Массовое использование информационных технологий во всех сферах современной жизни приводит к необходимости установки многочисленных информационных розеток СКС в основных и вспомогательных помещениях жилых и общественных зданий. Высокая степень проникновения данной техники во все системы современных объектов недвижимости и ее тесная интеграция с архитектурными компонентами и инженерными системами здания ведут к неизбежному росту масштабов и усложнению кабельной системы. В результате в составе даже средней по размеру СКС насчитывается несколько тысяч разнообразных компонентов.

Такие технические объекты целесообразно рассматривать как сложное инженерное сооружение, а для их проектирования, создания и эксплуатации следует привлекать высококвалифицированных специалистов. Основы необходимой для этого подготовки могут быть заложены самыми разнообразными способами, в том числе в ходе общения с более опытными коллегами на многочисленных интернет-форумах, а также в результате чтения специальной литературы, просмотра обучающих фильмов и т. д. Тем не менее наибольшую эффективность дает целевая подготовка в специальном учебном заведении, где целесообразно прослушать один или несколько профильных курсов и, при наличии дополнительных требований, сдать итоговые зачеты или экзамены.

Основополагающие принципы, положенные в основу СКС, были сформированы еще в середине 80-х годов прошлого столетия. По большей части они не утратили актуальности по сей день — чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к структуре основных стандартов на СКС и сравнить их действующие редакции с документами, например, 1995 года.

«Журнал сетевых решений/LAN» уже обращался к теме обучения в области СКС (см. статью Н. Жилкиной в январском номере за 2005 год). Утверждение о здоровом техническом консерватизме СКС в полной мере справедливо и в отношении образовательной части данного направления. Тем не менее семь с лишним лет, прошедшие с момента указанной выше публикации, — большой срок даже по меркам информационных кабельных систем. Поэтому в дальнейшем речь пойдет преимущественно об изменениях, которые произошли в данной области.

ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СКС

Еще в конце 90-х годов прошлого века доля российского рынка в общем обороте большинства ведущих мировых производителей СКС не превышала 5%. С того времени ситуация поменялась кардинальным образом. В середине 2011 года компания Fluke Networks, один из основных производителей оборудования для тестирования СКС, при выработке стратегии своей работы на рынке СНГ ориентировалась на оценку рынка в 4 млн пользовательских портов. Таким образом, по своим масштабам этот рынок признается равным французскому, который наряду с английским и немецким входит в «большую тройку» европейского региона и фактически определяет объем их совокупного оборота. После вступления России в ВТО вполне можно говорить о превращении «большой тройки» в «большую четверку».

Отсюда вытекают два промежуточных вывода, важных с точки зрения рассматриваемой проблемы. Во-первых, несложный пересчет с учетом сложившейся структуры затрат, имеющегося уровня цен и типового расхода отдельных компонентов показывает, что оборот рассматриваемого сегмента ИТ-рынка достигает нескольких сотен миллионов долларов. Во-вторых, оценки маркетологов Fluke Networks можно смело перенести на Россию, на которую приходится львиная доля рынка кабельных систем, развернутых на просторах бывшего СССР (по разным оценкам, минимум 80–85%).

Более того, сегмент СКС как составная часть ИТ-рынка России, где пока еще сказывается действие эффекта низкой начальной базы, продолжает сохранять неплохие перспективы роста, по меньшей мере в среднесрочной перспективе. Имеющиеся статистические данные свидетельствуют о том, что на протяжении последнего десятилетия темпы увеличения оборотов нередко превышали 10%. Этот факт особенно примечателен на фоне фактической стагнации развитых регионов. Например, в Европе данный показатель не превышает нескольких единиц процентов, а из-за экономических проблем последних лет, с которыми столкнулись ведущие экономики Евросоюза, каких-либо признаков улучшения ситуации не наблюдается.

Тщательная отработка проектных решений в области СКС становится обязательным условием достижения хороших технико-экономических параметров информационной инфраструктуры в целом. Это обусловлено тем, что за истекший период произошло качественное изменение в структуре затрат на аппаратную часть систем автоматизации. По сравнению с серединой 90-х годов относительная доля капитальных вложений в создание информационной кабельной системы возросла на фоне остальных обязательных составляющих в несколько раз. Свою роль сыграли следующие основные обстоятельства:

  • существенное наращивание функциональных возможностей сопровождалось резким — многократным — падением стоимости порта активного сетевого оборудования благодаря достижениям микроэлектронной промышленности и резко усилившейся конкуренции на фоне череды кризисов последнего десятилетия;
  • производство кабелей различных видов и коммутационной техники СКС характеризуется высокой степенью автоматизации и требует минимальной доли ручного труда; при этом за первое десятилетие нового столетия многократно увеличились средние мировые цены на медь, сталь и нефть, то есть на те сырьевые компоненты, от которых зависит себестоимость изготовления элементной базы кабельной системы;
  • заметно возросло общее количество портов кабельной системы вследствие как всеобщей компьютеризации рабочих мест сотрудников, так и внедрения разнообразных автоматизированных инженерных систем обеспечения функционирования здания;
  • функциональные возможности современных СКС претерпели существенные качественные изменения в первую очередь за счет внедрения оборудования с возможностью интерактивного управления и систем дистанционного питания классов РоЕ и РоЕ+, что не могло не сказаться на общей стоимости решения.

Значительное расширение поддерживаемых скоростей передачи привело к существенному усложнению техники СКС. Это проявляется во внедрении и использовании в проектах систем Категории 6 и 6А, работающих в полосе частот до 200 и 500 МГц соответственно. По сравнению с техникой Категории 5е, системы с повышенной пропускной способностью более сложны, и квалификация персонала, осуществляющего их монтаж и эксплуатацию, должна быть более высокой. Это обусловлено тем, что такие СКС обладают существенно меньшими запасами по ключевым параметрам, поэтому качество выполнения монтажа становится для них более критичным. Кроме того, устранение возможных недочетов заметно усложняется из-за увеличения числа влияющих факторов и меньшего запаса для роста практически по всему перечню ключевых характеристик, даже в случае использования продукции ведущих мировых производителей.

Непосредственным результатом накопившихся за несколько лет изменений стала прямая зависимость эффективности всей информационной системы от оптимального проектирования, качественного строительства и грамотной эксплуатации СКС. Это, в свою очередь, обусловлено человеческим фактором, и прежде всего уровнем квалификации персонала. Пренебрежение необходимостью повышения профессионализма, а с ним и производительности труда сотрудников, в том числе из-за изначально ошибочного стремления снизить стоимость создаваемой СКС и сэкономить на эксплуатационных расходах, неизбежно приводит к значительным финансовым потерям при эксплуатации СКС.

СКОЛЬКО ТРЕБУЕТСЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СКС?

В известных источниках отсутствуют даже ориентировочные данные относительно потребности в квалифицированном персонале для рынка СКС.

Информационная кабельная система не является самодостаточным продуктом и представляет собой одно из многих технических направлений ИТ. Более того, практические навыки обращения с этой техникой, даже на базовом уровне, не относятся к числу обязательных и требуются далеко не от каждого сотрудника. В немалой степени это обусловлено ее изначально высокой «дружественностью» в отношении пользователя. Соответственно, желание производителей и самостоятельных образовательных организаций подготовить курсы для технических специалистов по СКС определяется в первую очередь реальным рыночным спросом на специалистов определенного профиля.

СКС официально существует уже свыше 20 лет. За это время данная техника достигла своей зрелости, что выражается, в частности, в наличии у информационной кабельной системы свойств очень хорошей внутренней и внешней обусловленности, позволяющих упростить оценку потребности в профессиональных кадрах.

Под внутренней обусловленностью понимается тот факт, что основополагающие и практически важные характеристики СКС в типовом проекте достаточно точно задаются единственным параметром — числом пользовательских портов. В перечень таких характеристик входят структура и схема построения, типы сред передачи различных подсистем, общее количество компонентов, необходимых для реализации, с разбивкой по отдельным позициям, а также продолжительность строительномонтажных работ в типовых условиях.

Внешняя обусловленность предполагает, что количество портов конкретной кабельной системы жестко привязано к офисной площади объекта недвижимости, в котором осуществляется ее установка. В свою очередь, площадь, на которой размещаются пользователи и где устанавливаются информационные розетки кабельной системы, довольно жестко привязана к общей площади здания.

Выше было указано, что общий ежегодный объем рынка СКС составляет 4 млн портов. В качестве дополнительной информации воспользуемся данными, которые были накоплены в процессе реализации проектов различного масштаба на протяжении последних полутора десятков лет.

Инсталляция СКС среднего и тем более крупного масштаба осуществляется со средней скоростью 1–1,5 порта на одного монтажника за нормальный рабочий день. Исходя из этой оценки, непосредственно установкой кабельных систем занимаются около 10 000 специалистов нижнего звена. Опыт реализации проектов позволяет утверждать, что таковых примерно в 7 раз больше, чем инженеров, поэтому к указанной цифре необходимо добавить еще примерно 1,5 тысячи профессионалов, для которых СКС является фокусной областью деятельности.

Кроме того, необходимо учесть характерную для данного сегмента рынка высокую текучесть кадров из-за ухода в отрасли, не связанные с ИТ и телекоммуникациями, выхода на пенсию, смерти в трудоспособном возрасте и т. д. — это примерно 3% всего персонала СКС.

На первый взгляд, нагрузка на систему подготовки кадров должна снизиться за счет занятия свободных вакансий теми людьми, которые азы техники СКС постигают путем самообразования в процессе работы на реальных объектах. Так, по данным кадровой службы компании «АйТи», примерно две трети претендентов на работу в отделах, занимающихся проектированием и инсталляцией СКС, в своих резюме вообще не указывают данные о наличии у них фирменных сертификатов производителей СКС.

А приход на работу уже подготовленного специалиста с действующим сертификатом, казалось бы, вообще освобождает от необходимости его обучения. Однако следует помнить, что в крупных проектах обязательным условием допуска к тендеру является наличие у подрядной организации специалистов, имеющих фирменные сертификаты конкретного производителя. Большинство ведущих системных интеграторов на рынке СКС работают с несколькими вендорами, которые, ко всему прочему, обычно ограничивают срок действия сертификатов. Для сохранения своего статуса специалисты вынуждены подтверждать имеющуюся у них квалификацию путем прохождения соответствующих курсов.

Последние две особенности предопределяют необходимость многократного краткосрочного обучения специалистов нижнего и среднего звена на семинарах и курсах, организуемых различными вендорами.

На малых и средних предприятиях за эксплуатацию СКС отвечает, как правило, служба системных администраторов. Этот вид деятельности требует минимального уровня специальных знаний в области СКС благодаря их «дружественности» к пользователю, а значит, ее эксплуатация не ведет к усилению нагрузки на систему обучения.

Таким образом, различными видами обучения оказывается охвачено по меньшей мере несколько сотен человек в год.

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СКС

Высокая сложность техники СКС и необходимость поддержки многолетней гарантии приводят к тому, что все производители кабельных систем проводят мероприятия по обучению своих партнеров. Система обучения некоторых западных и отечественных вендоров, присутствующих на нашем рынке, отличается большой гибкостью и разнообразием в отношении выбора курсов (см. Таблицу 1). Сведения об условиях приема и оплаты, о программе занятий и расписании курсов, перечисленных в Таблице 1, можно найти на сайтах производителей.

 

Таблица 1. Структура курсов обучения партнеров производителей СКС, присутствующих на российском рынке.
Производящая компания Тип СКС Общее количество курсов
основных  дополнительных  специальных
Reichle & De-Massari, Швейцария freenet 2 - -
Tyco Electronics, США Netconnect  3 1 2
Panduit, США Pannet  2 1 1
MolexPN, США PowerCat 2 1 2
«Тайле», Россия Nikomax 4 1 -
«АйТи», Россия АйТи-СКС 3 2 -
CommScope, США Systimax 3 - 1
Telegartner, Германия Telegartner TG  1 3 -
RiT, Израиль Smart Cabling System 1 1 1
Siemon, США  Siemon Cabling System 1 1 1
Eurolan AB, Швеция Eurolan  1 1 -


 Основные данные по учебным программам обычно размещаются на втором уровне разделов «Поддержка», «Обучение» и аналогичных им. В некоторых случаях раздел «Обучение» выносится на первый уровень сайта (компании «Тайле» и Reichle & De-Massari). Какая-либо система в этой области отсутствует, а конкретное исполнение определяется, скорее всего, общим дизайном сайта и внутренними соображениями его разработчика.

Обычно занятия на конкретном курсе продолжаются от одного до трех дней, а максимальная численность учебной группы не превышает десяти человек — все зависит от целевой аудитории, степени сложности излагаемого материала и изучаемых технологических приемов. В частности, самыми продолжительными являются курсы по волоконнооптической технике.

Относительно небольшое количество слушателей в одной группе, а также наличие предварительных требований к уровню их квалификации (опыт работы, профильное специальное образование и т. д.) обеспечивают достаточно высокую эффективность обучения. Немаловажное значение имеет и тот факт, что сотрудники отрываются от производственного процесса на минимальное время.

Как правило, конкретному курсу присваивается буквенно-цифровой индекс. Данной стратегии придерживаются, например, Commscope и Molex. Не менее часто вендор обращается к описательному наименованию курса в виде «Монтаж и тестирование СКС», «Проектирование СКС» и т. д.

В настоящее время занятия проводятся исключительно на русском языке. Все курсы адаптированы к российским реалиям. Необходимость в этих довольно затратных процедурах вызвана оставшимся еще со времен СССР заметным отличием систем базовой подготовки технических специалистов в России от принятых в промышленно развитых странах.

Минимальная стоимость обучения, как можно судить по имеющимся в открытом доступе прайс-листам, составляет примерно 5000 рублей в день. Таким образом, высокая конкуренция делает данный сегмент рынка образовательных услуг маломаржинальным. Впрочем, для вендоров выгода от обучения заключается не в коммерческой рентабельности курсов, а в повышении лояльности специалистов.

Перечень предоставляемых раздаточных материалов, которые активно используются в процессе обучения, отличается большим разнообразием. Они могут включать в себя презентации и комплект каталогов в бумажной и электронной форме, различные методические и маркетинговые материалы, компакт-диски и флэш-накопители (последние — нередко с фирменной символикой), компоненты тракта передачи, образцы для практических занятий и т. д.

По окончании курсов слушателям вручается фирменный сертификат.

Инсталляционная компания, в которой работают несколько сертифицированных специалистов, получает от вендора партнерский сертификат. Эта компания должна осуществлять сбор предварительных данных по реализованному проекту и передавать их на сертификацию производителю кабельной системы. Гарантийные документы выдает сам вендор, который в соответствии с требованиями партнерского соглашения принимает на себя все обязанности по гарантийной поддержке сертифицированного объекта.

Отметим две характерные особенности политики производителей СКС в области их фирменного обучения, которые отчетливо проявились только в последнее время.

Первая состоит в том, что любой курс может включать в себя отдельные самостоятельные темы, распределенные по уровням. При этом иногда прослушивание курсов следующего уровня возможно только после прохождения низших уровней. Данный подход сформировался из соображений адаптации системы обучения к сложившейся на рынке реальной ситуации: партнерские компании получают возможность подобрать курс «под конкретного специалиста», более точно выстроить график оплаты за обучение, а кроме того, извлечь преимущества из некоторого снижения риска формирования зависимости от отдельных «незаменимых» сотрудников.

Сегодня наблюдается быстрый рост популярности дистанционного обучения. Занятия подобного рода проводятся в форме вебинаров. Они практикуются в тех случаях, когда можно обойтись без непосредственного общения с преподавателем. Примерами обращения к данной схеме подачи учебного материала являются курсы пересертификации и введения в продукт. Данную схему обучения практикуют, например, Molex и «Тайле».

Довольно часто вендоры передают права на чтение курсов и выдачу соответствующих сертификатов авторизованным партнерам (CommScope, Lindex). При этом не исключен вариант подготовки ими собственных курсов, являющихся логическим продолжением основных. По такому пути пошла компания ICS, которая в дополнение к курсам CI и DLI, проводимым в рамках подготовки специалистов по СКС Siemon Cabling System, предлагает собственный курс по тестированию инсталлированной СКС с помощью оборудования Fluke.

ОСНОВНЫЕ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КУРСЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СКС

Структура курсов у вендоров, представленных на российском рынке, отличается достаточно большим разнообразием как по обязательности их прохождения и возможности выбора со стороны партнеров, так и по наполнению каждого курса. Тем не менее во всей палитре имеющихся предложений можно выделить некоторые общие моменты. Все курсы могут быть условно разделены на три группы: основную, дополнительную и специальную.

Основные курсы изначально рассчитаны на максимально полный охват всех специалистов, участвующих в реализации проекта: монтажников, менеджеров и проектировщиков. С учетом специфики нашего рынка менеджеры проекта и проектировщики после окончания курса получают единое квалификационное звание «инженер по СКС», а специализация происходит уже в рамках собственной компании. В некоторых случаях для получения указанной квалификации дополнительно требуется сдать тест.

Занятия по основным курсам сводятся преимущественно к обзору каталога с рекомендациями по применению включенных в него компонентов, показу некоторых элементарных приемов монтажа симметричных и оптических трактов, а также изучению правил гарантийной поддержки. При обращении к классической западной модели немало времени отводится на рассмотрение различных маркетинговых вопросов.

Известные дополнительные курсы реализуются преимущественно на базе основных. Они ориентированы на узкую фокусную группу специалистов, когда проведение занятий в рамках основной программы представляется малоперспективной процедурой. Примерами могут служить курсы для монтажников медножильной подсистемы, системных администраторов и руководящего состава департаментов ИТ конечных пользователей.

Некоторые производители СКС расширяют свою фирменную программу обучения за счет введения многочисленных специальных курсов. Часть из них читается на регулярной основе по заранее составленному расписанию (RiT), другие являются заказными и предлагаются только в определенных ситуациях или по специальному обращению (Panduit).

Одной из первых специальные курсы в области СКС стала предлагать компания RiT, которая приступила к подготовке специалистов по системе интерактивного управления (СИУ) еще в середине 90-х годов. В настоящее время, наряду с СИУ, наиболее популярными темами специальных курсов становятся процедуры тестирования смонтированных СКС и особенности проектирования и инсталляции кабельных систем для ЦОД. Кроме того, на таких курсах рассматриваются вопросы внедрения оборудования дистанционного питания РоЕ и беспроводной связи (при наличии такового в портфеле предложений конкретного вендора).

Простой перечень тем, отнесенных к специальным в соответствии с предложенной классификацией, свидетельствует о том, что для основной массы инсталляторов (небольшого и отчасти среднего масштабов) обучение по данной тематике является факультативным. Что касается крупных системных интеграторов, то они занимаются построением физического уровня весьма масштабных систем автоматизации, участвуют в реализации ЦОД и тестируют огромные объемы симметричных и оптических линий высоких категорий. Поэтому в реализуемых ими проектах резко возрастает вероятность применения техники СИУ, РоЕ и других аналогичных устройств. Для таких инсталляторов прохождение специальных курсов становится жизненно важным. Это определяется хотя бы соображениями наращивания маржинальности за счет выполнения большего объема работ и сокращения сроков реализации проектов.

СКС И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Первые СКС были инсталлированы в нашей стране в 1992 году. Ранее отечественная высшая школа вообще не занималась этим направлением техники передачи данных, что отчасти объяснялось «молодостью» этого раздела электросвязи и компьютерной техники. Однако главной причиной было совпадение выхода первых стандартов на информационные кабельные системы с экономическими потрясениями в стране. Иначе говоря, СКС как продукт даже ограниченного применения не мог появиться в СССР в принципе.

В начале и середине 90-х вузы занимались в основном перестройкой своей деятельности в условиях новых экономических реалий. Техника структурированного каблирования была одним из многих новых на тот момент направлений и отнюдь не казалась первостепенной по значимости. Однако широкие рыночные перспективы в области обучения технике СКС и большая потребность народного хозяйства в инженерно-технических кадрах, обладающих специальными знаниями в данной области, были в полной мере осознаны высшей школой уже на рубеже веков. В результате направление СКС как самостоятельная специальность стало развиваться во всех российских технических университетах связи и в некоторых других учебных заведениях, занимающихся смежными вопросами. Дальше всех продвинулся Московский технический университет связи и информатики, в котором в 2008 году совместно с компанией «АйТи» при факультете «Сети и системы связи» была открыта базовая кафедра «Структурированные кабельные системы».

Занятия в высшей школе проводятся по классической схеме, предусматривающей обязательные курсы, курсы по выбору и факультативные занятия. По теме СКС защищаются дипломные проекты и пишутся магистерские диссертации. Факультативные курсы могут организовывать сами вендоры. Последний подход практикуется Академией Nexans, которая сотрудничает с несколькими высшими и средними специальными учебными заведениями Москвы и других городов.

На курсах, включенных в программу институтов и университетов, студенты изучают преимущественно теоретические аспекты техники структурированного каблирования. Иначе говоря, целью обучения является освоение ими перечня ключевых проблем данного технического направления, способов и методов решения возникающих при этом задач. Таким образом, в отличие от фирменных курсов, высшая школа в соответствии со своей основной миссией дает ответы на вопросы не «как», а «почему».

Определенный интерес вузы проявляют к подготовке специалистов высшей квалификации в области СКС. За последние семь лет по данной тематике были защищены по меньшей мере четыре кандидатские и одна докторская диссертации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Оптимизировать проект построения современной информационной кабельной системы, осуществить качественную инсталляцию данного технического объекта и затем грамотно эксплуатировать его может только специалист с соответствующим уровнем профессиональной квалификации.
  2. Общая потребность национального рынка информационных кабельных систем составляет 10 000 монтажников и 1500 инженеров различной специализации.
  3. В стране фактически сформировалась классическая двухуровневая структура обучения: фундаментальные знания в области техники СКС могут быть получены в профильных учебных заведениях высшего профессионального образования на основных или факультативных курсах; наиболее эффективным средством получения информации по конкретным продуктам и ноу-хау в области приемов проектирования и монтажа являются краткосрочные фирменные курсы производителей кабельных систем.
  4. Эффективность системы обучения заметно возрастает, если конкретный специалист инсталляционной компании и системного интегратора имеет возможность выбора одного или нескольких фирменных курсов из имеющегося набора.

Андрей Семенов — технический директор представительства Rit Technologies.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF