Дмитрий ГаньжаМногие традиционные сегменты ИТ-рынка переживают не лучшие времена, однако это не касается решений для центров обработки данных и самих ЦОД как целостных объектов. Согласно недавнему исследованию Infinity Research, в период с 2013 по 2018 год объем строительства ЦОД в мире будет увеличиваться на 22%. Такие высокие темпы ввода в эксплуатацию новых площадок объясняются в первую очередь растущими потребностями в площадях для размещения оборудования (colocation). Иначе говоря, главной движущей силой рынка являются коммерческие центры обработки данных.

Как полагает Грег О’Коннор, исполнительный директор AppZero, к 2030 году число корпоративных центров обработки данных сократится на 90%, причем отнюдь не вследствие их укрупнения, а из-за отказа от них в пользу перемещения оборудования и сервисов в КЦОД. В экономическом плане — с точки зрения общей стоимости инфраструктуры (Total Cost of Infrastructure, TCOI) — коммерческие центры обработки данных становятся все более привлекательной платформой по сравнению с собственными ЦОrjД.

Согласно исследованию McKenzie, проведенному по заказу IBM, в совокупных ежегодных затратах на ЦОД расходы на аппаратное обеспечение, инженерные системы и здание составляют чуть более половины — 55%. Около 30% затрат приходится на персонал и работы, 5% — на программное обеспечение и 10% — на прочие потребности (в частности, на связь). Коммерческие ЦОД, нацеленные на получение прибыли и располагающие командами профессионалов, способны более эффективно снижать все виды затрат помимо расходов на оборудование, так что разрыв между стоимостью вычислений в корпоративном и коммерческом ЦОД будет продолжать увеличиваться.

Как показал опрос, проведенный «Журналом сетевых решений/LAN», спрос на услуги коммерческих ЦОД заметно вырос: если в 2010 году ими пользовались лишь 18% предприятий из числа опрошенных, то теперь почти треть — 32%. Однако пока экономическая привлекательность обращения к услугам КЦОД не столь высока, чтобы пересилить другие факторы, такие как опасения относительно безопасности, проблемы с каналами связи и т. д., — почти половина респондентов не собираются прибегать к услугам сторонних ЦОД. Более того, число недовольных ценами на услуги растет и среди тех, кто ими пользуется. Однако участники опроса указали и на ряд положительных моментов, среди которых — расширение спектра предлагаемых услуг, повышение надежности и др.

Вряд ли приходится сомневаться, что доля тех, кто пользуется услугами КЦОД, будет расти и дальше. При этом, как показал наш опрос, подавляющее больушинство уверено в преимуществах облачной модели как дальнейшего развития ИТ-систем. Правда, значительная часть не готова выпускать облако из-под своего контроля и предпочитает строить собственное частное облако в собственном же корпоративном ЦОД. А перспективы развития КЦОД респонденты связывают с повышением доступности ЦОД (в отношении каналов связи и присутствия в регионах) и увеличением числа качественных площадок (по степени надежности инфраструктуры и уровню предлагаемых сервисов).

О наиболее эффективных, уже проверенных на практике решениях как для коммерческих, так и корпоративных ЦОД рассказывается в статьях этого номера, подготовленного по материалам майского форума «МИР ЦОД – 2014».