Как показало проведенное «Журналом сетевых решений/LAN» исследование, примерно половина, 49%, компаний в России не используют услуги коммерческих ЦОД и не планируют к ним обращаться, тогда как другая половина активно задействует преимущества аутсорсинга и «потребляет» услуги КЦОД. «Техносила» относится ко второй половине, более того, все ее основные ИТ-ресурсы вынесены в три КЦОД, два из которых расположены на территории Евросоюза, а один — в России. О проекте, реализованном совместно с телекоммуникационной компанией Caravan, пойдет речь в этой статье.

 

Торговая сеть «Техносила», созданная в 1993 году, является одним из лидеров сетевой розницы в сфере торговли электроникой и предметами бытовой техники в России. На сегодняшний день она насчитывает более 90 магазинов в 56 городах страны. Штат компании составляет почти 4000 сотрудников, из них в центральном офисе работают около 350 человек. «Техносила» активно развивает направление интернет-торговли. С 2005 года на официальном сайте компании www.tehnosila.ru работает интернет-магазин. В этом году он вошел в рейтинг 100 крупнейших онлайн-продавцов России (источник: «Коммерсант»).

«Техносила» в коммерческом ЦОД

 

«Техносила» начала сотрудничество с компанией Caravan в сентябре 2012 года. Она арендовала в ЦОД Telehouse Caravan (под этим брендом оператор предлагает услуги КЦОД), расположенном в Москве, восемь стоек, в которых была размещена ИТ-инфраструктура, обслуживающая все основные внутрикорпоративные сервисы, включая файловые ресурсы офиса, базу данных, систему взаимодействия с клиентами (CRM) и др. Для подключения этой инфраструктуры к внешним сетям КЦОД предоставил два канала доступа в Интернет (основной и резервный), а также канал передачи данных до ММТС-10.

До сотрудничества с Caravan свою ИТ-инфраструктуру для указанных сервисов «Техносила» размещала в собственном серверном помещении, расположенном в центральном офисе. Основными предпосылками к переводу ИТ-сервисов в КЦОД стали повышение требований к их доступности, необходимость снижения рисков от различных угроз, способных негативно сказаться на работе ИТ-систем, а также потребность в их масштабировании в условиях динамичного развития компании. Кроме того, рост конкуренции на рынке розничной торговли бытовой техникой требовал от «Техносилы» оптимизации затрат, в том числе на ИТ-системы. Все это привело к поиску решения, которое позволило бы эффективнее использовать ИТ-сервисы, необходимые компании для ее развития, и при этом сократить расходы на эксплуатацию ИТ-инфраструктуры.

КРИТЕРИИ ВЫБОРА

«В ходе тендера мы рассматривали несколько площадок в Москве, Подмосковье и в других регионах России, — рассказывает Александр Мазаев, руководитель отдела информационно-технического сопровождения торговой сети «Техносила». — Наличие сертификата Tier для нас было непринципиально. Основными критериями были: хорошие отзывы о КЦОД, удобное расположение (близость к нашему центральному офису, чтобы инженер мог быстро подъехать — например, подвезти оборудование) и самое главное — повышенная отказоустойчивость. ЦОД Telehouse Caravan победил в тендере, при этом, помимо соблюдения всех перечисленных условий, была предложена привлекательная цена».

Хотя компания Caravan не сертифицировала ЦОД по стандартам Uptime Institute, уровень надежности Telehouse Caravan, как показывает опыт его эксплуатации, соответствует категории надежности Tier III, что и обеспечивает высокий уровень доступности сервисов.

Как и требует уровень надежности Tier III, любой основной компонент инженерной инфраструктуры ЦОД Telehouse Caravan может быть выведен из промышленной эксплуатации для проведения ремонтных или регламентных работ без перерыва в предоставлении услуг клиентам. Например, для обеспечения бесперебойного гарантированного электропитания КЦОД подключен к городским электросетям по двум независимым линиям на 10 кВ (основная и резервная), на самом объекте установлен комплекс ИБП Chloride 90 NET мощностью 300 кВА каждый по схеме резервирования N+1. Дизель-генераторная установка SDMO T1400 мощностью 1,4 МВА с автоматическим вводом резерва и топливное хранилище для ДГУ емкостью 10 тонн способны обеспечить автономную работу ЦОД без дополнительной дозаправки в течение двух суток. (Подробнее об этом объекте — в статье «Экскурсия в ЦОД Telehouse Caravan», опубликованной в июньском номере «Журнала сетевых решений/LAN» за 2013 год.)

По словам Александра Мазаева, специалисты «Техносилы» очень высоко оценили уровень надежности ЦОД Telehouse Caravan, а потому решили, что для обеспечения требуемой для бизнеса непрерывности предоставления ИТ-сервисов достаточно реализовать отказоустойчивость в рамках самой ИТ-системы. Дополнительного резервирования ИТ-систем на других территориально удаленных площадках в данном случае не предусматривается.

ДОСТУП И ОБСЛУЖИВАНИЕ ИТ-СИСТЕМ

Для обеспечения физической безопасности в ЦОД Telehouse Caravan используется комплексный подход. В соответствии с принципом нескольких периметров защиты территория, на которой расположен КЦОД, охраняется круглосуточно, под контролем находится территория здания (вход в здание), а также доступ в помещение с инженерными системами и в гермозону с оборудованием клиента. На последнем рубеже предусматриваются максимально жесткие ограничения доступа: в гермозону могут попасть только инженеры КЦОД, имеющие специальный допуск, причем применяется система двойного контроля доступа — по магнитной карте и кодовой комбинации. Кроме того, в каждом помещении КЦОД установлены системы видеонаблюдения.

Как при таком жестком контроле безопасности обеспечивается обслуживание ИТ-систем заказчика? Компания «Техносила» использует услугу «удаленное оперативно-техническое обслуживание». В «личном кабинете» создается заявка на проведение тех или иных работ с оборудованием, а квалифицированные специалисты Telehouse Caravan, следуя указаниям сотрудников «Техносилы» (по телефону или электронной почте), выполняют необходимые действия. Если клиент хочет самостоятельно выполнить технические (оперативные, ремонтные и иные) работы с оборудованием, то согласовывается доступ сотрудника «Техносилы» для посещения так называемой операторской комнаты — специально оборудованного помещения КЦОД. Посещение операторской возможно в любое время суток по предварительному согласованию.

«Мы имеем возможность осуществлять удаленный мониторинг своих серверов и ИТ-сервисов, — рассказывает Александр Мазаев. — Если инженер фиксирует какую-либо проблему, например выход из строя жесткого диска или элементов оперативной памяти, он привозит в ЦОД Telehouse Caravan необходимые комплектующие, передает их специалистам КЦОД и дает необходимые инструкции по замене/установке. Затем, находясь в операторской комнате, он отслеживает правильность выполнения задачи».

Непосредственное присутствие инженеров «Техносилы» в самой гермозоне (см. Рисунок 1) требуется очень редко, за время сотрудничества с компанией Caravan такая необходимость возникла только два раза: первый раз — когда осуществлялся переезд ИТ-системы в ЦОД, второй раз — совсем недавно, при установке систем хранения данных Hitachi, чрезвычайно требовательных к корректности подключения. Однако и в том и в другом случае непосредственную установку оборудования в стойку производили специалисты Telehouse Caravan, а инженеры «Техносилы» лишь осуществляли его подключение.

Рисунок 1. Одна из гермозон ЦОД Telehouse Caravan, где установлено ИТ-оборудование клиентов.
Рисунок 1. Одна из гермозон ЦОД Telehouse Caravan, где установлено ИТ-оборудование клиентов.

 

«В указанных случаях мы пошли навстречу пожеланиям клиента, чтобы в установке принимал участие их специалист, — комментирует Дмитрий Канаев, технический директор телекоммуникационной компании Caravan. — В частности, совместно осуществлялся монтаж двух дисковых массивов. При этом представитель «Техносилы» занимался организацией внутренних коммутаций, а инженеры Telehouse Caravan производили внешние подключения».

Сам переезд ИТ-систем из серверной комнаты центрального офиса «Техносилы» в ЦОД Telehouse Caravan занял месяц. Процесс существенно упрощала территориальная близость двух объектов, что, как уже указывалось, было одним из критериев заказчика при выборе КЦОД. «Важно было обеспечить работу сервисов при переносе системы, — продолжает Александр Мазаев. — Что и было достигнуто, в том числе благодаря оперативной работе специалистов Telehouse Caravan. Минимальный перерыв возникал лишь в ночное время, что никак не сказалось на работе компании».

МОНИТОРИНГ ТЕМПЕРАТУРЫ — НА «СОВЕСТИ» КЦОД

ЦОД Telehouse Caravan оснащен развитой системой мониторинга параметров инженерной инфраструктуры. Так, энергопотребление отслеживается сразу на нескольких уровнях: начиная от уровня ввода и заканчивая уровнем отдельной стойки с оборудованием. В стойках устанавливаются «интеллектуальные» блоки распределения питания (PDU) с функциями мониторинга. Анализ энергопотребления на уровне стоек осуществляет система APC InfraStruxure Management. Она же отслеживает температуру и влажность воздуха в стойке.

Как указывают представители компании Caravan, клиенты ЦОД Telehouse Caravan, включая компанию «Техносила», по запросу могут получать доступ к указанным выше параметрам. Однако специалисты «Техносилы» решили сосредоточиться на ИТ-задачах. «Нам важно отслеживать состояние наших серверов, а мониторинг электропитания и температурно-влажностного режима — это на «совести» самого ЦОД, — говорит Александр Мазаев. — Собственно, для того мы и перешли в профессиональный КЦОД, чтобы не заниматься «инженеркой»».

Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF