Интервью с Питером КвинланомИндийский оператор Tata Communications работает по всему миру: у него свыше 400 точек присутствия сети IP уровня Tier I более чем в 200 странах. Помимо телекоммуникационной инфраструктуры Tata располагает сетью центров обработки данных общей площадью свыше 90 тыс. м2. Одним из первых этот оператор оценил потенциал и перспективы решений Telepresence, и сейчас его сеть включает 44 собственные комнаты телеприсутствия и свыше 3000 корпоративных. Компания активно работает на развивающихся рынках, поэтому неудивительно, что и в Москве появилась первая общественная комната Telepresence — как и в ряде других случаев, она организована при участии партнера, в качестве которого выступила компания BizKomm. Наличие такой комнаты значительно упростило организацию интервью с Питером Квинланом, вице-президентом Tata Communications по интегрированным видеосервисам для бизнеса.

 

Журнал сетевых решений/LAN: Чем вызван интерес Tata Communications к Telepresence?

Питер Квинлан: Telepresence — инструмент видеоконференций высокого разрешения, дающий правдоподобные ощущения от общения с эффектом погружения. Его параметры значительно превышают параметры традиционных решений для видеоконференций с точки зрения качества аудио и видео. Во многих случаях это даже лучше, чем личное присутствие. Telepresence — ключевой элемент нашей общей стратегии видеобизнеса.

Мы считаем, что Telepresence — действительно то решение, которое изменит правила игры в технологиях телекоммуникаций. В настоящее время компании работают в условиях постоянно глобализующейся экономики с усиливающейся конкуренцией и уменьшающимся временем на возврат инвестиций. Компании быстро поняли преимущества данной технологии. Ведущие руководители рассматривают Telepresence не только как инструмент для экономии на деловых поездках, но и как средство повышения эффективности работы сотрудников за счет ускорения процесса принятия решений в глобальной рабочей среде.

Как компания, мы уже вложили немалые средства в развитие Telepresence за счет создания надежной глобальной инфраструктуры с целью обеспечения по-настоящему глобального сотрудничества с глобальным покрытием и возможностью связи. Сеть Global Meeting Exchange компании Tata Communications — одна из наиболее широких сетей Telepresence на сегодняшний день. Эта сеть обеспечивает связь со всеми частными комнатами для видеоконференций Telepresence компании Tata Communications. Кроме того, ее могут использовать клиенты провайдеров услуг, с которыми у нас заключены соглашения об обеспечении связи. Сеть Global Meeting Exchange компании Tata Communications также выполняет роль портала для связи с сетью публичных комнат для видеоконференций Telepresence компании Tata Communications, объединяющей около 50 комнат на пяти континентах.

Коротко говоря, наша стратегия базируется на создании открытых глобальных экосистем, переводящих деловую видеосвязь с уровня средства связи внутри компании на уровень инструмента сотрудничества с глобальным покрытием.

 

LAN: Термин Telepresence широко используется, зачастую он служит для обозначения систем разного уровня. Что в вашем понимании означает Telepresence?

Квинлан: Когда я начинал заниматься развитием этого направления, моя должность называлась вице-президент по сервисам Telepresence, а теперь — вице-президент по интегрированным видеосервисам для бизнеса, что наглядно показывает, насколько развился этот рынок.

Традиционно термин Telepresence использовался для описания решения, которое создает полное впечатление присутствия. Данный эффект обеспечивается за счет создания среды высокого разрешения, которая позволяет имитировать эффект личной встречи независимо от местоположения собеседника. Полномасштабные изображения, экраны высокого разрешения, объемный звук и идентичная обстановка в комнатах Telepresence — все эти элементы используются для создания иллюзии непосредственного общения.

Наша стратегия направлена на включение в пакет предоставляемых услуг интегрированных видеосервисов для бизнеса является прямым ответом на смещение вектора развития рынка видеосвязи. В настоящее время клиенты хотят гибкости и возможности выбора при осуществлении доступа и использовании широкого спектра видеоустройств, будь то традиционный Telepresence, связанный с настольным видеомонитором, или основанный на персональных устройствах наподобие телефонов или таблеток.

Поэтому наша сегодняшняя стратегия предполагает работу с экосистемой бизнес-видео как с единым целым. Мы активно работаем над обеспечением возможностей связи с широким спектром конечных точек. Это в итоге обеспечит прозрачное для пользователя видеосотрудничество, независимое от местоположения, типа устройства и провайдера услуг.

 

LAN: Каким вам видится будущее Telepresence? Каковы, в частности, перспективы трехмерных видеоконференций?

Квинлан: Мы считаем, что видеосвязь станет новым средством общения и что эта услуга будет быстро развиваться как по охвату, так и по глубине.

Под охватом я подразумеваю движение к глобальной взаимосвязанной и открытой видеоэкосистеме. Наши интегрированные видеосервисы для бизнеса формируют крупнейшую видеосреду в мире.. Они включают такие сервисы, как видео для бизнеса, облачные услуги, гибкие модульные управляемые услуги, а также крупнейшую в мире сеть публичных точек доступа. Совсем недавно компания начала работу по запуску Global Meeting Alliance, представляющего собой открытую экосистему ведущих провайдеров телекоммуникационных услуг, объединившихся для создания сообщества видеобизнеса. Это серьезный шаг на пути к открытому сообществу, которое обеспечит для компаний и провайдеров услуг более широкий охват и более низкую общую себестоимость владения, а также оптимальные условия для пользователей.

Под глубиной я имею в виду обеспечение поддержки видео на любом типе устройств, как корпоративных, так и личных.

Развитие охвата и глубины видеоэкосистемы является стержнем нашей стратегии, и мы работаем над тем, чтобы обеспечить возможность взаимодействия пользователей, находящихся в различных сетях, использующих различные конечные точки и устройства.

Что же касается трехмерного видео, то полагаю, что движение в сторону трехмерного видеообщения будет зависеть от скорости развития технологии и роста числа абонентов. На мой взгляд, трехмерные видеокоммуникации, как и любые другие новые технологии, будут поначалу востребованы лишь на некоторых вертикальных рынках для специфических задач. Одной из возможных областей применения являются дизайн и проектирование.

Однако с учетом состояния сегодняшнего видеорынка игроки должны концентрировать усилия на оптимизации и повышении качества существующих видеоуслуг и обеспечивать широкое присутствие видеоконференций, простоту подключения и повсеместную доступность.

 

LAN: Tata Telecom организовала 44 публичные комнаты Telepresence. Этого достаточно?

Квинлан: Мы продолжаем расширять нашу публичную сеть Telepresence, каждый день добавляя все большее количество точек. В настоящее время мы имеем третью по величине в мире публичную сеть комнат Telepresence, расположенных во многих крупнейших городах, таких как Москва. Эти комнаты подключены к более широкой сети Telepresence компании Tata Communications. В настоящий момент эта сеть является крупнейшей в мире и дает возможность пользователям общаться с партнерами, заказчиками и коллегами на всех пяти континентах, как в публичных, так и в частных комнатах. Такой охват делает Telepresence действительно глобальным инструментом общения, поскольку обеспечивает возможность соединения с комнатами Telepresence в сетях других провайдеров услуг благодаря большому количеству партнерских соглашений о взаимных соединениях.

Мы запустили первую в мире публичную сеть Telepresence в партнерстве с группой отелей и курортов «Тадж» в июле 2008 года. Поначалу у нас было всего четыре комнаты, теперь же сеть разрослась до 44 комнат на пяти континентах. Основа успешной работы — большое количество партнерских соглашений, включая недавнее с BizKomm.

Несомненно, наша сеть публичных комнат Telepresence будет расширяться и дальше.

 

LAN: Для каких целей обычно используются комнаты Telepresence? Каков типичный портрет вашего заказчика?

Квинлан: Абсолютное большинство клиентов — корпоративные заказчики (не частные пользователи). Почти половина из них — владельцы собственных комнат Telepresence, желающие подключиться к своим коллегам, партнерам или поставщикам, располагающимся в местах, где нет частных комнат Telepresence.

Такие комнаты востребованы, с одной стороны, для осуществления коммуникаций с крупными бизнес-центрами, а с другой — для доступа в отдаленные перспективные регионы.

Возможности связи используются как для внутренних совещаний, так и для встреч с партнерами, что позволяет упрочить связи и ускорить процессы принятия решения. Например, представители инженерной компании и архитектурного бюро встречаются, чтобы обсудить проект здания; члены проектной команды решают текущие вопросы; аналитики проводят совещание; на совете директоров согласуются условия контракта и т. д. Количество возможных сценариев неограниченно, поскольку примеры могут относиться к любым видам встреч, которые можно оптимизировать за счет личного общения.

 

LAN: Как обеспечивается и чем гарантируется безопасность в публичных комнатах Telepresence?

Квинлан: Я мог бы прочитать двухчасовой доклад на эту тему. Обеспечение безопасности является частью работы оператора связи, и соответствующие меры предусматриваются еще на уровне проектирования сети. В числе принимаемых мер — забота о физической безопасности, защита на уровне сети, шифрование передачи, аутентификация сервисов и пользователей. Таким образом, мы придерживаемся многоуровневого подхода к обеспечению безопасности.

С точки зрения прослушивания непосредственно в комнате переговоров ситуация ничем не отличается от обычного совещания. Некоторые из наших заказчиков чрезвычайно озабочены вопросами безопасности, в том числе касающимися защиты от прослушивания. Но обычно такие клиенты не пользуются услугами публичных комнат. При необходимости мы готовы предоставить возможность инспекции комнаты, чтобы заказчик мог сам принять необходимые меры безопасности.

 

LAN: Какова позиция компании в отношении Open Visual Communication Consortium?

Квинлан: Tata Telecom является членом OVCC, и, безусловно, мы поддерживаем усилия этого консорциума, так как на протяжении последних трех лет занимаемся практически тем же самым.

Ранее в этом интервью я уже рассказал о некоторых наших проактивных мерах и действиях, направленных на создание открытой экосистемы бизнес-видео, включая Global Meeting Exchange и Global Meeting Alliance.

Создание такой открытой экосистемы стало стержнем стратегии интегрированных видеосервисов для бизнеса, и вхождение в OVCC, безусловно, еще один шаг на пути перевода деловой видеосвязи с частного уровня внутри компаний на уровень глобального сотрудничества.

Но при этом, наверно, не имеет смысла обеспечивать видеосвязь, скажем, между комнатой Telepresence, в которой мы находимся, и смартфоном — ведь в таком случае эффект присутствия теряется из-за разных возможностей этих устройств?

Отчасти вы правы. Здесь ключевой задачей является предоставление клиентам как можно более широких возможностей для связи, а они уже пусть сами решают, какая наиболее соответствует их целям или типу встречи.

На мой взгляд, когда вы предоставляете максимум возможных опций, пользователю легче выбрать подходящее решение для конкретной ситуации. Соединение через смартфон не создает впечатления погружения, но для тех клиентов, которым не нужно такое впечатление для данной конкретной встречи или для которых смартфон — наилучшее из доступного оборудования конечной точки, этот вариант может вполне подойти.

 

LAN: Насколько загружены ваши комнаты Telepresence?

Квинлан: В нашей внутренней сети имеется 8–10 комнат Telepresence, которые заняты более 8 часов в день. Что касается публичных комнат, то мы не публикуем информации об их загруженности. Однако я могу сказать, что только за последний год общее время их использования увеличилось в пять раз, а доход от них вырос десятикратно. Мы постоянно стремимся повышать уровень использования и надеемся, что этот показатель будет расти по мере того, как компании станут все больше узнавать о преимуществах деловых видеоконференций. Мы также ожидаем увеличения спроса в свете нашей стратегии предоставления связи через разные устройства и стремления к открытой глобальной сети.

Так, многие заказчики спрашивали, когда же появится комната Telepresence в Москве. И как только мы вместе с Bizkomm оборудовали такую комнату и сообщили о ее открытии, буквально в тот же день поступили первые заявки на ее использование.

Очень многое зависит от информированности людей о наличии той или иной возможности. Зачастую достаточно один раз поучаствовать в сеансе Telepresence, чтобы осознать всю широту открывающихся возможностей. Многие приходят снова и снова: 40% пользователей обращаются к нашим услугам повторно, что является весьма высоким показателем (впрочем, это не означает, что из оставшихся 60% никто не вернется — это лишь текущая статистика).

 

LAN: Как вы решаете проблему модернизации, ведь на рынке появляется более совершенное оборудование — так, например, Cisco выпустила не так давно новую систему TX9000?

Квинлан: Некоторые функции реализовать проще, чем другие. Скажем, сервисы конференций являются по сути облачными. Их очень просто модифицировать — зачастую достаточно обновить программное обеспечение. И мы регулярно расширяем функциональность своих конечных точек. Все это делается незаметным для пользователя образом — пока ему не потребуется новая функция, изменения остаются незамеченными.

Модернизация же комнаты Telepresence, действительно, требует значительных инвестиций, так как предполагает демонтаж старой видеостены и установку новой. Насколько такая замена конечных точек целесообразна — вопрос спорный. Если пользователи довольны достигаемым эффектом присутствия (а существующие системы справляются с этим неплохо) — нет смысла торопиться с заменой, даже если уже выпускаются системы с большей производительностью и улучшенными характеристиками.

 

LAN: Какая инфраструктура используется, так сказать, позади экрана?

Квинлан: В нашей сети реализуется технология MPLS с использованием, главным образом, оборудования Cisco — коммутаторов, маршрутизаторов, пограничных контроллеров сеансов.

Для упрощения организации многоточечных видеосеансов необходимы коммутаторы с поддержкой соответствующего функционала. Хотя наша инфраструктура базируется на оборудовании Cisco, мы поддерживаем множество конечных точек и предлагаем услуги управления для точек, построенных на основе решений других производителей, так что пользователь имеет полную свободу выбора.

Серверы многоточечной конференц-связи MSU распределены между несколькими узлами — основные находятся в Лондоне, Нью-Йорке, Сингапуре и Мумбаи. Это сделано прежде всего в целях достижения максимальной производительности — выбор MCU зависит от местонахождения конечных точек, что позволяет минимизировать задержки в передаче данных между участниками сеанса.

Вообще, эта структура достаточно сложна, если иметь в виду управление ресурсами и обеспечение взаимосвязи между нашими сетями Telepresence и сетями других провайдеров услуг. Однако, как провайдер услуги Telepresence, мы следим за конечной инфраструктурой, так что пользователю нужно только прийти в комнату, сесть поудобнее и начать свое совещание!

 

LAN: Для сеансов видеосвязи требуется большая пропускная способность. Подключая комнаты Telepresence, вы используете выделенные каналы или выделяете емкость по требованию?

Квинлан: Сами комнаты подключаются по выделенному каналу к ближайшей точке присутствия. Внутри сети мы организуем канал по требованию при совершении вызова. Это позволяет получить соединение с требуемыми характеристиками при умеренных затратах на связь.