Левон Дадаян, технический директор, IBS DataFortЕсли раньше для обеспечения сохранности данных многие компании стремились вынести свои данные, приложения и инфраструктуру в зарубежные ЦОДы, то теперь, в соответствии с требованиями ФЗ-242, многим приходится — или предстоит — возвращать их обратно. С технической точки зрения такая процедура сопряжена с рядом сложностей из-за необходимости обеспечить непрерывность предоставления сервисов в период миграции. Дополнительные трудности возникают, если параллельно с миграцией осуществляется переход с одной вычислительной платформы на другую. Не имея опыта, компании лучше обратиться к услугам провайдера, у которого накоплен необходимый опыт по трансграничной миграции данных, например, такого, как IBS DataFort. О выгодах и преимуществах переноса инфраструктуры в виртуальную среду в ЦОД провайдера рассказывает Левон Дадаян, технический директор IBS DataFort, к.т.н.

Журнал сетевых решений/LAN: Какие причины побуждают переносить данные обратно в Россию?

Левон Дадаян: Как вы, наверное, знаете, с 1 сентября 2015 года вступает в силу закон, обязывающий все компании хранить персональные данные российских граждан на территории. Соответственно, те, кого это касается, пытаются перевести свою инфраструктуру на территорию нашей страны. Другая частая причина — организационные изменения. Например, у некоторых предприятий часть активов принадлежит иностранным акционерам, часть — российским, и когда происходит раздел бизнеса, осуществляется миграция в Россию. Есть и третья — стоимость услуг зарубежных провайдеров и ЦОДов рассчитывается, к сожалению, не в российских рублях.

 

LAN: Какие сложности подстерегают при транснациональной миграции данных?

Дадаян: Проблем несколько. Первая, самая трудная задача — обеспечить непрерывность предоставления сервиса на период миграции. Выполнить это условие без наличия соответствующего опыта очень сложно. Необходимо четко понимать, какие сервисы надо продублировать, что перенести в первую очередь, а что во вторую, как составить план перехода и насколько долгим окажется возможный простой. Все перечисленные нюансы необходимо учитывать и согласовывать, и если компания еще не сталкивалась с этой проблемой, то любая самодеятельность будет чревата отсутствием доступа к сервисам на весь срок миграции.

Вторая, не менее важная, задача — обеспечить полноту переноса (целостность) всех сервисов, которые были доступны клиенту в зарубежном ЦОДе, на российскую инфраструктуру. Самый простой пример: у крупной материнской компании есть своя система Active Directory, а мигрирующая дочерняя представлена в ней как одна организационная единица (Organizational Unit, OU). Соответственно, в новой инфраструктуре надо создать новую систему каталогов и все ранее поддерживаемые сервисы переназначить соответствующим образом, чтобы они остались доступны пользователям. Эта проблема особенно актуальна при разделении предприятия, когда приходится заботиться о том, чтобы не потерять сервисы при отделении и последующей их миграции.

Третья возможная проблема возникает при гетерогенной миграции. Зачастую оборудование изначально установлено на одной аппаратной платформе, а клиент хочет при миграции перейти на другую платформу, например с RISC на x86. Такая гетерогенная миграция сопряжена с рядом сложностей — в частности, необходимы преобразование данных и их адаптация для новой платформы или новой системы.

Вот три наиболее серьезные проблемы, возникающие при миграции.

 

LAN: Какая стратегия, на ваш взгляд, является оптимальной при осуществлении миграции? Какой подход предпочтительнее — проектный или сервисный?

Дадаян: Наша компания занимается профессиональными сервисами, и мы считаем, что только сервисный подход к процессу миграции позволяет сделать сам процесс миграции максимально комфортным для клиента — без прерывания бизнес-процессов.

В то же время при миграции сложных инфраструктур, состоящих из большого количества серверных и сетевых элементов, для того чтобы предусмотреть все детали, требуется сложное детализованное планирование, но это не изменяет самого подхода, который в итоге остается сервисным.

 

LAN: Наверное, для лучшего понимания необходимо рассказать, что представляет собой миграция. Как происходит этот процесс?

Дадаян: В зависимости от того, какая инфраструктура должна мигрировать (физическая или уже виртуализированная), применяются разные сценарии.

В случае инфраструктуры, представляющей собой совокупность физических серверов и сетевых устройств, миграция осуществляется в несколько этапов. Первый этап — виртуализация. С помощью специальных программных средств аппаратная среда заказчика преобразуется в виртуальную. На втором этапе виртуальная среда размещается на облачной платформе компании DataFort. Далее происходит синхронизация данных между старой и новой инфраструктурами, затем настраиваются необходимые коммуникации с внешними сервисами. После всех проверок новая инфраструктура становится доступной клиенту.

Если у клиента инфраструктура уже виртуализирована, то один из возможных вариантов миграции — это перенос виртуальных устройств (серверов, коммутаторов и маршрутизаторов) в реальном времени без прерывания сервисов. В этом случае организуется частный канал передачи данных (в том числе международный — так называемая International Privaye Line) между старой площадкой клиента и одним из наших ЦОДов, где располагается виртуальная платформа. Формируется единый виртуальный кластер, состоящий из двух географически разнесенных ЦОДов. В рамках этого кластера посредством стандартных инструментов среды виртуализации происходит перенос виртуальной инфраструктуры. По завершении переноса, как и в вышеописанном случае, проверяются коммуникации с внешними сервисами клиента, и после проверок кластер расформировывается, канал между ЦОДом и облачной платформой компании DataFort разрывается и клиент начинает получать сервисы уже из инфраструктуры находящейся в облаке компании DataFort.

 

LAN: Можно ли ограничиться переносом только персональных данных, подпадающих под требования российского законодательства, и части информационной системы, ответственной за их обработку?

Дадаян: Мы поддерживаем все варианты переноса: возможна как полная миграция, так и частичная, вплоть до создания географически разнесенных кластеров по желанию клиента. Часть данных, которые в соответствии с законодательством должны находиться на территории РФ, размещаются на нашей платформе, и мы обеспечиваем их связанность с той частью системы, которая находится за рубежом.

 

LAN: Что, если заказчик захочет поменять платформу RISC на x86?

Дадаян: У нас есть достаточно большой опыт гетерогенной миграции, когда возникает необходимость поменять платформу. Например, если база данных размещалась на платформе RISC, то мы можем переместить ее на платформу x86, чтобы клиент мог унифицировать свои сервисы. Платформа x86 более понятна пользователям, к тому же перенос позволяет перейти к однородной среде. Большинство таких примеров у нас связано с опытом миграции продуктов компании Oracle, платиновым партнером которой мы являемся.

 

LAN: А если заказчик не хочет менять платформу?

Дадаян: Тогда мы можем предложить организацию гибридного облака. Те данные, которые заказчик хочет хранить на старой платформе, оставить, например, на RISC-сервере и подключить его системы к нашей виртуальной инфраструктуре для доступа к данным. В результате получится гибридная среда: часть инфраструктуры будет по-прежнему базироваться на аппаратном обеспечении, а остальная — размещаться в виртуальной среде.

 

LAN: Каковы риски потери информации при переносе базы данных?

Дадаян: Как таковой потери данных при миграции не происходит: стандартные механизмы позволяют осуществлять проверку контрольных сумм, подтверждающих целостность данных. Есть риски потерять информацию при простое сервисов. Поэтому период простоя, если таковой планируется, согласуется с клиентом. Если остановка сервисов недопустима, поможет репликация между базами данных. Для этого организуется временный кластер, посредством механизма репликации база со старой площадки дублируется на новую. После того как все соединения переключаются на базу данных на новой площадке, старая отключается, в результате миграция проходит для клиента без потерь.

 

LAN: Как обеспечивается конфиденциальность и безопасность данных, в частности защита от утечек?

Дадаян: Для нас все данные обезличены — мы просто переносим инфраструктуру, все пароли доступа к виртуальным устройствам находятся у заказчика. Миграция производится по выделенным каналам VPN (в том числе с шифрованием), то есть канал защищен сам по себе.

При ручном переносе данных — такое тоже случается — наша ответственность наступает с момента их получения. Используемая платформа — среда виртуализации — соответствует всем требованиям ФЗ-152, в том числе обеспечивается защита периметра и устраняется риск несанкционированных действий администратора. Все действия протоколируются, поэтому клиент всегда может получить информацию о том, что происходит (или происходило) с его инфраструктурой в тот или иной момент времени.

 

LAN: Чем выгоднее перенос данных в вашу виртуальную среду, а не возвращение их в российский ЦОД или обращение к услугам хостинга?

Дадаян: Собственный или арендованный ЦОД — это затраты на серверную инфраструктуру, за которой необходимо следить и постоянно поддерживать ее в актуальном состоянии. Если в процессе эксплуатации вдруг появится потребность в наращивании мощностей, без прерывания сервиса это будет сделать проблематично. Помимо этого, надо учитывать расходы на содержание штата специалистов, которые должны обеспечивать функционирование ЦОДа.

Мы, как сервис-провайдер, берем на себя решение обеих проблем — и масштабирование (sizing), и обслуживание. Наша платформа виртуализации позволяет клиенту самостоятельно в реальном времени наращивать ресурсы: оперативную память, процессор и жесткий диск. Такие возможности мы можем предоставить благодаря партнерству с компанией Cisco Systems. В случае же с реализацией проектного решения в виде аппаратной инфраструктуры в ЦОДе такое оперативное расширение невозможно — для этого требуется больше времени, необходимо останавливать работу сервисов и т. п. В нашем случае все делается в горячем режиме.

 

LAN: Базы данных ранее считались не подходящими для виртуализации приложениями из-за их высоких требований к ресурсам. Насколько с этой точки зрения оправдан перенос базы данных в виртуальную среду?

Дадаян: Да, действительно, стандартные элементы виртуализации не в полной мере отвечают требованиям поддержки баз данных. Эта проблема решается путем наращивания ресурсов. Например, если раньше база данных обрабатывалась одним процессором, то теперь мы можем выделить ей два, десять — сколько потребуется. В этом отношении именно виртуальные платформы позволяют осуществлять гибкое горизонтальное наращивание.

Если на аппаратной платформе для оптимизации базы данных нередко необходима замена оборудования, то в случае с виртуальной платформой ресурсы можно наращивать в реальном времени. То же самое относится и к дисковой производительности: мы можем предложить несколько типовых вариантов подключения СХД. Единственной особенностью является то, что в виртуальной среде для настройки производительности базы данных требуется несколько больше времени.

 

LAN: Перенос баз данных — это типовой проект?

Дадаян: Если СУБД автономная и архитектура аппаратной платформы в ЦОДе за рубежом соответствуют нашей платформе, то да. В случае если СУБД представляет сложный кластер, то тогда приходится учитывать связность данных, рабочую нагрузку и другие параметры. Такие проекты требуют отдельного профессионального анализа.

 

LAN: Какие гарантии получает заказчик? Поможет ли такой перенос выполнить все требования российского законодательства?

Дадаян: Гарантии обеспечиваются соглашением об уровне сервиса (SLA), которое заключается с клиентом, где указана наша финансовая ответственность за нарушение качества предоставляемого сервиса. К тому же мы предлагаем клиентам законченный продукт (готовую платформу), соответствующий требованиям ФЗ-152, который также покрывается единым SLA. Большинству компаний достаточно третьего или четвертого уровня защищенности. Этим требованиям наша платформа удовлетворяет.

 

LAN: Сколько времени занимает проект миграции данных? От каких факторов зависит длительность переноса?

Дадаян: Прежде всего — от объема данных и количества виртуальных машин (серверов). Сам перенос осуществляется достаточно быстро, если пропускная способность канала, по которому данные передаются между старой и новой площадками, достаточна. Эта величина рассчитывается в рамках проработки нами процесса миграции, Мы помогаем нашим клиентам организовывать данный сервис совместно с нашими партнерами-операторами: «ВымпелКомом», Verizon, Level3.

Дольше всего длится процесс планирования — два-три месяца. Мы выясняем, что переносить, в каком порядке, какие сервисы клиент хочет заменить на аналоги во время миграции, контрольные точки и т. д. Сама миграция занимает в среднем от одной до трех недель. Аппаратную инфраструктуру из 20 серверов с данными объемом 10 Тбайт можно перенести за неделю.