Михаил Ветров, генеральный директор, LinxdatacenterНесмотря на быстрые темпы роста рынка облачных сервисов IaaS, основной доход российских операторов ЦОД по-прежнему формируется за счет предоставления услуг по размещению стоек. Увеличению спроса на подобные предложения способствует и законотворческая деятельность российских депутатов, в частности принятие закона о переносе на территорию России серверов с персональными данными россиян. Оценив сложившуюся ситуацию, европейский оператор Linxdatacenter принял решение о расширении емкости своего московского центра обработки данных за счет ввода дополнительных площадей. При этом в компании уделяют большое внимание энергоэффективности реализуемых проектов, поскольку это позволяет повысить рентабельность бизнеса, как и предложение услуг IaaS, на которые уже есть заказчики — прежде всего организации из онлайн-сегмента. В России у Linxdatacenter имеется также современный центр обработки данных в Санкт-Петербурге. О состоянии рынка услуг коммерческих ЦОД, о востребованности определенных услуг, об условиях их предоставления и гарантиях в интервью «Журналу сетевых решений/LAN» рассказывает Михаил Ветров, генеральный директор Linxdatacenter в России.

Журнал сетевых решений/LAN: Какие услуги пользуются наибольшей популярностью и как экономическая и политическая ситуация сказывается на спросе?

Михаил Ветров: Наша группа компаний фокусируется на предложении трех основных услуг: размещение оборудования (colocation — все, что связано с ИТ-аутсорсингом), предоставление каналов связи корпоративным заказчикам и операторам телекоммуникационного рынка и облачные вычисления.

Изменения в политической и экономической ситуации, с одной стороны, создают новые возможности для развития нашего бизнеса, а с другой — порождают определенные риски. Так, в середине этого года принят закон, который обязывает интернет-компании хранить данные российских граждан и размещать соответствующие серверы только на территории РФ. В результате заказчики стали обращаться с вопросами о перемещении своей инфраструктуры из Европы в Россию. Сейчас эта тенденция получила дополнительный импульс в связи с намерением правительства перенести сроки внедрения с 2016 года, как планировалось изначально, на 2015-й.

Наибольшие риски связаны с политическими событиями. В частности, они проявляются в появлении барьеров для иностранных компаний при проведении государственных тендеров. Крупные государственные предприятия — нефтяные, металлургические и прочие — запрашивают сведения об акционерах. И если среди владельцев есть американские или европейские компании, этот факт может стать препятствием для участия в тендере. Пока, к счастью, такие требования не стали повсеместными, но пара прецедентов уже имели место. Бизнес же смотрит в первую очередь на техническое решение и коммерческие условия. Тем не менее подобные риски мы учитываем и предоставляем в России те услуги, которые нужны именно сейчас — с учетом геополитических пертурбаций.

 

LAN: Если говорить про конкретные виды услуг, какие из них востребованы в первую очередь и как изменился спрос за последнее время?

Ветров: Мы отмечаем возросший интерес к облачным сервисам. Наше решение для реализации услуги Infrastructure as a Service реализовано на безопасной многопользовательской архитектуре FlexPod, объединяющей в себе серверы Cisco, системы хранения NetApp и виртуализацию от VMware, однако пока эта услуга не носит массовый характер. В Москве же в силу названных выше причин растет спрос на стойки — компании ищут площадки в России, в основном в Москве. Оценив тенденции рынка и приняв во внимание потребности наших заказчиков, мы приняли решение расширить площадь нашего московского центра обработки данных на 75%. В настоящее время ведется активное строительство, и уже ближе к концу этого года будут сданы первые модули. Новые площади ЦОД, так же как и существующие, будут соответствовать самым высоким стандартам качества, предъявляемым к современным ЦОД.

 

LAN: Некоторые операторы ЦОД предпочитают ограничиться исключительно услугами размещения оборудования, а для предоставления облачных сервисов сотрудничают с соответствующими провайдерами. Вы же хотите предлагать облачные услуги от своего имени?

Ветров: Да, безусловно. Это логичное развитие нашего бизнеса. Как правило, если ИТ-директор какой-либо компании готов к аутсорсингу, следующим его шагом будет перевод данных в облачную среду, что позволит ему уйти от проблем с поддержкой и обслуживанием и сосредоточить усилия ИТ-департамента на внедрении бизнес-приложений.

