Как показал прошедший в апреле в Москве третий ежегодный форум «Бизнес-Видео», главным достижением в области видео-конференц-связи является повышение доступности этого средства коммуникации, которое все шире используется в организациях и на предприятиях самого разного направления деятельности. Это подтвердили и примеры проектов, которые были представлены на форуме.

 

Традиционно основные направления форума «Бизнес-Видео» — это ВКС, видеонаблюдение (см. статью Сергея Орлова «Видеонаблюдение в комплексе» в майском номере «Журнала сетевых решений/LAN» за 2013 год) и системы Digital Signage (см. статью «Эффекты Digital Signage» в этом номере журнала). В области ВКС в этом году в центре внимания специалистов оказались реализация концепции BYOD и получение «видео как сервиса», технологии масштабируемого кодирования SVC и программных серверов MCU. Эти технологии позволяют сделать системы ВКС более доступными и повысить отдачу от их использования.

Как отметил Владимир Ярославский, менеджер по продвижению новых технологий Cisco, «сегодня люди хотят задействовать видео на тех устройствах, которыми они привыкли пользоваться в повседневной жизни». Реализация принципа BYOD открывает перед сотрудниками возможность работать независимо от их местонахождения, без привязки к рабочему столу или офису, что повышает производительность труда, но вместе с тем сопряжено с необходимостью решения новых задач в сфере обеспечения безопасности и поддержки.

Ирина Волкова, директор по маркетингу Polycom в России и СНГ, выделила пять факторов, способствующих развитию видеосвязи. Во-первых, это резкое увеличение числа мобильных устройств, смартфонов и планшетов, готовых к работе в режиме видеосвязи; во-вторых, распространение способных обеспечить такую связь сетевых технологий, включая LTE и WiFi; в третьих — развитие облачных сервисов. Еще двумя факторами, по ее мнению, являются рост популярности облачных решений и взросление поколения, выросшего в эпоху распространения видеотехнологий.

На схожие причины повышения интереса к системам ВКС указывает и Сергей Васильев, руководитель отдела стратегического развития VoIP компании «МФИ Софт»: «Технологии широкополосного доступа в Интернет сделали возможной передачу изображения высокой четкости, а современные процессоры — использование эффективных алгоритмов сжатия на персональных компьютерах, планшетах и смартфонах без необходимости применения дорогостоящего специализированного оборудования. Сейчас в развитии ВКС приоритетами являются наращивание функциональных возможностей, простота развертывания системы и удобство ее использования».

Согласно исследованию, проведенному компанией TrueConf, объем российского рынка ВКС в 2012 году составил 96 млн долларов, а значит, при сохранении среднегодового темпа роста 20%, в текущем году он превысит отметку 115 млн долларов. Данные TrueConf говорят о существенном увеличении закупок систем ВКС интеграторами и операторами связи, которые зачастую используют их для предоставления услуг видео-конференц-связи.

По мнению руководителя TrueConf Михаила Готальского, наряду с ростом популярности концепции BYOD, одним из главных движителей рынка ВКС сегодня стало снижение стоимости подключения одной точки. Во многом это связано с унификацией аппаратных платформ (например, дорогие MCU со специализированными процессорами DSP уступают место более дешевым серверам на базе стандартных процессоров), а также с переходом к алгоритмам масштабируемого кодирования (SVC), применение которых позволяет избавить серверы от ресурсоемкой процедуры перекодирования потоков.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ: AVC, SVC ИЛИ SSVC

Инициатором создания технологии SVC выступила в 2007 году американская компания Vidyo. Как рассказал на форуме «Бизнес-Видео – 2013» Николай Тузиков, менеджер по развитию бизнеса компании Videra, официального дистрибьютора систем Vidyo на территории России, СНГ и стран Балтии, основной задачей при разработке SVC было устранение сложностей, связанных с традиционной схемой транскодирования на основе MCU, а именно — необходимости выделения большого объема ресурсов (отсюда высокая стоимость классических MCU), отсутствия гибкой адаптации к характеристикам терминалов/каналов, сложности расширения и пр.

Суть SVC сводится к послойному кодированию видео на терминале: каждый слой повышает разрешение картинки, поэтому при передаче видео на другой терминал серверу не надо ничего перекодировать — достаточно выбрать столько слоев (потоков), чтобы разрешение соответствовало характеристикам этого терминала и канала связи с ним (см. Рисунок 1). При такой схеме сервер MCU выполняет функции некоего коммутатора видеопотоков (он становится не транскодирующим, а переключающим устройством), а ресурсов на такие операции требуется значительно меньше — следовательно, сервер становится проще реализовать на базе стандартных процессоров и стоить он будет значительно меньше. В настоящее время технология SVC стандартизирована как расширение технологии кодирования H.264 и реализована в продуктах нескольких компаний, таких как Avaya (Radvision), Huawei, Microsoft, Polycom и, конечно, Vidyo.

 

Рисунок 1. Суть SVC сводится к послойному кодированию видео на терминале: каждый слой повышает разрешение картинки, поэтому при передаче видео на другой терминал серверу не надо ничего перекодировать — достаточно выбрать столько слоев (потоков), чтобы разрешение соответствовало характеристикам этого терминала и канала связи с ним.
Рисунок 1. Суть SVC сводится к послойному кодированию видео на терминале: каждый слой повышает разрешение картинки, поэтому при передаче видео на другой терминал серверу не надо ничего перекодировать — достаточно выбрать столько слоев (потоков), чтобы разрешение соответствовало характеристикам этого терминала и канала связи с ним.

 

Но далеко не все компании с восторгом приняли SVC. Многие эксперты предупреждают о том, что пока решения SVC разных производителей несовместимы, поэтому для связи между ними придется устанавливать дорогостоящие шлюзы. Та же ситуация наблюдается и с подключением традиционных (AVC) кодеков H.264. «Сэкономив на сервере, вы будете вынуждены тратить большие средства на шлюзы. Вопрос совместимости чрезвычайно важен в нашей отрасли, а старые терминалы ВКС просто не смогут поддерживать SVC — им не хватит вычислительных ресурсов», — предупреждает Александр Баринов, региональный директор LifeSize в России и других странах СНГ.

Как отмечает Сергей Юцайтис, системный инженер-консультант компании Cisco Systems, взаимодействие систем AVC и SVC без специальных шлюзов возможно только при использовании базового слоя кодирования, для получения видео более высокого качества нужны шлюзы (см. Рисунок 2). Чтобы обойти указанные выше проблемы, Cisco разработала технологию Simulcast SVC (см. Рисунок 3). Это упрощенная версия SVC, без межпотоковых зависимостей, каждый видеопоток Simulcast SVC — это независимый поток H.264 AVC. Данная технология обеспечивает совместимость с AVC при самом высоком качестве и в будущем позволит легко добавить поддержку H.265.

 

Рисунок 2. Взаимодействие систем AVC и SVC без специальных шлюзов возможно только с использованием базового слоя кодирования, для получения видео более высокого качества нужны такие шлюзы.
Рисунок 2. Взаимодействие систем AVC и SVC без специальных шлюзов возможно только с использованием базового слоя кодирования, для получения видео более высокого качества нужны такие шлюзы.

 

 

Рисунок 3. Simulcast SVC — это упрощенная версия SVC, без межпотоковых зависимостей, каждый видеопоток — это независимый поток  H.264 AVC. Как утверждают специалисты Cisco, Simulcast SVC обеспечивает совместимость с AVC с самым высоким качеством и в будущем позволит легко добавить поддержку H.265.
Рисунок 3. Simulcast SVC — это упрощенная версия SVC, без межпотоковых зависимостей, каждый видеопоток — это независимый поток  H.264 AVC. Как утверждают специалисты Cisco, Simulcast SVC обеспечивает совместимость с AVC с самым высоким качеством и в будущем позволит легко добавить поддержку H.265.

