Как показывают три представленных ниже проекта, выбор системы видеокоммуникаций во многом определяется спецификой бизнеса компании. И хотя проекты эти совсем разные, общее у них одно — видеокоммуникации позволили не только сократить расходы компаний, но и, что более важно, повысить эффективность работы сотрудников. Именно высокая эффективность — залог успеха в современном мире.

ВКС В «АЛЬФА-БАНКЕ»

Опытом внедрения, развития и использования системы ВКС в «Аль-фа-Банке» поделилась с участниками форума Алина Коблова, ведущий сетевой инженер этого финансового предприятия. Задача по внедрению ВКС встала перед банком в середине прошлого десятилетия. У банка имелось множество территориально удаленных офисов, между крупными офисами в Москве была проложена собственная оптическая сеть, а для связи центрального и региональных офисов использовались выделенные каналы. Потребность в ВКС была связана в первую очередь с необходимостью качественного и оперативного информирования сотрудников (на тот момент их было 12 тыс. человек), а также принятия решений в реальном времени.

В 2006 году по результатам анализа оборудования различных производителей систем ВКС и успешного пилотного проекта было выбрано решение Polycom. «Альфа-Банк» развернул серверный узел на базе продуктов Polycom MGC+100 и оборудовал две переговорные в Москве и более 30 в региональных офисах. В начале 2007 года сервис стал доступен для сотрудников, а к концу года было проведено 135 сеансов ВКС.

На следующий год к системе ВКС получили возможность подключаться внешние абоненты. При этом была предусмотрена возможность работы таких абонентов как по сети ISDN, так и через Интернет. Кроме того, система ВКС была интегрирована с корпоративной IP-телефонией (с единым номерным планом), а также со средствами персональной видеосвязи Cisco Unified Video Advantage. Наконец, в 2008 году был внедрен функционал работы с электронными заявками на организацию ВКС через IBM Lotus Notes — до этого использовалось расписание сеансов ВКС в таблице Excel.

Важным этапом развития проекта стало внедрение в 2009 году системы удаленного мониторинга и управления терминалами ВКС и их электропитанием. Как объясняет Алина Коблова, готового инструмента на рынке не было, и специалистам банка пришлось самим разрабатывать такую систему. Она позволила отслеживать состояние не только оборудования, но и каналов связи, а также удаленно управлять камерой (наводить, приближать), включать/выключать звук и пр. «Наиболее часто свои проблемы при работе с ВКС сотрудники описывали словами «ничего не видно», — рассказывает она. — Благодаря созданной системе мы смогли удаленно определять причину и решать все проблемы непосредственно в ходе звонка пользователя. При этом удалось добиться существенной экономии человеческих ресурсов — отпала необходимость «гонять» инженеров в удаленные филиалы».

В 2010 году в «Альфа-Банке» было проведено уже 1290 сеансов ВКС. В тот год была внедрена электронная база с расписанием доступности всех переговорных, а также осуществлена интеграция базы расписания переговорных с электронными заявками и автоматизированным расписанием сеансов ВКС.

В 2011 году возможность подключаться к ВКС получили мобильные абоненты — с помощью продукта Polycom RealPresence Mobile. Кроме того, система ВКС была интегрирована с системами дочерних банков Беларуси, Украины и Казахстана. Главная новация 2012 года — реализация возможности звонков внешних абонентов Skype на внутренние терминалы ВКС. Этот функционал активно используется для проведения собеседований с людьми, находящимися дома.

В прошлом, 2013 году проведена замена морально устаревшего узла ВКС на современную систему на базе Polycom RMX4000 и осуществлен перенос всех ранее интегрированных сервисов, а также внедрено решение Polycom RealPresence Access Director для расширения возможностей и повышения качества сервиса связи с внешними абонентами. За год проведено 3350 сеансов ВКС (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Рост числа конференций, проводимых в системе ВКС «Альфа-Банка».
Рисунок 1. Рост числа конференций, проводимых в системе ВКС «Альфа-Банка».

 

Сегодня в банке системами ВКС оборудовано 100 переговорных — в центральном и региональных офисах; в среднем проводится 15–20 видео- и смешанных конференций, а также 5–10 аудиоконференций в день, к которым могут подключаться почти любые видео- и аудиоабоненты по различным каналам связи. При этом непосредственным сопровождением сервиса занимаются всего три (!) сотрудника — во многом благодаря упомянутой выше системе управления.

По словам Алины Кобловой, первая система ВКС окупилась за два года. Активизация использования сервисов ВКС пришлась на кризис 2008 года, когда началось массовое сокращение всех затрат, в том числе и на командировки. Сегодня сотрудники уже привыкли к сервису, который показал себя как мощный инструмент, позволяющий повысить продуктивность работы. Система ВКС широко используется для проведения совещаний, собеседований, обучения, переговоров с клиентами, выездных мероприятий, поздравления сотрудников.

В планах банка — интеграция системы ВКС с Microsoft Lync 2013, чтобы в многосторонних конференциях можно было участвовать как из переговорных, так и с рабочих мест сотрудников. Кроме того, специалисты банка собираются реализовать возможность подключения внешних абонентов к конференции через браузер. «Надеюсь, мы сможем отказаться от использования клиентов наподобие Skype в случае внешних пользователей, — это было бы очень удобно», — поясняет Алина Коблова. В дальнейших планах также — реализация корпоративного видеопортала для хранения мультимедийного контента и его трансляции на рабочие ПК сотрудников.

ОТ АКС К ПРОГРАММНОМУ MCU

Поучителен опыт внедрения и развития системы ВКС в макрорегиональном филиале «Волга» компании «Ростелеком» («Ростелеком-Волга»). Этот проект представил на форуме Александр Ганичев, руководитель направления отдела стратегии и архитектуры сетей доступа (департамент сетей фиксированного доступа) компании «Ростелеком».

«Ростелеком-Волга» имеет 12 региональных филиалов в Приволжском федеральном округе, его генеральная дирекция располагается в Нижнем Новгороде, а управления филиалами — в краевых/областных центрах. В свою очередь, каждый филиал включает 40–50 структурных подразделений уровня райцентра. Основная предпосылка развертывания системы конференц-связи достаточно типична — необходимость экономии операционных затрат. В 2003–2004 годах для оперативного управления региональными филиалами организована система аудио-конференц-связи, а затем, в 2005–2006 годах, — система ВКС. Для этого установлен один сервер ВКС, а в каждом филиале развернуты студии, к каждой из которых прикреплен техник для обслуживания. Дополнительно приобретены мобильные комплекты оборудования ВКС (видеокодер, плазменный ТВ, стойка) для организации видеосвязи «на выезде».

Характеристики ВКС поначалу были скромными: разрешение видео QCIF или CIF, а одновременное количество участников конференции не превышало 24 человек. В основном система использовалась для проведения совещаний руководителей компании. Помимо невысокого качества и небольшого числа участников, недостатки системы состояли в сложности проведения параллельных ВКС (оператор ВКС мог одновременно проводить только одну конференцию), а также необходимости постоянного присутствия обслуживающего персонала для запуска и контроля в студиях, что приводило к высоким операционным затратам.

При планировании дальнейшего развития системы ВКС в Нижегородской области ставилась задача создать систему, которая была бы способна поддерживать не менее 50 участников одновременно (по числу райцентров в области) и видео с качеством не ниже SD. Помимо выполнения указанного требования, новая платформа, которая была развернута, обеспечила возможность параллельного проведения нескольких ВКС. Кроме того, в сеансах ВКС получили возможность принимать участие и пользователи обычных ПК — с применением программных клиентов.

С созданием новой системы заметно расширилась сфера использования ВКС. Почти все внутренние совещания стали проводиться через ВКС. Кроме того, на основе построенной инфраструктуры, куда входили и собственные студии, «Ростелеком» начал предоставлять услуги ВКС различным госструктурам, например Пенсионному фонду.

Загрузка сервера MCU быстро выросла до 80%. Поэтому, когда возникла следующая задача — организация системы ВКС для Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) Нижегородской области, потребовалось дальнейшее наращивание серверной емкости. Выбранное программное решение компании LifeSize — многоточечный сервер на базе UVC — было успешно внедрено и поддерживает до 30 точек в режиме HD (или более 50 точек в режиме SD). Кроме того, для подключения к сеансам ВКС абонентов из сети ТфОП установили шлюз.

Поскольку ЕДДС служит координирующим органом между различными службами и организациями (МЧС, полиция, медицинские учреждения, газовые службы и пр.), важно было обеспечить интеграцию соответствующих систем связи. В первую очередь возникла задача наладить взаимодействие с системой ВКС МЧС. И хотя эта система построена на базе решений другого производителя, интеграция прошла успешно — аппаратный и программный серверы разных вендоров удалось «подружить» (см. Рисунок 2). Представленный проект — один из первых в России, где развернут программный сервер MCU такого масштаба.

Рисунок 2. Организация системы ВКС для Единой дежурно-диспетчерской cлужбы (ЕДДС) Нижегородской области.
Рисунок 2. Организация системы ВКС для Единой дежурно-диспетчерской cлужбы (ЕДДС) Нижегородской области.

 

КОГДА КЛАССИКА НЕ ПОДОШЛА

Далеко не всем даже крупным компаниям с большим числом территориально распределенных офисов подходят классические решения ВКС. Один из примеров — компания Parallels, известная своими решениями в области облачных технологий и виртуализации. В этой компании насчитывается более 950 сотрудников, работающих в 26 офисах по всему миру. В России только четыре офиса, правда, в них трудится более 500 инженеров. Имеется большая потребность во внутренних видеокоммуникациях (между разработчиками, между продавцами), а также во внешних коммуникациях с клиентами и партнерами, например для обучения.

Как рассказывает Константин Анисимов, директор по маркетингу этой компании, еще пять лет назад вся компания «сидела на скайпе». C базовыми задачами этот сервис справлялся, однако функциональности не хватало. Остро стояла проблема проведения обширных конференций. Такая необходимость возникала, например, в связи с регулярными ежеквартальными встречами руководства с сотрудниками компании или для глобальных анонсов. Кроме того, в Skype не было возможности нормально записать конференцию, чтобы затем выложить соответствующие записи для общего пользования.

По этим причинам было решено строить классическую систему ВКС. Но проект этот, по словам Константина Анисимова, закончился плачевно. Проблема была в том, что работа с такой системой не оказалась простой и интуитивно понятной — постоянно что-то шло не так и приходилось звать на помощь внешних специалистов. И сегодня все это дорогостоящее оборудование ВКС «покрылось толстым слоем пыли и не используется».

Три года назад Parallels перешла на систему Web-конференций WebEx. И она оказалась оптимальна для задач компании. В результате была решена задача организации доступа из любого офиса, а также из домашних офисов, куда классический кодек не поставишь — дорого. Как рассказывает Константин Анисимов, взаимодействие осуществляется по IP, причем проблем с качеством не возникает. Он отмечает очень удобный клиент WebEx для платформы Apple, которую используют большинство сотрудников.

«Очень востребована функция записи, особенно во время глобальных больших анонсов. Такие анонсы обычно проводятся в США, когда в России ночь. Утром можно спокойно просмотреть запись, — продолжает он. — Видео прекрасно транслируется на большие экраны — разрешения вполне достаточно. WebEx отлично справляется с многосторонними ВКС, и если даже кто-то из участников в какой-то момент «отвалится», он без проблем подключается заново». (WebEx поддерживает видео с разрешением до 720р на 30 кадров в секунду, до 3000 пользователей внутри одной конференции.)

Что касается вопросов безопасности, которые традиционно возникают в связи с облачным сервисом, то, по мнению Константина Анисимова, тут не стоит быть параноиком. В случае Parallels никакими большими секретами сотрудники по ВКС не делятся. «Да, разработчики обмениваются идеями, но важна не идея, а ее реализация, — говорит он. — Даже если кто-то позаимствует идею, то вряд ли ее реализует. У нас есть патенты, есть команда, которая способна делать то, что другие никогда не смогут».

Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF