Сергей Юцайтис, консультант по технологиям для совместной работы, CiscoCisco является ведущим игроком на рынке решений для видео-конференц-связи. Так, например, по данным IDC, доля Cisco в сегменте оборудования для корпоративных видеоконференций превышает 40%. Компания первой вывела на рынок иммерсивные системы видеосвязи. Однако сегодня рынок решений ВКС премиум-сегмента в целом и решений Telepresence в частности переживает не лучшие времена. Это связано как с уменьшением ИТ-бюджетов, так и со смещением акцента в сторону бюджетных и облачных решений. Между тем необходимая для ВКС серверная инфраструктура остается дорогим удовольствием, которое в состоянии позволить себе далеко не каждая компания. Ситуацию может изменить предложенная Cisco новая модель лицензирования. О перспективах развития систем видеоконференций в интервью нашему журналу рассказывает Сергей Юцайтис, консультант по технологиям для совместной работы компании Cisco.

Журнал сетевых решений/LAN: Все чаще видео-конференц-связь воспринимается как часть решений для унифицированных коммуникаций и совместной работы (Unified Communications&Collaboration, UCC). Какими вам видятся перспективы развития ВКС?

Сергей Юцайтис: Видеоконференции всегда рассматривались Cisco как составная часть унифицированных коммуникаций и никак иначе. В наших рекомендованных решениях телефония и видеокоммуникации разделяются только применительно к рынку SMB (до 1000 сотрудников в компании). Для более крупных предприятий предлагаются пакеты, включающие в себя все средства коммуникации. Иначе говоря, мы продвигаем полный набор инструментов для делового общения.

Более того, если раньше говорилось об унифицированных коммуникациях, то теперь акцент делается на совместной работе (Collaboration). Безусловно, видео — самый интерактивный способ коммуникации, предназначенный для непосредственного общения людей, но иногда вместо видео необходимы средства для работы с документами, а иногда предпочтение отдается мгновенному обмену сообщениями или средствам отложенной доставки и т. д. Другими словами, для полноценной коммуникации необходим комплекс инструментов.

 

LAN: Какие из различных технологий — WebRTC, высокое разрешение (4K), H.265 и другие инновации — способны оказать наибольшее влияние на развитие собственно видеосвязи?

Юцайтис: Мы активно продвигаем H.265, но не столько с целью тотального перевода всех конечных систем на этот протокол (он весьма ресурсоемкий), сколько для организации связи между двумя сегментами видеосети, то есть между серверами, либо для подключения с хорошим качеством какого-то важного удаленного абонента.

Арифметика простая: чтобы добиться уменьшения полосы пропускания в два раза при сохранении качества необходимо выполнить в четыре раза больший объем вычислений, то есть нагрузить процессор видеосистемы и серверы ВКС. С увеличением требований к аппаратному обеспечению растет и стоимость решения. Пока Cisco — единственный крупный производитель, выпускающий решения для видеосвязи с поддержкой H.265.

Кроме того, мы активно развиваем свою версию SVC, причем по сути SVC не являющейся. Cisco отказалась от принятого в SVC принципа взаимодополняющих профилей (layer). Каждый поток независим и может быть декодирован отдельно. Это дает массу преимуществ — в частности, возможность применения эффективных протоколов коррекции ошибок. Согласно нашим расчетам, подобный подход не приведет к сильному увеличению занимаемой полосы пропускания, более того, позволит сэкономить ее (если учитывать как прием, так и передачу информации).

Еще одно перспективное направление — обмен многопотоковым видео с поддержкой нескольких документальных потоков, что обеспечит показ нескольких экранов компьютеров при взаимодействии рабочих групп. Такая функциональность становится все более востребованной.

Все остальные новшества направлены не столько на развитие самих технологий (которые, конечно, тоже совершенствуются), сколько на предоставление пользователю функций для более удобного взаимодействия с системами связи за счет использования специально разработанных для этого стандартов и протоколов. Практически все наши системы теперь поставляются с сенсорными экранами, делающими общение с видеосистемой все более простым и наглядным, тогда как у других вендоров основным устройством управления остается ИК-пульт. Для реализации расширенного функционала управления конференцией, например, с сенсорного пульта Cisco разработала семейство протоколов ActiveControl, новый транспортный протокол iX, протокол управления конференцией Cisco — XCCP.

 

LAN: А какова позиция Cisco в отношении WebRTC?

Юцайтис: Безусловно, это перспективное направление — пользователь может не думать о наличии того или иного клиента, например, на мобильной платформе, что позволит отказаться от загружаемого плагина, минимизирует загружаемый код программных клиентов и сделает их кросс-платформенными.

Однако развитие WebRTC зависит в первую очередь от разработчиков браузеров, поэтому мы ждем, когда WebRTC будет поддерживаться в большинстве браузеров. Как только это произойдет, мы поддержим WebRTC в составе существующего решения Cisco для коммуникаций B2C (Business-to-Customer) — портала Jabber Guest.

Именно для этих задач WebRTC и необходим, так как позволяет взаимодействовать с неавторизованным клиентом, находящимся за пределами корпоративной сети и имеющим в своем распоряжении не специальное оборудование, а только стандартные средства связи (смартфон, планшет, ноутбук).

 

LAN: В облачных коммуникациях большое внимание Cisco уделяет Intercloud — взаимодействию облаков с целью обеспечения возможности общения между их абонентами. В случае ВКС системы видео-конференц-связи в разных организациях также не связаны между собой. Каковы возможности их объединения?

Юцайтис: У Cisco максимальная совместимость обеспечивается как раз в случае облачных сервисов. Наши персональные виртуальные комнаты (Collaboration Meeting Room, CMR) полностью совместимы с облачным сервисом Microsoft Office 365. Пользователи различных облачных систем должны полноценно взаимодействовать (в случае облаков разных вендоров). Однако разные сервисы могут обслуживаться различными облачными технологиями Cisco, например WebEx вместе с Hosted Collaboration Solution (HCS). Так, программные клиенты могут обслуживаться HCS с WebEx и использовать в качестве сервиса конференций облачные или гибридные виртуальные комнаты CMR.

 

LAN: А помимо облаков какие иные способы взаимодействия двух корпоративных систем ВКС возможны?

Юцайтис: Интеграция — термин, обычно требующий расшифровки. Под интеграцией могут пониматься как возможность установления соединения так и мультисервисное взаимодействие (Reach Communication), когда для связи с чужой системой используются все типы поддерживаемых коммуникаций. Такого рода интеграция обеспечивается Cisco, например, с Microsoft Lync для сервисов Instant Messaging, Presence, голосовых и видеовызовов.

Если мы говорим о единой системе коммуникаций, то должны учитывать и другие аспекты, например централизованное управление и обслуживание. У администратора должны быть инструменты для обеспечения общих политик доступа, безопасности, контроля полосы пропускания. При наличии разных центров контроля вызовов это невозможно.

Построение единой системы коммуникаций эффективнее и с точки зрения оптимизации OPEX: в этом случае достаточно иметь штат специалистов, прошедших обучение и сертификацию только у одного производителя. При модернизации моновендорной системы коммуникаций не возникает вопросов о совместимости ее компонентов, поэтому снижаются риски, затраты и т. д.

Конечно, у всех крупных вендоров есть решения по адаптации терминалов, шлюзов и прочего оборудования другого производителя в свою систему коммуникаций. Но при такой адаптации неизбежно теряются технологии, специфичные для каждого из производителей, устройство обеспечивает только функционал, возможный на базе открытых протоколов и стандартов.

 

LAN: По оценкам аналитиков, рынок иммерсивных систем класса Telepresence не растет. Как в Cisco оценивают перспективы этого направления видеосвязи, родоначальником которого она является?

Юцайтис: Рынок не растет, но и не сокращается. Возможно, Cisco выглядит на нем несколько лучше других компаний, поскольку разработка иммерсивных систем требует немалых инвестиций, которых многие не могут себе позволить и потому уходят с рынка. Это топовые системы, и в них реализуются все последние достижения, что требует постоянных инвестиций в разработку. В свою очередь, для оправдания немалых затрат необходима уверенность в возможности будущих продаж.

Создавая такие системы, Cisco инвестирует и в технологический задел на будущее — разработку технологий, которые со временем станут переноситься на обычные видеосистемы. Так, уже в мае, когда это интервью будет опубликовано, мы планируем выпустить новое ПО для линейки видеосистем SX, где, по сути, будет реализован интерфейс иммерсивной системы IX5000. На его разработку затрачены серьезные средства, поскольку новое ПО системы управления создавалось буквально с нуля. Даже операционная система панели изменена с Linux на Android.

Эти новшества направлены на повышение комфортности работы пользователя с ВКС. Придя в аудиторию, обычный пользователь должен быть способен самостоятельно, без помощи технического специалиста, провести виртуальную встречу, при этом логика работы интерфейса сенсорной панели должна быть понятна пользователям современных смартфонов, а видеосистема должна адекватно реагировать на все действия пользователя.

 

LAN: В связи с дороговизной аренды офисов в крупных бизнес-центрах общей тенденцией организации офисного пространства стала его максимальная экономия. Однако для системы Telepresence требуется отдельное помещение…

Юцайтис: Это единственный недостаток иммерсивных систем. Но мы подстраиваемся под требования рынка, и идеология меняется. Если раньше создание специальной комнаты было обязательным требованием, то теперь систему можно размещать в открытом офисном пространстве: наше новое решение рассчитано именно на такое развертывание.

Да, конечно, в закрытой студии звук лучше, но и в открытом офисном пространстве благодаря современным адаптивным технологиям шумоподавления его качество будет достаточным для делового общения (паразитный шум выявляется при помощи дополнительных микрофонов и вычитается из основного сигнала).

Например, настольная система DX-80 имеет специальный режим подавления окружающих звуков и позиционируется для открытых офисных пространств.

 

LAN: В кризисные 2008–2009 годы наблюдался локальный бум решений для видеоконференций. Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на российском рынке ВКС?

Юцайтис: На нашем рынке все расчеты и планирование бюджетов на ВКС производятся в национальной валюте (в Роcсии — в рублях), так что можно считать, что в России и других странах СНГ объем продаж Cisco ВКС как минимум не уменьшился.

К тому же стоимость самих решений падает. Часто приходится пересчитывать стоимость проектов, уже согласованных с крупными компаниями, практикующими планирование закупок ИТ-оборудования на несколько лет вперед. Как правило, после замены устаревших позиций в спецификации на современные и более производительные аналоги общая стоимость решения Cisco заметно уменьшается.

Таким образом, интерес к решениям ВКС сохраняется. Продажи выросли как в рублевом эквиваленте, так и в пересчете на единицы проданного оборудования и ПО.

 

LAN: Объем поставок поддерживается главным образом за счет расширения существующих систем?

Юцайтис: За счет расширения, модернизации, замены устаревших систем связи… Иногда проще поменять старые системы коммуникаций вместо того, чтобы модернизировать их. Более того, многие вендоры отказываются от их обновления, а некоторые вообще ушли с рынка или были поглощены.

Практически никто сейчас не рассматривает замену устаревшей классической телефонной станции на более современную телефонию того же типа. Заказчики приходят с вопросом: как сделать так, чтобы наша коммуникационная система поддерживала видео и другие современные возможности? Некоторые решения, вполне привычные для Cisco, ряду владельцев обособленных систем видеоконференций представляются чем-то нетривиальным.

Интеграция различных коммуникационных средств достигается благодаря тому, что в центре всего решения находится CallManager, который «знает» обо всех соединениях. Например, в любой момент можно организовать импровизированную видеоконференцию (ad hoc), когда в процессе разговора вызов переводится на удержание, совершается звонок другому абоненту и все участники объединяются в конференцию. При этом во время паузы на экран, например, выводится предупреждение «Подождите, собирается видеоконференция» или проигрывается ролик с логотипом компании (video on hold).

 

LAN: Можно ли сказать, что рынок развивается только за счет уже имеющихся заказчиков и все желающие уже реализовали в том или ином виде и объеме решения для ВКС?

Юцайтис: Это касается только крупных заказчиков. На рынке постоянно появляются новые компании, сегмент SMB развивается преимущественно за счет притока новых клиентов. Со временем они отказываются от микроофисных АТС и переходят на более серьезные системы коммуникации.

 

LAN: Недавно Cisco обновила свою лицензионную политику. Что получит российский заказчик?

Юцайтис: Да, действительно, в области видеосвязи предложена новая модель лицензирования — Cisco Personal Multiparty. Для пользователей классических систем ВКС такая модель весьма непривычна, она более характерна для Web-конференций или телефонии. При лицензировании акцент делается на пользователях, а не на портовой емкости сервера — вводятся несколько категорий пользователей: 1) базовый, 2) с расширенными возможностями, 3) совместно используемые ресурсы (для сотрудников, с которыми не ассоциированы лицензии 1) и 2)).

Что это дает? Заказчик может получить все инфраструктурное ПО для развертывания в ЦОД без каких-либо ограничений на размер последнего. Например, в компании из 500 человек есть 25 привилегированных пользователей, которые иногда собираются на совещания. Им и продается лицензия PMP-А, благодаря которой они могут организовать видеоконференцию любого размера и типа. Обойдется она в 650 долларов на человека. Для остальных приобретается базовая лицензия или лицензии общего пользования. Обычный пользователь может собрать конференцию до четырех участников с качеством до 720p. Пользователь с расширенными возможностями — конференцию с качеством 1080p неограниченного размера.

На российском рынке эта модель лицензирования была воспринята как демпинговая. При пересчете старых спецификаций по новой модели инфраструктура и ПО обходятся дешевле как минимум в 10 раз. В результате продажи по старой схеме остановились. Если раньше в тендерах китайские производители перебивали наши предложения ценой, то теперь Cisco может делать то же самое, предлагая при этом самые современные инфраструктурные решения ВКС корпоративного класса.