 

«На первый взгляд, кажется, что Simulcast SVC требует значительно большей пропускной способности, но в реальном сценарии использования ВКС эта технология даже выигрывает у SVC, — рассказывает Сергей Юцайтис. — При проигрыше на приеме мы получаем выигрыш на передаче со стороны MCU, особенно когда абонентов много».

В новом кодеке H.265, который также известен как High Efficiency Video Coding (HEVC) и MPEG-H Part 2, заложены очень эффективные алгоритмы сжатия. Для некоторых сценариев с видео HD-качества коэффициент сжатия может быть в 1,5 и даже в 2 раза больше, по сравнению с Н.264 AVC, однако такая эффективность кодирования обеспечивается за счет существенно больших вычислительных затрат. На данный момент стандартизован только AVC-вариант H. 265 (ITU-T Recommendation H. 265 и ISO/IEC 23008-2 MPEG-H Part 2).

Пионер SVC компания Vidyo обещает реализовать все преимущества масштабируемого кодирования в H.265 SVC, однако конкретной информацией о возможном сроке реализации, а тем более стандартизации H.265 SVC мы не располагаем. Да к тому же и «обычный» H.265 пока еще не представлен в коммерческих вариантах систем ВКС.

ПРО ОБЛАКА

Согласно опросу, проведенному в марте 2013 года «Журналом сетевых решений/LAN» (см. статью «Видео-конференц-связь. Чего хотят заказчики?» в мартовском номере журнала), потребление услуг ВКС из облака считают для себя оптимальным 16% опрошенных — довольно высокий показатель для России, где реализация ИКТ-сервисов по принципу «все свое» является чуть ли не национальной особенностью. Расширяется и пока еще небольшой перечень компаний, предлагающих «ВКС как услугу».

Алексей Назаров, директор по маркетингу бизнес-сегмента компании «ВымпелКом», представил на форуме «Бизнес-Видео – 2013» новую услугу для корпоративных клиентов «Видео как сервис». На базе облачной инфраструктуры оператора, построенной на продуктах Cisco Systems, заказчики могут проводить видеоконференции с использованием широкого круга конечных устройств: от персональных терминалов до студий телеприсутствия. Решение позволяет подключать к видеоконференциям участников с мобильных и фиксированных телефонов, а также проводить презентации и совместно работать над документами. Предусмотрена и возможность организации более простых форматов удаленной работы: Web- и аудио-конференций.

Облачные варианты потребления ВКС предлагает и ряд производителей, например LifeSize (услуга Connections) и Vidyo (VidyoWay). Однако, как свидетельствует Александр Баринов, спрос на такие услуги в России пока еще невысок, что связано с упомянутым стремлением российских заказчиков держать всю инфраструктуру у себя, а также с опасениями по поводу безопасности. Тем не менее услуги LifeSize Connections оказываются востребованными в составе комплексных решений, подготовленных интеграторами.

ПРОЕКТЫ-ГИГАНТЫ: КОГДА ПРОВОДИТСЯ БОЛЕЕ 900 КОНФЕРЕНЦИЙ В ДЕНЬ…

По данным TrueConf, в среднем в российских проектах ВКС задействуется 24–25 точек подключения. Но при этом в нашей стране реализовано немало и проектов-гигантов. К таковым, безусловно, относится сеть ВКС в Сбербанке России, которая была представлена на форуме «Бизнес-Видео – 2011», и уже на тот момент в ее составе насчитывалось почти 1400 кодеков ВКС (подробнее см. статью автора «Такие разные проекты ВКС» в июньском номере «Журнала сетевых решений/LAN» за 2011 год).

В этом году на форуме также было представлено несколько очень масштабных проектов. Например, сеть ВКС Верховного суда РФ, которая на данный момент насчитывает более 1500 точек, оборудованных терминалами ВКС. По словам Андрея Германа, руководителя группы по обеспечению функционирования системы ВКС Управления правовой информатизации Верховного суда РФ, именно в России видео-конференц-связь была впервые (в ноябре 1999 года) применена непосредственно для проведения судебных заседаний. (Во всем мире видеоконференция в судопроизводстве используется в основном для заслушивания свидетельских показаний и общения осужденных с адвокатами и родственниками.)

«В настоящее время ВКС внедрена во всех судах общей юрисдикции областного уровня на всей территории Российской Федерации, — отметил Андрей Герман. — Наша сеть ВКС — одна из самых активно используемых в мире: за сутки проводится более 900 сеансов видео-конференц-связи». Помимо предоставления осужденному возможности удаленного участия в судебном процессе, ВКС применяется и для решения множества других задач: проведения консультаций, совещаний и семинаров для судей и сотрудников аппарата суда; общения адвокатов и родственников с осужденными для уточнения позиции в предстоящем судебном процессе; опроса потерпевших по программе защиты свидетелей (с искажением голоса и скрытием глаз) и т. д.

В сети ВКС судебной системы в основном применяются решения Polycom (95%), но установлены и продукты других производителей: Cisco/Tandberg, Avaya/Radvision, VСON, Sony. Сеть растет очень быстро — ежегодно планируется устанавливать более 1000 терминалов. Масштабы и темпы ее наращивания делают приоритетным развитие комплексов администрирования и управления ВКС. Уже установленный комплекс управления позволяет проверять состояние сетевых устройств и кодеков ВКС в реальном масштабе времени. В качестве отдельной опции создана база данных/знаний для оперативного принятия решения по выявлению и устранению неисправности системы ВКС.

Другой пример организации со сложной и географически распределенной структурой, где успешно применяется ВКС, — это Пенсионный фонд РФ. Как рассказал Алексей Шапошников, начальник отдела маркетинга компании «Нэком», в середине 2000-х годов руководство фонда столкнулось с проблемой оперативного управления и донесения информации из центра через управления в федеральных округах до региональных отделений. Тогда и было принято решение о внедрении ВКС. На тот момент на российском рынке активно работали только два производителя, и первоначально выбор пал на решения Polycom. В каждом крупном регионе устанавливался свой сервер MCU, а собранные в регионах конференции объединялись путем каскадирования через сервер MCU в Москве. Таким образом была выстроена технически громоздкая, но эффективная с административной точки зрения система.

Со временем, наряду с проведением совещаний, появились и новые задачи — в частности, по обучению сотрудников и консультированию населения. Для решения последней в ряде регионов были созданы мобильные комплексы доступа к сети. Однако, как отмечает Алексей Шапошников, развитие сети ВКС во многом сдерживалось высокой стоимостью терминалов ВКС. Меж тем рынок предложений ВКС расширялся. Внимание специалистов ПФ РФ привлекло оборудование ВКС компании Huawei. Знакомство с кодеками и MCU Huawei и их тестирование поначалу не вызвали бурного энтузиазма, но производитель настолько быстро развивал свои решения, что уже следующее поколение оказалось весьма привлекательным по характеристикам и функционалу.

Решение по внедрению систем ВКС Huawei было обусловлено целым рядом причин. Одно из главных их преимуществ — обеспечение качественной видеосвязи на каналах с большим процентом потерь. Компания активно участвует в разработке стандартов, что позволяет обеспечить хорошую интеграцию с решениями других производителей, в том числе с используемыми ПФ РФ устройствами Polycom (см. Рисунок 4).

 

Рисунок 4. Пример использования оборудования разных производителей в сети ВКС ПФ РФ.
Рисунок 4. Пример использования оборудования разных производителей в сети ВКС ПФ РФ.

 

На сегодня в сети ВКС ПФ РФ установлены уже несколько сот кодеков Huawei. Базовый продукт — кодек VP90xx с разрешением до 1080p30, встроенным функционалом MCU и возможностью работы по сети 3G. По мнению экспертов «Нэкома», новый кодек TE30, выполненный в формате видеокамеры, будет удобен для региональных отделений и мобильных комплексов. Этот продукт сейчас находится в стадии тестирования в сети ВКС ПФ РФ. Успешно прошла испытания другая новинка — eClassroom Solution, ориентированная на проведение семинаров и обучение и предоставляющая более широкие возможности по сравнению с обычными системами вебинаров.

Специалисты «Нэкома» отмечают и систему управления Huawei, которая позволяет собирать конференции «в одно касание», сводя к минимуму необходимость административного вмешательства. Стоимость этой системы существенно ниже, чем у схожих решений конкурентов, что позволяет организовать достойный сервис без существенного повышения бюджета проекта. «Имеющиеся сегодня у Huawei решения позволяют закрыть все потребности заказчика, а традиционно гибкая ценовая политика выгодна как клиенту, так и интегратору», — подводит итог Алексей Шапошников.

ВКС ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Типовое средство для дистанционного обучения — вебинары, однако без функций ВКС такие решения недостаточно эффективны. «Применение технологий вебинаров в режиме массового синхронного обучения ведет к демотивации получения знаний, особенно это критично в начальных классах», — рассказывает Андрей Соломин, руководитель проектов компании Polymedia. В решениях для дистанционного образования эта компания делает акцент на создании эффекта присутствия, чтобы ученик всегда знал, что удаленный преподаватель его видит и слышит и что его в любой момент могут вызвать к виртуальной доске. Такие решения компания уже внедрила в пяти российских регионах: Липецкой области, Архангельской области, Краснодарском крае, Курской области и Ульяновской области. Проект, реализованный в Ульяновской области, подробно обсуждался на форуме «Бизнес-Видео – 2013».

Задачами проекта были обеспечение всех учащихся области равными возможностями получения качественного образования, а также повышение уровня эффективности образовательного процесса в малокомплектных школах. Одной из серьезных проблем при внедрении систем ВКС в России является низкое качество каналов связи. Поэтому при выборе оборудования Polymedia провела много тестов и подбирала техническое решение с учетом характеристик его работы на имеющихся каналах. В качестве оборудования ВКС выбор был сделан в пользу продукции LifeSize. «Решения LifeSize хорошо зарекомендовали себя при работе на неустойчивых каналах связи — сеанс не разрывался, оборудование «держало связь» до последнего», — продолжает Андрей Соломин.

Специалисты Polymedia разработали два основных комплекса оборудования: для базовой и малокомплектной школ (см. Рисунок 5). Ими сейчас оснащено 77 школ области. В малокомплектных школах установлен кодек ВКС LifeSize Express 220, а в базовых — Room 220. В состав оборудования для обоих типов школ также вошли LCD-панель 46″ с LED-подсветкой, интерактивная доска SMART Board 685 с проектором UX60, комплект акустики для такой доски и ноутбук преподавателя. Благодаря интерактивной доске удаленные пользователи могут видеть все, что на ней пишут. Кроме того, в базовых школах установлены документ-камеры, позволяющие преподавателям демонстрировать различные материалы удаленным ученикам. Дополнительно был установлен сервер записи и трансляции, который обеспечивает запись проводимых уроков, их хранение, каталогизацию, поддержку онлайн-вещания и портального доступа к записанным материалам (с функцией поиска по названию, времени, ключевым словам). Система рассчитана на проведение до 420 сеансов ВКС одновременно и параллельную запись до 60 занятий с качеством HD, в работе могут участвовать до 3000 пользователей.

 

Рисунок 5. Комплекс системы дистанционного образования, установленный в малокомплектной школе Ульяновской области.
Рисунок 5. Комплекс системы дистанционного образования, установленный в малокомплектной школе Ульяновской области.

 

По словам Антона Никифорова, заместителя директора ОГАУ «Центр информационных технологий» Ульяновской области, система дистанционного образования, введенная в эксплуатацию в августе 2012 года, работает успешно, в том числе и на каналах с пропускной способностью всего 380 Кбит/с. Помимо решения основных задач, она позволила значительно сократить расходы на подготовку специалистов. «Данное нововведение полностью устранило проблемы, связанные с логистикой: ликвидированы транспортные расходы и затраты времени. Обучающихся больше не надо делить на множество групп, проходящих обучение согласно расписанию, что значительно снижает общую длительность занятий и количество привлекаемых специалистов, — отмечает он. — Оборудование системы дистанционного образования позволяет сохранять видеозапись урока, что избавляет от необходимости повторно проводить сеансы связи для тех, кто пропустил основные сроки обучения по тем или иным причинам».

Особо следует отметить многофункциональность подобных систем. Они позволяют, в частности, детям-инвалидам присутствовать на регулярных школьных занятиях и общаться со сверстниками, реализовывать индивидуальные программы при работе с одаренными детьми, осуществлять межкультурный обмен с иностранными образовательными учреждениями. Кроме того, они могут использоваться и для проведения разного рода оперативных совещаний. Так, система дистанционного образования, развернутая в Краснодарском крае, была задействована для оперативного взаимодействия разных служб в ходе спасательных мероприятий после стихийного бедствия в Крымске.

Опытом реализации системы дистанционного обучения — для Ставропольского края — поделилась на форуме и компания «Крок». Решаемые ею задачи практически идентичны тем, что были рассмотрены выше, но система была реализована на базе продукции Polycom. В частности, для совместной работы над контентом было использовано решение Polycom UC Board — небольшое устройство, превращающее любую поверхность или экран в интерактивную доску и позволяющее быстро и эффективно с помощью стилуса чертить графики и делать пометки. Оно подключается к кодеку ВКС (по USB), не требует внешнего компьютера и вешается на любой экран, включая проекционный.

Михаил Никифоров, руководитель направления ВКС «Крок», также отметил, что в проекте было реализовано отказоустойчивое серверное ядро, что обеспечивает надежную работу. Кроме того, использована инновационная система EagleEye Director, которая решает задачу самонаведения видеокамер. Эта система не требует, чтобы участники конференции предпринимали какие-либо специальные действия [для наведения камеры], она «откликнется» на голос, распознает лицо и автоматически корректно «поместит» человека в кадр. Для еще большего упрощения и повышения эффективности проведения сеансов «вопросов-ответов» было использовано ПО «КРОК-Ассистент», которое автоматизирует этот процесс. Через удобный интерфейс любой участник может отправить текстовый вопрос, который сразу будет виден преподавателю; последний, нажав всего одну кнопку, может предоставить ученику слово или ответить на его вопрос тоже письменно.

ВКС является важным элементом и комплекса центров интерактивного образования МГУ (см. Рисунок 6). Проект, предусматривающий оснащение мультимедийным и ВКС-оборудованием четырех лекционных аудиторий и 35 аудиторий для проведения семинарских занятий, а также создание блока централизованных сервисов, был реализован компанией Polymedia всего за три месяца (с октября по декабрь 2012 года).

 

Рисунок 6. Мультимедийный комплекс в аудитории МГУ.
Рисунок 6. Мультимедийный комплекс в аудитории МГУ.

 

В больших поточных аудиториях используется система видео-конференц-связи LifeSize Room 220, а для проведения видеоконференций в семинарских аудиториях были установлены комплекты LifeSize Express 220 с дополнительной видеокамерой. Терминалы Room 220 включают встроенный MCU, с помощью которого можно проводить сеансы многоточечной видеоконференции до 8 участников. Помимо этого, в проекте используется инфраструктурное оборудование в виде сервера MCU LifeSize Multipoint 230, которое позволяет подключать в высоком разрешении до 30 участников. С помощью программных клиентов преподаватели, находящиеся вне стен университета, могут удаленно подключаться к сеансам ВКС, используя свой ноутбук, и проводить занятия со студентами.

Одним из главных инструментов для проведения дистанционного обучения в вузе является сервер трансляции, записи и архивирования данных — LifeSize Video Center. Он позволяет записывать и транслировать в режиме онлайн лекции из любой аудитории, в которой установлено терминальное оборудование LifeSize. При этом система обеспечивает участникам (одновременно до 1000 человек) возможность просмотра лекций в режиме онлайн с ПК, ноутбуков и мобильных устройств iOS. Записи с Video Center доступны студентам и преподавателям с помощью специального корпоративного портала, разработанного в рамках данного проекта. Портал «Поддержка центров интерактивного образования» для студентов и преподавателей совмещен с сервером записи и трансляции данных. Он используется для размещения новостей и выкладки всей учебной информации, для проведения голосований и опросов среди студентов и преподавателей. Таким образом, студентам, преподавателям и администрации вуза обеспечивается доступ к централизованному хранилищу образовательного контента.

В рамках проекта аудитории МГУ были также оснащены современным мультимедийным оборудованием: интерактивными досками, 3D-проекторами, документ-камерами и пр. Так, в качестве замены стандартной меловой доски в аудиториях используются интерактивные доски SMART Board 685ix. В лекционных залах три доски объединены в единое пространство и подключены к одной рабочей станции. Преподаватель имеет возможность демонстрировать свои материалы на любой из досок, а также использовать все пространство в целом для записей. Кроме того, изображение с любой из интерактивных досок может быть отправлено на большой экран, при этом на доске можно писать новый текст: изображение на экране будет «заморожено» до тех пор, пока преподаватель не отправит туда новое изображение. Данная функция позволяет студентам не пропустить ни одной формулы.

Для контроля и управления всем сложным техническим комплексом создана система удаленного управления, исключающая участие преподавателей и студентов в этом процессе и предполагающая привлечение удаленных операторов.

КОГДА ВАЖНА ИНТЕГРАЦИЯ

Ключевым фактором развития бизнес-видео становится интеграция как различных видеосистем между собой, так и их сопряжение с другими коммуникационными и бизнес-приложениями. Один из наиболее ярких примеров интеграции — реализация компанией «Астерос» системы унифицированных коммуникаций на Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК).

Как рассказал на форуме Владислав Перегудов, главный инженер проекта, заказчиком выступила компания «ММК Информсервис», которая отвечает за обслуживание всей ИКТ-инфраструктуры ММК, включая поддержку ИТ-приложений, предоставление телефонии и других коммуникационных услуг, автоматизацию производства и пр. В конце 2012 года «ММК Информсервис» обратилась в «Астерос» с просьбой провести модернизацию ВКС. Помимо стандартных требований по повышению качества видеосвязи (до HD 720p и Full HD 1080p), организации записи/трансляции проводимых сеансов ВКС и подключению мобильных устройств, в техническом задании указывалась также интеграция с Lync, IP-УАТС, Skype и возможность подключения к конференциям интернет-абонентов с соблюдением политики безопасности компании. При этом инфраструктурное оборудование ВКС должно было быть интегрировано с Microsoft Lync 2010 с обеспечением разрешения HD 720p и без применения дополнительных шлюзов и конвертеров протоколов.

По словам Владислава Перегудова, для удовлетворения этих зачастую противоречивых требований было найдено решение на базе инфраструктуры Polycom. Он утверждает, что только продукты этой компании позволяли решить все задачи, в том числе обеспечить интеграцию с Lync с соблюдением указанных выше условий. Основу проекта составили MCU-платформа RMX 2000, которая позволяет гибко — как программным, так и программно-аппаратным способами — расширять число абонентов, и система управления/привратник CMA 4000, которая обеспечивает организацию конференций, регистрацию абонентского, инфраструктурного оборудования и интеграцию c IP-УАТС Avaya (см. Рисунок 7).

 

Рисунок 7. Общая схема взаимодействия разных систем, реализованная для «ММК Информсервис».
Рисунок 7. Общая схема взаимодействия разных систем, реализованная для «ММК Информсервис».

 

Особое внимание специалисты «Астерос» уделили реализации подключения внешних абонентов к внутренним сервисам. Дело в том, что «ММК Информсервис» выступает еще и региональным оператором связи, обслуживая несколько тысяч внешних телефонных абонентов, поэтому техническое решение должно было отвечать требованиям к продуктам операторского класса. После анализа нескольких вариантов, включая решения самой Polycom, выбор пал на пограничный контроллер сеансов (SBC) компании Acme Packet. Помимо прохождения систем NAT/Firewall, он реализует функции защиты сети (включая отражение атак DoS), анализ качества медиаканалов, обеспечение QoS и SLA, сбор статистической информации CDR, контроль трафика RTP и др.

К настоящему времени основная часть проекта завершена. В результате в сеансах конференц-связи можно участвовать практически с любого терминала, включая обычный ПК с Microsoft Lync, и телефона (в режиме аудиосвязи), а руководство компании с удовольствием пользуется возможностями подключения к сеансам с мобильных устройств. Интеграция со Skype была выделена в отдельный проект, который сейчас реализуется с помощью шлюза.

Другой пример — реализация «офиса будущего» Дальневосточным банком СБ РФ с помощью компании «Крок». Один из его наиболее интересных элементов — киоск самообслуживания Quantum, сделанный по индивидуальному проекту. Помимо стандартного функционала киоска самообслуживания Сбербанка, он позволяет проводить онлайн-консультирование клиентов с использованием технологии ВКС. При этом изображение удаленного специалиста выводится слева на отдельном мониторе в вертикальной ориентации, а самому специалисту, помимо лица клиента, показывается та же информация, что выводится на основном мониторе киоска.

Для проведения сеансов ВКС с участием удаленных региональных отделений, а также для локальных совещаний с презентациями и использованием мультимедиаоборудования реализован зал онлайн-переговоров. Он оснащен LCD-панелями Mitsubishi со встроенными кодеками ВКС и системой интеллектуального управления Crestron. Для управления визуальным контентом установлен контроллер видеостены Jupiter. Решение позволяет принимать участие в сеансах ВКС с мобильных клиентов. Кроме того, в «офисе будущего» развернуты система электронной очереди с использованием ПО Digital Signage и бесшовная видеостена на базе проекционных кубов Christie MicroTiles. Последние можно составлять в разном порядке, что позволяет формировать экраны «нестандартной» формы. Контент для системы Digital Signage и бесшовной видеостены разрабатывался в рамках отдельного проекта компанией Engage.

В еще одном проекте, представленном на форуме «Бизнес-Видео» компанией «Крок», по словам Михаила Никифорова, интегрировано «все, что можно, со всем, чем можно». Реализованная для сети магазинов «М-Видео» система ВКС интегрирована с УАТС Avaya, с каталогами MS Active Directory, системой MS Exchange, и, кроме того, реализованы связь с внешними пользователями/организациями через Интернет, запись и трансляция сеансов ВКС. Важной отличительной особенностью этого масштабного проекта является высокая степень автоматизации процесса проведения сеансов ВКС.

Как утверждают специалисты «Крок», это одна из первых инсталляций в России, где используется система автоматического распределения конференций, в том числе с автоматическим каскадированием серверов. Видеоконференции организуются с помощью виртуальных переговорных комнат, автоматически распределяемых по свободным серверам многоточечных конференций. Персонал избавлен от необходимости выбора сервера для проведения конференций, а автоматическое каскадирование обеспечивает «прозрачность» масштабирования. Кроме того, в системе используется только сценарий dial-in (для подключения к конференции каждый участник должен самостоятельно позвонить по определенному номеру), что позволило свести администрирование системы лишь к периодическому техобслуживанию. В системе установлены три сервера MCU, более 30 аппаратных кодеков, а также программные клиенты ВКС. Все точки присутствия «М-Видео» оснащены программными или аппаратными терминалами ВКС, которые очень активно используются этой компанией.

Проводимый «Журналом сетевых решений/LAN» форум «Бизнес-Видео» — это не только смотр последних новинок, представляемых производителями, но и место обмена опытом ведущих интеграторов и заказчиков. И это очень важно для развития рынка видеокоммуникаций и аудиовизуального оборудования.

Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF