Стоячие места Размещение оборудования в коммерческом центре обработки данных является экономически привлекательной альтернативой строительству собственного вычислительного центра, а для многих компаний этот способ представляет единственную возможность получения масштабируемой ИТ-инфраструктуры.

 

ИТ должны расти вместе с бизнесом. Однако для этого необходимо, чтобы и инженерная инфраструктура масштабировалась вместе с ИТ. Одним из способов решения этой задачи является использование модульного подхода (см. статью А. Барскова «Смена парадигмы ЦОДостроения» в этом номере). Но для многих компаний, особенно некрупных, такое решение оказывается неподъемным как технически, так и финансово. И в этой ситуации единственный практический выход — размещение оборудования в коммерческом центре обработки данных (co-location).

Как указывается в отчете Info-Tech Research Group, услугами размещения оборудования в ЦОД пользуются в той или иной форме 64% организаций. Затраты на обеспечение энергоснабжения, инженерную инфраструктуру, системы безопасности делятся между клиентами ЦОД. В результате для каждой компании они оказываются ниже, чем при содержании центра обработки данных своими силами. Как показывает опрос, проведенный Hosting.com, одним из крупнейших мировых провайдеров услуг хостинга, 70% владельцев бизнеса, исполнительных директоров и лиц, принимающих решения, рассчитывают вернуть инвестированные средства, из них 24% надеются сделать это за полгода, 40% — через год, 29% — в течение двух лет.

Таким образом, размещение оборудования в стороннем ЦОД представляет собой экономически привлекательную альтернативу строительству собственного вычислительного центра, но снижением затрат преимущества переноса оборудования во внешний ЦОД не ограничиваются. В числе выгод, по мнению экспертов Gartner, — повышение надежности и готовности, улучшение эффективности и производительности, упрощение масштабирования, соблюдение регулирующих требований и сокращение рисков. Последнее является, пожалуй, наиболее острой проблемой.

БОЛЬНОЙ ВОПРОС

Владельцы компаний по-прежнему считают, что хранить данные у себя надежнее. Мелвин Рей, старший вицепрезидент Allied Telesis по маркетингу в регионе EMEA, приводит в этой связи следующее сравнение. Ни у кого не вызывает сомнения, что хранить деньги в банке намного безопаснее, чем дома под матрасом. И в центрах обработки данных, принадлежащих крупным поставщикам облачных сервисов, реализованы, как правило, более надежные средства безопасности, чем во многих корпоративных ЦОД. Тем не менее компании по-прежнему неохотно доверяют свои данные третьим лицам.

Во всех выступлениях на форуме «МИР ЦОД 2012» поставщики услуг ЦОД обязательно уделяли внимание принимаемым мерам безопасности. Так, например, к проектированию своего первого московского ЦОД DataSpace 1 компания DataSpace привлекла американскую компанию, в послужном списке которой есть реализация систем безопасности для критических объектов на территории США, в том числе для Федеральной резервной системы. Охрана всего объекта организована в круглосуточном режиме. На входе установлены полнопрофильные турникеты, а на въезде — автоматические ворота и шлагбаумы. По периметру смонтирован комплекс инженерных заграждений и сигнальных систем, в том числе противоподкопные (!) ограждения.

Вся площадь ЦОД разделена на 12 изолированных дата-холлов. Доступ в зал с оборудованием осуществляется по специальным картам, для контроля используются также считыватели биометрических данных. За коридорами, входными дверьми и критическими зонами ведется видеонаблюдение. Происходящие события начинают записываться по сигналу датчиков движения, сделанные записи хранятся в течение трех лет. По запросу клиента может вестись видеонаблюдение за конкретными стойками. Как указывает Мария Марченко, вице-президент DataSpace, такие серьезные меры безопасности приняты для того, чтобы российские компании не стремились выводить данные за границу, а хранили их в российском ЦОД.

Как известно, главной причиной хранения данных за пределами территории РФ является желание обезопасить себя от административного фактора. И здесь вся навороченная система безопасности DataSpace будет бессильна — против лома приемов нет. Впрочем, официальные возможности вывода данных могут быть в любой момент перекрыты. Например, ФЗ-261 от 25 июля 2011 года указывает: «Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, являющихся сторонами Конвенции Совета Европы… может быть запрещена или ограничена». Как замечает Игорь Мызгин, менеджер по работе с ключевыми заказчиками DEAC, латвийского оператора ЦОД, «мы не являемся прямыми конкурентами российских операторов ЦОД, а <представляем скорее> дополняющее звено. Ни один крупный бизнес не будет выносить <свою> инфраструктуру полностью».

Поэтому для любого участника рынка главным условием успешной деятельности становится не географическое положение и не имеющиеся системы защиты, а завоевание доверия со стороны заказчиков (впрочем, первые являются хотя и не достаточной, но необходимой предпосылкой для второго). Как и в любом другом деле, для этого надо заслужить себе доброе имя. Не случайно Олег Наскидаев, руководитель департамента маркетинга и развития DEAC, подчеркивает: «Нам доверяют ценную информацию, потому что нас знают... Степень доверия коррелирует с тем, что нас знают».

ЦОД ОПТОМ

ЦОД завоевывают мир. По данным Tier 1 Research, спрос на площади ЦОД будет расти ежегодно на 14%. Споткнувшись о кризис, российский рынок быстро восстановил потерянное было равновесие и устремился вперед: в 2011 году площадь коммерческих ЦОД увеличилась на 60%. О его потенциале и привлекательности свидетельствует появление новых игроков, в том числе зарубежных. Одни, как DEAC, намерены предлагать услуги на базе ЦОД, расположенных поблизости от границ РФ, другие, как Linxdatacenter, — инвестировать в строительство ЦОД в России. Так, продолжая свою европейскую экспансию, Telecity Group объявила о приобретении ЦОД в Финляндии, что позволит ей выйти на российский и прибалтийский рынки. А IXellarate, член глобального альянса International Data Centre Group, намерен построить в Москве ЦОД общей площадью 15 тыс. м2. В результате уровень предлагаемых услуг повышается.

Одним из движущих факторов, стимулирующих строительство новых ЦОД, становится спрос со стороны «гипероптовых» заказчиков. К этой категории относятся пользователи, у которых имеется масштабная инфраструктура, ориентированная на Интернет. Раньше они предпочитали строить собственные центры обработки данных, а теперь стремятся арендовать готовые площади у девелоперов. Показательно, что одним из самых активных является Rackspace, провайдер услуг хостинга. В результате происходит расслоение: одни специализируются на подготовке площадок, а другие на оказании услуг на их базе. (В чем-то схожая тенденция наблюдается в телекоме, где операторы передают на аутсорсинг обслуживание своей инфраструктуры — казалось бы, ключевого ресурса, — стремясь сосредоточиться на высокоуровневых сервисах.) Отголоски этой тенденции, хотя и в меньшем масштабе, можно найти и в России. Так, возводимые DataSpace центры обработки данных предназначены, по сути, только для сдачи площадей в аренду и размещения стоек. При этом оператор сознательно отказывается от оказания каких-либо иных услуг, предоставляя эту возможность своим партнерам из числа системных интеграторов. Зато заказчикам можно не беспокоиться о качестве подготовки технических помещений — по уровню надежности ЦОД соответствует Tier III, что подтверждено сертификатами не только на проект, но и на объект.

 

Вопросы к провайдеру

Чтобы получить правильные ответы, надо задавать правильные вопросы. Так и при выборе центра обработки данных для размещения оборудования надо знать, что спрашивать и на что обращать внимание. Между тем, по данным Infotech Colocation Strategy Scoreboard, больше трети компаний (38%) не удосуживаются даже осмотреть площадку, где они намерены разместить свое оборудование, — а ведь они собираются там не картошку хранить! И это при неумолкающих разговорах о всеобщей озабоченности относительно сохранности конфиденциальных данных. Предлагаемый ниже список вопросов предложен специалистами Internap Network Services и призван оказать помощь в выборе провайдера в соответствии с имеющимися потребностями.

  1. Как далеко находится офисное здание от ЦОД? Сколько времени потребуется ИТ-персоналу, чтобы до него добраться?
  2. Если у компании несколько офисов, то, может быть, имеет смысл рассмотреть площадку в том регионе, где цены на недвижимость минимальны. Имеет ли провайдер географически распределенную структуру? Есть ли у него площадки в других городах (странах)?
  3. Какие меры приняты провайдером против природных катастроф (если таковые возможны в данной местности)? Насколько они надежны?
  4. Какие средства безопасности применяются? Установлены ли биометрические сканеры, осуществляется ли мониторинг, ведется ли видеонаблюдение?
  5. Насколько широк выбор вариантов подключения? Если провайдер не придерживается принципов нейтралитета по отношению к операторам, то вам придется пользоваться услугами только одного, допущенного на эту площадку (зачастую провайдер и оператор в одном лице).
  6. Какие другие сервисы помимо сдачи площадей в аренду предлагает провайдер? Доступны ли облачные сервисы или управляемый хостинг (на случай, если они потребуются в будущем при изменении модели бизнеса)? Как насчет удаленного обслуживания или управляемых инсталляций?
  7. Насколько жесткие SLA предлагаются? Каков уровень доступности (готовности)? Какую компенсацию предлагает провайдер в случае нарушения SLA?
  8. Проводится ли независимый аудит площадки? Как часто он выполняется?
  9. Провайдер предоставляет услуги премиум- или экономкласса? Готовы ли вы пожертвовать производительностью и поддержкой ради снижения цены? Имеются ли какие-либо скрытые затраты?
  10. Каковы возможности масштабирования площадки? Имеется ли место для расширения? Можно ли разместить оборудование высокой плотности?
  11. Оказывается ли техническая поддержка (на случай, если она вам потребуется)? Какова квалификация инженера, который будет отвечать на вопросы при вашем обращении в техцентр?
  12. Насколько комфортна рабочая среда для ваших ИТ-специалистов? Предусмотрены ли для них отдельные помещения?

 

ОТ АРЕНДЫ К СЕРВИСАМ

По едкому замечанию одного из участников форума, бизнес операторов ЦОД «на 90% состоит из перепродажи электроэнергии». В какой-то мере это верно — чтобы оставаться конкурентоспособными, проектировщики и операторы ЦОД стремятся добиться максимальной экономии электроэнергии, на которую приходится основная статья операционных затрат. Прежде всего это касается тех, кто предоставляет исключительно услуги co-location — для них снижение текущих затрат является главным внутренним источником повышения прибыли.

Вместе с тем многие операторы стремятся предложить дополнительные сервисы. Зачастую они концентрируются вокруг тех же услуг co-location. Как формулирует Олег Наскидаев, «услуги ЦОД — это не банальная сдача в аренду, а интеграционнй проект, осуществляемый вместе с техническими службами заказчиков для решения определенных задач». Примером такого проекта может служить перевод инфраструктуры Yota в петербургский ЦОД Linxdatacenter из другого КЦОД.

Строительству собственного ЦОД Yota предпочла аутсорсинг, но при этом оператор предъявлял очень жесткие требования к выбору площадки. По словам Екатерины Кукановой, коммерческого директора Linxdatacenter, Yota выбирала компанию, для которой управление ЦОД было бы основным бизнесом, а не сопутствующим. Одним из важнейших условий была полная легитимность деятельности поставщика услуг ЦОД: проверке подлежали уставные документы и лицензии, договоры на эксплуатацию и обслуживание, прозрачность процедур и процессов и даже репутация руководителей.

Выводы по реализации проекта следующие. Столь сложный переезд следует планировать заранее — минимум за полгода, а контроль за ходом его выполнения поручать специально выделенному менеджеру. Работу необходимо вести со всеми отделами, поскольку для каждого из них нужен особый сервис. Переезд каждой стойки следует планировать по отдельности. Yota оговорила себе право расторжения договора (так что вопрос привязки к поставщику тоже решаем), а также возможность бесплатного резервирования стойко-мест, если понадобятся дополнительные площади и мощности.

Хотя аренда стоек остается основной статьей доходов для большинства операторов ЦОД, они стремятся предлагать высокоуровневые услуги, такие как хостинг, порталы, облака, — в конце концов за ними будущее (впрочем, все еще отдаленное). Таким образом, предприятия могут выбирать услуги в соответствии с предполагаемой рабочей нагрузкой, соглашениями об обслуживании и другими характеристиками.

Однако выбор таких услуг по-прежнему ограничен — пока спрос (точнее его отсутствие) определяет предложение. Предприятия предпочитают строить собственные внутренние облака. Чтобы упростить заказчикам решение этой задачи, некоторые системные интеграторы предлагают «частное облако из коробки»: например, заказчик компании «Ай-Теко» может разместить такое облако в собственном ЦОД или развернуть его на базе ЦОД «Траст-Инфо».

Как указывается в статье Сергея Орлова «Коммуникации из облака», в России сервисы по модели SaaS предлагают несколько десятков компаний. Однако их оборот невелик, как и всего рынка облачных услуг (и в абсолютном выражении, и в сравнении с рынком ЦОД). Поэтому лишь немногие компании в России специализируются на предоставлении облачных услуг — то есть являются исключительно провайдерами облачных серверов. Чаще такие услуги дополняют основной бизнес. Например, у «Ай-Теко» под облачные услуги на начало года было выделено 20 стоек ЦОД «Траст-Инфо», в то время как его вместимость составляет 1000 стоек.

Поставщикам соответствующих услуг приходится формировать рынок чуть ли не с нуля — по сути, они вынуждены работать на перспективу, но, надо сказать, весьма заманчивую: аналитики обещают многократный рост рынка. Чтобы пользователи могли оценить преимущества облачных услуг, провайдеры предлагают бесплатно протестировать их в течение какого-то времени. В магазине облачных сервисов i-Oblako компании «Ай-Теко» можно попробовать и заказать 16 разных сервисов SaaS — от Microsoft Office 365 до справочного стола I-Teco Service Desk.

Портал i-Oblako ориентирован на предприятия малого и среднего бизнеса. В каталоге услуг представлены такие востребованные приложения для автоматизации бизнеса, как «1С: Бухгалтерия», «1С: Зарплата и кадры» и «1С: Управление торговлей». Кроме того, на портале представлены специфические приложения для конкретных отраслей: система мониторинга подвижных объектов Position Report и электронный сервис «Портал для жильцов», адресованный управляющим компаниям из сферы ЖКХ. Как сообщил на форуме Владимир Щетинин, директор центра разработки инфраструктурных решений, в планах «Ай-Теко» — довести число приложений до 40, в том числе предложить базу данных как услугу. Благодаря порталу самообслуживания время реализации заявок на услуги сократилось, как утверждается, с нескольких дней до нескольких часов.

ГОСУДАРСТВО НА АУТСОРСИНГЕ

Как и во многих других сферах экономики, крупнейшим пользователем услуг ЦОД является государство. Однако если в Америке правительству приходится сокращать число федеральных центров обработки данных (с двух тысяч до одной к 2015 году), то российскому требуется их построить. В том и другом случае цель одна — консолидировать ресурсы различных министерств и ведомств. Так, например, центр обработки данных технопарка в Казани обслуживает все 25 тыс. почтовых ящиков чиновников правительства Татарстана.

Искандер Динисламов, заместитель директора по ИТ «Технопарка в сфере высоких технологий «ИТ-парк»», отмечает: «Система документооборота, электронная почта, электронное правительство — все они в качестве инфраструктурной подложки используют наше оборудование. Ни в одном министерстве серверов нет». Все документы между министерствами передаются только в электронном виде, за исключением тех случаев, когда бумажный документ отправляется на хранение. По его мнению, система документооборота Республики Татарстан может служить примером реализации «облачной модели».

Обслуживание нужд правительства — только одна из задач центра. Главная задача технопарка — способствовать развитию ИТ в регионе. Функционирующий в его рамках бизнес-инкубатор призван поддерживать начинающие компании. Отобранные по результатам конкурса резиденты инкубатора (а требования довольно жесткие: бизнес-план должен предусматривать капитализацию в 100 млн долларов за пять лет) бесплатно получают целый сервисный пакет, в том числе услуги ЦОД. Как говорит Искандер Динисламов, для молодой компании покупка сервера за 60–100 тыс. рублей может стать непосильным финансовым бременем, а здесь все его функции предоставляются безвозмездно.

Штат компании-резидента не должен превышать шести человек. Если сотрудников становится больше, организация обязана покинуть инкубатор. Собственно, это означает, что бизнес растет и, как правило, к этому моменту резидент уже находит спонсоров для своего дальнейшего развития. Какова же выгода государства? По расчетам, за счет налоговых поступлений от ИТ-компаний бюджетные вложения в строительство технопарка окупятся за пять лет.

При этом на осуществление своей операционной деятельности ЦОД не тратит ни копейки государственных средств. Чтобы добиться самоокупаемости, он оказывает услуги внешним заказчикам. Его клиентами, помимо правительственных учреждений, являются такие предприятия, как КамАЗ, «Яндекс», МТС, ivi.ru и другие. За прошлый год выручка центра выросла на 40%, при этом, по словам Искандера Динисламова, услуги центра вдвое дешевле среднерыночных.

Инфраструктура ЦОД отвечает требованиям бизнес-клиентов, соответствуя Tier III (в планах — сертификация всего ЦОД по Tier III). Так, системы электропитания и кондиционирования зарезервированы по схеме N+1. В центре присутствуют 10 магистральных операторов и 6 региональных. Однако, несмотря на подведенную мощность в 5 МВт, вместимость самого ЦОД невелика — всего 250 стоек. Удовлетворению спроса должно способствовать открытие второго технопарка в Набережных Челнах, разрешение на которое удалось получить благодаря признанию казанского технопарка лучшим в России.

СПАЛЬНЫЙ РАЙОН

На российском рынке появляется все больше предложений по размещению стоек в коммерческих центрах обработки данных, способных удовлетворить жесткие требования в части безопасности, надежности и качества сервиса. Но параллельно со строительством площадей под стойкоместа (так и напрашивается аналогия с койко-местами) появляются предложения облачных серверов. Из непритязательных общежитий центры обработки данных превращаются в уютные гостиницы с разнообразным сервисом.

Дмитрий Ганьжа — главный редактор «Журнала сетевых решений/LAN».