Предыдущие 10–15 лет развитие российской экономики во многом определялось ростом мировых цен на природные энергоносители. Сейчас эти цены стабилизировались, и наша страна осталась без основного драйвера роста. По мнению Антона Инюцына, заместителя министра энергетики РФ, новым драйвером может стать повышение энергоэффективности экономики. Об этом он заявил 18 июня на форуме Xperience Efficiency 2014, проведенном компанией Schneider Electric.

К сожалению, на данный момент у России показатель энергоемкости экономики существенно выше, чем у развитых стран. Эта характеристика определяет отношение потребляемой системой энергии к величине, характеризующей результат ее функционирования (в случае если система — это экономика страны, то в качестве такой величины берется ВВП), и по сути является величиной, обратной КПД использования энергии. Экономика большинства западноевропейских стран, США, Канады и даже Китая имеет существенно лучшие показатели энергоемкости, чем российская (слабым утешением может служить то, что Россия опережает, например, Украину).

Потенциал энергосбережения и повышения энергоэффективности у нашей страны огромен. Не случайно Винсент Пренго, управляющий директор Ассоциации французских компаний по развитию энергоэффективности в России, назвал его «пятым топливом России» (первые четыре — нефть, газ, уголь и уран: по добыче нефти и газа, а также по доказанным запасам угля мы занимаем второе место в мире, а по запасам урана — четвертое), которое могло бы еще больше упрочить ее энергетическое лидерство.

По словам Артема Упрети, партнера и управляющего директора The Boston Consulting Group, в мире существуют пять основных моделей повышения энергоэффективности. Например, большинство стран ЕС фокусируются на внедрении «зеленых» технологий и снижении выбросов парниковых газов. Страны Северной Америки (США и Канада) реализуют более прагматичный подход, рассматривая энергоэффективность как часть стратегии энергонезависимости. Инновационным лидером в данной области выступает Япония, где внедряются наиболее передовые программы мотивации. Особый путь у Норвегии: для этой скандинавской страны энергоэффективность — составная часть культуры ведения бизнеса в условиях высокого уровня доходов населения. Что касается России, то ей, судя по всему, ближе всего модель энергоэффективности Китая, который делает ставку на жесткое регулирование подконтрольных государству компаний.

В связи со сказанным чрезвычайно важными являются предпринимаемые правительством РФ меры для повышения энергоэффективности экономики. В частности, этой цели служит подготовленная Министерством энергетики РФ государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики» на период до 2020 года. На форуме Xperience Efficiency 2014 Минэнерго РФ и компания Schneider Electric обменялись письмами о сотрудничестве, предусматривающем активное участие последней в реализации указанной программы. Среди направлений, запланированных на 2014–15 годы, — участие экспертов Schneider Electric в разработке новых законодательных актов, касающихся технического и экологического регулирования, а также использование экспертизы Schneider Electric при внедрении систем энергоменеджмента в российских компаниях с государственным участием.

По словам Жан-Луи Стази, президента Schneider Electric в России и странах СНГ, в деле повышения энергоэффективности одним из самых важных факторов является обеспечение доступа к информации об энергопотреблении: необходимо выполнять регулярные измерения, чтобы иметь возможность вовремя принимать управляющие решения и прогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Реализации подобных систем мониторинга и управления, по его мнению, способствуют четыре ключевые технологические тенденции в области ИКТ: Интернет вещей, Большие Данные, облачные сервисы и мобильность. Благодаря первой из них к сетям подключается все больше разнообразных устройств, включая различные датчики. Генерируемый ими огромный объем информации эффективно обрабатывается при помощи современных алгоритмов Big Data. На основе получаемых данных оперативно формируются новые облачные сервисы, доступ к которым сегодня можно получить практически из любого места и с любого устройства.

Ключевое значение во всех этих процессах имеют современные сетевые технологии. Сложность и многогранность решаемых задач заставляют привлекать различные технологии проводной и бекоспроводной связи, но главная роль отводится таким стандартизированным и широко распространенным протоколам, как Ethernet. В частности, решения Ethernet все чаще применяются в системах промышленной автоматизации. Не случайно одним из основных продуктовых анонсов, сделанных на форуме Xperience Efficiency 2014, стал «первый в мире» (как утверждают в Schneider) основанный на Ethernet контроллер для систем промышленной автоматизации ePAC (Programmable Automation Controller) Modicon M580.