Более того, бизнес ЦОД очень капиталоемкий. Отдачи от вложенных инвестиций приходится ждать от 3 до 7 лет. Предлагая же облачные услуги, мы помогаем экономить: чтобы запустить собственный бизнес, клиенту может потребоваться, скажем, 10–15 стоек, а для этого нужно немало места и большое количество инженерного оборудования. При внедрении облачного решения зачастую вполне достаточно одной-двух стоек. Тем самым экономится дорогостоящее пространство.

В результате на тех же площадях мы можем развернуть гораздо больше инфраструктуры и обеспечить клиентам необходимые сервисы, что выгодно как для операторов ЦОД, так и для заказчиков их услуг. Как показывает анализ рынка ЦОД, по этому пути идут его крупнейшие игроки. Если не заниматься облачными решениями, в какой-то момент можно оказаться и вытесненным с данного рынка.

 

LAN: Активно продвигать услуги ЦОД вы начали по завершении строительства современного центра обработки данных в Санкт-Петербурге. Акцент в развитии по-прежнему остается на Северо-Западном регионе или все большее внимание уделяется Москве?

Ветров: На самом деле все началось с Москвы, где у нас появился первый коммерческий ЦОД. На тот момент это был единственный коммерческий ЦОД в Москве. Москва для нас по-прежнему стратегический регион, тем более что здесь сконцентрировано более 70% всех российских площадок и сосредоточен основной спрос.

ЦОД в Санкт-Петербурге был открыт относительно недавно — в 2011 году, и мы активно продаем ресурсы этой площадки. Он весьма технологичный — в отличие от московского, где используется питание от городской энергосети, там установлены газопоршневые генераторы, то есть электричество вырабатывается с помощью газовой машины. По стоимости решение получилось очень привлекательным. Таким образом, мы фокусируемся и на Москве, и на Санкт-Петербурге. О других городах думаем, но ближайшая цель — построить и продать емкости в столице и полностью заполнить питерский ЦОД.

Кроме того,  мы рассматриваем возможности открытия дополнительной площадки в Москве. Первая причина в том, что имеющаяся емкость с учетом рассширения будет практически исчерпана, так что вторая площадка будет необходима. Вторая причина в том, что заказчики, особенно крупные (например, банки), хотели бы размещать свои ресурсы в двух независимых ЦОД — основном и резервном. Поэтому наличие двух площадок дает огромное преимущество — мы сможем больше предложить нашим заказчикам.

 

LAN: Какие гарантии предоставляются вами на услуги colocation и IaaS?

Ветров: Мы предлагаем весьма строгие SLA, где одним из условий является обеспечение доступности на уровне 99,98% в соответствии с Tier III. При отключении электропитания или перерыве сервиса — неважно по какой причине — заказчику компенсируется достаточно серьезная сумма (либо в виде скидок на последующие услуги, либо в виде штрафных выплат). Мы вполне лояльно подходим к рассмотрению претензий. Кроме того, с вопросами технической поддержки можно обратиться в центр управления сети (Network Operation Center, NOC), работающий в круглосуточном режиме.

 

LAN: Каким образом заказчик может проконтролировать выполнение SLA?

Ветров: Заказчик имеет доступ в систему, где может сформировать заявку на устранение неисправности (trouble ticket). У нас приняты четкие нормативы на время реакции. Проанализировав ситуацию, инженер указывает срок устранения неисправности, а клиент может контролировать ход работ — выполняется SLA или нет. Вдобавок наш центр осуществляет мониторинг параметров обслуживания, в рамках которого фиксируется, сколько получено звонков от клиентов, сколько задач решено в нормативный срок, выделенный на устранение неисправности, и т. д. Все эти KPI отслеживаются, и в любой момент информация по ним может быть предоставлена клиенту.

 

LAN: SLA охватывают также каналы связи с ЦОД. Предлагаете ли вы сквозные SLA?

Ветров: Операторы ЦОД предлагают SLA примерно одного уровня. У нас есть отдельные SLA для ЦОД и для телекоммуникационных услуг. Они не сквозные, но единые. Если заказчик устанавливает только стойки, то уровень сервиса один; если он дополнительно приобретает каналы связи, ему предоставляется еще и соответствующий SLA.

 

LAN: SLA одинаковы для всех заказчиков? Предъявляются ли какие-то дополнительные требования?

Ветров: В основном заказчики довольствуются стандартными соглашениями, тем более что, как я уже неоднократно отмечал, включенные в них условия весьма жесткие для нас. Некоторые крупные организации предъявляют специфические требования, но, как правило, они касаются не времени простоя, а технической поддержки. Для кого-то может быть важна возможность связаться по телефону с тем специалистом, который будет отвечать за обслуживание оборудования. Для других имеет значение организация системы доступа — электронная, биометрическая (по отпечаткам пальцев) и т. п. Так, один из заказчиков из Санкт-Петербурга весьма озабочен физической безопасностью, поэтому его оборудование размещено на огороженной территории с отдельной системой доступа, за что он вносит дополнительную плату. Такие специфические запросы обсуждаются индивидуально. В этом отношении мы достаточно гибки и всегда прислушиваемся к пожеланиям клиента.

 

LAN: Кем в первую очередь востребована такая услуга, как IaaS?

Ветров: IaaS — тенденция последних двух лет, эта услуга пользуется в первую очередь спросом со стороны онлайн-компаний. Пример — один из наших клиентов в Санкт-Петербурге. При выходе на рынок они не планировали инвестировать в развитие инфраструктуры, поскольку все средства направляли на развитие контента и не имели возможности держать штат обслуживающего персонала. При этом важным условием было получение качественной технической поддержки при минимальных затратах.

Еще один пример — крупная розничная компания, основной бизнес которой связан с онлайн-продажами, для чего нужна гибкость ИТ-решения. Преимущество же облачного подхода в том, что объемы потребляемых ресурсов можно наращивать по мере расширения деятельности. Онлайн-бизнес развивается весьма динамично, а постоянно планировать закупку физических мощностей очень сложно — каждый раз приходится утверждать бюджеты и т. п. При использовании облачной платформы необходимый объем услуг можно оперативно получить, разместив заявку.

 

LAN: В соответствии с идеальной моделью облачных услуг предполагается, что объем потребляемых ресурсов изменяется в реальном времени. Появился ли спрос на такое «мгновенное» увеличение/сокращение емкости или подобное решение пока сложно реализовать технически?

Ветров: Технически соответствующая возможность вполне реализуема, в частности на базе используемой нами платформы. Приходя к такой модели, заказчики понимают, что им требуется определенный объем услуг, но не в состоянии сделать прогноз на месяц-полгода-год. Им важно получить некоторый минимальный набор услуг, достаточный для начала бизнеса, чтобы впоследствии докупить необходимые емкости. Таким образом, для них это эффективный способ контроля затрат.

В размещении собственных стоек заинтересованы традиционные компании, у которых имеется своя значительная инфраструктура и объем бизнеса стабилен. К нам обращаются те, кто должен решить, менять ли им всю инфраструктуру, потому что она устарела, либо воспользоваться аутсорсингом, поскольку капитальные расходы на следующий год не утверждаются из-за кризиса и прочих причин. Например, для инновационных стартапов облачные решения — привлекательная альтернатива аренде стоек.

 

LAN: Предлагая услуги IaaS, вы ориентируетесь на потребности множества мелких клиентов, бизнес которых только начинается?

Ветров: На самом деле услуги IaaS востребованы не только малыми предприятиями — наша политика и наши решения ориентированы на средний и крупный бизнес, потому что у малого свои потребности и вопрос цены для них важнее, чем получение качественного безопасного решения. Наши заказчики — это компании, уже вышедшие на рынок, у которых есть определенный оборот, и он быстро растет. А для поддержания таких темпов роста нужна гибко расширяемая ИТ-инфраструктура.

 

LAN: Для ЦОД важна энергоэффективность, что, однако, может противоречить целям достижения высокой надежности. Как удается достичь баланса между двумя этими задачами?

Ветров: На мой взгляд, между энергоэффективностью и надежностью противоречия нет. Оптимизация энергопотребления имеет для нас решающее значение. Мы регулярно отслеживаем показатели PUE в наших ЦОД, каждый месяц анализируем их, выясняем причины изменений и факторы увеличения энергопотребления. При строительстве новых модулей стараемся приобретать энергоэффективное оборудование, считая, что лучше потратить больше денег в начале проекта, а потом окупить эти инвестиции за счет экономии на электроэнергии. Поэтому показатель потребления того или иного оборудования очень важен.

Таким образом, мы экономим деньги компании и косвенно можем предоставить более выгодное решение нашим клиентам. Чем меньше операционные затраты, тем привлекательнее коммерческое предложение. Все системы достаточно надежны. Так, система фрикулинга, эксплуатируемая уже не первый год, в холодный сезон позволяет использовать забортный воздух для охлаждения оборудования. Поэтому мы всецело приветствуем «зеленые» энергоэффективные решения.

При выборе площадки заказчики интересуются, какие технологии применяются, поскольку они очень быстро устаревают. ЦОД выбирается не на год и не два (как правило, контракты заключаются на три — пять лет), а использование энергоэффективного оборудования улучшает его имидж. Ведь если оператор ЦОД думает об энергоэффективности, значит, он умеет считать затраты, знает, как управлять оборудованием, и это улучшает общение с заказчиком.

 

LAN: Помимо PUE обсуждаются и другие параметры эффективности ЦОД. Какие из них вы контролируете?

Ветров: У нас внедрена система BMS для мониторинга оперативных показателей энергопотребления и характеристик работы оборудования — например, сколько работает ИБП, какова зарядка батарей, температура в стойке и т. д. Все это используется для оперативного управления ЦОД.

 

LAN: Помимо системы управления зданием используете ли вы другие средства управления класса DCIM или считаете это излишним?

Ветров: BMS как система мониторинга необходима и по большому счету достаточна для ЦОД. В настоящее время мы продумываем концепцию проекта по визуализации рабочих параметров ЦОД. Соответствующая система должна будет выводить изображение машинного зала в разрезе заказчиков и оборудования на монитор. Сотрудник, отвечающий за работу с клиентами, сможет в оперативном режиме отслеживать любые перемещения оборудования и стоек, поскольку перестановки происходят регулярно — кто-то уезжает, кто-то приезжает, кто-то берет дополнительные объемы. Это будет некая надстройка над BMS.

В настоящее время мы модернизируем ее — увеличиваем количество датчиков, чтобы снимать более детальные показатели.

 

LAN: Долгосрочные контракты заключаются преимущественно на аренду стоек? Ведь в случае IaaS переехать в другой ЦОД проще — не надо перемещать стойку…

Ветров: Потенциально проще, однако пока таких прецедентов не было. Неважно, идет ли речь об аренде стоек или облачном сервисе, но клиент переезжает по двум главным причинам — его не устраивают ценовое предложение и качество обслуживания. Ценовое предложение по IaaS достаточно гибкое, и его можно обсуждать. За качеством обслуживания мы тщательно следим и готовы его улучшить, если возникнут претензии. Чтобы решиться на переезд, заказчик должен иметь основания. Мы ведем открытый диалог с клиентами и все проблемы стараемся решать в ходе рабочего процесса, а не когда встает вопрос о переезде.

С этой стороны мы не видим больших рисков. Наоборот, если заказчик приобщился к облачным технологиям, как правило, инфраструктура только наращивается. Чтобы переехать, надо найти новый ЦОД и протестировать оборудование. Мы используем систему FlexPod. При переезде клиенту потребуется сделать определенное масштабирование на другую инфраструктуру, для чего, в частности, нужно пересчитать мощность серверов. Все равно это затратный проект, ценность которого не очень понятна: если клиент хочет выиграть в цене, лучше договориться с нами, а вопросы, связанные с уровнем обслуживания, легче решать со своим провайдером.

Переезд — это крайняя мера, нештатное событие. Чаще всего на него решаются небольшие компании, у которых, например, установлена одна стойка, а они нашли ЦОД рядом с офисом. Как правило, такие клиенты быстро заменяются другими, поскольку спрос на размещение стойки достаточно высок.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF