Кабельные системы для ЦОД превращаются в отдельное самостоятельное направление и становятся главным стимулом для развития кабельных технологий — так, перспективная Категория 8 разрабатывается преимущественно, если не исключительно, в расчете на применение в ЦОД. В России к тому же внутриофисные сети строятся преимущественно на базе систем Категории 5е. Поэтому интересы и продажи западных вендоров, работающих на отечественном рынке, смещаются в сторону ЦОД, где востребованы более качественные и, соответственно, дорогие решения.

 

Мировой рынок структурированных кабельных систем находится под влиянием разнонаправленных факторов. Одни и те же тенденции, например распространение мобильности и, соответственно, беспроводных сетей, могут как препятствовать, так и способствовать его дальнейшему развитию. Однако равнодействующая всех сил скорее положительна, чем отрицательна: рынок, хотя и медленно, продолжает расти. Так, по данным отраслевой организации BSRIA, его объем будет увеличиваться ежегодно в среднем на 4% и к 2020 году достигнет 8,3 млрд долларов против 6 млрд в 2012 году.

Российский рынок как часть мирового развивается под воздействием тех же факторов, но многие из них выражены гораздо слабее или даже оказывают противоположное воздействие. К тому же он сильнее зависит от внутренних и внешних экономических и политических событий. В связи с большой неопределенностью оценки даются очень осторожные, но все надеются, что текущий год будет не хуже, чем предыдущий. Своим видением текущего положения дел и перспектив развития российского рынка СКС его ведущие игроки поделились на тематическом круглом столе, который «Журнал сетевых решений/LAN» организовал в феврале 2014 года. В обсуждении приняли участие представители компаний CommScope, Panduit, Reichle De-Massari, RiT Technologies, Schneider Electric, TE Connectivity, «Крок».

ВОДОРАЗДЕЛ МЕЖДУ ЦОД И ОФИСОМ

Применяемые в офисе и центрах обработки данных кабельные системы все больше различаются как по своей топологии, так и по используемым технологиям. Если в первых доминируют медные решения, то во вторых, особенно в средних и крупных, все шире используется оптика. В России к тому же внутриофисные сети строятся преимущественно на базе систем Категории 5е, при этом определяющим фактором выбора является цена, а не качество. Поэтому интересы и продажи западных вендоров, работающих на отечественном рынке, смещаются в сторону ЦОД, где востребованы более качественные и, соответственно, дорогие решения.

Текущий срез российского рынка СКС«Рынок СКС разделился на два более-менее самостоятельных сегмента со своими правилами игры — это ЦОД и решения для административных зданий»

Александр Ласый, заместитель директора департамента интеллектуальных зданий в компании «Крок»

По данным BSRIA, общемировой сегмент кабельных решений для ЦОД составил 1,1 млрд долларов в 2012 году и, как ожидается, вырастет до 1,6 млрд долларов к 2020 году. Таким образом, темпы его роста превысят аналогичный показатель для кабельных систем локальных сетей, чему способствует активное строительство ЦОД под влиянием таких факторов, как мобильность, Большие Данные и далее по списку. По сути, кабельные системы для ЦОД превращаются в отдельное самостоятельное направление и становятся главным стимулом для развития кабельных технологий — так, перспективная Категория 8 разрабатывается преимущественно, если не исключительно, в расчете на применение в ЦОД. «Рынок СКС разделился на два более-менее самостоятельных сегмента со своими правилами игры — это ЦОД и решения для административных зданий, — констатирует Александр Ласый, заместитель директора департамента интеллектуальных зданий в компании «Крок’’. — Дифференциация проявляется все больше, потому что в ЦОД одни требования к СКС, а в зданиях совершенно другие».

Несмотря на то что в 2013 году рост инвестиций в российские ЦОД замедлился, DCDi, исследовательское подразделение DataCenterDynamics, ожидает возобновления активного строительства, так как потребность в площадях ЦОД очень велика. Впрочем, правильнее было бы сказать «ожидало», ведь прогноз был дан в конце прошлого года, а ситуация в стране и в мире меняется столь стремительно, что даже краткосрочные прогнозы теряют смысл. Тем не менее внутренние потребности бизнеса диктуют необходимость в модернизации и расширении инфраструктуры, поэтому участники круглого стола надеются, что «с какого-то момента» проекты будут «размораживаться».

Как рассказал Александр Брюзгин, региональный менеджер Panduit в России, СНГ и странах Восточной Европы, в настоящее время один из крупных телекоммуникационных операторов изучает возможность построения ЦОД в Москве, несмотря на то что условия для этого не самые лучшие — высока плата за энергию, площади и т. д. И все-таки компания вынуждена идти на это, чтобы просто поддерживать бизнес. «Телекоммуникационный бизнес невозможно остановить — в этом его суть. Поэтому крупные проекты будут каким-то образом развиваться», — подчеркивает он. У производителей активного сетевого оборудования продажи растут, а это неизбежно приведет к увеличению продаж кабельных продуктов. У большинства вендоров, принимавших участие в круглом столе, доля продаж решений для ЦОД превышает 50%, поэтому «самочувствие» этого сегмента чрезвычайно важно для них.

Текущий срез российского рынка СКС«Если раньше системный интегратор оптимизировал решение и тем увеличивал свою прибыль, то теперь из-за нехватки специалистов ему удобнее взять готовую систему и переложить ответственность на вендора»

Андрей Семенов, технический директор представительства RiT Technologies

Вместе с тем такое распределение интересов ведущих компаний может дать несколько искаженную картину рынка в целом. Как отмечают многие из них, структура продаж в России и Европе заметно отличается: в офисном сегменте российского рынка заметно сказывается влияние такого фактора, как конкуренция со стороны «псевдороссийских брендов» (по выражению одного из участников КС). Как видно из данных, представленных BSRIA, на кабельные решения для ЦОД в мире приходится меньше четверти всего рынка — в действительности около одной пятой. Что касается российского рынка, то Андрей Семенов, технический директор представительства RiT Technologies, сделал следующую эмпирическую оценку: «Доля СКС для ЦОД, даже с учетом того, что решения эти высокотехнологичные и потому весьма дорогие, составляет не больше трети рынка классических СКС в силу больших масштабов последнего. Объяснение очень простое — ЦОД можно рассматривать как отображение магистральной части СКС, а 85% всех затрат СКС приходится на ее горизонтальную часть. В приведенной оценке учтена более низкая цена».

В качестве приблизительного индикатора распределения продаж для конкретной компании Андрей Семенов предлагает использовать соотношение между поставками оптики и меди: в ЦОД преобладают оптические решения, а в офисах — медные. Например, у компании Panduit 70% оборота в России приходится на оптику, 20% — на шкафы и лишь 10% — на медь. Однако у других вендоров соотношение продаж меди и оптики примерно одинаково. «В ЦОД продается преимущественно оптика — на нее приходится 80–90% продаж, — говорит Анатолий Яковлев, менеджер TE Connectivity по работе с ключевыми заказчиками. — К тому же у нас имеется достаточно много проектов «Оптика для рабочего места». В итоге соотношение между медью и оптикой получается 60:40 — меди продается больше». Таким образом, хотя корреляция между продажами оптики и меди и поставками для ЦОД существует, она дает лишь грубую, приблизительную оценку.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ МЕНЬШЕ?

Как отметили участники круглого стола, в нашей стране достаточно высок уровень технических решений, применяемых в ЦОД. При этом реализуемые проекты отличаются высокой степенью интеграции используемых технологий. Как указывает Александр Ласый, в России системные интеграторы играют существенно более важную роль в проектах, чем, например, в Соединенных Штатах, где распространенной практикой является приглашение консалтинговой компании для разработки проекта: «В США и Европе компаний-интеграторов в таком виде практически никогда не существовало. Консалтинговые компании разрабатывали концепцию, а заказчик сам выбирал вендора, который адаптировал предложенный дизайн в соответствии со своими возможностями. В России же ситуация совершенно иная: интегратор — самостоятельная единица с осознанием своей роли, со своей гордостью, основанием для которой служит накопленный запас знаний и компетенций».

Однако потребность в быстрой реализации проектов, с одной стороны, и нехватка квалифицированных кадров, с другой, порождают спрос на готовые комплексные решения. К тому же заказчики хотят упростить себе жизнь и предпочитают работать с одним вендором, хотя полученное решение может оказаться и неоптимальным. В результате компаниям, которые предлагают не только СКС, но и другие инфраструктурные решения для ЦОД, «зайти в проект» оказывается проще, тем более что, как не устает напоминать Андрей Семенов, при доле затрат 3% от общей суммы проекта СКС воспринимается как второстепенная система и зачастую финансируется по остаточному принципу. Поэтому комплексное предложение становится немаловажным конкурентным преимуществом. «Мы планируем использовать все возможности для закрепления на рынке, — говорит Дмитрий Никулин, менеджер по развитию бизнеса подразделения Network Connectivity компании Schneider Electric, о планах продвижения СКС от Schneider Electric. — Однако своей основной задачей мы считаем предоставление комплексного решения в рамках единого предложения от Schneider Electric».

Текущий срез российского рынка СКС«Вендор отвечает за качество оборудования, но он не реализует проекты. Их все равно ведет системный интегратор, он же воплощает в жизнь инженерное решение»

Дмитрий Никулин, менеджер по развитию бизнеса подразделения Network Connectivity компании Schneider Electric

Как полагает Андрей Семенов, получение решений из одних рук становится приоритетным в силу общего падения уровня образования: «Если раньше системный интегратор оптимизировал решение и тем увеличивал свою прибыль, то теперь [из-за нехватки специалистов] деваться некуда — удобнее взять готовую систему и переложить ответственность на вендора, что прямо прописывается в договоре». Однако даже в этом случае роль интегратора существенна. «Вендор отвечает за качество оборудования, но он не реализует проекты, — отмечает Дмитрий Никулин. — Их все равно ведет системный интегратор, он же воплощает в жизнь инженерное решение».

Как бы то ни было, взаимодействие между интегратором и вендором не является гладким, и вовсе не обязательно в проекте первый берет сторону второго или продвигает комплексное решение от одного поставщика. Дело не только в разногласиях по распределению прибыли между участниками проекта — у интеграторов собственная гордость. «Нередко у нас возникают серьезные конфликты с вендором, который пытается продать комплексное решение, утверждая, что оно самое лучшее и для заказчика оптимальное, а мы видим, что оно таковым не является, — рассказывает Александр Ласый. — Снижение общего уровня инженерной подготовки сказывается и на вендорах, к тому же их специалисты подходят к задачам интеграции с позиций не инженеров, а продавцов».

Рядовой инженер вендора, объясняет он, фактически не имеет собственного мнения, действуя в соответствии с некоторым предопределенным сводом правил, по которому он должен, как из конструктора лего, составить некую схему. Причем «оптимизировать» ее надо так, чтобы вендору обеспечивалась максимальная прибыль. В этом случае интегратору достается пассивная роль. Если он принимает предложенную схему, это вызывает такие сложности, что лучше было бы от нее отказаться с самого начала, поскольку внести в нее изменения он не может. Как замечает Сергей Шарапов, технический директор представительства Reichle De-Massari, зачастую комплексное решение набирается из того, что есть в портфеле производителей. Между тем на рынке практически всегда можно найти лучшее решение по каждой из позиций.

Текущий срез российского рынка СКС«Комплексное предложение нацелено в первую очередь на достижение определенного объема продаж, что может сдерживать развитие инноваций, в частности в области СКС»

Сергей Шарапов, технический директор представительства Reichle De-Massari

Последнее объясняется тем, что специализированные компании заинтересованы в технологическом развитии своей продукции, поскольку они предлагают рынку единственное решение. «Вряд ли поставщики комплексных систем будут заинтересованы в развитии Категории 8 и многомодовых волокон ОМ4 — они как поставляли Категорию 5е, так и будут это делать еще долгое время», — полагает Анатолий Яковлев. «Комплексное предложение нацелено в первую очередь на достижение определенного объема продаж, что может несколько сдерживать развитие инноваций, в частности в области СКС», — согласен с ним Сергей Шарапов.

Однако все сказанное выше не отменяет ценности комплексного предложения, особенно если оно представляет собой не набор продуктов для разных подсистем ЦОД, а действительно интегрированное решение, как это имеет место, например, в случае готовых модульных ЦОД. Александр Брюзгин примирительно замечает, что тяга к комплексным решениям и одному поставщику существует, хотя, конечно, есть и другие тенденции.

НА ПУТИ К КАТЕГОРИИ 8

На рынке наконец-то появилась возможность выбора коммутаторов с медными интерфейсами 10GBaseT. По данным аналитического агентства Dell’Oro, во II квартале прошлого года такие устройства стали выпускать 10 вендоров. Правда, продажи пока невелики — поставками свыше 10 тыс. портов могут похвастаться лишь три производителя. Тем не менее органы по стандартизации уже работают над следующим вариантом витопарной проводки для поддержки интерфейса 40GBaseT. В настоящее время их усилия сосредоточены на оценке двух вариантов Категории 8 — 8.1 и 8.2 на базе Категории 6А и Категории 7А соответственно. Чем же интересен новый интерфейс?

Планируемая дальность передачи для 40GBaseT ограничивается 30 м, чем четко определяется его потенциальная область применения, а именно — центры обработки данных. На таких коротких расстояниях применение медной проводки оказывается экономически более выгодным, чем оптической. Правда, пока еще слишком рано утверждать, насколько это решение окажется дешевле предшествующих, ведь многие параметры еще не определены. «У разработчика есть четкая надежда на то, что сочетание медного кабеля и трансиверов с каждой из двух сторон будет стоить меньше, чем ровно такое же сочетание оптики, — размышляет Александр Ласый. — Пока цены ниже, медь будет развиваться. В противном случае медь просто перестанут покупать». При этом сам по себе медный кабель стоит дороже оптического, однако оптические приемопередатчики обходятся непропорционально дорого и дешевеют очень медленно.

Текущий срез российского рынка СКѫ случае 40GBaseT речь идет исключительно про горизонтальные подключения, тогда как 10GBaseT разрабатывалась как полноценная замена гигабитному протоколу, в том числе в вертикальных соединениях»

Степан Большаков, технический директор CommScope

В центрах обработки данных растущей популярностью пользуются конфигурации с размещением коммутатора внутри шкафа (Top-of-Rack), однако такой подход нарушает классическую топологию структурированных кабельных систем. Как отмечает Степан Большаков, технический директор CommScope, ссылаясь на исследование Broadcom, единственной экономически оправданной альтернативой применению оптики для подключения конечного оборудования с 40-гигабитными интерфейсами является прокладка кабелей прямого подключения (Direct-Attach Cable, DAC). Однако каждый производитель коммутаторов предлагает собственные DAC-кабели, которые, помимо того, что являются нестандартными, стоят «весьма существенных денег». Между тем конфигурация с размещением коммутатора в конце ряда (End-of-Row) позволила бы не только избавиться от привязки к DAS конкретного поставщика коммутаторов, но и удешевить решение в целом (об экономическом сравнении двух подходов смотри также статью Кэрри Хигби «СКС или ToR? Считайте деньги» в мартовском номере «Журнала сетевых решений/LAN» за 2014 год.)

Не только организация канала 40GBaseT становится дешевле, но и его эксплуатация обходится в меньшую сумму. В полностью заполненном шкафу количество интерфейсов может исчисляться сотнями. Поэтому суммарная экономия энергии на каждом порту в среднем ЦОД составляет десятки тысяч долларов в год. Между тем, как указывает Андрей Семенов, оптический трансивер оказывается менее энергетически эффективным, чем медный: «В оптику надо постоянно подавать ток смещения. Фактически трансивер, даже если канал бездействует, все равно греется. Поэтому медный интерфейс на коротких расстояниях до 30 м — а это, по статистике, 85% рынка — энергетически более эффективен». С точки же зрения администрирования, по его мнению, текущие затраты оказываются примерно одинаковы, поскольку перекоммутации в ЦОД осуществляются редко.

Однако пока разработка Категории 8 наталкивается на несколько технических проблем. И дело даже не в самой конструкции кабеля (хотя и здесь есть проблемы, связанные с адсорбцией и резким резонансным ростом затухания на высоких частотах, на что указывает Андрей Семенов), а в согласовании его характеристик с приемопередатчиком, что необходимо для выработки наиболее привлекательного с экономической точки зрения решения. Так, если за основу будет взята Категория 6А, то потребуется существенно более сложная обработка сигнала для его очистки от шумов. В целях удешевления и повышения энергоэффективности электронику желательно упростить, поэтому поиски компромисса продолжаются.

Между тем кабель Категории 8 уже предлагается на рынке. Сергей Шарапов предостерегает потенциальных покупателей от приобретения подобной продукции: «Под этими предложениями нет технической базы и каких-либо оснований — по сути, это чистый маркетинг». Покупатели не смогут проверить даже характеристики кабеля, поскольку пока не определено, какие параметры следует проверять, не говоря уже о числовых значениях. «Что мерить? Чем мерить? Как мерить? По какой методике? Все вопросы пока открыты», — напоминают специалисты. Заранее же прокладывать кабели Категории 8 в расчете на будущие потребности смысла нет, поскольку медная 40-гигабитная проводка предназначена исключительно для горизонтальных подключений. А в российских ЦОД для подключения серверов пока не используется даже 10GBaseT.

ВНУТРИ ОФИСА

До недавнего времени не было приложения или задачи, которые в обычной офисной среде делали необходимой поддержку скоростей не то что в 10 Гбит/с, а хотя бы в 1 Гбит/с. Такой задачей, как бы это парадоксально ни звучало, может стать… поддержка беспроводных сетей нового стандарта 802.11ac.

По оценкам аналитической компании Infonetics, объем рынка WLAN составляет 4 млрд долларов. Как указывается в ее отчете «Wireless LAN Strategies and Vendor Leadership: North American Enterprise Survey», строительству беспроводных сетей не видно конца. С принятием же стандарта 802.11ac может потребоваться радикальная модернизация кабельной инфраструктуры для поддержки возросшей пропускной способности и требований к питанию. В случае 802.11ac одна точка доступа способна поддерживать скорость до 6,9 Гбит/с, поэтому для ее подключения необходимы несколько гигабитных каналов или одно соединение со скоростью 10 Гбит/с. В последнем случае на горизонтальном участке нужна проводка Категории 6А. Таким образом, для перехода на новый беспроводной стандарт в здании придется прокладывать дополнительную проводку, возможно даже темную оптику.

В то же время расходы на поддержку концепции BYOD и так весьма высоки. Эта проблема особенно серьезно проявляется в крупных компаниях. «Зачастую доступ к данным сотрудники используют в личных целях. Получается, что, обеспечивая его, компания вынуждена тратить немалые деньги на очень плотное покрытие Wi-Fi, — говорит Степан Большаков. — Это приводит к серьезным проблемам с построением и администрированием таких сетей». По этой причине на Западе все большую популярность приобретает использование внутри здания так называемых распределенных антенных систем (Distributed Antenna System, DAS) для обеспечения здания сотовой связью. Такой подход требует прокладки дополнительной проводки. До недавнего времени для этого использовались только коаксиальные или оптические кабели, но недавно Systimax предложила решение на базе Категории 6А (см. также материал автора «Связь внутри здания»). Правда, в России распространение BYOD сказывается не столь сильно, да и применение DAS, особенно нейтральных к оператору, пока наталкивается на препятствия.

Текущий срез российского рынка СКС«Несмотря на распространение Wi-Fi, количество розеток на рабочих местах увеличивают. Теперь устанавливают даже не две-три, а четыре, пять или шесть»

Анатолий Яковлев, менеджер TE Connectivity по работе с ключевыми заказчиками

Времена, когда считалось, что WLAN вытеснит проводку из офисов, давно прошли. Тем не менее повсеместное покрытие всех офисных площадей сетями Wi-Fi потенциально может сократить число кабелей в горизонтальной подсистеме. Однако, как свидетельствуют участники рынка, количество устанавливаемых портов в расчете на одно рабочее место не только не сокращается, но даже, наоборот, увеличивается. «Количество розеток на рабочих местах увеличивается, — отмечает Анатолий Яковлев. — Теперь устанавливают даже не две-три, а четыре, пять или шесть». В этом смысле показательным является пример гостиниц, где беспроводные сети развертываются по умолчанию, — там, по словам Анатолия Яковлева, в один номер прокладывается шесть кабелей.

СМЕНА ИНТЕРЕСОВ

Текущий срез российского рынка СКС«Клиенты все менее склонны проявлять лояльность — каждый проект просчитывают заново, как будто не было никакой предыстории. То, к чему мы привыкли, уходит в прошлое»

Александр Брюзгин, региональный менеджер Panduit в России, СНГ и странах Восточной Европы

Несмотря на то что многим вендорам офисные системы приносят до 50% дохода, получаемого на российском рынке, все же основной областью их интересов являются центры обработки данных, где востребованы качественные передовые решения. Впрочем, как и в случае офисных систем, финансирование кабельной инфраструктуры осуществляется нередко по остаточному принципу, поэтому при ее проектировании приходится вписываться в скудный — «исчезающе малый», по словам Андрея Семенова, — бюджет. Таким образом, даже с учетом относительно высоких темпов строительства ЦОД в нашей стране (по сравнению с общемировыми), данный сегмент остается высококонкурентным, да и клиенты все менее склонны проявлять лояльность. «Крупнейшие потребители, — отмечает Александр Брюзгин, — каждый проект просчитывают заново, как будто не было никакой предыстории. То, к чему мы привыкли, уходит в прошлое». И это заставляет игроков рынка любыми способами дифференцировать свои предложения, хотя из-за консервативности предлагаемых решений свобода маневра у них невелика.

Дмитрий Ганьжа – главный редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: dima@lanmag.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF