Дмитрий Ганьжа

В ИТ облачные технологии и подходы, с одной стороны, стали привычным явлением, а с другой — полномасштабные реализации облаков на предприятиях все еще редкость. Начиная с 2010 года то или иное аналитическое агентство или издание регулярно выступает с заявлениями о том, что наступивший год непременно будет годом облаков. Однако, как показывают последние статистические отчеты, облачные вычисления сегодня уже не тенденция, а данность — облачность стала постоянной.

В исследовании IDG Enterprise Cloud Computing Study 2014 отмечается, что 64% предприятий используют по крайней мере одно облачное приложение или перевели часть своей инфраструктуры в облако. В случае малых и средних компаний облачное покрытие практически сплошное. Согласно отчету 2015 US SMB Cloud Computing Adoption Trends, представленному Techaisle, 89% американских предприятий из сегмента SMB работают с облачными приложениями, а в текущем году эта цифра увеличится до 96%, то есть охват станет почти полным. Соответственно, провайдеры облачных сервисов должны изменить свои подходы к продвижению услуг и переориентироваться с первых энтузиастов на массовый рынок.

Наиболее типичный сценарий использования облака небольшими организациями — аренда программного обеспечения по модели «ПО как сервис» (Software as a Service, SaaS). Все больше компаний из сектора SMB предпочитают покупать подписку на приложения вместо приобретения лицензий. Несмотря на то что при многолетней подписке суммарный объем затрат окажется больше, чем при единовременном приобретении ПО, такой подход снижает нагрузку на бюджет за счет сокращения крупных разовых платежей, не говоря уже о таких практических преимуществах, как возможность доступа к данным и приложениям из любого места и с любого устройства.

Как и другие облачные услуги, прогнозируют аналитики, сегмент SaaS будет расти высокими темпами (по оценке 451 Research, на 29% ежегодно), но все же медленнее, чем другие сектора облачного рынка — IaaS (37%) и PaaS (41%). Несмотря на такие радужные ожидания, будущее облачных решений по определению не может быть безоблачным. Главным препятствием остается предубеждение относительно безопасности предлагаемых сервисов. Безусловно, провайдеры знают об этих опасениях, и кое-чего им удалось добиться. Так, например, по результатам опроса Cloud Computing in Eye Care, 94% менеджеров офтальмологических компаний заявили, что защищенность их бизнеса улучшилась после перехода в облако (возможно, это связано со спецификой их деятельности).

Одной из часто упоминаемых проблем является несоответствие между структурой спроса и предложения: ожиданиями заказчиков и предложениями провайдеров. Такая диспропорция, вопреки всему сказанному ранее, говорит, скорее, о незрелости рынка. Путем опроса пользователей и провайдеров аналитическая группа OSP Data выясняла, какова ситуация со спросом и предложением облачных сервисов на российском рынке на начало 2015 года. Краткие итоги исследования представлены в статье Сергея Орлова «Виртуальный офис сегодня и завтра» (полный отчет будет доступен на сайте www.osp.ru/lan/data при условии регистрации). Кроме того, я приглашаю читателей принять участие в диспут-клубе «ИКТ из облака», организуемом командой журнала.