По понятным причинам многие предприятия уделяют все большее внимание выбору подходящего центра обработки данных. Ведь речь идет об обеспечении текущих и будущих рабочих процессов и об их защите. Уже никого не надо убеждать в том, что доступность информации, хранящейся в цифровом виде, имеет критическое значение для деловых процессов. В этом контексте необходимо обеспечить высокое качество коммуникационных каналов, высоконадежные ЦОД с соответствующими опциями расширения площадей, систем энергоснабжения и охлаждения, а также расширенные услуги вроде дополнительных сервисов для обеспечения непрерывности деловых процессов.

 

Процесс выбора иногда может превратиться в настоящую муку, особенно если ответственные за принятие решений специалисты по ИТ должны найти оптимальное техническое решение — производительное, высоконадежное, пригодное для дальнейшего масштабирования и соответствующее возможностям достаточно ограниченного бюджета.

 

ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ: МАСШТАБИРУЕМОСТЬ

Провайдеры услуг ЦОД вполне осознают, какие ограничения накладывают на себя предприятия-клиенты. Заметим, что к ЦОД можно применить правило, действующее для многих сфер жизни: качество имеет свою цену. Клиенту центра обработки данных следует самостоятельно решить, услуга какого уровня ему необходима. Разумеется, почти всегда можно найти надежное и производительное решение, которое в момент выбора будет дешевле аналогичных, однако практика показывает, что выбор в пользу, на первый взгляд, более выгодного предложения, соответствующего всем техническим предписаниям и требованиям безопасности, в средне- и долгосрочной перспективе может оказаться ошибочным.

Серьезные трудности могут возникнуть в случае увеличения размеров предприятия, необходимости внедрения в инфраструктуру ИТ новых процессов и сервисов или при освоении новых рынков, расположенных в удалении от основной территории. Если мощности и/или условия местоположения ЦОД, предоставляющего услуги, не позволяют реализовать быстрое плавное масштабирование используемых сервисов, то сотрудники отдела ИТ, отвечающие за своевременное предоставление продуктов и решений в рамках выделяемого бюджета, сталкиваются с неприятными проблемами. Чтобы компенсировать нехватку ресурсов для масштабирования и обойтись без полной смены поставщика услуг, они начинают латать дыры, перенося отдельные задачи, процессы или сервисы ИТ в ЦОД других провайдеров. В результате реализация сквозной и всесторонней концепции безопасности становится все более сложной, что приводит к расширению штата специалистов по администрированию и, как следствие, к росту расходов. Таким образом, масштабируемость услуг, предоставляемых в ЦОД, становится важным элементом экономически выгодной концепции обеспечения безопасности и высокой доступности систем.

Еще один способ обеспечения доступности ИТ представляет собой использование сервисов, поддерживающих непрерывность деловых процессов, к примеру, посредством второго ЦОД, который в случае возникновения неполадок берет на себя обязанности первичного центра обработки данных. При этом сетевая инфраструктура должна обладать такими возможностями, чтобы работа пользователей без помех переводилась в запасной ЦОД. Важное для принятия решения условие — расположение резервного центра в нескольких километрах от основного ЦОД предприятия, чтобы гарантировать его безопасность в случае серьезных пожаров или других происшествий с большой зоной охвата.

Гибкость в вопросах масштабируемости, которую клиенты ЦОД вправе ожидать от провайдеров соответствующих услуг, должна проявляться уже при оснащении базовыми компонентами, такими как системы энергоснабжения вместе с устройствами ИБП и генераторами, системы для раннего обнаружения пожаров и их тушения, а также климатические установки. В конце концов решающим критерием выбора являются задачи пользователя, которому необходимо определить, какой уровень надежности оборудования ему требуется, а не ориентироваться на архитектурные или организационные ограничения, налагаемые владельцем центра обработки данных.

 

ГИБКОСТЬ ПРИ ВЫБОРЕ КОМПОНЕНТОВ

При первичной оценке энергоснабжения ЦОД необходимо обратить внимание на линии электроснабжения, подведенные к территории ЦОД, которые, как и каналы для передачи данных, должны быть выполнены избыточно. Внутри ЦОД необходимо проверить наличие (количество и характеристики) всех электрических компонентов (ИБП, генераторов, трансформаторов, установок среднего и низкого напряжения, а также распределительных устройств) и их доступность для использования. Выбор в пользу конкретной концепции избыточности определяется потребностями пользователей. Базовый вариант подразумевает простую систему энергоснабжения без избыточных компонентов (N), которая, однако, приводит к возникновению простоев, связанных с ремонтом и заменой ее элементов в случае неполадок, а также с техническим обслуживанием устройств, что влечет за собой прерывание рабочих процессов. Если подача электроэнергии осуществляется через единственную линию, но некоторые отдельные компоненты избыточны, то речь идет о концепции N+1.

В настоящее время в качестве стандарта утвердился подход с обеспечением энергоснабжения посредством двух физически разделенных линий (2N), часто оснащенных отдельными избыточными элементами (2N+1), или даже 3N. Хорошо спланированный, а следовательно, гибкий ЦОД может — в зависимости от требований клиента — обеспечить реализацию каждого из этих вариантов. Важно также, чтобы концепция защиты энергоснабжения охватывала не только первичных потребителей, то есть системы ИТ, но и вторичные структуры, к примеру системы освещения или обеспечения безопасности здания.

Еще один нюанс, часто упускаемый из виду, — периодичность технического обслуживания генераторов, которая должна быть зафиксирована владельцами ЦОД в специальном документе, иначе велика вероятность, что при отсутствии перебоев в подаче электроэнергии об этих устройствах могут забыть, а в ситуации, когда они действительно понадобятся, генераторы могут дать сбой.

Качество предоставляемых услуг помогают сравнить соглашения об уровне сервиса (Service Level Agreement, SLA), обеспечиваемые провайдером. Например, применительно к энергоснабжению качество указывается в процентах и представляет собой доступность электроэнергии за фиксированный промежуток времени. Так, доступность на уровне 99,5% выглядит внушительно, однако на практике это означает, что суммарное время простоя за год может составить 43,8 ч. Если владелец вычислительного центра не готов заключить соглашение об уровне сервиса с более высокими показателями, то очевидно, что он не слишком доверяет своей собственной инфраструктуре. При доступности в 99,9% продолжительность простоя составляет 8,76 ч в год, при 99,99% — 52,6 мин, а если речь идет о 99,999%, то за год наберется лишь 5,26 мин, в течение которых системы будут недоступны.

 

ОХЛАЖДЕНИЕ И ТУШЕНИЕ

Предлагаемые в ЦОД опции охлаждения более явно, чем характеристики энергоснабжения, показывают, насколько предусмотрительным оказался владелец вычислительного центра еще на этапе его проектирования и возведения. В отличие от линий электропитания климатические установки являются достаточно негибкими системами. Если для обеспечения энергоснабжения достаточно просто проложить дополнительные провода, то последующее переоснащение системы вентиляционных шахт и труб — процесс гораздо более затратный и трудоемкий. В настоящее время в этой области наиболее распространены подходы, основанные на концепциях N+1 и 2N, они обеспечивают разумный компромисс между трудоемкостью установки, надежностью и затратами.

Системы раннего обнаружения и предотвращения возгораний, а также установки для тушения являются еще одним важным фактором обеспечения безопасности. Прежде всего нужно обратить внимание на надежную изоляцию отдельных стоек и зон внутри ЦОД, позволяющую предотвратить распространение огня.

Однако необходимо учесть, что вред от пожара определяется не только его масштабами, но и видом используемой системы пожаротушения. Системы раннего обнаружения возгораний позволяют свести ущерб к минимуму, так как с их помощью пожар можно уничтожить в самом его начале. Минимизацию или даже полное предотвращение ущерба обеспечивают слаженная работа и правильная настройка всех систем. Для борьбы с огнем существуют самые различные типы систем, к примеру, спринклерные с так называемыми сухими трубопроводами, которые заполняются водой непосредственно при возгорании. Но это не значит, что в результате все оборудование ИТ уйдет под воду. Подача воды происходит только в случае, когда языки пламени достигнут самой разбрызгивающей головки. Так, тление кабеля или неисправный блок питания сервера не приводят к существенному повышению температуры и, следовательно, к выбросу воды.

Другой тип оборудования — системы пожаротушения на основе мельчайшего распыления воды (High-Fog), которым для обеспечения аналогичной производительности требуется гораздо меньше жидкости, к тому же они используют дистиллированную воду. Газовые системы пожаротушения считаются наиболее «изящным» решением: используемые в них газы (аргон, инерген и др.) подавляют пламя за счет вытеснения кислорода. Они срабатывают быстрее других систем, однако тоже способны причинить ущерб. К примеру, при использовании газовой системы пожаротушения в помещении, где отсутствует возможность выравнивания давления, может произойти обрушение стены или потолка. Кроме того, такие решения мало подходят для больших ЦОД, ведь для помещения, например, объемом 12 тыс. кубометров потребуется огромное количество газа. Следует заметить, что в новых вычислительных центрах применение таких газов, как двуокись углерода, запрещено из-за их токсического действия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пользователь услуг центра обработки данных должен сам определять ту степень надежности, которая будет соответствовать его требованиям и имеющемуся бюджету. Задача владельца вычислительного центра — обеспечить достаточную гибкость, позволяющую выполнить требования клиентов. Так, ему следует предоставить возможность аренды дополнительных линий подачи электроэнергии и передачи данных, равно как и предусмотреть меры для обеспечения физической защиты с помощью систем контроля доступа, устройств наблюдения за территорией и четко заданных правил для посетителей. Наличие разноуровневых и масштабируемых решений в области подачи и распределения электроэнергии, климатических установок и систем раннего обнаружения возгораний и пожаротушения, а также присутствие квалифицированного персонала, доступного 24 часа в сутки семь дней в неделю, являются дополнительным доводом в пользу профессионализма сервис-провайдера. Естественно, что за такие услуги придется платить.

 

Йорг Розенгарт — руководитель компании Equinix Deutschland.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF