Сегодня ни одно современное предприятие не может обойтись без корпоративной системы телефонии. На этом рынке всегда была масса предложений, а с ростом популярности облачной модели число возможных вариантов только выросло. Чтобы помочь нашим читателям выбрать оптимальный вариант, мы попросили ведущих поставщиков в данной области предложить свое решение для вымышленной компании, в которой работает 100 сотрудников.

 

Итак, вымышленная компания (далее — заказчик) имеет три офиса: в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. В первом трудится 30 человек, в двух других — по 20, еще 30 сотрудников работают на дому. Заказчику требуется корпоративная система связи с современным функционалом бизнес-телефонии, поддержкой мобильных устройств, простыми конфигурированием и настройкой.

Помимо базовых требований (см. врезку «Постановка задачи»), заказчик высказал несколько дополнительных пожеланий. В перспективе он планирует интегрировать коммуникационную систему с рядом бизнес-приложений, в первую очередь с системой CRM. Поэтому желательно, чтобы предложенное решение позволяло осуществить подобную интеграцию максимально просто. Кроме того, в планах на будущее — реализация видеосвязи между тремя офисами с установкой трех групповых терминалов ВКС и трех персональных (для топ-менеджеров). Заказчик считает оптимальным, если этот проект можно будет реализовать как дальнейшее развитие текущего, то есть дополнить коммуникационную систему функциями ВКС.

 

Постановка задачи

Заказчик

Всего 100 сотрудников. Три офиса: Москва (30 человек), Санкт-Петербург (20 человек), Казань (20 человек), 30 сотрудников работают на дому.

Задача

Предложить решение (желательно с ценами) по обеспечению заказчика современной телефонной связью.

Базовые требования:

  • единый многоканальный входящий номер для всех офисов;
  • современные функции бизнес-телефонии (распределение и переадресация вызовов, запись переговоров, голосовая почта, автосекретарь/IVR, аудио-конференц-связь, выдача информации о статусе абонента);
  • подключение к коммуникационной системе с мобильных устройств (смартфоны/планшеты iOS и Android);
  • простые конфигурирование и настройка (через графический интерфейс из браузера);
  • предоставление подробных отчетов и статистики по звонкам.

Терминалы:

  • 20 сотрудников, руководители и мобильные пользователи большую часть времени планируют «держать связь» со своих мобильных устройств (смартфоны/планшеты iOS и Android);
  • 30 надомных сотрудников будут использовать для голосовой связи свои ПК;
  • 30 офисным пользователям нужны стационарные телефонные аппараты — предложить продукты;
  • оставшиеся 20 человек активно перемещаются в пределах офисов, поэтому им удобнее беспроводные трубки (DECT или Wi-Fi — на усмотрение поставщика решения).

У всех терминалов должен быть одинаковый набор функций.

 

Главная интрига — в выборе модели реализации сформулированной заказчиком задачи. Он пока не определился с тем, стоит ли ему устанавливать собственную коммуникационную систему или лучше воспользоваться услугами облачных провайдеров. Поэтому он попросил обосновать предложенные варианты, по возможности проведя экономическое сравнение двух моделей.

СВОЯ ИЛИ В ОБЛАКЕ

Популярность облачных решений стремительно растет. Однако, по данным Panasonic, при двукратном процентном росте в абсолютных величинах объем рынка облачной телефонии пока небольшой, что в основном связано с тем, что его главными потребителями являются компании малого бизнеса. Для таких организаций очень важны быстрое развертывание системы и низкая стоимость владения. И если по такому фактору, как скорость развертывания, облачные АТС выигрывают у «обычных» IP-АТС, то их стоимость, считают в Panasonic, на поверку не всегда оказывается столь привлекательной. Виртуальные системы бывают действительно выгодны — но для тех компаний, которые создаются для реализации коротких проектов.

Специалисты Panasonic утверждают, что локально установленные решения, как правило, обладают более широкой функциональностью, а их модульная структура позволяет, по мере роста компании и изменения задач, дополнять такое решение необходимыми составляющими, соответствующими новым потребностям. Они указывают на ряд рисков, присущих виртуальным решениям — в частности, на то, что в случае использования облачных технологий безопасность информации полностью отдается на откуп провайдеру. Их вывод таков: несмотря на кажущуюся привлекательность виртуальных АТС, во многих случаях выгоднее и безопаснее использовать собственные IP-системы.

Одно из основных преимуществ облачного сервиса — отсутствие капитальных затрат на инфраструктурное оборудование (приобретать придется только терминалы, да и относительно них можно договориться об аренде). Основные затраты составляют ежемесячные платежи за облачные сервисы, но и в части OPEX можно говорить об экономии. Как отмечают представители компании «ЛанКей», обслуживание систем унифицированных коммуникаций (УфК) обходится в среднем в 1000 долларов в месяц (что соизмеримо с месячной стоимостью облачного сервиса) плюс еще расходы на зарплату квалифицированного персонала, способного эксплуатировать такие системы. Нельзя забывать и о том, что при использовании своих собственных систем придется еще тратиться на обновление ПО — провайдеры же облачных сервисов самостоятельно обеспечивают подобное обновление.

Другое неоспоримое преимущество — гибкость и оплата по мере использования. Стоимость облачного сервиса телефонии и УфК обычно рассчитывается исходя из количества пользователей: нанял заказчик новых сотрудников — оперативно подключил дополнительные лицензии, пришлось кого-то уволить — не потребуется оплачивать простаивающие лицензии. Важно и то, что работоспособность облачного сервиса обычно не зависит от физического расположения офиса. Поэтому в случае переезда заказчика в новый офис, не возникнет сложностей с переносом коммуникационной системы.

Еще одно преимущество — быстрый старт. «Как правило, внедрение собственных сложных ИТ-решений занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. Необходимо время на формализацию требований, техническое проектирование, закупку и поставку оборудования, а также на настройку, — поясняет Никита Догадченко, руководитель направления унифицированных коммуникаций компании CTI. — Если же вы пользуетесь облачным сервисом, вся необходимая инфраструктура решения уже развернута на стороне провайдера. В итоге срок внедрения сервисов сокращается в несколько раз».

Поскольку наш заказчик представляет небольшое предприятие, у него, очевидно, нет отказоустойчивого ЦОД для размещения коммуникационной системы. Облачные же провайдеры стараются использовать надежные коммерческие ЦОД уровня Tier III, поэтому способны представить заказчикам финансовую гарантию доступности сервиса не ниже 99,9% времени в месяц. Добиться такого уровня надежности силами небольшой компании достаточно сложно и очень дорого. И это еще один аргумент в пользу облачных сервисов.

Как объясняет Никита Догадченко, обоснованное сравнение моделей внедрения («своя система» или «из облака») возможно провести только рассмотрев конкретный случай и приняв во внимание особенности бизнеса клиента. Согласно расчетам CTI, проведенным на период пять лет, в общем случае облачное предложение по сравнению с созданием собственного решения аналогичного уровня надежности, масштабируемости и защищенности будет выгоднее (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Пример сравнения общей стоимости владения системой УфК в двух моделях.
Рисунок 1. Пример сравнения общей стоимости владения системой УфК в двух моделях.

 

По мнению Максима Репина, менеджера по развитию бизнеса Cisco в области технологий для совместной работы, выбор между локальной, облачной и гибридной моделями развертывания/потребления коммуникационных сервисов в конечном итоге зависит от приоритетов, специфики бизнеса и ИТ-стратегии конкретного заказчика.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОМПАНИИ «ЛАНКЕЙ»

Представители «ЛанКей» сразу подчеркнули, что, перед тем как предлагать заказчику конкретное решение, им важно изучить имеющуюся у него ИТ-инфраструктуру, выяснить, какое оборудование и ПО уже имеется, чтобы максимально задействовать их в проекте и осуществить внедрение нового решения наиболее эффективно. Они предположили, что заказчик уже использует (либо планирует задействовать — если компания создается с нуля) такие инфраструктурные сервисы, как служба каталогов Microsoft Active Directory и корпоративная система электронной почты Microsoft Exchange, а с документами пользователи работают в Microsoft Office. В 70–80% случаев так оно и есть. С учетом этих предположений, в качестве наиболее подходящего решения выбрана система объединенных коммуникаций Microsoft Lync 2013 (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Основные характеристики предложенных решений.
Таблица 1. Основные характеристики предложенных решений.

 

Под объединенными коммуникациями понимается решение, объединяющее все виды связи в едином продукте. Помимо собственно бизнес-телефонии, Microsoft Lync 2013 обеспечит единую корпоративную адресную книгу со статусами присутствия всех абонентов, бесплатные звонки абонентам Skype, ВКС, обмен мгновенными сообщениями, совместный доступ к рабочему столу, Web-конференции, мобильный доступ. Очевидным преимуществом внедрения Microsoft Lync в данном случае станет тесная интеграция со всеми сервисами заказчика, а именно Active Directory, Exchange, продуктами Microsoft Office и Microsoft CRM (о будущем внедрении которого заказчик задумывается). Как отмечают представители «ЛанКей», заказчик получает довольно внушительный список возможностей, которых ему не предоставит ни одна классическая офисная АТС.

Специалисты «ЛанКей» проанализировали два подхода к вопросу использования Microsoft Lync: локальное внедрение в инфраструктуре заказчика и аренда в облаке (по модели SaaS). С учетом небольшого размера компании заказчика можно предположить, что у него вряд ли есть свой ЦОД, большое количество мощных недозагруженных серверов, а самое главное — значительное число квалифицированных ИТ-специалистов. Таким образом, заключили в «ЛанКей», с большой долей вероятности заказчику будет значительно выгоднее арендовать сервис Cloud Lync в облаке.

Цена этого сервиса «ЛанКей» равна 500 руб./мес. за абонента за самый полный функционал (см. Таблицу 2). Поскольку у заказчика 100 сотрудников, расходы составят 50 000 руб./мес. Для сравнения: если внедрять Lync на 100 пользователей внутри компании, то только стоимость ПО превысит 1 млн руб. — и это без учета затрат на серверы и внедрение. Кроме того, в случае реализации своего собственного сервиса заказчику придется раз в три года приобретать ПО заново и оплачивать работы по миграции. Компания «ЛанКей» сама обновляет свой сервис на новые версии Lync по мере их выхода, а также бесплатно предоставляет его техническую поддержку и администрирование.

Таблица 2. Стоимость решения, предложенного компанией «ЛанКей».
Таблица 2. Стоимость решения, предложенного компанией «ЛанКей».

 

Специалисты «ЛанКей» самым тщательным образом подошли к вопросу выбора оконечного оборудования, представив заказчику большое число вариантов и рекомендаций, но оставив свободу выбора: «берите, что нравится и что позволяет бюджет». При этом они отметили, что с ростом популярности концепции BYOD оборудование сотрудникам часто выбирает уже не компания, а сами сотрудники.

Типовые терминалы системы Microsoft Lync 2013 — компьютеры и ноутбуки с установленными на них программными клиентами. Для использования всех возможностей системы достаточно подключить к компьютеру проводную или беспроводную гарнитуру. Гарнитура может быть любой, но специалисты «ЛанКей» рекомендовали проводную гарнитуру Microsoft LX6000 (по цене 2000 руб.), на которой есть кнопки взять/положить трубку, выключить микрофон и громкость. Кроме того, они отметили широкий выбор проводных и беспроводных гарнитур от Jabra, Plantronics и Logitech. Те сотрудники, кому не нравится гарнитура, могут использовать USB-телефоны — например, от Polycom, Jabra и Plantronics по цене от 3000 до 6000 руб.

Выбор IP-телефонов не так широк, как гарнитур, но вариантов тоже достаточно: от относительно недорогих моделей, таких как Snom 710 и AudioCodes HD420 (5000 руб.), до топовых аппаратов с цветными экранами для руководства, например Polycom cx600 и HP 4120 (13 000 руб.).

Мобильные сотрудники смогут использовать любые смартфоны и планшеты под управлением Android, iOS, Windows Phone и RT. Приложение Lync 2013 Mobile можно скачать бесплатно из магазина приложений. Смартфон, находящийся в сети Wi-Fi, является беспроводным телефоном для Lync. Кроме того, даже при отсутствии Wi-Fi приложение Lync Mobile все равно работает — в этом случае звонки на мобильный переадресуются через сеть GSM.

ВКС в Microsoft Lync организуется при помощи обычного компьютера и USB-камеры. Для ПК специалисты «ЛанКей» рекомендуют Full HD-камеру Logitech C930e за 5000 руб., для небольших групп — управляемую камеру Logitech CC3000e (35 000 руб.). Для круглых столов есть камеры с углом обзора 360° (Round Table), например Polycom cx5000 за 200 000 руб. Поскольку Microsoft Lync интегрируется практически с любыми ВКС-системам от Polycom, то, если позволяют средства, заказчик может приобрести персональные терминалы с монитором для топ-менеджеров (например, Polycom HDX 4500), и кодеки для переговорных — например, HDX 7000 или HDX 8000, которые стоят от 400 000 руб. Для переговорных комнат есть решения с большими сдвоенными сенсорными экранами и качественными камерами за 1 млн руб. и более.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ CISCO

Учитывая текущие потребности заказчика и потенциал дальнейшего развития его инфраструктуры, специалисты Cisco предложили использовать коммуникационную платформу Cisco Business Edition 6000 (далее BE6K), в основу которой положена система УфК Cisco Unified Communications Manager. Эта платформа специально была разработана для небольших предприятий и оптимизирована с целью снижения совокупной стоимости владения благодаря консолидации оборудования, сокращению расходов на питание и охлаждение, применению удобных средств настройки и администрирования. Как отмечают в Cisco, базовое ПО и набор интегрированных приложений предоставляют полнофункциональные, комплексные сервисы совместной работы и естественным образом интегрируются с сетью передачи данных. Cisco BE6K поддерживает расширение емкости до 1000 абонентов и 2500 зарегистрированных устройств и обеспечивает возможность объединения в единую сеть до 50 удаленных офисов.

Для реализации проекта предлагается использовать отказоустойчивый аппаратно-программный комплекс Cisco BE6K состоящий из двух серверов Cisco UCS и гипервизора VMware vSphere 5. На базе данной платформы развертывается ряд приложений (в виде виртуальных машин):

  • Cisco Unified Communications Manager 10.5 (CUCM) обеспечивает регистрацию абонентских устройств и приложений, управление номерным планом, установлением аудио- и видеосоединений.
  • Cisco IM & Presence базируется на протоколе XMPP и обеспечивает сервис контроля статуса пользователей (Presence) и обмена мгновенными сообщениями (IM) для программных клиентов Cisco Jabber (в том числе и для мобильных устройств). Данный сервис доступен не только для абонентов CUCM, но и (бесплатно) для всех сотрудников организации в рамках программы Jabber for Everyone.
  • Cisco Expressway обеспечивает защищенный удаленный доступ абонентов системы ко всем корпоративным коммуникационным сервисам без необходимости организации VPN-подключений, а также возможность полнофункциональных внешних коммуникаций с партнерами по бизнесу и клиентами.
  • Cisco Unity Connection представляет собой сервис голосовой почты, интегрированной с почтовыми сервисами и программными клиентами Cisco Jabber.
  • Cisco Unified Contact Center Express, решение для организации контакт-центра до 100 операторов, обеспечивает многоуровневый IVR, развернутую статистику по вызовам, автоматизированное рабочее место операторов и супервизоров КЦ, интеграцию с бизнес-системами и CRM.

Для реализации единого многоканального номера заказчику предлагается использовать цифровое или IP-подключение к ТфОП или оператору связи на базе маршрутизатора Cisco с функцией шлюза или граничного элемента защиты (CUBE) для SIP-транка. В зависимости от потребностей заказчика этот серийный номер может быть терминирован на системе автоматического секретаря, контакт-центре или рабочих местах секретарей, оборудованных консолью Unified Attendant.

Администрирование платформы осуществляется с помощью встроенных приложений Cisco Prime Collaboration. Как отмечают в Cisco, удобный пользовательский интерфейс и инструменты автоматизации этого средства значительно ускоряют развертывание системы и существенно сокращают время, необходимое для внесения текущих изменений. Кроме того, радикально снизить нагрузку на администратора системы по настройке и кастомизации функций позволяет пользовательский портал самообслуживания, встроенный в CUCM. Для пользователей реализуется сервис «одного окна», где они самостоятельно (через Web-интерфейс) могут просто и наглядно персонифицировать основные функции телефонии, подключить мобильные устройства, настроить мобильный номер или запланировать конференцию.

В качестве средств связи для мобильных сотрудников Cisco предложила свои программные клиенты Jabber (для Windows, MAC, iPad, iPhone, Android), а для руководителей — еще и настольные IP-телефоны Cisco 8851 с функциями Intelligence Proximity для интеграции с мобильными устройствами. Надомным сотрудникам также предлагаются клиенты Jabber. «Стационарным» офисным сотрудникам — настольные IP-телефоны Cisco 7821 и тоже клиенты Jabber, которые обеспечат обмен мгновенными сообщениями, контроль статуса присутствия и управления настольным телефоном. Тем 20 сотрудникам, которые активно перемещаются в пределах офисов, рекомендованы телефоны Cisco 7821 в режиме Hot-Desking и клиенты Jabber для iPhone и Android.

Хотя специалисты Cisco предложили заказчику развернуть платформу Cisco BE6K у себя на площадке, они не исключили и другие модели потребления сервисов телефонии/УфК. Как отмечает Максим Репин, функциональность предложенного решения может быть реализована на базе облачного сервиса на платформе Cisco Hosted Collaboration Solution (HCS) от операторов — партнеров Cisco (такое предложение заказчику поступило от компании CTI — см. ниже). «Более того, благодаря поддержке общего набора приложений, оконечного оборудования и программных клиентов может быть реализована гибридная модель решения, — говорит он. — Так, например, нередко в головном офисе заказчика исторически применяется собственная платформа, а инфраструктура для быстрорастущих филиалов или часто меняющих дислокацию офисов продаж, средства поддержки мобильных/надомных сотрудников развертываются с привлечением облачного сервиса. При этом для сотрудников компании способ доставки сервисов ‘‘прозрачен’’ — никакой разницы они не ощущают».

Cisco предложила широкие возможности по развитию своего решения в части ВКС. В качестве персональных терминалов ВКС руководители могут использовать терминалы серии DX, которые регистрируются и работают под управлением CUCM, входящего в состав платформы BE6K. Платформа Cisco BE6K обеспечивает ряд дополнительных функций — в частности, для совместимости с оконечным оборудованием H.323/SIP и организации межкорпоративной конференц-связи (TelePresence Video Communication Server) и проведения Web-кон-

ференций (WebEx Meeting Center). Кроме того, как вариант облачной или гибридной модели потребления коммуникационных сервисов можно рассмотреть расширение функционала телефонии сервисом ВКС. Такие предложения есть в портфеле российских провайдеров — партнеров Cisco.

Всем хорошо предложение Cisco, вот только информацию о его стоимости заказчик не получил. Без цен трудно сопоставить это предложение с другими и принять окончательное решение.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ CTI

Компания CTI предлагает заказчику возможность использовать сервисы телефонии/УфК как на базе серверного решения, приобретенного в собственное пользование, так и из облака. Но при этом специалисты компании акцентируют его внимание на преимуществах облачной модели. С помощью брендированного портала заказчик может получить полное управление всеми услугами, подключать и удалять пользователей, менять их профили, получать отчеты по использованию сервисов и статистику звонков.

Решение от CTI обеспечивает все запрошенные заказчиком функции бизнес-телефонии. Все звонки внутри компании, в том числе между филиалами в регионах, становятся бесплатными, междугородные звонки на местные номера оплачиваются по локальным тарифам, а благодаря использованию мобильных приложений для смартфона или ноутбука достигается экономия на мобильных переговорах. Для подключения городских телефонных номеров возможно несколько вариантов. Если у заказчика уже есть номера, которыми давно пользуются клиенты, то их можно сохранить, купив и дополнительные, если необходимо. Можно и с нуля обеспечить многоканальный номер.

Представители CTI подчеркивают, что при подключении услуги заказчик получает законченную экосистему с полным функционалом сервисов УфК, тесно интегрированных между собой, включая мультимедийный чат и текстовые сообщения, показ статуса присутствия пользователя, унифицированную почту, видеозвонки. Предложенный сервис обеспечивает доступность по единому номеру с автоматическим переключением вызова между планшетом, смартфоном и настольным телефоном, а также единый корпоративный справочник в единой корпоративной среде.

«Единый телефонный справочник, доступный на любом устройстве совместно со статусом присутствия, позволяет быстро связаться с нужным человеком. Одним кликом можно отправить мгновенное сообщение, перезвонить коллеге, переключиться в режим видеозвонка, собрать аудиоконференцию или совместно поработать с документом по Webex, — объясняет Никита Догадченко. — Сервисы IP-АТС идеально расширяют возможности других корпоративных информационных систем. Например, звонки коллегам можно совершать прямо из справочника сотрудников на портале или к новой системе подключить устаревшие аналоговые АТС».

Для тех сотрудников, которые большую часть времени планируют «держать связь» со своих мобильных устройств, специалисты CTI предложили полнофункциональный программный клиент Cisco Jabber, поддерживающий весь функционал УфК, включая видеосвязь. Для тех сотрудников, которые перемещаются по офису, также рекомендован Cisco Jabber плюс USB-гарнитура — для использования на рабочих местах. «Таким образом, наше решение не требует строительства и содержания дополнительной инфраструктуры DECT, также нет необходимости закупать Wi-Fi-трубки — достаточно использовать существующие смартфоны сотрудников с установленным Cisco Jabber», — отмечает Никита Догадченко.

Надомным сотрудникам, которые будут использовать для голосовой связи свои ПК, рекомендован клиент Cisco Jabber Desktop c набором следующих сервисов: голос, видео, обмен мгновенными сообщениями, статус присутствия, а также доступность по единому номеру. В дополнение каждому такому пользователю предлагается использовать USB-гарнитуру. «Стационарным» офисным пользователям специалисты CTI советуют Cisco Jabber Desktop + IP-телефон Cisco 7821 cо столь же полным набором сервисов.

Наконец, топ-менеджеры заказчика получат терминалы Cisco DX80, которые представители CTI охарактеризовали как «самое современное на данный момент настольное решение для коммуникаций». Эти устройства с сенсорными экранами размером 23 дюйма являются полноценными терминалами ВКС с камерами Full HD (разрешение 1080p). В целом решение от CTI готово к проведению многопользовательских видеоконференций. При этом пользователи клиентов Jabber получают возможность подключаться к многоточечным конференциям совместно с видеотерминалами, которые будут установлены в переговорных.

Предложение CTI выглядит одним из самых функциональных и привлекательных. К сожалению, компания не предоставила заказчику расценки. По данным «Журнала сетевых решений/LAN», один только терминал DX80 стоит около 4 тыс. долларов, что больше всех расходов на терминальное оборудование, предусмотренных предложением Mango Office.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ MANGO

Компания предложила решение задач заказчика на основе виртуальной АТС (ВАТС) Mango Office. Как и просил заказчик, ему был предложен единый 100-канальный номер для всех офисов: это может быть номер в кодах Москвы (как 499, так и 495), Санкт-Петербурга, Казани или 8-800. Но специалисты Mango рекомендовали использовать единый местный многоканальный номер в каждом городе присутствия и, при необходимости, номер 800. Звонок на любой из номеров сможет принять любой сотрудник компании, независимо от его местонахождения. На всех номерах будут доступны услуги местной и междугородной/международной связи. Внутренняя связь между сотрудниками, в том числе находящимися в разных городах, будет бесплатной.

Базовая функциональность ВАТС достаточно богата: двухуровневый IVR, голосовая почта, конференц-связь, запись разговоров, извещение абонентов о расчетном времени до ответа оператора, подключение номеров других операторов, АОН (на выбор отображается номер, на который позвонил абонент, или номер абонента), черные/белые списки, звонок с сайта, прием факса на электронную почту. Сотрудников можно разбить на группы и использовать в каждой из них один из пяти алгоритмов распределения вызовов, схема которого может зависеть от времени суток, номера позвонившего, истории звонков абонентов (переадресация на сотрудника, с которым недавно разговаривал). Для сотрудников и групп предоставляется подробная статистика по звонкам: принятые, совершенные, пропущенные вызовы, нагрузка по часам, средняя скорость ответа, среднее время разговора.

Настройка ВАТС, прослушивание записей разговора и доступ к информационно-аналитическим сервисам осуществляются через простой Web-интерфейс личного кабинета — специальные технические знания для этого не требуются.

В своем предложении Mango подробно расписала преимущества дополнительного функционала, реализуемого с помощью ее сервиса «Центр обработки вызовов» (ЦОВ). Его удобно использовать отделу продаж или обслуживания клиентов, секретарям в приемной, а также сотрудникам, обрабатывающим большой поток звонков. Руководитель отдела может контролировать работу сотрудников в режиме реального времени: отслеживать их статус и количество работающих на линии, выводить на линию дополнительных операторов в случае возрастания нагрузки, видеть, кто с кем и как долго разговаривает, подключаться к разговорам в режиме прослушивания, конференции или суфлирования. Кроме того, руководитель может получить итоговую статистику работы сотрудников.

В рассматриваемом случае возможности контроля работы сотрудников будут, скорее всего, очень полезны для отслеживания действий удаленных сотрудников, работающих на дому. В свою очередь, все сотрудники получают возможность видеть очередь звонков в реальном времени, кто из коллег на линии и кто свободен для перевода звонка, перехватывать вызовы из очереди, менять свой статус («На линии», «Перерыв», «Не беспокоить»). Звонки переадресуются, совершаются и принимаются кликом мыши, при этом может использоваться любой телефонный аппарат или софтфон. При поступлении звонка на экране всплывает карточка позвонившего с информацией о нем и историей контактов.

Для сотрудников, работающих в офисе на фиксированных рабочих местах, самый удобный терминал, по мнению специалистов Mango, — стационарный SIP-телефон. Правда, это и самый дорогой вариант. Такие телефоны для 30 офисных пользователей можно выбрать в интернет-магазине Mango Office. Стоимость самой дешевой модели (Panasonic KX-UT113) — 2900 руб. Популярные модели телефонов — Yealink SIP-T21 (4100 руб.) и Grandstream GXP1400 (3100 руб.), последний вариант и включен в предложение для заказчика (см. Таблицу 3). Другие возможные варианты для офисных работников — обычный аналоговый телефон, подключаемый через шлюз (стоимость начинается от примерно 1300 руб. за порт) или софтфон для ПК. Последний вариант, по-видимому, будет основным для надомных работников. Владельцы ПК с ОС Windows могут установить бесплатный софтфон Mango Talker, для MacOS имеются бесплатные софтфоны Telephone и Linphone, а для Linux — ZoiPer, также доступен ряд других приложений.

Таблица 3. Стоимость решения, предложенного компанией Mango Office.
Таблица 3. Стоимость решения, предложенного компанией Mango Office.

 

Сотрудники, перемещающиеся по офису, могут использовать софтфоны (Android или iOS), работающие через офисную сеть Wi-Fi (бесплатный вариант), или, что гораздо удобнее, DECT-SIP-телефоны. Популярная модель — Panasonic TGP500 (3800 руб.), поддерживающая до шести трубок и до трех одновременных разговоров.

Сотрудники, которые планируют работать в основном с мобильных устройств, могут использовать SIP-софтфоны или GSM-связь. Специалисты Mango рекомендуют для Android такие бесплатные софтфоны, как CSIPSimple, Linphone, ZoiPer и Bria, для iOS — ZoiPer и Linphone, также доступны и другие варианты. Все функции ВАТС будут поддерживаться. Если в месте нахождения сотрудника IP-связь плохого качества, то можно принимать звонки, поступающие на единый номер ВАТС, по GSM. Полный функционал ВАТС будет поддерживаться для входящих звонков.

Mango Office предоставляет три интегрированных облачных сервиса — ВАТС, ЦОВ и CRM-систему. Если компания решит подключить CRM, то объединить ее с ВАТС не составит труда. Все звонки будут учитываться в CRM, через ее интерфейс можно будет удобно искать и прослушивать записи разговоров, относящихся к выбранному клиенту или сотруднику. Всплывающая карточка предоставит сотруднику полную информацию о клиенте при звонке, позволит оперативно внести данные по итогам разговора и запланировать дальнейшую работу.

Видеосвязь между сотрудниками может быть осуществлена в рамках текущего проекта, если приобрести видеотерминалы SIP (например, стационарные SIP-видеотелефоны).

В числе многочисленных преимуществ своего решения специалисты Mango называют принцип «одного окна»: ВАТС, телефонные номера, услуги связи, телефонные аппараты (для помощи в настройке телефонных аппаратов можно заказать выезд инженера ) плюс простое подключение дополнительных систем ЦОВ и CRM с интеграцией сервисов без дополнительной платы и программных доработок. Кроме того, они указывают на повышенную отказоустойчивость решения: в случае аварий (например, отключения электропитания в одном из офисов) звонки будут автоматически переадресовываться через альтернативные каналы связи (например, через сотовых операторов) или направляться сотрудникам других офисов. По утверждению Mango, настройка и администрирование ВАТС не требуют привлечения сторонних квалифицированных специалистов.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ PANASONIC

Компания предложила заказчику реализовать систему связи на базе IP-платформ (IP-АТС) Panasonic серии KX-NS, которые отличаются богатой функциональностью, а также широкими возможностями по оптимизации расходов на связь внутри организации. Разработанное решение позволит иметь единый корпоративный справочник и номерной план, централизованно управлять всеми АТС через Web-интерфейс, обеспечить мобильность сотрудников, получать подробную статистику по звонкам и выполнить другие указанные в задании задачи.

В центральном офисе в Москве предложено установить IP-АТС KX-NS1000, а в филиалах — IP-АТС KX-NS500. Как отмечают представители Panasonic, одним из основных преимуществ их IP-АТС является возможность быстрого расширения за счет модульной структуры и преемственности поколений оборудования. Новые IP-платформы совместимы со всем телекоммуникационным оборудованием Panasonic, в том числе с телефонными аппаратами. Ранее установленную АТС можно использовать и в качестве стекового шлюза для расширения емкости и совершения звонков по каналам традиционной телефонии.

IP-АТС KX-NS1000 позволяет подключить до 256 внешних линий с различными типами сигнализации: в частности, до 256 IP-линий по протоколу SIP и до 96 внешних IP-линий по протоколу H.323. Система поддерживает до 640 внутренних линий и столько же SIP/IP-телефонов, а при необходимости к ней можно подключить до 512 микросотовых телефонов DECT и 64 базовые IP- или SIP-станции. Очевидно, что такая функциональность обеспечивает широкий простор для развития системы заказчика.

Малые IP-платформы IP-АТС KX-NS500, которые планируется установить в офисах в Санкт-Петербурге и Казани, сочетают преимущества традиционной и IP-телефонии, а также UC-серверов (KX-NS1000). По мнению специалистов Panasonic, это идеальное решение для малого и среднего бизнеса благодаря возможности расширения емкости с шести базовых аналоговых линий и 18 абонентов до 288 внутренних линий. В KX-NS500 реализован широкий набор функций, которые могут быть дополнены в соответствии с конкретными задачами клиента. В частности, встроенная система унифицированных коммуникаций позволяет использовать наиболее полезные функции на базе IP-телефонии. В системе также предустановлены расширенная голосовая почта и приложения для создания небольшого колл-центра.

Для того чтобы сотрудники компании могли свободно перемещаться по офису, в каждом городе должны быть установлены базовые IP-станции для развертывания микросотовой системы беспроводной связи. В центральном офисе в качестве базовой станции предложено использовать KX-NCP058, а в качестве системных DECT-телефонов — модели серии KX-TCA.

Для всех офисов предложено использовать СTI-приложение Communication Assistant — многофункциональную программу с удобным интерфейсом, которая позволяет получать и обрабатывать звонки, а также управлять многими другими сервисами IP-АТС Panasonic. Это приложение класса «клиент — сервер», при этом его серверная часть уже встроена в IP-АТС серии KX-NS. Заказчику нужно только установить на компьютеры сотрудников клиентскую часть. Communication Assistant поддерживает интеграцию с различными CRM-приложениями, в частности с продуктом «1С:Предприятие».

Для организации телефонных конференций в филиалах рекомендованы IP-конференц-телефоны KX-NT700. Согласно проведенным Panasonic тестам, этот конференц-телефон обеспечивает лучшее качество звука по сравнению с аналогичным оборудованием данного сегмента, представленным на российском рынке. Важная отличительная черта KX-NT700 — возможность преобразования речи в реальном времени. В зависимости от ситуации эта опция позволяет, например, замедлить прослушивание разговора за счет сокращения пауз в речи и таким образом улучшить восприятие собеседника.

Благодаря встроенному ретранслятору в моделях серии KX-NS, IP-телефоны можно устанавливать не только непосредственно в офисе, но и дома у удаленных сотрудников, а также включать в сеть мобильный персонал, использующий софтфоны на своих смартфонах, — последние также регистрируются как внутренние абоненты корпоративной сети.

Новые IP-платформы Panasonic позволяют присваивать каждому сотруднику компании короткий единый внутренний номер, на который можно записать до трех телефонов — как мобильный или SIP, так и традиционный. Для связи с абонентом достаточно набрать его короткий внутренний номер, и он ответит по любому из удобных ему аппаратов независимо от того, где именно находится.

Как отмечено в предложении Panasonic, реализация подобных проектов — технически сложная задача, один из ключевых факторов ее успешного решения — установка и настройка системы квалифицированными специалистами. Специалисты компании всегда рекомендуют клиентам обращаться к партнерам, имеющим статус технического центра АТС Panasonic. В этом случае установка и техническое обслуживание будут проведены на самом высоком уровне, а на все оборудование предоставлена пятилетняя гарантия.

В компании полагают, что многолетний опыт Panasonic в области корпоративной телефонии, современные терминалы с высокочувствительными микрофонами, широкополосными динамиками и разнообразными возможностями обеспечивают организации оптимальное по стоимости и возможностям решение.

В предложении Panasonic нет информации по стоимости предложенных решений, но указано, что в среднем стоимость собственной АТС в пересчете на 20 абонентов примерно совпадает с расходами на оплату услуг облачной АТС в течение года за тех же абонентов, а по истечении первого года стоимость владения собственной IP-АТС становится ниже, чем облачной.

КРАТКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, нашему заказчику есть из чего выбрать. К сожалению, не все компании указали цену на свои продукты и сервисы. Видимо, с теми, кто не указал стоимостные показатели, придется проводить дополнительный раунд переговоров. Или же выбрать из тех вариантов, где указаны все важные характеристики. Тем более что среди них есть вполне достойные по функциональности и очень привлекательные по цене.

Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.