Однако, как показал проведенный «Журналом сетевых решений/LAN» форум «Бизнес-Видео», производители соответствующих решений прекрасно понимают эти проблемы и стараются их устранить.

 

По данным, которые приводит Максим Репин, менеджер по развитию бизнеса подразделения «Технологии для совместной работы» компании Cisco, на данный момент только 7% всех переговорных и 5% рабочих мест оборудовано видеосистемами. «Даже дети сегодня с удовольствием пользуются интернет-сервисами видеосвязи, а их родители зачастую лишены на работе такой возможности. В большинстве компаний ВКС доступна только руководителям в директорских переговорных, а персональный видеотерминал — прерогатива исключительно топ-менеджеров. Это несправедливо», — считает он.

По прогнозу Gartner, в 2015 году 20 млн сотрудников будут использовать на своем рабочем месте корпоративные сервисы видеосвязи. Согласно оценкам, которые привел Константин Солопов, заместитель директора департамента UC&C компании Huawei Enterprise, к указанному году экономически активная часть населения Земли составит по меньшей мере 1552 млн человек. По статистике, руководители составляют 10% от всех занятых, значит, их будет около 155 млн. Получается, что в 2015 году менее 10% руководителей будут пользоваться сервисом видеосвязи. Это очень мало, например, по сравнению с уровнем проникновения телефонной связи.

Ясно, что видеорешения должны стать удобнее и доступнее.

РАВНЕНИЕ НА… APPLE

Упрощение работы с системой ВКС — приоритет для большинства производителей. Как рассказывает Максим Репин, специалистами Cisco был изучен успех потребительских устройств таких компаний, как Apple, Google и Samsung, и многое из их идей было позаимствовано в процессе разработки новых продуктов ВКС. «Раньше решения по развертыванию коммуникационных систем принимали ИТ-специалисты, и такие решения не всегда приживались просто потому, что ими было неудобно пользоваться, — говорит он. — Наши новые продукты понравятся пользователям. С ними легко и удобно работать, а потому пользователи будут сами просить ИТ-специалистов обеспечить им такую возможность».

Чтобы сделать взаимодействие c видеотерминалами максимально простым, при разработке терминала Icon 600 (см. Рисунок 1) компания LifeSize кардинально пересмотрела принципы организации пользовательского интерфейса и позаимствовала многое у мобильных устройств с сенсорными экранами. Пользователю системы предлагается экранная система пиктограмм, каждая из которых наглядно изображает привязанную к ней функцию. На пульте оставлены всего одна кнопка («ОК») и джойстик для навигации по пунктам меню. Пользователь выбирает нужный ему вариант и подтверждает сделанный выбор: на пульт смотреть не надо — вся нужная информация представлена на экране.

Рисунок 1. В терминале Icon 600 компания LifeSize кардинально пересмотрела принцип организации пользовательского интерфейса, позаимствовав многое у мобильных устройств с сенсорными экранами.
Рисунок 1. В терминале Icon 600 компания LifeSize кардинально пересмотрела принцип организации пользовательского интерфейса, позаимствовав многое у мобильных устройств с сенсорными экранами.

 

По мнению Александра Баринова, регионального директора в России и странах СНГ компании LifeSize, пользоваться терминалом Icon может абсолютно любой человек, никакой — даже минимальной — подготовки не требуется. Это решение представители LifeSize относят к категории «интеллектуальной видеосвязи». В сегменте «традиционной видеосвязи» по-прежнему предлагаются привычные групповые кодеки с многокнопочными пультами, для работы с которыми желательно иметь хотя бы базовые представления об организации сеансов ВКС.

 

Рисунок 2. В новых терминалах TE разработчики Huawei предусмотрели ряд алгоритмов, обеспечивающих создание качественной реалистичной картины в различных ситуациях, в том числе улучшенную цветопередачу в сложных условиях освещенности.

Рисунок 2. В новых терминалах TE разработчики Huawei предусмотрели ряд алгоритмов, обеспечивающих создание качественной реалистичной картины в различных ситуациях, в том числе улучшенную цветопередачу в сложных условиях освещенности.

Как показывает исследование Wainhouse Research, чаще всего для проведения ВКС используются неподготовленные помещения — в частности, потому что далеко не все заказчики готовы тратить средства на обустройство специализированных комнат. Все больше компаний хотят проводить сеансы ВКС не только в специально оборудованных комнатах, но и в обычных офисных помещениях, которые часто организуются по принципу «открытых пространств». Чтобы участники ВКС не мешали другим сотрудникам и, наоборот, чтобы офисный шум не мешал им, компания Poycom разработала и представила на «Бизнес-Видео – 2014» решение по формированию «акустического пузыря» — Acoustic Bubble. Фактически, используя такое решение, находящийся на «открытом пространстве» сотрудник почувствует себя так, как будто он сидит в закрытом кабинете. Заказчики уже могут опробовать тестовый вариант «акустического пузыря», коммерческий продукт будет доступен немного позже.

Если в помещении не предусмотрены специальные системы освещения (см. врезку «ВКС в правильном свете»), то качество картинки может серьезно пострадать. В неприспособленных помещениях проблемы со светом практически неизбежны. В этой связи разработчики Huawei предусмотрели в новых терминалах TE (см. Рисунок 2) ряд алгоритмов, обеспечивающих создание четкой картины в различных ситуациях, в том числе улучшенную цветопередачу в сложных условиях освещенности. Это такие технологии, как интеллектуальное шумоподавление, 3D-ACM (3D-Auto Color Matching) и VME (Video Motion Enhancement — подробнее о ней см. ниже).

 

ВКС в правильном свете

Вслед за объектом. Пример конференц-комнаты, оборудованной специальными выдвигающимися поворотными светильниками.
Вслед за объектом. Пример конференц-комнаты, оборудованной специальными выдвигающимися поворотными светильниками.

Очень часто инсталляторы систем ВКС и их заказчики забывают об очень важном моменте — организации правильного освещения в конференц-зале или другом помещении, где проводятся сеансы видео-конференц-связи. Однако, как отметил Евгений Глинский, менеджер по развитию бизнеса компании «СНК-Синтез», качество видеоизображения на 40–70% зависит от грамотно поставленного света. «Вы можете потратить большие деньги на видеокамеры и системы ВКС, но если освещение в зале не продумано, то желаемого результата не получится», — предупреждает он. Специалист «СНК-Синтез» советует использовать для видеоконференций специальные светильники с функцией регулировки яркости. Даже если светильники размещены в оптимальных местах, возможность такой регулировки удобна и полезна, например, для повышения уровня освещенности определенного объекта, места или участника.

Кроме того, чрезвычайно полезна возможность управления направлением светового потока. В качестве примера Евгений Глинский приводит специальные выдвигающиеся поворотные светильники T-series компании Brightline, которые обеспечивают поворот светового потока на +/- 50 градусов с шагом 1 градус и позволяют сохранять до 60 сцен (пресветов). В моторизированных вариантах таких светильников нажатием кнопки можно выбрать один из предустановленных вариантов. Такие решения особенно эффективны, когда в конференц-зале приходится часто менять расстановку мебели и расположение участников совещаний. Совместимость с большинством контроллеров (AMX, Crestron, Extron, Kramer и др.) гарантирует интеграцию таких светильников с имеющейся системой управления.

Помимо моторизированных вариантов, выпускаются и ручные варианты светильников T-Series — они оптимальны, когда конфигурацию и рассадку участников ВКС меняют редко. Устройства T-Series монтируются вместо плит подвесных потолков типа Армстронг. Кроме того, для потолочного монтажа предназначены менее дорогие светильники серии Srealth-T с фиксированным направлением светового потока, которое определяется накладной решеткой. Если в помещении невозможно выполнить монтаж светильников на потолке, вместо них можно использовать настенные светильники (R-View).

Если же ни один из указанных вариантов невозможен (помещение вообще не допускает вмешательства в интерьер), на выручку приходят персональные светильники, например светодиодные продукты i-Series компании Brightline. Данные продукты, которые крепятся на стол или к монитору, позволят повысить качество изображения и при использовании персональных систем ВКС или даже «бытовых» интернет-сервисов уровня Skype.

Что касается собственно помещений для проведения сеансов ВКС, то Евгений Глинский рекомендует, чтобы поверхности стен не были хорошо отражающими (отражение 40–60% ) — предпочтительны серые и синие оттенки. При этом нежелательны черный, красный, зеленый, желтый и оранжевый цвета, полосы и мелкие рисунки, тогда как крупная графика и логотипы допустимы. Предпочтительно, чтобы потолки имели коэффициент отражения 70–90%, пол — менее 60%, а для всех окон лучше предусмотреть черные шторы с внутренней отделкой под цвет стен.

По данным, которые приводит Евгений Глинский, до недавнего времени большинство интеграторов, занимающихся системами ВКС, не использовали специальные системы освещения. «Хотя, казалось бы, именно интегратор должен предлагать такое решение, поскольку оно позволит заказчику увидеть собеседников «в правильном свете»», — заключает он.

 

По данным Frost & Sullivan, одним из основных препятствий на пути внедрения систем ВКС является сложность инсталляции соответствующего оборудования и сопряжения его с другими устройствами. В частности, специалистам приходится тратить массу времени и сил на многочисленные кабельные подключения, к тому же связка кабелей ухудшает внешний вид инсталляции, а ведь для многих ВКС — это не только эффективный инструмент совместной работы с удаленными коллегами, но и элемент имиджа.

Для устранения этого препятствия та же Huawei предложила ряд решений, позволяющих значительно сократить число кабелей в инсталляции ВКС. Так, поддерживаемая кодеками TE технология Wi-Fi может использоваться не только для выхода в Интернет, но также для подключения беспроводных микрофонов и обмена контентом с пользователями — функция Air Content Sharing. В традиционных решениях для подобной задачи необходимо кабельное подключение, например через интерфейс VGA или по сети Ethernet.

СНИЖЕНИЕ СТОИМОСТИ

Согласно исследованию Frost & Sullivan (2011 год), распространение ВКС также тормозит недостаточная эффективность соответствующих вложений: ВКС просто не оправдывает инвестиций. Однако нельзя не признать, что стоимость решений со временем неуклонно снижается.

Снижение стоимости наглядно демонстрируют анонсы Cisco. Так, обновленные варианты групповых терминалов MX200 и MX300 (теперь к их названиям добавился суффикс G2) при расширенной функциональности стоят меньше систем предыдущего поколения. Например, цена (GPL) MX200 G2 с экраном 42″ составляет 17 900 долларов, а MX300 G2 с экраном 55″ — 23 900 долларов. По словам Сергея Юцайтиса, технического консультанта подразделения «Технологии для совместной работы» Cisco, в случае MX300 G2 это на 25% меньше, чем у решения первого поколения. Новинки отличает более простая установка, встроенная возможность подключения до четырех участников одновременно (4-way Multisite), функция вывода изображения на два экрана и поддержка H.264 SVC. Разрешение для видео — 1080p@60, для контента — 1080p@30.

Свои надежды на успех в «низкобюджетном сегменте рынка» Cisco во многом связывает с новым кодеком SX10 (см. Рисунок 3), который разработан для небольших и средних переговорных комнат. Этот кодек с разрешением 1080p@30 устанавливается просто и быстро благодаря тому, что подключение осуществляется по сути двумя кабелями: HDMI — к любому дисплею/монитору/телевизору и Ethernet — к локальной сети (для передачи дополнительного контента в процессе проведения встречи предусмотрены еще разъемы VGA и HDMI). По каналу Ethernet обеспечивается не только передача информации, но и подача электропитания — в рабочем режиме кодек потребляет всего 12 Вт. Поскольку SX10 нацелен на заказчиков, у которых обычно отсутствуют специалисты, хорошо знакомые с техникой ВКС, предлагается «Мастер первоначальной инсталляции». Стоимость кодека составляет 3990 долларов.

 

Рисунок 3. Надежду на успех в «низкобюджетном сегменте рынка» Cisco во многом связывает с новым кодеком SX10, который разработан для небольших и средних переговорных комнат.
Рисунок 3. Надежду на успех в «низкобюджетном сегменте рынка» Cisco во многом связывает с новым кодеком SX10, который разработан для небольших и средних переговорных комнат.

 

Рассчитывая общую стоимость владения системой ВКС, необходимо учитывать и расходы на связь. Поэтому очень важно, особенно в российских условиях, чтобы решение эффективно работало по относительно низкоскоростным каналам. Как отмечает Константин Солопов, реализованные в терминалах Huawei TE алгоритмы Н.264 High Profile и VME позволяют до двух раз снизить требования к пропускной способности каналов. По данным Huawei, видео с разрешением HD1080р можно передавать по каналу с пропускной способностью от 512 Кбит/с. Запатентованная Huawei технология VME оптимизирует разрешение в зоне действия и зоне внимания. В частности, это позволяет повысить качество изображения лица говорящего (что особенно важно для видео-конференц-связи), сэкономив ресурсы канала за счет оптимизации передаваемого изображения статической области.

Не менее важна возможность работы по «плохим» каналам Интернета. В этой связи специалист Huawei обращает внимание на технологии масштабируемого кодирования Н.264 SVC, компенсации потерь (Super Error Concealment, SEC) и адаптации к полосе пропускания IRC — все вместе они позволяют сохранить стабильное качество видеоизображения на каналах связи при уровне потерь до 20%. Как показало тестирование решения Huawei, проведенное российской компанией Wellink, при 10% сохраняется приемлемое качество изображения. Расхождение результатов теста с данными производителя связано с различиями в способе измерения уровня ошибок. В рамках теста применялась статистическая модель учета за период пять минут и более, при этом эмулятор вносил ошибки случайным образом. Терминал же использует другую модель учета ошибок — он измеряет мгновенный уровень, показывая количество ошибок, приходящихся на фиксированное количество последних принятых пакетов. Иными словами, для оценки уровня ошибок используется скользящее окно в несколько пакетов. При случайном распределении ошибок на окно может приходиться разное количество потерянных пакетов, что также подтверждается результатами теста: при статистическом уровне ошибок 10% терминал показывал колебания уровня ошибок от 1 до 20%.

Еще один вариант снижения расходов на инфраструктуру — ее аренда. Такой вариант под названием RealPresence One предлагает Polycom. Заказчик может взять в аренду на определенное время (год, два, три) полную инфраструктуру ВКС, включая сервер MCU (Collaboration Server в терминологии Polycom). По договору заказчику также предоставляется сервис по обновлению ПО и техническая поддержка 8×5. В качестве опции — интеграция с Lync, в результате которой все терминалы ВКС становятся частью единой системы унифицированных коммуникаций Lync. Минимальная стоимость подписки — 10 тыс. долларов в год. Аппаратные терминалы в это предложение не входят.

ИНФРАСТРУКТУРА — В ПО

В части упрощения инфраструктуры ВКС серьезным прорывом стала разработка программных вариантов всех основных компонентов, включая серверы MCU. Одним из первопроходцев в этой области была компания LifeSize со своей виртуализированной платформой UVC, на которой в виде ПО поддерживаются все основные инфраструктурные компоненты. Такое решение можно быстро развернуть, опробовать, а уже затем принимать решение о покупке. Чтобы еще больше «упростить жизнь» своим партнерам и заказчикам, в начале 2014 года LifeSize представила готовые комплекты UVC для малых, средних и больших организаций. Стоимость малого комплекта — на 100 пользователей — составляет порядка 32 тыс. долларов, среднего — до 250 пользователей — 44 тыс., а большого — до 500 пользователей — 72 тыс. долларов. При этом нет никакой дискриминации по функциональности: любой комплект содержит основные приложения платформы LifeSize UVC.

«В комплекты LifeSize UVC Bundles входят все необходимые приложения для видео-конференц-связи — приложения для мобильной видеосвязи, групповых видеовызовов, потокового вещания, записи конференций и даже для управления инфраструктурой систем ВКС», — отмечает Александр Баринов. Это решение обеспечивает подключение более 50 различных моделей мобильных устройств, работу с ПК Windows и MAC, а также с упомянутыми выше кодеками Icon 600. В решение встроены функции по интеграции с внешними IP-УАТС, прохождения межсетевых экранов, возможности ведения единой адресной книги со статусом абонентов, перевода, перехвата и эскалации видеозвонков и т. д.

Лидеры рынка ВКС — Cisco и Polycom — также поддерживают тренд на виртуализацию. Как утверждает Сергей Юцайтис, «практически все продукты имеются в версии для установки в виртуализированной инфраструктуре». А по словам Алексея Горбунова, технического директора Polycom в России и СНГ, вся функциональность инфраструктуры ВКС RealPresence Platform сегодня доступна как в виде специализированных устройств, так и в виде ПО для виртуализированных сред VMware (см. Рисунок 4) — для программных вариантов есть только ограничения по емкости.

Рисунок 4. Варианты развертывания инфраструктуры ВКС RealPresence Platform.
Рисунок 4. Варианты развертывания инфраструктуры ВКС RealPresence Platform.

 

Разница между программными и аппаратными решениями чаще всего наблюдается в функциях MCU. Алексей Горбунов дает следующие рекомендации по выбору между программным и аппаратным вариантами: «Если MCU должен поддерживать много портов, конференции охватывают большое число участников, требуется разрешение Full HD, имеются комнаты иммерсивного телеприсутствия, то MCU на аппаратной платформе, безусловно, предпочтительнее. Если требования невелики, клиенты в основном мобильные, качество 1080p не является основным, то вполне можно использовать программные решения. Ясно, что, если используется инсталлированная база аппаратных MCU, их можно дополнить программными решениями («гибридный вариант»)». На сегодня программный MCU Polycom поддерживает до 60 пользователей в режиме SVC (на одном сервере).

А МОЖЕТ, В ОБЛАКЕ?

Помимо аппаратных и программных решений возможен и третий вариант — получение функций инфраструктуры в виде сервиса из облака. «Доступность и мобильность решений могут обеспечить облачные технологии. Конечно, на это способны не только они, но именно они лучше всего подходят для решения этой задачи — чтобы из любого места и с любого устройства можно было подключиться к максимально полному набору сервисов и комфортно работать с ними», — считает Максим Репин из Cisco.

Он советует «централизовать сложное и распределить простое». «Мы и наши технологические партнеры, в том числе операторы, развертываем в облаке все необходимые компоненты. Пользователям достаточно подключить к облаку свои мобильные и стационарные устройства и платить только за реально потребленные услуги. Интеллектуальная составляющая будет находиться в облаке, поэтому новые функции будут доступны без необходимости что-то менять у заказчика».

Пример провайдера, предоставляющего услуги унифицированных коммуникаций, включая ВКС, из облака на базе платформы Cisco — компания CTI. Как рассказывает Максим Каминский, технический директор CTI, на полное развертывание с нуля и запуск платформы HCS ушло три месяца. Параллельно компания строила узел связи, чтобы обеспечить соответствие всем требованиям регулирующих органов, включая СОРМ. Развернутая сейчас платформа рассчитана на обслуживание 10 тыс. пользователей — с возможностью масштабирования до 100–200 тыс. пользователей. Данное решение не требует от заказчика никаких капитальных вложений — он может даже не вкладываться в терминальное оборудование, поскольку CTI предлагает аренду всего необходимого оборудования. Максим Каминский также отмечает бесшовную интеграцию сервиса ВКС c сервисом WebEх, что позволяет пригласить к участию в конференции партнеров, у которых имеются не слишком скоростные каналы связи и нет терминалов ВКС класса Telepresence.

Как отмечает Никита Догадченко, руководитель направления унифицированных коммуникаций CTI, у заказчиков есть четыре варианта получения сервисов (см. Рисунок 5). Первый — все сервисы из облака. Этот вариант требует минимальных вложений со стороны заказчика и обеспечивает максимальное использование облачных возможностей. При этом важно наличие надежных каналов передачи данных между площадками клиента и ЦОД, где развернута платформа HCS. Второй вариант — гибридный — отличается от первого тем, что серверы для предоставления части сервисов (например, ВКС) развертываются на площадке клиента. Он предполагает определенный компромисс между полностью облачным и традиционным решениями.

Рисунок 5. Предлагаемые компанией CTI варианты предоставления сервисов ВКС клиенту.
Рисунок 5. Предлагаемые компанией CTI варианты предоставления сервисов ВКС клиенту.

 

Следующий, третий вариант предназначен для тех, кто из-за жестких требований к безопасности или по другим соображениям предпочитает, чтобы серверы для всех сервисов находились в его полном распоряжении. В этом случае провайдеру передаются только функции управления. Требования к каналам (и их резервированию) ниже, а передаваемая информация находится полностью под контролем. Наконец, четвертый вариант — развертывание платформы HCS в частном облаке. Он предполагает самые высокие капитальные затраты, не требует наличия канала связи с провайдером и обеспечивает максимальный контроль над платформой. К минусам можно отнести все недостатки владения собственным решением — высокая стоимость эксплуатации, управления и пр.

Для повышения массовости и эффективности видеокоммуникаций очень важна возможность интеграции различных облачных коммуникационных сервисов. Для решения этой задачи предназначено решение Cisco Fusion, которое Максим Репин характеризует как «метаоблако». Оно позволяет соединить в единую систему частную сеть (частное облако), облачное решение Cisco, партнерские облака и облака сторонних поставщиков.

В качестве решения, которое, по словам Алексея Горбунова, «объединяет острова», Polycom предлагает CloudAXIS Suite. Это решение, являющееся расширением ВКС-платформы Polycom, позволяет подключать к существующей инфраструктуре ВКС пользователей популярных интернет-сервисов, таких как Skype, Facebook, Goоgle Talk и др. Для работы используются веб-клиенты, из которых доступны все основные функции ВКС, а качество изображения достигает 720p при 30 кадрах в секунду.

НОВЫЕ КОДЕКИ

Форум «Бизнес-Видео» не мог пройти без обсуждения таких горячих тем, как новый кодек H.265 (High Efficiency Video Coding, HEVC) и технология WebRTC.

Напомню, что технология H.265 не только задействует более эффективные алгоритмы кодирования по сравнению с H.264, но и позволяет повысить качество изображения. Если разрешение, поддерживаемое H.264, составляет максимум 4K, то H.265 поддерживает разрешение до 8K (UHDTV).

Но, как отмечает Нил Флюстер, консультант по новым технологиям Polycom, на данный момент интерес к H.265 проявляют поставщики услуг потокового видео (а не заказчики ВКС). Он предупреждает о том, что процедуры кодирования намного сильнее (по сравнению с H.264) загружают процессоры, а специализированные микросхемы с поддержкой H.265 для конечных устройств или серверов MCU появятся на рынке только к концу 2014 года. При этом если по сравнению с решениями H.264 Main Profile продукты H.265 способны вдвое снизить требуемую пропускную способность (при том же качестве картинки), то по сравнению с решениями High Profile от Polycom экономия составляет всего 20%.

Компания Cisco представила на форуме свой новый кодек SX80, который, как утверждает Сергей Юцайтис, является первым кодеком в отрасли, поддерживающим протокол H.265. На данный момент реализована поддержка драфта стандарта H.265, как только будет принят его окончательный вариант, в продукт программно будут внесены все необходимые изменения. SX80 — это высокопроизводительный кодек, который разрабатывался почти четыре года и построен на абсолютно новой архитектуре: вместо микросхем DSP применяются многоядерные ЦПУ. Кодек поддерживает до трех мониторов, видео и контент с разрешением 1080p@60 и 1080p@30 соответственно. Встроенный MCU обеспечивает обслуживание пяти точек (с разрешением 720p@30).

Что касается WebRTC, то эта технология, использующая видеокодек VP8 и аудиокодек OPUS, уже встроена в такие популярные браузеры, как Chrome, Firefox и Opera. Нил Флюстер согласен с мнением многих экспертов относительно того, что WebRTC способен оказать большое влияние на развитие унифицированных коммуникаций (УфК). В частности, WebRTC позволяет программистам на JavaScript разрабатывать интересные приложения УфК, запускаемые непосредственно с Web-страниц, а также встраивать возможности мультимедийных коммуникаций в различные вертикальные приложения. Вместе с тем специалист Polycom обращает внимание на то, что WebRTC до сих пор не поддерживается браузерами Internet Explorer и Safari, отсутствует и его поддержка в устройствах iPad. Что касается собственно решений Polycom, как утверждает Ник Флюстер, по мере того как технология WebRTC будет становиться зрелой, она будет интегрирована во всю линейку продуктов компании, включая облачные решения.

Хотя мировой рынок традиционных решений ВКС уже несколько лет находится в стагнации, есть все основания полагать, что активная виртуализация решений, поддержка мобильности и использование преимуществ облачных моделей подстегнут рынок ВКС, значительно увеличат доступность соответствующих сервисов и сделают их более массовыми, что, безусловно, повысит как производительность, так и комфорт работы во всех отраслях экономики.

Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.