.com/en-us/sysinternals/processexplorer).

Следуя перечисленным выше рекомендациям, можно добиться увеличения быстродействия платформы «1С» в облаке в 1,5–2 раза.

Не менее важной задачей является надежное резервное копирование данных, которое может выполняться как провайдером (например, путем ежедневного резервного копирования файлов всех виртуальных машин в режиме Disaster Recovery), так и средствами SQL-сервера или самой платформы «1С» (в варианте с файловой базой данных). Обе меры обеспечат надежное хранение, требуемые уровень и время восстановления данных.

Квалифицированное размещение ИТ-сервисов, в том числе «1С», на облачной платформе провайдера позволяет:

  • существенно сократить расходы;
  • повысить уровни безопасности (доступ к данным, резервное копирование, антивирусная защита и др.) и технического обслуживания;
  • обеспечить централизованное администрирование и мониторинг;
  • организовать эффективную и безопасную удаленную работу;
  • воспользоваться гибкими возможностями масштабирования, лицензирования и оперативного перехода на необходимые версии конфигураций «1С».

Михаил Волков, директор по работе с партнерами компании «Облакотека» (mvolkov@oblakoteka.ru)

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF