Компания «Инфосистемы Джет» и «Лето Банк», входящий в группу «ВТБ», представили масштабный совместный проект комплексного аутсорсинга ИТ, в ходе реализации которого банк смог за короткое время развернуть крупную сеть своих клиентских центров. За два года в 59 регионах (более 430 городов и поселков) было открыто 440 клиентских центров и 1500 точек продаж. Розничными услугами воспользовались более 720 тыс. клиентов. В 2013 году ежедневно открывался очередной новый клиентский центр. В настоящее время в банке работают более 5 тыс. сотрудников, при этом, согласно представленным планам, в 2015 году численность персонала составит уже 20 тыс. человек — будут открыты еще более 1000 отделений по всей России и 5000 точек продаж.

По словам Владимира Елисеева, генерального директора компании «Инфосистемы Джет», такой проект можно считать «глобальной вехой»: он очень сложен и не имеет даже близких аналогов, причем основные сложности носили не технический, а организационный характер, что было обусловлено высокими темпами развертывания ИТ-инфраструктуры, поддерживающей деятельность банка, и необходимостью координации работ большого числа субподрядчиков. Так, восемь стоек с оборудованием ИТ пришлось сначала установить во временном ЦОД и уже потом, не прерывая бизнес-операций, перенести их на подготовленную по всем правилам площадку в коммерческом центре обработки данных.

Владимир Елисеев, генеральный директор компании «Инфосистемы Джет»: «Проект для «Лето Банка» вывел понимание возможностей аутсорсинга на совершенно новый уровень».
Владимир Елисеев, генеральный директор компании «Инфосистемы Джет»: «Проект для «Лето Банка» вывел понимание возможностей аутсорсинга на совершенно новый уровень».

 

Обращение к модели аутсорсинга ИТ позволило банку отказаться от непрофильных функций (непосредственно за ИТ отвечают всего 28 человек), а главное — быстрее выйти на рынок и предложить услуги клиентам. Как отмечают участники проекта, впервые в России реализована модель «ИТ-сервисы и компетенции по требованию». Компания «Инфосистемы Джет» является генеральным ИТ-провайдером банка и представляет единый центр ответственности. Специалисты компании заменяют банку его собственную службу ИТ, предоставляя полный набор услуг — от выполнения обязанностей операторов Service Desk и системных администраторов до обработки счетов операторов связи. Для решения всех этих задач банку потребовалось бы содержать в штате 150 человек. Генподрядчик проектирует и строит инфраструктуру ИТ, развертывает сеть, эксплуатирует ИТ-системы, обслуживает пользователей, предоставляет в аренду оборудование и ресурсы. Распределенная инфраструктура банка охватывает свыше 50 субподрядчиков, более 150 провайдеров и 700 каналов.

Численность выделенной команды проекта в компании «Инфосистемы Джет» составляет 100 человек, еще около 400 специалистов привлекались к работе над проектом, реализуемым с мая 2012 года. По словам Дмитрия Назипова, старшего вице-президента и CIO ВТБ, у банковской группы есть планы по дальнейшему переходу на внешние сервисы, а также использованию «внутреннего аутсорсинга» с привлечением сервисов собственного ЦОД. Однако столь масштабное обращение к модели аутсорсинга в «Лето Банк» обусловлено тем, что при высокой динамике бизнеса его деятельность начиналась с нуля. Была поставлена задача приступить к полноценной работе в течение полугода и «совершить прорыв в розничном обслуживании». На развитие банка группа «ВТБ» выделила 25 млрд рублей, и в ИТ уже инвестировано 3 млрд рублей (274 тыс. рублей в расчете на сотрудника).

В настоящее время компания «Инфосистемы Джет» оказывает банку услуги аутсорсинга вычислительных мощностей в трех ЦОД, услуги управления инфраструктурой ИТ, прикладными и инфраструктурными сервисами, обслуживает телекоммуникационную инфраструктуру его региональной сети и рабочие места (служба Service Desk) в соответствии со SLA. Услуги информационной безопасности предоставляются из центра мониторинга ИБ — Jet Security Operation Center (JSOC). Они включают в себя блокирование атак «нулевого дня», целевых атак и DDoS.

Работу бизнес-приложений обеспечивают около 300 виртуальных машин в частном облаке банка. Часть сервисов предоставляется из публичного облака, а ресурсы для разработки и тестирования выделяются из виртуального ЦОД компании «Инфосистемы Джет». Специалисты интегратора осуществляют мониторинг всех рабочих мест, ИТ-систем и телекоммуникационной сети.