Темой очередного семинара Russian Cloud Computing Professional Association (RCCPA) стало использование мобильных устройств, приложений и облачных сервисов в корпоративной среде. Как считает Антон Салов, заместитель директора по новым технологиям Softline, выбор облачных сервисов и продуктов имеет большое значение: аналитики Yankee Group относят к наиболее значимым факторам возможность совместной работы из любого места, а также доступ к корпоративной сети и приложениям с любых устройств. Приходится принимать во внимание и фактор стоимости, ведь организации вынуждены поддерживать сразу множество платформ. Телекоммуникационные компании, со своей стороны, заинтересованы в развитии новых прибыльных сервисов (VAS). Постепенно выкристаллизовываются типовые функциональные приложения — ВКС, CRM, системы управления кадрами. При этом возможны разные виды доступа с мобильных устройств к приложениям и облачным сервисам, важную роль начинает играть управление мобильными устройствами — Mobile Device Management (MDM).

По словам Дениса Безкоровайного, вице-президента Ассоциации профессионалов в области информационной безопасности (Russian Information Systems Security Professional Association, RISSPA), факторами развития рынка MDM являются нормативные требования, необходимость обеспечения информационной безопасности, а также потребности в более простом конфигурировании и отчетности. Сейчас на мировом рынке MDM работают более 100 вендоров, в основном это разработчики средств ИБ. Важнейшие функции MDM — управление безопасностью, устройствами и настройками. При этом возможны разные подходы: использование программных средств, интегрированных в само устройство, установка на него специального ПО или создание изолированных «контейнеров» для выполнения корпоративных задач, что позволяет разделить личные и корпоративные данные.

Предоставление доступа к корпоративным данным и приложениям с мобильных устройств способствует большей продуктивности, позволяет оперативно получать информацию, повышает лояльность сотрудников. Концепция BYOD, или консьюмеризация, когда пользователи применяют в бизнес-процессах собственные устройства, обычно предусматривает снижение TCO и рациональное использование ресурсов, но влечет за собой необходимость решения вопросов управления устройствами и обеспечения конфиденциальности корпоративных данных. Это требует правильного выбора инструментов MDM, который зависит от того, какие именно применяются устройства и данные, кто их использует, как защищаются приложения.

В Gartner считают, что к 2014 году 90% организаций будут поддерживать корпоративные приложения на личных устройствах своих сотрудников, а к 2013-му 80% предприятий будут оказывать техническую поддержку тем, кто использует для работы планшетные компьютеры. По данным опросов BI Intelligence, 46% зарубежных компаний уже имеют формальную стратегию управления мобильными устройствами, а по информации 451 Research, таковых насчитывается 42%.

Между тем в России основными сценариями BYOD остаются работа с корпоративными системами электронной почты, календарем и контактами, реже используются системы документооборота. Кроме того, пока не приняты законодательные нормы по защите данных на мобильных устройствах, формально в MDM нет необходимости.

В будущем можно ожидать объединения корпоративных систем ИБ и защиты «конечных точек», систем управления конфигурациями и клиентами, а облачная модель позволяет операторам предлагать услуги управления мобильными устройствами.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF