Потребности бизнеса в телекоммуникационных услугах растут пропорционально динамике его развития, причем независимо от сферы деятельности компании. Если вчера были нужны только голосовая связь и доступ в Интернет для одного офиса, то уже сегодня приходится искать надежную площадку для размещения ИТ-оборудования, а завтра понадобится объединить в корпоративную сеть филиалы, расположенные в разных уголках страны и даже за ее пределами.

 

Рисунок 1. Компактная репортажная спутниковая станция LinkStar.
Рисунок 1. Компактная репортажная спутниковая станция LinkStar.

Среди доступных на рынке спутниковых технологий VSAT (Very Small Aperture Terminal) находится вне конкуренции по соотношению скорости, качества и стоимости коммуникационных сервисов. Малогабаритные спутниковые терминалы можно транспортировать (см. Рисунок 1), а при помощи специального мобильного VSAT-оборудования — создавать на базе различных транспортных средств передвижные узлы связи, способные во время стоянок обеспечить доступ ко всем телекоммуникационным сервисам. Помимо этого, активно развиваются решения по организации связи непосредственно при движении транспортного средства — так называемая подвижная связь. В России уже успешно реализуются проекты по обеспечению доступом в Интернет пассажиров автомобилей, самолетов и поездов (см. Рисунок 2).

 

Рисунок 2. Мобильный комплекс спутниковой связи на базе полноприводного автомобиля Land Rover Defender.
Рисунок 2. Мобильный комплекс спутниковой связи на базе полноприводного автомобиля Land Rover Defender. 

 

ПРЕИМУЩЕСТВА VSAT

По сравнению с наземными и другими видами связи спутниковые технологии обладают рядом неоспоримых преимуществ, дающих комбинированный эффект при развертывании корпоративных сетей и систем связи.

В первую очередь это возможность создания корпоративной сети передачи данных для предприятий или организаций, имеющих иерархическую и распределенную по территории структуру, благодаря глобальному покрытию территории страны и практически полной независимости от наземной сетевой инфраструктуры. Среди других преимуществ — высокая надежность оборудования, возможность автоматического резервирования данных, широкий набор поддерживаемых сервисов, простота интеграции с наземными элементами корпоративных систем.

Спутниковые каналы передачи данных имеют одинаковую стоимость, независимо от удаленности и географического расположения объектов. После доставки спутникового оборудования на объект скорость построения и развертывания каналов составит от нескольких часов до нескольких минут — в зависимости от сложности и назначения канала (см. Рисунок 3). Зачастую спутниковая связь становится единственным видом связи с объектами, находящимися в труднодоступных местах, где нет наземных или других альтернативных каналов связи (см. Рисунок 4).

 

Рисунок 3. Монтаж спутниковых антенн VSAT.
Рисунок 3. Монтаж спутниковых антенн VSAT.

 

 

Рисунок 4. Комплекс спутниковой связи для  организации широкополосного канала связи на морском судне.
Рисунок 4. Комплекс спутниковой связи для  организации широкополосного канала связи на морском судне. 

 

Спутниковые технологии готовы прийти на помощь, если перед компанией стоит задача в короткий срок подключить офис к услугам связи. В частности, решение на базе VSAT оптимально в краткосрочной перспективе — оно обеспечивает быстрый старт работы нового подразделения с дальнейшим переключением площадки на проводной канал.

Спутниковые каналы можно использовать для организации любых современных сервисов связи — передачи данных, телефонии, доступа в Интернет, видео-конференц-связи и видеонаблюдения, дистанционного обучения, электронной почты, передачи факсов, доступа к файловым серверам, репликации баз данных, мониторинга и телеметрии, радиои телевещания. Среди типичных задач, которые решают системы VSAT в корпоративных сетях, — спутниковый Интернет, междугородная и международная IP-телефония и организация каналов передачи данных IP VPN. Кроме того, VSAT широко применяются для резервирования основных каналов.

При этом клиенты операторов VSAT, приобретшие полный пакет мультисервисных услуг в региональных филиалах, отмечают значительное снижение расходов на междугородные каналы VPN, телефонию, видеоконференц-связь.

ПОРОГ СКОРОСТИ

В корпоративной сети спутниковые каналы принадлежат только данной компании-заказчику. Эти каналы обслуживает единый спутниковый оператор, независимо от расстояния между подключенными подразделениями заказчика. С учетом задач и необходимых сервисов возможна организация каналов передачи данных с различной пропускной способностью, начиная от низкоскоростных в единицы Кбит/c, заканчивая широкополосными, измеряемыми десятками Мбит/с.

В связи с повсеместным переходом к широкополосным сервисам (в том числе на базе IP) и использованию ресурсоемких приложений, в последнее время характер потребления услуг VSAT корпоративными клиентами существенно изменился. В частности, требования к ширине полосы пропускания выросли: если еще несколько лет назад приемлемым считался канал 32–64 Кбит/с, то теперь в корпоративном секторе наиболее популярны скорости 128–384 Кбит/с.

Одновременно повышается востребованность так называемых групповых каналов, в которых полоса частот выделяется на группу станций. Нагрузка автоматически перераспределяется в пределах этой выделенной полосы (в зависимости от потребностей в передаче трафика каждой из станций в группе). Например, среди корпоративных клиентов оператора спутниковой связи «РуСат» наибольшей популярностью пользуется выделение для группы станций канала с пропускной способностью 256 Кбит/с. Количество станций VSAT, использующих данный канал в каждый конкретный момент времени, и параметры доступа станций к каналу определяет заказчик.

СЕРВИС С ДОСТАВКОЙ В РОССИЮ

До последнего времени одной из наиболее острых проблем в спутниковой отрасли был ремонт оборудования, который сопровождался высокими логистическими издержками и длительным сроком ожидания. Поврежденное оборудование оказывалось выгоднее утилизировать, чем отправлять на ремонт за рубеж.

Однако сегодня обслуживание и ремонт зарубежного спутникового оборудования организованы в России и производятся силами высококвалифицированных специалистов, которые прошли соответствующие программы подготовки у компанийпроизводителей, имеют опыт проведения ремонтно-восстановительных работ и хорошо знают специфику спутникового оборудования. Кроме того, у российских операторов действуют круглосуточные службы технической поддержки, которые могут удаленно дать рекомендации и оказать помощь в эксплуатации оборудования.

БЕЗ ПРИВЯЗКИ К МЕСТУ

Потребность в оперативной организации связи дала новый импульс развитию спутниковых технологий. Ответом на этот вызов стали передвижные репортажные спутниковые станции, собранные на базе малотоннажных автомобилей. Такие станции позволяют оперативно развернуть широкополосный канал спутниковой связи независимо от месторасположения пользователя.

Как и обычные станции VSAT, подобные установки служат для передачи данных и голосовой связи, доступа в Интернет, к электронной почте или к корпоративным ресурсам. Передвижной репортажный комплекс можно применить, например, для организации различных трансляций и оперативных видеоконференций.

Оформление разрешительной документации на мобильный комплект VSAT практически ничем не отличается от оформления фиксированного варианта. Единственное отличие состоит в том, что если для стационарного оборудования VSAT оформляется разрешение с привязкой к конкретному адресу и географическим координатам, то разрешение на частоты для мобильного терминала VSAT необходимо получить на регион, в котором предполагается его эксплуатация.

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА

Несмотря на напряженную работу участников российского рынка спутниковой связи, весь объем рынка VSAT-терминалов сегодня не превышает 60–70 тыс. эксплуатируемых станций. Причем если из этого количества убрать «мертвые души» — станции, которые были построены лет 15–20 назад и уже не используются, но «добросовестно» учитываются в статистике, то данный показатель составит всего 30–40 тыс. станций. Для сравнения, одна только компания Viasat в Северной Америке за месяц устанавливает около 40 тыс. терминалов… Так что России есть к чему стремиться.

Среди принципиальных различий российского и зарубежного рынков в первую очередь стоит отметить подходы операторов спутниковой связи к построению бизнеса. Зарубежные операторы предпочитают работать на перспективу, заключая долгосрочные контракты и предоставляя хорошие скидки на покупку или аренду оборудования. Терминалы VSAT за рубежом стоят достаточно дешево — около 250 долларов в США (с определенной дотацией в расчете на доход от предоставления сервиса) и менее 400 евро в Европе. Вполне естественно, что при таком уровне цен операторы стремятся заключать договоры на оказание услуг в течение длительного периода времени.

В России попытки операторов VSAT работать, ориентируясь на длительную перспективу, сталкиваются с настороженным отношением пользователей к рынку в целом. В нашей стране пользователи не спешат заключать долгосрочные договоры и предпочитают не арендовать, а покупать оборудование. Что касается цен, в России пока рано говорить о тотальном снижении стоимости абонентского терминала до зарубежного уровня. Дело в том, что операторам приходится учитывать стоимость доставки оборудования и различные налоговые отчисления, сложность установки антенных систем и последующее техническое обслуживание, а также затраты на оказание самой услуги, которые напрямую зависят от количества свободного ресурса.

По мнению отечественных операторов VSAT, вступление России в ВТО поможет решить проблему «закрытости» российского рынка по отношению к зарубежным операторам, что приведет к снижению цен и здоровой конкуренции, а также положительно скажется на развитии космической отрасли в целом. Однако не стоит ждать, что такие изменения произойдут сразу — скорее всего, первые результаты мы ощутим только через три-четыре года.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОД ЗНАКОМ «КА»

С точки зрения набора и качества услуг российский и зарубежный рынки VSAT очень похожи. Однако Россия до сих пор остается в стороне от такой знаковой тенденции, как интенсивное развитие услуг с использованием Ka-диапазона. Между тем подобные услуги активно внедряются на территориях США, Ближнего Востока, Европы и части Северной Африки.

То, что последние изменения на рынке услуг спутниковой связи рассматриваются в контексте появления Ка-диапазона, вполне естественно. Во-первых, в Ku- и C-диапазонах практически не осталось свободных спутниковых ресурсов. Во-вторых, общая полоса пропускания Ка-диапазона в семь раз больше, чем у Ku-диапазона (в Kа-диапазоне полоса составляет 3500 МГц, в Кu-диапазоне — всего 500 МГц), и поэтому запуск спутника с Ка-транспондерами оказывается в пять-шесть раз эффективнее, а стоимость передачи единицы информации существенно снижается.

В свою очередь, это способствует переходу на более высокие скорости передачи данных, снижению стоимости услуг операторов и появлению услуг спутниковой связи для массового сегмента рынка. Именно эти тенденции сейчас проявляются в Европе и США, где коммерческое освоение Ka-диапазона началось лет пять назад.

Для России движение мирового рынка в сторону Ka-диапазона интересно прежде всего тем, что оно опосредованно оказывает влияние на рынок услуг в Ku-диапазоне: на спутниках Ku-диапазона высвобождается емкость, и операторы этих спутников (в частности, SES и Intelsat) начинают предлагать ее на других рынках. Конечно, антенны иностранных спутников не всегда адаптированы для покрытия территории России, однако они позволяют частично удовлетворить существующий спрос, и российские игроки не сбрасывают их со счетов.

Российские спутниковые системы с Ка-транспондерами пока только готовятся к запуску. Однако даже при успешном запуске запланированных отечественных спутников в 2013 году, сначала это будут только тестовые проекты. Реальная коммерческая эксплуатация таких спутников в России начнется не раньше, чем в 2014–2015 годах.

Для покрытия всей территории России спутниками Ка-диапазона планируется организовать около 70–80 лучей, каждый из которых составит в диаметре около 300 км. Благодаря этому корпоративные клиенты смогут получить хорошую энергетику и низкую стоимость трафика, а также смогут строить свои региональные сети внутри одного луча. Кроме того, принципы построения систем связи Ка-диапазона предусматривают создание наземной инфраструктуры, соединяющей между собой определенное количество центральных станций в оптическое кольцо. Это позволит передавать информацию из одного луча в другой с достаточно высокой скоростью и обеспечить для заказчиков мультимедийный сервис.

С появлением Ка-диапазона участники российского рынка связывают прежде всего решение проблемы дефицита спутниковой емкости и дополнение спектра сервисов такой услугой, как широкополосный спутниковый доступ в Интернет. Ожидается, что этот сервис составит конкуренцию аналогичной услуге, организованной по наземным каналам, как это произошло в Европе и США. Одновременно начнут развиваться отечественные технологии, дополненные опытом иностранных компаний.

Светлана Шабалина — заместитель генерального директора по коммерческой деятельности «РуСат». С ней можно связаться по адресу sshabalina@rusat.com.